← Одно из бывших зданий института (ул. К. Маркса, д. 32)
Чувашский республиканский институт образования прошел долгий путь развития. В разные годы он назывался по-разному, но всегда с успехом решал задачи повышения квалификации и переподготовки кадров народного образования.
Предыстория его уходит в 20-е годы, когда в Чувашии были достигнуты значительные результаты в ликвидации неграмотности и становлении чувашской школы. Тогда во всех национальных районах страны создавались опытно-показательные школы, через которые велась работа по повышению научного и методического уровня учебно-воспитательного процесса. Своеобразным методическим центром республики стала Чебоксарская опытно-показательная школа-коммуна имени III Интернационала (1920–1930 гг.).
В 30-е годы начался новый этап в истории советской школы. В июле 1930 г. было принято Постановление ЦК ВКП (б) "О всеобщем обязательном начальном обучении''. Оно предусматривало обязательное привлечение к учебе не только детей 8–10 лет, но и подростков 11–15 лет, не прошедших курса начальной школы.
Вторым пятилетним планом вводилось уже всеобщее обязательное семилетнее образование. Ставилась задача, чтобы к 1935–1936 учебному году в 5-е классы были приняты все дети, оканчивающие начальную школы в городах и рабочих поселках, а к 1937–1938 гг. все дети, оканчивающие начальную школу в сельских местностях. Для этого требовались профессионально подготовленные педагогические кадры. 29 января 1934 г. СНК РСФСР принимает Постановление о повышении квалификации учительства. В соответствии с ним учителя России должны были получить до 1 сентября 1937 г. образование без отрыва от производства. Учителя начальной школы, имеющие семилетнее образование, обязаны были окончить педтехникумы, а имеющие среднее образование – педагогические институты. Каждый год обучения засчитывался в их стаж за два года работы.
В Чувашии, наряду с быстрым ростом школ, увеличивалось и количество школьных работников. Только за три года (с 1 января 1931 г. по 1 января 1934 г.) число учителей начальной школы выросло с 1942 до 2707, а в неполных средних и средних школах – с 603 до 1908. С одной стороны, многих из них необходимо было обучить профессии, с другой – следовало наладить работу по повышению квалификации. Для этого 9 марта 1934 года и был создан Институт повышения квалификации кадров народного образования (ИПККНО). На него были возложены функции повышения квалификации и заочного обучения работников просвещения, подготовки учебно-методических материалов, организации районных и межрайонных курсов и семинаров.
Уже в 1934 г. курсы в институте прошли 585 учителей нашей республики и 21 преподаватель чувашского языка и литературы из других регионов страны. Учителя стремились в институт. Даже прохождение краткосрочных курсов давало им право преподавать в средней школе. Они и преподавали. На 1 января 1935 года учителей с высшим образованием было всего 179, а со средним образованием – 1431. Для них проводили семинары непосредственно в районах. В 1935 году их было 72 с охватом 509 человек. Кроме того, 23 учителя прошли курсы в Центральном ИПККНО в Москве и 10 в Нижнем Новгороде.
Если в 1934–35гг. работа ИПККНО в основном носила сезонный характер, то с 1936 года была введена стационарная система и курсовые мероприятия стали проводиться непрерывно в течение всего года.
В 1936–37-м учебном году работа была особенно напряженной. 649 человек прошли курсы, по окончании которых они сдали экзамены за учительский институт; 681 получили дипломы педагогического училища и 51 педагог повысил квалификацию на 10-ти-месячных курсах.
Институту приходилось работать в тяжелых условиях. Не хватало методистов, помещений, не было общежитий. Первоначально институту была предоставлена комнатка в здании Наркомпроса. В Чебоксарах курсы проводились в зданиях пединститута и строительного техникума, в Марпосаде – в древтехникуме, в Цивильске – в педтехникуме и т. д. Но, несмотря на все трудности, институт встал на ноги. Число сотрудников к 1 марта 1937 г. достигло 18 человек. Одними из первых методистов были В.Ф.Фадеев, А.С.Сергеева, И.А.Белова, И.С.Привалов, Г.П. Петров.
Не прошла мимо ИПККНО и волна репрессий. Директор института А.С.Сергеева в отчете за 1936–37 учебный год писала: «В институт пробрались прямые враги и чуждые элементы. 9 февраля с. г. изъят враг народа преподаватель истории СССР Дридигер, работавший с 19 апреля 1936 года. С 1 декабря 1936 г. по 15 февраля 1937 г. работал, разоблаченный чувашской партийной организацией шкурник Элле. С июня 1936 г. по 3 мая с. г. в институте работал, исключенный из партии С. П. Павлов, а с октября 1936 г. по 25 июня с. г. – антисоветский элемент Максимов".
К концу 30-х годов стало ясно, что для повышения квалификации учительства необходимо укрепление материальной базы института и повышение профессионализма преподавательского состава. Поэтому 7 декабря 1938 г. ИПККНО и Областной школьный методический кабинет были объединены в Республиканский институт усовершенствования учителей, который приравнивался к высшим учебным заведениям. Стали проводиться и соответствующие формы работы: курсы, семинары и педагогические практикумы по вопросам школьной и руководящей работы, лекции, конференции, выставки, кружки, учебные экскурсии, консультации. Так как штат института расширился до 33-х единиц, ему было предоставлено здание по ул. К.Маркса.
В состав института вошли три структурных подразделения: учебная часть, административно-хозяйственная и финансовая часть, отдел массовых курсовых мероприятий. Кабинетов было всего три: начальной школы, средней школы и дошкольного воспитания.
ИУУ вносил свой вклад не только в подготовку педагогических кадров, но и в расширение сети школ и дошкольных учреждений. Судите сами: до революции на территории Чувашии было 436 начальных и средних школ, а в 1940 году – 1057; учителей до 1917 г. было 822 человека, а в 1940 г. – 6937. Кроме того работало 63 детских сада, которых до революции не было вовсе.
Большая работа проводилась сотрудниками института по изучению и распространению опыта работы учителей. С этой целью, только в 1939–40 учебном году, они посетили 23 начальных и более 70 неполных средних и средних школ. Тогда же были изданы первые сборники научно-методических трудов.
Курсовые мероприятия по праву занимали центральное место в работе ИУУ. Они проводились для различных категорий работников образования: учителей-предметников, воспитателей детских садов, школьных инструкторов, инспекторов, преподавателей педучилищ, пионервожатых и даже счетных работников республиканских учреждений. Необходимо заметить, что учителя, проходившие курсы, получали стипендии.
Весь преподавательский состав на курсах был приглашенным со стороны (только 3 сотрудника ИУУ вели занятия). Такая практика оправдывала себя, так как позволяла привлекать к обучению лучших специалистов.
К концу 30-х годов в институте стала складываться методическая школа, у истоков которой стояли А.Т. Трофимов, П.Н.Николаев, Г.О.Ефремов, А.Л.Ляпидовский и др.
Начавшаяся война внесла изменения в работу института. Был резко сокращён штат. В отдельные периоды войны работали всего 2 сотрудника. Появились свои особенности работы. На первый план вышли вопросы всеобщего обучения, устройства детей, оставшихся без родителей, совершенствования работы учителей чувашского языка в условиях большого наплыва учащихся, им не владеющих, организации методической работы в связи с закрытием существовавших в республике 10-ти районных методических кабинетов (к концу войны все они были восстановлены). Большое место в работе института занимали выездные мероприятия. Была разработана специальная программа краткосрочных курсов по подготовке учителей из лиц, окончивших среднюю школу, для замены большого числа квалифицированных педагогов, ушедших на поле брани.
1945 г. стал для ИУУ годом оживления работы. Штат института был доведен до 18 человек в составе 9-ти учебно-методических кабинетов. Активизировалась курсовая подготовка. За период с 1945 по 1949 гг. её прошли более 4000 учителей и других работников образования. Большую работу проводила институтская библиотека, которая занималась организацией библиотечек-передвижек для наиболее отдалённых районов. Они комплектовались педагогической, методической и художественной литературой в целях оказания помощи учителям в самообразовании.
Во второй половине 40-х годов все силы направлялись на восстановление всеобщего начального образования, а с 1952 года и на выполнение обязательного образования в объёме семи классов.
В 1950-е годы повышение квалификации учителей осуществлялось следующим образом: в самом институте проводились инструктивные семинары, 20-дневные и месячные курсы учителей. Широко практиковался годичный цикл очно-заочного обучения в районах, завершающим этапом которого были месячные курсы учителей в институте с выдачей удостоверений о повышении квалификации. В районах проводились также двухгодичные курсы для учителей без отрыва от производства (охватывали до 16 пунктов республики одновременно). Интересен тот факт, что бухгалтерия института производила расчет по курсам со слушателями, выплачивая им суточные и проездные.
В 50-е годы началась активная работа с чувашской диаспорой. Преподаватели чувашского языка и литературы неоднократно выезжали в Оренбургскую область, с целью оказания методической помощи учителям чувашских школ, проводили там курсы.
В 1958 году под лозунгом борьбы за «укрепление связи школы с жизнью» началась реформа общего среднего образования. Вместо семилетнего вводилось обязательное восьмилетнее обучение. Полное среднее образование осуществлялось на "политехнической" основе – через соединение обучения с производственным трудом. Срок обучения в средней школе увеличивался с 10 до 11 лет, а выпускники помимо аттестата зрелости получали свидетельство о специальности. Одновременно была упразднена система "трудовых резервов" – военизированных ремесленных и фабрично-заводских училищ. Их заменили обычные профессионально-технические училища. Профессиональная подготовка носила формальный характер, и редко кто из выпускников работал по специальности. Тем не менее, в институте уделялось большое внимание курсам для учителей автодела, мастеров сельскохозяйственных машин и заведующих школьными учебными мастерскими.
В 1960 г в институте было уже 12 кабинетов. Тогда же центрами методической работы с сельскими учителями стали средние школы. Этот опыт был одобрен Министерством просвещения РСФСР и установленная в ЧАССР организационная структура методической работы была распространена на все края, области и автономные республики РСФСР, что свидетельствовало о высокой оценке работы ИУУ.
В Чувашии всё подрастающее поколение уже к началу 60-х годов получило восьмилетнее образование, а к середине 70-х было охвачено десятилетним всеобучем. К этому времени в институте сложилась устойчивая и эффективная система повышения квалификации учителей. С 1970 г. в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева начал действовать факультет повышения квалификации руководителей школ с трехмесячным сроком обучения по 420-часовой программе. С 1973 г. факультет перешел на двухмесячный срок обучения (280-часовая программа). Директора сдавали зачеты и экзамены по педагогике, психологии, основам школоведения, трудовому законодательству, правилам техники безопасности и производственной санитарии.
Директоров школ направляли на курсы повышения квалификации также в Горький и Ульяновск. В самом институте обучались заместители директоров и организаторы по воспитательной работе. Методисты, инспектора и руководители отделов народного образования проходили курсы повышения в Центральном институте усовершенствования учителей в Москве.
Учителя-предметники повышали свою квалификацию в ИУУ на месячных курсах, инструктивных семинарах, семинарах-практикумах. С 1972 г. ввели курсовую подготовку для преподавателей общеобразовательных дисциплин средних специальных учебных заведений и профессионально-технических училищ.
Большая часть учителей проходила курсы в летний период. Для этого институту предоставлялись помещения для занятий, общежития. За период с 1966 по 1970 год курсовую подготовку в институте прошли 14070 учителей. За период с 1971 по 1973 год – 10477.
В 1971 г. в институте работало 15 кабинетов. Среди сотрудников института было 29 человек с высшим образованием и 1 кандидат наук.
С 1984 г. в Чувашии, как и в целом по стране, была предпринята очередная попытка реформы школы, изложенная в «Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы». Именно тогда институт становится не только центром методической, но и научной работы учителей. Повысилась эффективность курсовых мероприятий, улучшилась работа по обобщению и распространению передового педагогического опыта. Для этого был организован специальный кабинет.
В 1986–1988 гг. открыты 4 кафедры: общественных наук, педагогики и психологии, чувашского и русского языков. Было построено и введено в действие общежитие. Создан музей народного образования.
В 1991 году приказом Министерства просвещения ЧАССР от 19 сентября ИУУ был ликвидирован и на его базе создан Республиканский институт повышения квалификации работников народного образования (РИПКРНО). Были открыты 5 факультетов, на которых работали 9 кафедр.
В 1993 году на базе РИПКРНО был создан Чувашский республиканский институт образования (ЧРИО). Чувашский республиканский институт образования стал научно-методическим учреждением, научно-педагогическим комплексом инновационного типа, осуществляющим научно-исследовательское, учебное и методическое обеспечение развития образования в Чувашской Республике.
Изменение статуса института было напрямую связано с процессами, происходящими в системе образования республики. Реформа общего образования требовала сбора информации и научного анализа состояния дел в регионе, проектирования развития образовательных процессов, их координации с процессами социальной сферы, экспертизы инновационных процессов, их отработки на экспериментальных площадках, научно-методического и психолого-педагогического сопровождения. С изменением статуса расширилась и сфера деятельности института. В процессе осуществления реформы образования активно внедрялись новые технологии повышения профессионализма работников образования, сотрудники института участвовали в разработке и реализации республиканских целевых программ.
Именно в эти годы был разработан целый ряд важнейших нормативно-правовых документов, направленных на развитие образования в республике: Закон «Об образовании» (1993 год), Программа развития образования Чувашской Республики на 1994–2000 годы (1994 год), Программа "Информатизация образования Чувашской Республики на 1995–2000 годы", Президентская программа «Новая школа» (1996 год), Закон Чувашской Республики «О республиканском комплекте учебников для общеобразовательных учреждений» (1997 год), республиканская программа «Дети Чувашии» (1998 год), Концепция государственной образовательной политики Чувашской Республики «Человек и образование в современном мире» (1998 год) и др.
С 1995 года началось активное сотрудничество с Международным фондом «Институт Открытое Общество». В ходе реализации образовательных программ и проектов Фонда в школы Чувашии поступило более 20 тыс. экземпляров учебной литературы нового поколения, 300 учителей иностранных языков и 100 –гуманитарных дисциплин прошли переподготовку по принципиально новой программе, 56 учителей получили звание и гранты "Соросовский учитель", более 20 преподавателей вузов – гранты на проведение научных исследований. Все это позволило создать в республике определенные сообщества учителей, разделяющих идеи открытого демократического общества, осознающих необходимость преобразования системы образования и общества в целом, способных реально участвовать в этих процессах.
Наступил новый этап в развитии института. В 1998 году ЧРИО переименовывается в государственное учреждение «Чувашский республиканский институт образования» (ГУ «ЧРИО»). Существенно изменился статус института, его структура и основные направления работы. Создание кафедр, лабораторий и центров, привлечение высококвалифицированных специалистов, использование научных методов исследования состояния образования способствовали изменению роли и функций института в развитии образования в республике.
В 1998 г. институт успешно прошёл аттестацию и аккредитацию и получил лицензию на ведение образовательной деятельности до 2000 г. Согласно лицензии Министерства образования Российской Федерации от 02 декабря 1998 года № 163 институт образования имеет право на ведение образовательной деятельности в сфере профессионального дополнительного образования по 29 программам повышения квалификации и 6 программам профессиональной переподготовки: практическая психология в системе образования, менеджмент в образовании, русский язык и литература, иностранный язык (английский), чувашский язык и литература, домашний воспитатель (гувернер).
Осенью 1998 года двумя Указами Президента Чувашской Республики, на Чувашский республиканский институт образования были возложены задачи повышения квалификации, обучения, консультирования государственных муниципальных служащих, руководителей и специалистов предприятий и организаций Чувашской Республики. В целях реализации Указов в институте была создана кафедра экономики, менеджмента и права.
С этого времени институт принимает постоянное участие в реализации республиканских программ развития кадрового потенциала ЧР. С сентября 1998 по май 2001 года включительно в институте повысили свою квалификацию почти 1200 сотрудников органов власти и управления в категориях: главы администраций (городов, районов, поселков и деревень), руководители, заместители, старшие специалисты министерств, ведомств и учреждений, резерв кадров, молодые специалисты и так далее.
В 2000 году ГУ «ЧРИО» преобразовывается в государственное образовательное учреждение "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования Чувашской Республики (ГОУ «ЧРИО» Минобразования Чувашии).
В этом же году создается лаборатория диагностики и аттестации образовательных учреждений, которая в соответствии с Программой развития образования приступила к обеспечению диагностического и научно-методического сопровождения аттестации ОУ. В течение года была проведена работа по подготовке пакета аттестационно-диагностических методик, разработаны предложения для разработки нормативно-правового акта о процедуре назначения на должность руководителя ОУ, оказана конкретная помощь образовательным учреждениям, активно проводилось консультирование специалистов районных органов управления образования по вопросам совершенствования качества управления образовательными учреждениями.
В 2000 году Постановлением Кабинета Министров Чувашской Республики принимается Концепция национальной школы Чувашской Республики в современной системе обучения и воспитания. В связи с этим особо актуальным стало создание в 2001 году при институте Лаборатории национальных школ Чувашской Республики. Деятельность лаборатории была ориентирована на программно-методическое обеспечение национально-регионального компонента содержания образования детских дошкольных учреждений и начальных школ. Работа велась по следующим направлениям: создание программ, учебно-методических пособий для национальных ДОУ и начальной школы по чувашскому языку; создание диагностических материалов для того же контингента и мониторинг знаний, умений и навыков учащихся начальных классов по чувашскому языку; участие в работе научно-практических конференций, теоретических семинаров, в работе курсов повышения квалификации учителей начальных классов чувашских школ.
С 2001 года в институте образования работает редакционно-издательский центр. Одним из важнейших направлений его деятельности является подготовка к изданию республиканского компонента учебников.
Одно из основных направлений развития системы образования Чувашской Республики – информатизация образования. Овладение современными информационными технологиями является ключевой компетенцией, которой должен владеть современный человек. С целью информационной поддержки различных образовательных проектов и информационного обеспечения деятельности института был организован Центр информационных технологий.
В 2001 учебном году активно функционировала региональная стратегическая команда, созданная на базе института с целью реализации Мегапроекта «Развитие образование в России» и регионального проекта «Развитие образования в Чувашской Республике». Результатом деятельности команды стал завершенный проект «Муниципальный культурно-образовательный комплекс». Проект был направлен на совершенствование использования общественных ресурсов в образовании с целью повышения роли сельской школы как социокультурного и образовательного центра развития села на фоне нормативно-подушевого финансирования образовательных учреждений, оптимизации сети образовательных учреждений в республике.
Приказом МО ЧР от 10.09.2003 г. в Чувашской Республике был начат эксперимент по введению предпрофильного обучения в 9-х классах в 32-х общеобразовательных учреждениях. В целях определения оптимальных форм организации предпрофильной подготовки учащихся 9 классов и профильного обучения Центром стратегических исследований института были разработаны анкеты и проведены социологические исследования в школах, участвующих в эксперименте. К завершению эксперимента сотрудниками кафедр ЧРИО было опубликовано 4 сборника программ элективных курсов профильного обучения (по химии, биологии, математике и информатике, чувашской литературе). Проблемам перехода на предпрофильную подготовку и профильное обучение было посвящено 2 номера вестника ЧРИО. Активно публикуются разработки по профильному обучению в журнале «Народная школа» (36 материалов за 2006 год).
В 2004 году ГОУ «ЧРИО» Минобразования Чувашии переименовывается в государственное образовательное учреждение "Чувашский республиканский институт образования" Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики.
Дистанционное обучение – одно из наиболее перспективных направлений для повышения квалификации педагогических работников. В 2004 году на базе института открывается республиканский центр дистанционного обучения (РЦДО), оснащенный 5-ю современными компьютерными классами, мультимедийным оборудованием, учебным комплексом программных средств. В 28 муниципальных образованиях создали соответствующие ресурсные центры дистанционного обучения. Центром апробировано более десятка дистанционных курсов, в результате доля педагогов, активно использующих информационные технологии в образовательном процессе, увеличилась до 70 процентов. Всё это позволило обеспечить условия перехода от курсовой к непрерывной системе повышения квалификации работников образования.
В 2005 году произошло присоединение «Дома работников образования» к ЧРИО. Был открыт Центр поддержки и сопровождения педагогических инициатив». Тогда же был создан научно-методический центр национально-регионального образования.
Необходимость обеспечения индивидуально-творческой многоуровневой подготовки и повышения квалификации специалистов, соответствующих интересам, возможностям и потребностям личности, а также запросам социально-экономической сферы и тенденциям ее развития требовали постоянного обновления программ повышения квалификации. Программы составлялись по модульному принципу и содержали в себе как обязательные базовые модули, так и модули по выбору. Педагогам республики в 2005 году предложили более 120 модульных программ обучения, а в 2006 году – 161.
В XXI веке используются различные формы проведения занятий: от традиционных лекций, лабораторных и практических занятий, до мастер-классов, рефлексии, тренингов и т.д. Наиболее востребованными стали проблемные семинары, круглые столы, мастер классы, в которых учитель и руководитель занимают активную позицию, выступают со своими наработками, предлагают неординарные решения проблем. Например, если в 2004–2005 учебном году было проведено всего 6 проблемных семинаров и 27 круглых столов, то в 2005 – 2006 учебном году – 71 проблемный семинар и 42 круглых стола. Важным становится необходимость включения проектной, исследовательской форм деятельности как основной в образовательный процесс. Входит в практику защита проектов в конце курсов повышения квалификации.
В рамках реализации подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» в институте образования создается Центр духовно-нравственного и творческого развития личности, который с сентября 2006 года начал курсовую подготовку классных руководителей. С 2006 года проводится конкурсный отбор образовательных учреждений и учителей, выдвигаемых на премию Президента РФ. Сотрудники института участвуют в разработке критериев и показателей результативности педагогов.
Сегодня в институте 9 кафедр: дошкольного и начального образования, естественнонаучных дисциплин, иностранных языков, истории, новых информационных технологий, русского языка и литературы, технологии и профессионального образования, управления образованием, чувашского языка и литературы); 6 центров: духовно-нравственного и творческого развития личности, физического воспитания и развития, Чувашский республиканский центр дистанционного обучения, сопровождения нацпроектов и аттестации работников образования, редакционно-издательский центр «Народная школа», технического сопровождения; 2 кабинета: кабинет психолого-педагогической коррекции и реабилитации, кабинет медиатеки; лаборатория технологии обучения чувашскому языку.
Всю научно-методическую, учебную и организаторскую работу по повышению квалификации педагогических кадров республики осуществляют 84 преподавателя(24 основных, 58 совместителей), из них 7 докторов наук и 30 кандидатов наук, 46 методистов, 6 сотрудников лаборатории, 1 человек имеет звание "Заслуженный работник высшей школы Российской Федерации", 1 – звание "Заслуженный деятель науки Российской Федерации", 6 –звание "Заслуженный работник образования Чувашской Республики", 1 –«Заслуженный деятель науки Чувашской Республики», 2 – «Заслуженный учитель Чувашской АССР», 6 награждены нагрудным знаком "Почетный работник высшего профессионального образования Российской Федерации», 4 – нагрудным знаком «Почетный работник общего профессионального образования Российской Федерации», 1 – орденом «За заслуги перед Чувашской Республикой», 7 – награждены Почетной грамотой Министерства образования Российской Федерации», 13 – Почетной грамотой Министерства образования Чувашской Республики, 1 – Почетной грамотой Чувашской Республики, 1 – Благодарностью Министерства образования Российской Федерации, 5 – Благодарностью Министерства образования Чувашской Республики.
Постоянно институт шел в ногу со временем, выполняя социальный заказ общества, реагируя на все изменения в системе образования. Основными принципами работы института всегда были плановость, обязательность, систематичность, непрерывность повышения квалификации на протяжении всей трудовой деятельности, что и позволяло получать высокие результаты. Все успехи были достигнуты под руководством директоров и ректоров, которыми в разные годы были: В.Ф.Фадеев (1934–1935 гг.), А.С. Сергеева (1935–1936 гг.), Г.П.Петров (1937–1938 и), В.Н.Николаева (1938–1941 гг.). M.T. Тимофеев (1941–1943 гг.), А.А.Васильева (1943–1945 гг.), М.Т.Тимофеев (1945–1958 гг.), П.Т.Терентьев (1958–1964 гг.). Ф.Н. Рекеев (1964–1979 гг.), А.П. Софронова (1979–1989 гг.), Д.Е.Иванов (1989–1993 гг.), Н. Г. Счетчиков (1993–1994 гг.), В. Д. Данилов ( с 1994).
(Материал подготовили Б.И.Павлов, С.В. Тимофеева,2009 г.)