Цель: Приобщение детей к русской народной культуре через русскую народную песню, русские народные инструменты, познакомить с хохломской росписью.
Задачи:
· формировать устойчивый интерес к музыкальной культуре своего народа;
· учить слушать музыку, эмоционально исполнять песни, передавая характер произведения;
· пробудить желание научиться играть на русских народных музыкальных инструментах.
Оборудование: музыкальный центр, проектор, компьютер; музыкальные инструменты: бубен, трещотка, ложки, колокольчики, треугольник, погремушки, свистульки, игрушки с хохломской росписью, балалайка, баян.
Музыкальные инструменты: ложки, трещотки, бубен, свистулька, баян.
Наглядный материал: мультимедийная презентация, музыкальные инструменты, матрешки, шкатулки с хохломской росписью.
Музыкальный материал: русская народная песня «Светит месяц», «Валенки», «Веселая кадриль», русская народная песня «На зеленом лугу», «Как у наших у ворот», музыкальные фрагменты звучания инструментов: гуслей, балалайки, свистульки, жалейки, квартета духовых инструментов «Камаринская».
Ход урока
Народная песня – зеркало жизни народа
Вход в класс под музыку «Светит месяц» (Слайд 1).
1.Организационный момент.
У. Добрый день, меня зовут Ольга Николаевна. Я очень рада встрече с вами.
Музыкальное приветствие:
Сейчас музыкальный начнется урок,
Об этом сказал нам веселый звонок.
Сказал, заливаясь на ноте высокой:
«Друзья, поздравляю с началом урока».
2.Основная часть.
У. Сегодня мы с вами поговорим на тему: «Народное музыкальное творчество». Прослушаем яркие примеры русской народной песни, познакомимся с народными музыкальными инструментами.
Звучит русская народная песня «Светит месяц».
У. Какая песня по характеру?
Д. Веселая, задорная…
У. А кто написал эту песню?
Д. Народ.
У. Правильно. Эта песня народная. Называется она «Светит месяц».
У. Вспомните, какие жанры русской народной песни вы знаете.
Д. Лирические, плясовые, трудовые песни, былины, календарные, рекрутские (солдатские), хороводные, частушки.
У. А кто из вас знает, что такое частушка?
Д. Частушка – это короткая народная песня, с юмором.
У. Да, а еще частушку называют припевка, коротушка. Частушки бывают игровые, плясовые, юмористические. А какие виды частушек вы знаете?
Д. Школьные, бытовые, частушки-пожелания, частушки – «вредные советы», частушки к какому-либо празднику.
У. Молодцы! Я рада, что вы знаете так много видов частушек. А с какими инструментами можно исполнять частушки?
Д. Частушки можно исполнять с гармошкой и с баяном. Еще и с балалайкой.
У. Ребята, есть еще один способ пения частушек, который широко применялся в России XIX века – называется он «под язык». Это когда один поет частушки, а все остальные подражают голосом, какому – либо музыкальному инструменту.
Учитель раздает инструменты
У: Запомните, как они звучат. Разучим несколько куплетов. Будем петь частушки весело, бойко, не забывая о том, что некоторые из вас играют на музыкальных инструментах.
Исполнение частушек
У. Вижу: все вы музыканты, уникальные таланты. Вот для вас, детвора, музыкальная игра.
Музыкальная викторина «Узнай музыкальный инструмент».
Фрагмент звучания гуслей
У. Какой инструмент прозвучал?
Д. Гусли.
У. Правильно. Гусли – старинный струнный инструмент. В древних летописях повествуется о двух музыкантах: гусляре Бояне и гусляре Садко, богатом купце. “Гусль” (гусли) в смысле струны происходит, очевидно, от старославянского (гудеть). Гудением в старину называли именно звук струн.
У. А этот инструмент вы знаете?
Хороводом мы пойдем,
Песню звонко запоем.
Забренчит нам угадайка,
Веселушка …?
Д. Балалайка.
У. Правильно. Познакомимся поближе с ней. Она трехструнная с треугольным корпусом, произошла от слова «балакать» − значит пустозвонить. (На экране изображение балалайки). Как зовут человека, который играет на балалайке?
Д. Балалаечник.
У. Давайте послушаем, как звучит балалайка.
Фрагмент звучания балалайки
У. Шел пастух мимо берега. Сломил тростинку, сделал несколько отверстий. Подул. Заиграла музыка в руках умельца. Так появилась дудочка, рожок. Родственником рожка является жалейка.
Фрагмент звучания жалейки
У. Жил за Волгой давным-давно мужичок-умелец. Сладил себе дом, стул, стол. Да чашками заинтересовался. Однажды прилетела к нему жар-птица, а мужичок ее накормил, напоил. Жар-птица махнула крылом, коснулась до чаши −а чаша стала золотой, коснулась до ковша − ковш стал золотым. Увлекся умелец росписью, да сам стал писать хохлому.
Мы с вами сегодня можем полюбоваться хохломской росписью. (Ребятам демонстрируются расписные матрешки, ложки, свистульки, шкатулки). Какое же здесь изображено чудо, которое не увидишь в природе! Давайте попробуем поиграть на свистульках. (Дети пробуют играть на музыкальных инструментах). Кроме деревянных свистулек, свистульки бывают глиняные. Летом мы сами можем изготовить такие свистульки.
Фрагмент звучания свистульки
У. Яркими представителями народного творчества были скоморохи – странствующие актеры, потешавшие народ пением, плясками, игрой на музыкальных инструментах. Инструменты скоморохов: гудок, варган, рожок.
Звучит русская народная пляска «Камаринская»
У. А теперь познакомимся с ударными инструментами. Назовите их. (Демонстрируются на экране).
Д. Бубен, ложки, трещотка.
У. Это ударные инструменты.
Ложки – ударный инструмент, представляющий собой деревянные ложки, к рукояткам которых привязывали бубенчики. Время возникновения на Руси ложек, как музыкального инструмента пока не установлено.
Бубен – музыкальный ударный инструмент в виде деревянного обруча, с натянутой на одной стороне кожаной мембраной. В прорезях обруча парами прикрепляются тонкие пластинки, на них подвешиваются бубенчики. На нем играют, встряхивая его в воздухе, ударяя по его коже ладонью.
Трещотки – ударный музыкальный инструмент, заменяющий хлопки в ладоши.
Проверь себя
Этот кроссворд можно дать ученикам в качестве домашнего задания
|
|
|
Б |
А |
Я |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
|
Б |
А |
Л |
А |
Л |
А |
Й |
К |
А |
|
|
|
|
В |
А |
Р |
Г |
А |
Н |
|
|
|
|
|
|
|
Р |
О |
Ж |
О |
К |
|
|
|
|
|
|
|
|
Д |
О |
М |
Р |
А |
|
|
|
Б |
У |
Б |
Е |
Н |
|
|
|
|
|
К |
У |
Г |
И |
К |
Л |
Ы |
|
|
|
|
|
|
|
Ж |
А |
Л |
Е |
Й |
К |
А |
|
|
|
У. Испокон веков народ передавал свои песни и традиции из поколения в поколение. И гордится своими исполнителями.
Звучит русская народная песня «Валенки»
− Лидия Андреевна Русланова − Заслуженная артистка РСФСР с 1942 года. Главное место в ее репертуаре занимали русские народные песни, которые она исполняла распевно, с широкой удалью или проникновенной сердечностью и лиризмом, юмором.
− Людмила Георгиевна Зыкина – советская певица, народная артистка СССР с 1973 года. С 1947 года солистка Русского народного хора им. М.С.Пятницкого. В ее репертуаре также большое место занимали русские народные песни.
− И все, что мы видим и слышим на нашей современной эстраде в исполнении Надежды Бабкиной и ансамбля «Русская песня», Надежды Кадышевой и ансамбля «Золотое кольцо», Варвары, – это тоже русская песня, только в аранжировке композиторов.
− Наталья Баннова − народная артистка России, также занимает прочное место в ряду ведущих певиц жанра русской народной песни. Все песни, которые мы сегодня послушали, исполняет именно она.
3. Работа над песней.
У. Народное творчество невозможно представит без потешек, скороговорок, поговорок… Давайте попробуем спеть на одном звуке:
Веники, веники,
Веники помелики,
На печи валялися
С печи оборвалися.
Кум Гаврило, кум Гаврило,
Я Гавриле говорила…
Распевание.
У. Послушайте песню, которую мы будем сегодня разучивать.
Исполнение песни «Как у наших у ворот» учителем.
У. О чем эта песня? Какая она по характеру?
Вокально-хоровая работа. Исполнение песни
4. Итог урока.
У. Народное творчество – зеркало жизни народа, в которой отражаются не только те или иные события, но и дух, атмосфера всей его жизни. Песня помогает и в работе и в отдыхе. Есть замечательная пословица: «Где песня льется, там легче живется». Любите русскую песню!
Литература
Бахметьева Т.Н. Детские частушки, шутки, прибаутки. – М.: «Академия развития». 1997.
Котикова П., Добровольский Б. Песня – душа народа. – М.: «Советский композитор», 1959.
Хрестоматия к урокам музыки, 4 класс.
Спутник учителя музыки. Челышева Т.В.– М.: «Просвещение», 1993.