Цель: Определение образов "Карнавала" Роберта Шумана как отражение мира души человека.
Задачи:
− Познакомить ребят с образами "Карнавала".
− Сравнить образы "Карнавала» Сен-Санса и "Карнавала» Шумана.
− Выявить жизненность образов "Карнавала" Шумана.
− Совершенствовать исполнительские навыки.
Мелким было бы искусство, которое давало бы только звучания, не имея средств для выражения душевного состояния.
Роберт Александр Шуман
Ход урока
Организационный момент.
«Песенная Зарядка»
− «Школьный корабль» Струве или «Не рвите цветы» Антонова
Образ движения, перемен. Образ хрупкости красоты.
− «Песенка о шпаге» Крылатова.
− Идея чести и достоинства человека
− «Паруса Крузенштерна» Струненко
Мир мечты, воспоминаний (Мечта накладывает отпечаток на судьбу. Федор Федорович Ушаков-адмирал, участник русско-турецкой войны, родился в Мордовии в небогатой дворянской семье. Жизнь связал с морем.)
У.: Посмотрите на картину, вы ее узнали?
Слайд1. Карнавал.
В чем особенность праздника?
Р.: Маска на лице.
У.: Каковы функции маски?
Р.:Маска как защита, маска как источник побуждения к творчеству.
У.: Раннее средневековье. Нестабильность общественной жизни, голод в странах Европы, эпидемия чумы, которая уничтожила почти 2/3 населения Европы. На этом фоне появляется канавал как праздник масок. Праздник проходил весной перед великим постом. Маска давала возможность сбросить пружину страха. В недрах карнавала родился театр. (Пример − театр масок):
Слайд2. Монах, Сатир, Коломбина, Панталоне, Арлекин и Пьеро.
У.: В 18 веке происходит новый всплеск интереса к карнавалу как празднику улиц. Причина − нестабильность социальной жизни: войны, освободительные движения в странах Европы. В душах людей уныние и пессимизм.
У.: Почему произошел всплеск интереса к карнавалу?
Р.: Праздник − повод уйти от мира действительности в атмосферу веселья.
Слайд 3. Толпа, Арлекин и Пьеро на венецианском карнавале, Мышь. Фонограмма «Преамбула».
У.: В атмосфере средневекового карнавала родился театр, а в18 веке уже из мира театра на улицу вышли театральные маски.
Слайд 4. Арлекин и Пьеро.
У.: Как зовут этих театральных героев?
Р.: Арлекин и Пьеро
У.: У этих персонажей театра характеры похожи или разные?
Каков Арлекин? Каков Пьеро?
Р.: Арлекин может быть резким, даже грубым, его яркий характер подчеркивает ярко-красный костюм, а Пьеро мягкий, плаксивый подчеркивается светлым костюмом.
У.: Почему они везде вместе? Понять это поможет музыка.
Фонограмма. Арлекин и Пьеро.
У.: Чья маска звучала первой? Как музыка передала характер персонажа.
Р.: Музыка звучала мягко и немного уныло. Все интонации нисходящие − это Пьеро.
У.: Арлекин.
У.: Какие элементы музыкальной речи здесь основные?
Р.:Темп и ритм. Темп и ритм постоянно менялись.Получилась противоречивая и стремительная музыкальная маска.
У.: Мягкий и немного унылый Пьеро и стремительный Арлекин-это две маски из «Карнавала» немецкого композитора Роберта Шумана.
У.: А теперь я хочу познакомить вас с автором. Музыкальная маска, данная автором самому себе в музыкальном произведении «Карнавал».
Фонограмма 3. Флорестан, Эвсебий
У.: Сколько получилось масок?
Р.: Две маски, а автор один.
У.: Какие показаны характеры?
Р.: Пылкий и мечтательный.
У.: Что хочет этим подчеркнуть автор?
Р.: Наверное, двойственность своей натуры, может быть резким и мечтательным.
У.:Маска «Флорестан» − страстность и пылкость своего характера, маска «Эвсебий» − мягкость и нежность. Опять в музыке два характера рядом. Почему?
Р.: Музыкой автор подчеркивает многоплановость характера человека.
У.: В крупном или небольшом произведении удобнее показать все мельчайшие оттенки человеческого характера, проследить его изменения? Появилась новая форма воплощения музыкального образа − миниатюра. \Словарь\.
Фонограмма 4. Вальс.
Маски «Карнавала» поворачивают наше внимание к миру души человека. Идея − отразить через маски характеры людей. Фортепианный «Карнавал» − это фортепианный театр.
Слайд5. Портрет Роберта Шумана.
Энциклопедия: родился в г. Цвиккау недалеко от Бонна в Германии в семье книготорговца. Родители настаивали на юридическом образовании сына. Учась в университете, брал уроки музыки, повредил руку во время занятий. Профессионально играть больше не мог, воплотителем его фортепианных произведений стала его жена Клара Вик.
Обобщение урока: обращение к миру души человека актуальным остается и в наши дни.
«Ольховая сережка» Е. Крылатова. Исполнение.
Размышление о смысле и ценностях человеческой жизни.
Подарок − новая песня «Капли датского короля» в исполнении учителя.