ЧУВАШСКОЕ РЕСПУБЛИКАНСКОЕ ОБЪЕДИНЕНИЕ
ОРГАНИЗАЦИЙ ПРОФСОЮЗОВ «ЧУВАШРЕССОВПРОФ»
КОЛЛЕКТИВНЫЙ ДОГОВОР
В НОВЫХ УСЛОВИЯХ
Методическое пособие
Чебоксары
2007 г.
СОДЕРЖАНИЕ:
ВВЕДЕНИЕ
1. Из истории коллективных договоров в России
2. Необходимость коллективного договора и его содержание
3. Стороны коллективного договора и их представители
4. Создание комиссии по переговорам и организация ее работы
5. Действие коллективного договора. Внесение изменений и дополнений.
6. Регистрация в органе по труду. Контроль за выполнением коллективного договора.
7. Примерный перечень приложений к коллективному договору.
Рекомендуемая литература
Чувашская Республика
428013, г.Чебоксары
ул.Калинина, 66
т. 63-31-63
январь, 2007 года
_________________________________________________________________
Материал подготовлен отделом социально-
трудовых отношений Чувашрессовпрофа
при участии правового отдела Чувашрессовпрофа
Издание дополненное и переработанное
в соответствии с ФЗ от 30.06.06г. №90-ФЗ
(Отв. за выпуск Глазкова Н.И.)
Введение
Трудовой кодекс Российской Федерации, вступивший в силу с 1 февраля 2002 года, открыл новую страницу в почти столетней истории заключения коллективных договоров в России.
Установив в числе основных принципов регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений сочетание государственного и договорного регулирования, Трудовой кодекс не только сохранил правовой статус коллективного договора, но и усилил его по сравнению с прежним законодательством. Упоминания и ссылки на коллективный договор, нормы, относящиеся к коллективно-договорному регулированию, содержатся более чем в сотне статей Трудового кодекса. Целый ряд его нормативных положений не может быть реализован иначе, как через механизм коллективного договора.
Трудовой кодекс изменил условия представительства сторон, порядок разработки и заключения коллективного договора. Специальный раздел Кодекса посвящен социальному партнерству в сфере труда, одной из форм которого названы коллективные переговоры по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и их заключению.
Система социального партнерства, сложившаяся в Российской Федерации за последние десять лет, стала важной составляющей социально-экономического развития общества и в настоящее время состоит из:
- Генерального соглашения между общероссийскими объединениями профсоюзов, общероссийскими объединениями работодателей и Правительством Российской Федерации;
- Отраслевых тарифных соглашений;
- Региональных соглашений;
- Территориальных соглашений;
- Коллективных договоров.
Готовясь к работе над коллективным договором, участникам переговоров необходимо внимательно ознакомиться с содержанием соглашений, распространяющихся на данную организацию.
Соглашение - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений, заключаемый между полномочными представителями работников и работодателей на федеральном, межрегиональном, региональном, отраслевом (межотраслевом) и территориальном уровнях социального партнерства в пределах их компетенции.
Договоренности, достигнутые на более высоких уровнях социального партнерства, являются отправной точкой для разработки содержания коллективного договора. Условия коллективного договора, соглашения, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению(ст. 50 ТК РФ).
1. Из истории коллективных договоров в России
История заключения коллективных договоров в странах Запада начинается с середины XIX века, в России - с начала XX века.
Первые коллективные договоры возникли в результате ожесточенной борьбы трудящихся за свои социальные и экономические права.
В России первые коллективные договоры появились во времена первой русской революции. Однако в царский период нашей истории их заключалось немного, и они не имели юридического признания.
После Октябрьской революции 1917 года практика заключения коллективных договоров в России приобрела правовой статус, закрепленный декретом Совета Народных Комиссаров РСФСР «О порядке утверждения коллективных договоров (тарифов), устанавливающих ставки заработной платы и условия труда» от 2 июля 1918 года.
Коллективные договоры первых лет советской власти сыграли большую роль в формировании трудового законодательства того времени.
Принятый в конце 1922г. КЗоТ закрепил нормативный правовой характер договоров, признав обязательность их соблюдения каждой из сторон. В коллективных договорах тех лет определялись конкретные размеры заработной платы для отдельных профессий, работ и должностей, тарифные сетки, тарифные ставки, порядок исчисления сдельных расценок, порядок оплаты брака и простоя, сроки выплаты заработной платы. В них имелись положения относительно рабочего времени и времени отдыха (например, о сокращении рабочего дня во вредных цехах), правила по охране труда (в частности, определялись списки тех, кому выдавалась спецодежда).
В 20-е годы коллективные договоры заключались довольно активно. Основной упор делался на вопросы обеспечения производственного процесса, организации социалистического соревнования, укрепления трудовой дисциплины.
В период восстановления народного хозяйства после Великой Отечественной войны, когда очевидной стала необходимость задействовать все рычаги повышения энтузиазма и инициативы народных масс, руководство страны вновь обратилось к коллективно-договорной практике. Однако документы, называвшиеся коллективными договорами, не были по-настоящему согласительными документами и не являлись актами нормативного характера и источниками права. Их основной целью была мобилизация трудящихся на выполнение и перевыполнение производственных планов.
26 августа 1977 года Президиум ВЦСПС и Госкомтруд СССР утвердили Положение о порядке заключения коллективных договоров, в котором были определены не только порядок заключения, но и основные разделы, содержание коллективного договора, а также меры по контролю за его выполнением. 28 сентября 1984 года это Положение было утверждено в измененном виде.
После смены в стране политического строя и с началом либеральных реформ в экономике государство отказалось от централизованного регулирования многих вопросов социально-трудовых отношений и предложило работникам и работодателям решать их самостоятельно, используя принятые во всем мире механизмы социального партнерства. Правовую базу для этого создали Указ Президента Российской Федерации «О социальном партнерстве и разрешении трудовых споров (конфликтов)» от 15 ноября 1991 года и Закон РФ «О коллективных договорах и соглашениях» от 11 марта 1992 года. В дальнейшем правовая база социального партнерства получила развитие в Кодексе законов о труде (1992г.), новых редакциях Закона о коллективных договорах и соглашениях (1995 и 1999 гг.), законах «О порядке разрешения коллективных трудовых споров» (1995г.), «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (1996г.), Законе Чувашской Республике «О социальном партнерстве» (в редакции от 30.11.06г..№59) и других нормативных актах.
Федеральным Законом «О внесении изменений в Трудовой кодекс РФ, признании недействующими на территории РФ некоторых нормативных правовых актов СССР и утративших силу некоторых законодательных актов (положений законодательных актов) Российской Федерации» от 30.06.2006г. № 90-ФЗ отменены Законы РФ «О коллективных договорах и соглашениях» и «О порядке разрешения коллективных трудовых споров».
В том, что за относительно небольшой период истории - десять лет - коллективные договоры превратились из пустой и никому не нужной формальности в реально работающий механизм регулирования социально-трудовых отношений, мы видим неоспоримую заслугу профсоюзного движения. Новые коллективные договоры стали подробными нормативными документами, регулирующими все стороны социально-трудовых отношений в организации, а разработка их содержания - одной из важнейших сторон ее жизни.
2. Необходимость коллективного договора и его содержание
Заключение коллективных договоров предусмотрено международными правовыми нормами. Согласно рекомендации № 91, принятой 6 июня 1951 года на 34-й сессии Генеральной Конференции Международной Организации Труда, под коллективным договором «подразумевается всякое письменное соглашение относительно условий труда и найма, заключаемое, с одной стороны, между предпринимателем, группой предпринимателей или одной или несколькими организациями предпринимателей и, с другой стороны, одной или несколькими представительными организациями трудящихся или, при отсутствии таких организаций, - представителями самих трудящихся, надлежащим образом избранными и уполномоченными согласно законодательству страны».
Трудовой кодекс РФ рассматривает коллективный договор как правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей (ст. 40 ТК РФ). В целом ряде случаев коллективный договор необходим для нормативного обоснования действий руководителя организации (например, по оплате труда персонала).
Как правило, его заключение оказывает положительное влияние на мотивацию труда. Люди трудятся с большей отдачей, когда видят, что руководитель считается с их мнением и интересами, а не воспринимает их простыми «винтиками» в большом производственном механизме. Наличие коллективного договора является признаком солидной организации, уверенно смотрящей вперед, заботящейся о своем кадровом потенциале и умеющей планировать свое развитие.
В процессе работы над проектом колдоговора у руководителя появляется уникальная возможность составить максимально точное представление о реальных интересах и потребностях работников. Заключение коллективного договора помогает наладить партнерские отношения работодателя с профсоюзом.
Для работников коллективный договор устанавливает права и гарантии, улучшающие их положение по сравнению с законодательством. Коллективный договор - главный инструмент реализации защитной функции профсоюзов в организации, показатель эффективности работы профкома.
Необходимость заключения коллективных договоров признана в большинстве стран с рыночной экономикой.
Согласно ст.41 ТК РФ, содержание и структура коллективного договора определяется сторонами. Однако включаемые в него вопросы не должны выходить за пределы социально-трудовых отношений в организации.
В коллективный договор могут включаться взаимные обязательства работодателя и работников по вопросам:
- формы, системы и размеры оплаты труда;
- выплата пособий, компенсаций;
- механизм урегулирования оплаты труда с учетом роста цен, уровня инфляции, выполнения показателей, определенных колдоговором;
- занятость, переобучение, условия высвобождения работников;
- рабочее время и время отдыха, включая вопросы предоставления и продолжительности отпусков;
- улучшение условий и охраны труда работников, в том числе женщин и молодежи;
- соблюдение интересов работников при приватизации государственного и муниципального имущества;
- экологическая безопасность и охрана здоровья работников на производстве;
- гарантии и льготы работникам, совмещающим работу с обучением;
- оздоровление и отдых работников и членов их семей;
- частичная или полная оплата питания работающих;
- контроль за выполнением колдоговора, порядок внесения в него изменений и дополнений, ответственность сторон, обеспечение нормальных условий деятельности представителей работников, порядок информирования работников о выполнении коллективного договора;
- отказ от забастовок при выполнении соответствующих условий коллективного договора;
- другие вопросы, определенные сторонами.
Этот перечень является рекомендательным и не исчерпывает возможного содержания коллективного договора. Поэтому участники переговоров сами должны решать, чем его наполнить.
3. Стороны коллективного договора и их представители
Сторонами коллективного договора являются работники и работодатель.
РАБОТНИКИ - физические лица, вступившие в трудовые отношения с работодателем. Эти отношения базируются на соглашении между работником и работодателем о личном выполнении работником за плату трудовой функции (работы по должности в соответствии со штатным расписанием, профессии, специальности, с указанием квалификации; конкретного вида поручаемой работнику работы) с подчинением правилам внутреннего трудового распорядка при обеспечении работодателем условий труда, предусмотренных трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, коллективным договором, соглашениями, локальными нормативными актами, трудовым договором (ст.15, 20 ТК РФ).
Представители работников. Интересы работников при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением, а также при реализации права на участие в управлении организацией, рассмотрении трудовых споров работников с работодателем представляют первичная профсоюзная организация или иные представители, избираемые работниками (ст. 29 ТК РФ).
Первичная профсоюзная организация обладает исключительным правом на представительство интересов работников при проведении коллективных переговоров, заключении и изменении коллективного договора, осуществлении контроля за его выполнением. Это соответствует международным стандартам в сфере труда.
Работники, не являющиеся членами профсоюза, могут уполномочить орган первичной профсоюзной организации представлять их интересы во взаимоотношениях с работодателем по вопросам индивидуальных трудовых отношений и непосредственно связанных с ними отношений на условиях, установленных данной первичной профсоюзной организацией (ст. 30 ТК РФ). Это можно сделать путем обращения в профком с соответствующим заявлением или на общем собрании (конференции).
Взамен они могут добровольно участвовать в формировании финансовой основы деятельности профсоюзной организации. Согласно ст.377 ТК РФ, в организациях, в которых заключены коллективные договоры, работодатели по письменному заявлению работников, не являющихся членами профсоюза, ежемесячно перечисляют на счета профсоюзной организации денежные средства из их заработной платы на условиях и в порядке, которые установлены коллективными договорами.
Профком первичной организации, объединяющий большинство работников, может не учитывать в процессе коллективных переговоров мнения и пожелания не профсоюзного меньшинства, не уполномочившего его представлять свои интересы. Заключенный профкомом коллективный договор будет распространяться на всех работников, однако содержание этого правового акта в значительной мере зависит от позиции профсоюзных представителей на переговорах.
РАБОТОДАТЕЛЬ - физическое лицо либо юридическое лицо (организация), вступившее в трудовые отношения с работником (ст. 20 ТК РФ). Филиалы, представительства, иные обособленные структурные подразделения организации не являются работодателями. Тем не менее, в них могут заключаться отдельные коллективные договоры (ст. 40 ТК РФ). Таким образом, в крупных организациях, обладающих разветвленной структурой, возможно заключение десятков коллективных договоров с одним и тем же работодателем.
Представители работодателя. Интересы работодателя при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении коллективного договора, а также при рассмотрении и разрешении коллективных трудовых споров работников с работодателем представляют руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с настоящим Кодексом, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами (ст. 33 ТК РФ).
В случае признания организации банкротом и открытия конкурсного производства или введения внешнего управления интересы работодателя в коллективно-договорных отношениях представляет конкурсный управляющий или внешний управляющий.
Руководитель филиала, представительства, иного обособленного структурного подразделения организации, в котором заключается коллективный договор, представляет интересы работодателя в соответствии с приказом руководителя или уставом организации.
Руководитель организации вправе издать приказ или распоряжение, в котором он полностью или частично делегирует свои полномочия по ведению коллективных переговоров, заключению и изменению коллективного договора другим лицам. Если передача полномочий им не оформлена, первичной профсоюзной организации или иным представителям работников следует настаивать на личном участии руководителя в переговорах. В противном случае заседания комиссии по подготовке проекта коллективного договора превратятся в пустые дискуссии с людьми, не имеющими права принятия решений, а любые договоренности, достигнутые на таких заседаниях, не будут иметь силы.
Представителями работодателей - федеральных государственных учреждений, государственных учреждений субъектов Российской Федерации, муниципальных учреждений и других организаций, финансируемых из соответствующих бюджетов, при проведении коллективных переговоров, заключении или изменении соглашений, разрешении коллективных трудовых споров по поводу заключения или изменения соглашений, осуществлении контроля за выполнением соглашений, формировании комиссий по регулированию социально-трудовых отношений и осуществлении их деятельности также являются соответствующие федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, иные государственные органы, органы местного самоуправления (ст. 34 ТК РФ).
4. Создание комиссии для переговоров и организация ее работы
Инициатором коллективных переговоров по разработке, заключению и изменению коллективного договора вправе выступить любая из сторон.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа. В этот срок включаются и нерабочие дни. Если последний день срока приходится на нерабочий день, то днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день (ст. 14 ТК РФ).
Не допускаются ведение коллективных переговоров и заключение коллективных договоров и соглашений от имени работников лицами, представляющими интересы работодателей, а также организациями или органами, созданными либо финансируемыми работодателями, органами исполнительной власти, органами местного самоуправления, политическими партиями, за исключением случаев предусмотренных настоящим Кодексом (ст. 36 ТК РФ).
Уведомление вручается в установленном порядке лицу, ответственному за прием деловой корреспонденции в организации, с отметкой на копии документа о дате получения, или направляется на имя руководителя организации почтовым отправлением с уведомлением о вручении.
Уведомление составляется в произвольной форме. В нем рекомендуется сформулировать ваши предложения по срокам, порядку и месту проведения переговоров, указать состав лиц, направляемых в комиссию стороной, направившей уведомление.
Уклонение работодателя или лица, его представляющего, от участия в переговорах о заключении, об изменении или о дополнении коллективного договора, а также не обеспечение работы комиссии по заключению коллективного договора в определенные сторонами сроки влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 минимальных размеров оплаты труда в соответствии со ст. 5.28 Кодекса РФ об административных правонарушениях.
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон (ст.35 ТК РФ). На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора (ст.35 ТК РФ). Лиц, направляемых для работы в комиссии, каждая из сторон определяет самостоятельно, в рамках совместных договоренностей о ее количественном составе. Создание комиссии оформляется приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.
Пример уведомления
Руководителю
__________________________
УВЕДОМЛЕНИЕ
о начале коллективных переговоров
Профсоюзный комитет ________________________________уведомляет
( наименование организации)
Вас о намерении вступить в переговоры по заключению коллективного договора на 20__-20__ г.г.
В соответствии с ст. 36 ТК РФ предлагаем в семидневный срок издать приказ о сроках разработки проекта и заключения коллективного договора, составе комиссии для ведения переговоров, порядке и месте ее работы.
Со своей стороны предлагаем провести переговоры в течение ______ (срок не более 3 месяцев) и заключить коллективный договор до __________ ( число,месяц).
Интересы работников на переговорах представляют: __________________________________________________________________
( список членов комиссии со стороны работников).
Заседания комиссии предлагаем проводить еженедельно по вторникам или средам в любое удобное стороне Работодателя время, местом переговоров определить ___________________________.
Председатель профкома ____________________
“____”______________200_г.
Пример приказа
П Р И К А З
____________________ № __________
О проведении коллективных переговоров
по подготовке и заключению коллективного договора
В соответствии с Трудовым кодексом РФ, ___________(другие правовые основания), уведомлением профсоюзной организации от ________________о начале переговоров по подготовке и заключению коллективного договора
ПРИКАЗЫВАЮ:
1. Приступить к переговорам по подготовке и заключению коллективного договора на 20__-20__ г.г.
2. Сформировать двустороннюю комиссию в составе ___человек, поручив представлять интересы работодателя: _________________________(список ) и включив в нее со стороны работников ______________________ (список).
3. Освободить всех членов комиссии от основной работы на время ее заседаний, а ___________________________(список) - на все время переговоров с сохранением среднего заработка.
4. Утвердить Положение о порядке ведения переговоров и заключении коллективного договора на 20__-20__ г.г.
5. Заседания комиссии проводить еженедельно по вторникам в 15.00.
6. Руководителям отделов на основании письменного запроса представлять в комиссию необходимую для коллективных переговоров информацию в течение ___ дней ( указать срок не более двух недель).
7. Начальнику АХО подготовить помещение ________________для ведения в нем переговоров, обеспечить членов комиссии всем необходимым для работы по подготовке проекта коллективного договора.
Руководитель организации _______________________
Трудовой кодекс дает представителям сторон практически полную свободу решения вопросов о сроках, месте и порядке коллективных переговоров (ст. 37 ТК РФ). Единственное ограничение содержится в требовании подписать коллективный договор на согласованных условиях в срок не позднее трех месяцев со дня начала переговоров (ст. 40 ТК РФ).
Условия деятельности двусторонней комиссии следует отразить в специальном Положении, утверждаемом приказом руководителя организации и постановлением профсоюзного комитета.
Заседания комиссии лучше проводить «на нейтральной территории» - в помещении, приспособленном для ведения переговоров, но при этом не являющимся кабинетом руководителя организации, ни комнатой профкома. Тогда все члены комиссии будут чувствовать себя максимально свободно.
К переговорам необходимо тщательно подготовиться, каждая из сторон должна заранее выработать предложения о содержании коллективного договора, продумать стратегию и тактику своего поведения на переговорах. Членам комиссии необходимо изучить нормативно-правовую базу регулирования вопросов, которые должны стать предметом двусторонних договоренностей, и в первую очередь:
- Трудовой кодекс Российской Федерации, № 197-ФЗ от 30.12.2001г. с изменениями и дополнениями;
- Кодекс РФ об административных правонарушениях, № 195-ФЗ от 30.12.01г.с изменениями и дополнениями;
- Федеральный закон от 12 января 1996г. № 10-ФЗ «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (с изменениями и дополнениями);
- Закон Чувашской Республики «О социальном партнерстве» (в редакции от 30.11.06г. №59)
Перечисленные Законы регулируют коллективно-договорные отношения в части, не противоречащей Трудовому кодексу РФ.
Представители сторон должны изучить содержание генерального, отраслевого, республиканского, территориального и других видов соглашений, распространяющихся на организацию. Договоренности на более высоких уровнях социального партнерства - это основа для разработки содержания коллективного договора.
Участники переговоров должны располагать информацией о результатах и перспективах деятельности их организации. На основе анализа этой информации представителям работников следует продумать максимальные и минимальные границы выдвигаемых требований.
Трудовой кодекс установил, что стороны должны предоставлять друг другу не позднее двух недель со дня получения соответствующего запроса имеющуюся у них информацию, необходимую для ведения коллективных переговоров. Невыполнение этого требования работодателем или лицом, его представляющим, влечет наложение административного штрафа в размере от 10 до 30 МРОТ (ст. 5.29. КоАП).
Участники переговоров освобождаются от основной работы с сохранением среднего заработка на срок, определяемый соглашением сторон, но не более трех месяцев.
Трудовой кодекс ограничил срок ведения переговоров тремя месяцами со дня их начала. В том случае, если стороны не сумеют к этому времени найти согласие по отдельным предложениям разрабатываемого ими проекта, они должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий. Необоснованный отказ работодателя или лица, его представляющего, от заключения коллективного договора, наказывается административным штрафом в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.30 КоАП).
Неурегулированные разногласия могут быть предметом дальнейших переговоров - теперь уже по изменению и дополнению коллективного договора - или разрешаться в соответствии с главой 61 Трудового кодекса РФ.
Практика показывает, что подписание коллективного договора лучше всего проводить на собрании (конференции) работников, посвященном его утверждению. Деловая атмосфера собрания, торжественная обстановка подписания коллективного договора подчеркивают признание работодателем и коллективом работников этого документа в качестве важнейшего правового акта, регулирующего внутреннюю жизнь организации.
Пример протокола работы комиссии по переговорам
ПРОТОКОЛ РАБОТЫ
комиссии по переговорам
Дата: ________________
Время работы: с ________до ________часов
В переговорах участвовали:
Члены комиссии: ______________________________________________
Приглашенные лица: ___________________________________________
Рассматриваемый вопрос: ____________________________________________
Соглашение достигнуто по ______________________________________
Разногласия: 1. ________________________________________________
2. ________________________________________________
3. ________________________________________________
Решено___________________________________________________________
Внесены предложения: 1.____________________________________________
2. _______________________________________________
3. ________________________________________________
Дата следующей встречи: ___________________________________________
Вопросы, которые будут обсуждаться:
__________________________________________________________________
Подписи сопредседателей комиссии:
_______________________________ _________________
Секретарь: _____________________
5. Действие коллективного договора. Внесение изменений и дополнений.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Действие коллективного договора распространяется на всех работников организации, индивидуального предпринимателя, а действие коллективного договора, заключенного в филиале, представительстве или ином обособленном структурном подразделении организации, - на всех работников соответствующего подразделения (ст. 43 ТК РФ).
С вступлением в силу Трудового кодекса РФ, правовые нормы регулирующие действие коллективного договора, претерпели заметные изменения.
Во-первых,ь указание на минимальный срок действия коллективного договора в законодательстве отсутствует. Таким образом, стало возможным появление колдоговоров, действующих непродолжительное время - например, квартал или полугодие. Максимальный срок, на который можно заключить этот правовой акт, остался прежним - три года.
Во-вторых, в Трудовом кодексе РФ содержится последовательный подход к коллективному договору как правовому акту срочного действия. Теперь, если к моменту прекращения действия коллективного договора представители сторон не успеют заключить новый и не примут решение о продлении старого, работники на какое-то время могут лишиться привычной системы льгот и преимуществ, поскольку правовых оснований для их предоставления уже не будет. Несложно догадаться, что недовольство коллектива будет направлено в адрес профсоюзного комитета, не справившегося с ролью представителя работников.
В третьих, четко обозначены условия и сроки продления действия коллективного договора.
В ст. 43 ТК РФ сказано, что стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет. Как и в случае с заключением коллективного договора, минимальный срок его продления не ограничен.
Коллективный договор сохраняет свое действие в случаях:
- изменения наименования организаций;
- реорганизации организации в форме преобразования;
- расторжения трудового договора с руководителем организации.
При смене формы собственности организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение трех месяцев со дня перехода прав собственности.
При реорганизации организации в форме слияния, присоединения, разделения, выделения коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока реорганизации.
При реорганизации или смене формы собственности организации любая из сторон имеет право направить другой стороне предложения о заключении нового коллективного договора или продлении действия прежнего на срок до трех лет.
При ликвидации организации коллективный договор сохраняет свое действие в течение всего срока проведения ликвидации (ст. 43 ТК РФ).
При приеме на работу (до подписания трудового договора) работодатель обязан ознакомить нового работника с коллективным договором под роспись (ч.3, ст. 68 ТК РФ).
Изменения и дополнения коллективного договора теперь производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом для его заключения либо в порядке, установленным коллективным договором (ст. 44 ТК РФ).
6. Регистрация в органе по труду.
Контроль за выполнением коллективного договора.
Коллективный договор в течение семи дней со дня подписания направляется работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию в соответствующий орган по труду (ст. 50 ТК РФ). Регистрация не влияет на вступление коллективного договора в силу. При осуществлении регистрации коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим коллективный договор, а также в соответствующую государственную инспекцию труда. Условия коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
В Чувашской Республике подписанный коллективный договор с приложениями в течение семи дней направляется работодателем в территориальной орган социальной защиты населения по месту нахождения организации.
Для уведомительной регистрации должны быть представлены три экземпляра коллективного договора. Подписи и печати, их заверяющие, должны быть подлинными. Страницы во всех экземплярах должны быть пронумерованы сквозной нумерацией. Каждый экземпляр коллективного договора следует прошить и скрепить печатью с указанием количества прошитых страниц.
Регистрация носит бесплатный и уведомительный характер. Наличие замечаний не является основанием для отказа в регистрации.
Два экземпляра зарегистрированного договора возвращаются представителям сторон, третий экземпляр остается на хранении регистрирующего органа в течение всего срока действия коллективного договора.
Изменения и дополнения коллективного договора также необходимо регистрировать.
Контроль за выполнением колдоговора, согласно ст. 51 ТК РФ, осуществляется сторонами социального партнерства, их представителями, соответствующими органами по труду. При проведении указанного контроля представители сторон обязаны предоставлять друг другу необходимую для этого информацию не позднее одного месяца со дня получения соответствующего запроса.
С этой целью стороны совместным решением формируют специальную комиссию, либо поручают функции контроля комиссии для ведения коллективных переговоров.
Общей практикой стал ежегодный отчет (или отчет каждое полугодие) о выполнении коллективного договора перед работниками. От каждой из сторон на собрании (конференции) выступают их первые руководители.
Согласованный сторонами порядок контроля следует отразить в тексте коллективного договора.
Нарушение или невыполнение работодателем или лицом, его представляющим, обязательств по коллективному договору влечет наложение административного штрафа в размере от 30 до 50 МРОТ (ст. 5.31 КоАП).
7. Примерный перечень приложений к коллективному договору
1. Правила внутреннего трудового распорядка.
2. Положение о приеме на работу на конкурсной основе.
3. План повышения квалификации и подготовки кадров.
4. Перечень работ, на которых допускается разделение рабочего дня на части.
5. Список работ, профессий и должностей с вредными условиями труда, работа в которых дает право на дополнительный отпуск и сокращенный рабочий день.
6. Перечень работников с ненормированным рабочим временем с указанием продолжительности предоставляемых им дополнительных отпусков.
7. Перечень профессий и должностей работников, занятых на работах с вредными и опасными условиями труда, имеющими право на досрочную пенсию согласно Спискам № 1 и № 2.
8. План санитарно-оздоровительных мероприятий.
9. Соглашение по охране труда.
10. Смета расходования средств на охрану труда.
11. Порядок проведения аттестации рабочих мест по условиям труда.
12. Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров.
13. Положение о системе и формах оплаты труда.
14. Перечень тарифных ставок (окладов) 1 разряда для рабочих - повременщиков и для рабочих - сдельщиков, тарифные сетки и тарифные коэффициенты.
15. Положения о премировании работников организации (может быть несколько положений о премировании - для работников структурных подразделений или для разных категорий персонала.
16. Положение и план - график проведения аттестации руководителей, специалистов и служащих.
17. Перечни производств (работ) с вредными, опасными и иными особыми условиями труда, на которых работники имеют право на доплаты за условия труда.
18. Перечень должностей и профессий работников, имеющих право на доплаты (надбавки) в связи с ___________ (указать основание).
19. Положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения по итогам годовой работы.
20. Положение о порядке и условиях выплаты вознаграждения за выслугу лет.
21. Перечень работ (производств), на которых предоставляется бесплатное лечебно-профилактические питание.
22. Перечень работ (производств), на которых работники получают бесплатно молоко или другие равноценные пищевые продукты.
23. Перечень профессий и должностей, на которых работники обеспечиваются бесплатной спецодеждой, спецобувью и другими средствами индивидуальной защиты.
24. Перечень профессий и должностей, на которых работникам бесплатно выдается мыло, смывающие и обезвреживающие средства.
25. Порядок обеспечения жильем работников организации.
26. Положение о выдаче организацией ссуд работнику.
27. Порядок обязательного и дополнительного страхования работников.
28. Положение о присвоении почетных званий.
29. Положение о чествовании работников с юбилеями со дня рождения, юбилеями трудовой деятельности в организации, уходом на пенсию.
30. Перечень имущества, передаваемого в пользование профсоюзному комитету на время действия коллективного договора.
Рекомендуемая литература:
1. «Трудовой кодекс Российской Федерации» от 30.12.2001 № 197-ФЗ. - М.: Юрайт-М, 2002. - 168 с. (с изменениями, внесенными ФЗ от 09.05.05г. № 45-ФЗ, от 30.06.2006г. № 90-ФЗ)
2. Постановление Исполкома ФНПР № 4-3 от 28 августа 2002 года «Об организации и проведении единой переговорной кампании».
3. Комментарий к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв. ред. д.ю.н., проф. Ю.П.Орловский. М.: Юрид.фирма «Контракт», Изд. дом «ИНФРА-М», 2002.
4. Комментарий постатейный к Трудовому кодексу Российской Федерации /Отв.ред. Гладков Н.Г., Снигирева И.О. - М.: профиздат, 2006. - 1032 с.
5. Татарникова С.Н. Коллективный договор в новых условиях. М.: Учебно-исследовательский центр МФП, 2003. - 87 с.
6. Демидова С.Е. Единая переговорная кампания. М.: Институт повышения квалификации профсоюзных кадров Академии труда и социальных отношений, 2005.
7. Нетеребский О.В. Становление и развитие системы социального партнерства (Региональный аспект). - М.: Издательство «Памотип», 2003. - 288 с.
8. Методическое пособие о ведении переговоров по заключению коллективного договора. М.: Чувашрессовпроф, отдел социально-экономической защиты трудящихся, 2002. - 17 с.
9. Макет коллективного договора, разработанный отделом социально-экономической защиты трудящихся Чувашского республиканского совета профсоюзов, декабрь 2006 года.