30 марта 2006 года N 7
ЗАКОН
ЧУВАШСКОЙ РЕСПУБЛИКИ
О СОЦИАЛЬНОМ ПАРТНЕРСТВЕ
Принят
Государственным Советом
Чувашской Республики
14 марта 2006 года
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Настоящий Закон устанавливает правовые основы и порядок функционирования системы социального партнерства в сфере труда в Чувашской Республике (далее - социальное партнерство) в целях содействия многоуровневому договорному регулированию социально-трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений и достижения общественного согласия.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Глава 1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 1. Основные понятия
В настоящем Законе используются следующие основные понятия и термины:
социальное партнерство - система взаимоотношений между работниками (представителями работников), работодателями (представителями работодателей), органами государственной власти, органами местного самоуправления, направленная на обеспечение согласования интересов работников и работодателей по вопросам регулирования трудовых и иных непосредственно связанных с ними отношений;
стороны социального партнерства (далее - стороны) - работники и работодатели в лице уполномоченных в установленном порядке представителей. Органы государственной власти и органы местного самоуправления являются сторонами социального партнерства в случаях, когда они выступают в качестве работодателей, а также в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
представители работников - профессиональные союзы и их объединения, иные профсоюзные организации, предусмотренные уставами общероссийских, межрегиональных профсоюзов, или иные представители, избираемые работниками в соответствии с действующим законодательством;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
представители работодателей - руководитель организации, работодатель - индивидуальный предприниматель (лично) или уполномоченные ими лица в соответствии с Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, учредительными документами юридического лица (организации) и локальными нормативными актами;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Республиканское соглашение о социальном партнерстве (далее - Республиканское соглашение) - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие принципы регулирования связанных с ними экономических отношений в Чувашской Республике, заключаемый между Кабинетом Министров Чувашской Республики, республиканскими объединениями работодателей Чувашской Республики и республиканским объединением организаций профсоюзов в пределах их компетенции;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
муниципальное (территориальное) соглашение о социальном партнерстве (далее - муниципальное соглашение) - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования, заключаемый между органами местного самоуправления, соответствующими объединениями работодателей, объединениями профсоюзов в пределах их компетенции;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
отраслевое (межотраслевое) соглашение о социальном партнерстве (далее - отраслевое соглашение) - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения и устанавливающий общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей), заключаемый между отраслевыми объединениями работодателей, отраслевыми объединениями профсоюзов и соответствующими органами исполнительной власти Чувашской Республики (органами местного самоуправления) в пределах их компетенции;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
коллективный договор - правовой акт, регулирующий социально-трудовые отношения в организации или у индивидуального предпринимателя и заключаемый работниками и работодателями в лице их представителей.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Статья 2. Правовая основа социального партнерства
Правовую основу социального партнерства составляют Конституция Российской Федерации, федеральные законы и иные нормативные правовые акты Российской Федерации, Конституция Чувашской Республики, настоящий Закон и иные нормативные правовые акты Чувашской Республики.
Статья 3. Система социального партнерства
Система социального партнерства включает следующие уровни:
республиканский уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в Чувашской Республике;
муниципальный уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в муниципальном образовании Чувашской Республики;
отраслевой уровень, устанавливающий основы регулирования отношений в сфере труда в отрасли (отраслях);
локальный уровень, на котором устанавливаются обязательства работников и работодателей в сфере труда.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Статья 4. Основные принципы и формы социального партнерства
Основными принципами социального партнерства в соответствии с законодательством Российской Федерации являются:
равноправие сторон;
уважение и учет интересов сторон;
заинтересованность сторон в участии в договорных отношениях;
содействие государства в укреплении и развитии социального партнерства на демократической основе;
соблюдение сторонами и их представителями трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
полномочность представителей сторон;
свобода выбора при обсуждении вопросов, входящих в сферу труда;
добровольность принятия сторонами на себя обязательств;
реальность обязательств, принимаемых на себя сторонами;
обязательность выполнения коллективных договоров, соглашений;
контроль за выполнением принятых коллективных договоров, соглашений;
ответственность сторон, их представителей за невыполнение по их вине коллективных договоров, соглашений.
Социальное партнерство осуществляется в формах:
коллективных переговоров по подготовке проектов коллективных договоров, соглашений и заключению коллективных договоров, соглашений;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
взаимных консультаций (переговоров) по вопросам регулирования трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, обеспечения гарантий трудовых прав работников и совершенствования трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
участия работников, их представителей в управлении организацией;
участия представителей работников и работодателей в разрешении трудовых споров.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Глава 2. КОМИССИИ ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЙ
Статья 5. Комиссии по регулированию социально-трудовых отношений
Для обеспечения регулирования социально-трудовых отношений, ведения коллективных переговоров и подготовки проектов коллективных договоров, соглашений, заключения коллективных договоров, соглашений, а также для организации контроля за их выполнением на всех уровнях на равноправной основе по решению сторон образуются комиссии из наделенных необходимыми полномочиями представителей сторон.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
В Чувашской Республике образуется постоянно действующая Республиканская трехсторонняя комиссия по регулированию социально-трудовых отношений (далее - Республиканская комиссия), деятельность которой осуществляется в соответствии с настоящим Законом и Положением о Республиканской комиссии, утвержденным Президентом Чувашской Республики.
На муниципальном уровне могут образовываться муниципальные (территориальные) трехсторонние комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - муниципальные комиссии), деятельность которых осуществляется в соответствии с настоящим Законом и положениями о муниципальных комиссиях, утвержденными представительным органом муниципального образования.
На отраслевом (межотраслевом) уровне могут образовываться отраслевые (межотраслевые) комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (далее - отраслевые комиссии).
(часть четвертая в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
На локальном уровне образуется комиссия для ведения коллективных переговоров, подготовки проекта коллективного договора и заключения коллективного договора.
(часть пятая в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
В целях согласования интересов работников (их представителей), работодателей (их представителей) и государства по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений органы государственной власти Чувашской Республики обязаны обеспечить условия для участия соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений (в случаях, когда такие комиссии на соответствующем уровне социального партнерства не образованы, - соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) в разработке и (или) обсуждении проектов законодательных и иных нормативных правовых актов Чувашской Республики, программ социально-экономического развития, других актов органов государственной власти Чувашской Республики в сфере труда в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами Чувашской Республики, настоящим Законом, соглашениями.
(часть шестая введена Законом ЧР от 30.11.2006 N 59)
Проекты законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Чувашской Республики в сфере труда, а также документы и материалы, необходимые для их обсуждения, направляются на рассмотрение в соответствующие комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (соответствующим профсоюзам (объединениям профсоюзов) и объединениям работодателей) Чувашской Республики органами государственной власти Чувашской Республики, принимающими указанные акты.
(часть седьмая введена Законом ЧР от 30.11.2006 N 59)
Решения соответствующих комиссий по регулированию социально-трудовых отношений или мнения их сторон (заключения соответствующих профсоюзов (объединений профсоюзов) и объединений работодателей) по направляемым им проектам законодательных актов, нормативных правовых и иных актов органов исполнительной власти Чувашской Республики подлежат обязательному рассмотрению органами государственной власти Чувашской Республики, принимающими указанные акты.
(часть восьмая введена Законом ЧР от 30.11.2006 N 59)
Статья 6. Республиканская комиссия
Республиканская комиссия:
создается для сотрудничества в выработке и реализации социально ориентированной политики экономических преобразований в Чувашской Республике, регулирования социально-трудовых отношений и иных непосредственно связанных с ними отношений, ведения коллективных переговоров, подготовки проекта Республиканского соглашения, его обсуждения и заключения;
формируется из равного числа представителей Кабинета Министров Чувашской Республики, республиканских объединений работодателей и республиканского объединения организаций профсоюзов, не превышающего десяти человек от каждой стороны, уполномоченных решением Кабинета Министров Чувашской Республики (от Кабинета Министров Чувашской Республики), решением республиканских объединений работодателей (от республиканских объединений работодателей) и решением республиканского объединения организаций профсоюзов (от республиканского объединения организаций профсоюзов);
осуществляет свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и Положением о Республиканской комиссии;
осуществляет взаимодействие с Российской трехсторонней комиссией по регулированию социально-трудовых отношений, муниципальными комиссиями, отраслевыми комиссиями.
Деятельность Республиканской комиссии возглавляет координатор, назначаемый Президентом Чувашской Республики. Координатор Республиканской комиссии не является членом Республиканской комиссии.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон избираются (назначаются) сторонами и являются членами Республиканской комиссии.
Статья 7. Муниципальные комиссии
Муниципальные комиссии:
создаются для взаимодействия и сотрудничества сторон на уровне муниципального образования в целях решения социально-трудовых и экономических проблем, в том числе связанных с территориальными особенностями муниципального образования, ведения коллективных переговоров, подготовки проектов муниципальных соглашений, их обсуждения и заключения;
формируются органами местного самоуправления муниципального образования, соответствующими объединениями работодателей и объединениями профсоюзов;
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом, а также положениями о муниципальных комиссиях;
осуществляют взаимодействие с Республиканской комиссией и отраслевыми комиссиями.
Деятельность муниципальной комиссии возглавляет координатор, назначаемый соответствующим решением главы муниципального образования. Координатор муниципальной комиссии не является членом муниципальной комиссии.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон избираются (назначаются) сторонами и являются членами муниципальной комиссии.
Статья 8. Отраслевые комиссии
Отраслевые комиссии:
создаются для взаимодействия и сотрудничества сторон социального партнерства на отраслевом уровне в целях решения определенных социально-трудовых проблем, связанных с общими условиями оплаты труда, гарантий, компенсаций и льгот работникам отрасли;
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
формируются отраслевыми объединениями профсоюзов, объединениями работодателей (отдельными работодателями) и соответствующими органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципального образования;
осуществляют свою деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, настоящим Законом и положениями об отраслевых комиссиях;
осуществляют взаимодействие с Республиканской комиссией, муниципальными комиссиями.
Деятельность отраслевой комиссии возглавляет координатор, утвержденный соответствующим решением сторон. Координатор отраслевой комиссии не является членом отраслевой комиссии.
Деятельность каждой из сторон организует координатор стороны. Координаторы сторон избираются (назначаются) сторонами и являются членами отраслевой комиссии.
Глава 3. СОГЛАШЕНИЯ И КОЛЛЕКТИВНЫЕ ДОГОВОРЫ
Статья 9. Республиканское соглашение
Проект Республиканского соглашения разрабатывается в ходе коллективных переговоров и заключается между Кабинетом Министров Чувашской Республики, республиканскими объединениями работодателей и республиканским объединением организаций профсоюзов.
Республиканское соглашение устанавливает общие принципы регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений на уровне Чувашской Республики.
Условия, содержащиеся в Республиканском соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Условия, содержащиеся в Республиканском соглашении, рекомендуется учитывать при принятии нормативных правовых актов на всех уровнях регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений в Чувашской Республике.
Содержание и структура Республиканского соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в Республиканское соглашение.
Момент подписания Республиканского соглашения является моментом окончания коллективных переговоров по его заключению.
Срок действия Республиканского соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Республиканские объединения профсоюзов, иные представители работников, республиканские объединения работодателей, работодатели, их уполномоченные представители, не являющиеся участниками Республиканского соглашения, имеют право присоединиться к Республиканскому соглашению в течение срока его действия.
Ход выполнения Республиканского соглашения рассматривается сторонами не реже двух раз в год.
Порядок опубликования Республиканского соглашения определяется сторонами.
Статья 10. Муниципальное соглашение
Муниципальное соглашение заключается между органами местного самоуправления муниципального образования, соответствующими объединениями работодателей, соответствующими объединениями профсоюзов в лице их полномочных представителей.
Муниципальное соглашение устанавливает общие условия труда, гарантии, компенсации и льготы работникам на территории соответствующего муниципального образования.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Муниципальное соглашение разрабатывается на основе коллективных переговоров между сторонами и распространяется на работников, работодателей, органы местного самоуправления муниципального образования, которые уполномочили своих представителей на коллективных переговорах разработать и заключить муниципальное соглашение от их имени.
Муниципальное соглашение по договоренности сторон может быть двусторонним и трехсторонним.
Содержание и структура муниципального соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в муниципальное соглашение.
Условия, содержащиеся в муниципальном соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Муниципальное соглашение рекомендуется принимать после принятия Республиканского соглашения.
Объединения профсоюзов (профсоюзные комитеты), иные представители работников, объединения работодателей, работодатели, их уполномоченные представители, не являющиеся участниками муниципального соглашения, имеют право присоединиться к муниципальному соглашению в течение срока его действия.
Срок действия муниципального соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Порядок опубликования муниципального соглашения определяется сторонами.
Статья 11. Отраслевое соглашение
Отраслевое соглашение заключается на республиканском и муниципальном уровнях социального партнерства между соответствующими органами исполнительной власти Чувашской Республики, органами местного самоуправления муниципального образования, отраслевыми профсоюзами, объединениями работодателей (отдельными работодателями).
Отраслевое соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам отрасли (отраслей).
(часть вторая в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Отраслевое соглашение по договоренности сторон может быть двусторонним и трехсторонним.
Условия, содержащиеся в отраслевом соглашении, не могут ухудшать положение работников по сравнению с законодательством Российской Федерации и законодательством Чувашской Республики.
Содержание и структура отраслевого соглашения определяются по договоренности между представителями сторон, которые свободны в выборе круга вопросов для обсуждения и включения в отраслевое соглашение.
Отраслевые объединения профсоюзов (отраслевые профсоюзные комитеты), иные представители работников, отраслевые объединения работодателей, работодатели, их уполномоченные представители, не являющиеся участниками отраслевого соглашения, имеют право присоединиться к отраслевому соглашению в течение срока его действия.
Срок действия отраслевого соглашения определяется сторонами, но не может превышать трех лет. Стороны имеют право один раз продлить действие соглашения на срок не более трех лет.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Порядок опубликования отраслевого соглашения определяется сторонами.
Статья 12. Коллективный договор
Содержание и структура коллективного договора определяются сторонами.
При недостижении согласия между сторонами по отдельным положениям проекта коллективного договора в течение трех месяцев со дня начала коллективных переговоров стороны должны подписать коллективный договор на согласованных условиях с одновременным составлением протокола разногласий.
Коллективный договор заключается на срок не более трех лет и вступает в силу со дня подписания его сторонами либо со дня, установленного коллективным договором.
Стороны имеют право продлевать действие коллективного договора на срок не более трех лет.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Изменение и дополнение коллективного договора производятся в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации для его заключения, либо в порядке, установленном коллективным договором.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Статья 13. Уведомительная регистрация соглашений, коллективных договоров
Коллективный договор, соглашение в течение семи дней со дня подписания направляются работодателем, представителем работодателя (работодателей) на уведомительную регистрацию:
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Республиканское соглашение, муниципальное соглашение, отраслевое соглашение - в орган исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющий реализацию государственной политики в области труда;
коллективные договоры - в соответствующие территориальные органы органа исполнительной власти Чувашской Республики, осуществляющего реализацию государственной политики в области труда.
При осуществлении регистрации соглашения, коллективного договора соответствующий орган по труду выявляет условия, ухудшающие положение работников по сравнению с трудовым законодательством и иными нормативными правовыми актами, содержащими нормы трудового права, и сообщает об этом представителям сторон, подписавшим соглашение, коллективный договор, а также в соответствии с законодательством Российской Федерации в Государственную инспекцию труда в Чувашской Республике. Аналогичный порядок устанавливается в случае внесения изменений или дополнений в ранее принятые соглашения, коллективные договоры. Условия соглашения, коллективного договора, ухудшающие положение работников, недействительны и не подлежат применению.
(в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Глава 4. ПРАВА, ОБЯЗАННОСТИ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ СТОРОН
Статья 14. Ведение коллективных переговоров
Представители работников и работодателей участвуют в коллективных переговорах по подготовке, заключению или изменению коллективного договора, соглашения и имеют право проявить инициативу по проведению таких переговоров.
(часть первая в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Инициатором коллективных переговоров по подготовке, заключению и изменению соглашения и коллективного договора вправе выступить любая из сторон.
Представители стороны, получившие предложение в письменной форме о начале коллективных переговоров, обязаны вступить в переговоры в течение семи календарных дней со дня получения указанного предложения, направив инициатору проведения коллективных переговоров ответ с указанием представителей от своей стороны для участия в работе комиссии по ведению коллективных переговоров и их полномочий. Днем начала коллективных переговоров является день, следующий за днем получения инициатором проведения коллективных переговоров указанного ответа.
(часть третья в ред. Закона ЧР от 30.11.2006 N 59)
Стороны вправе разрабатывать планы и принимать конкретные решения, выполняемые в установленном порядке и направленные на своевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
Урегулирование разногласий, возникших в ходе коллективных переговоров по заключению или изменению соглашения, коллективного договора, производится в порядке, установленном Трудовым кодексом Российской Федерации.
Статья 15. Получение информации
Стороны вправе:
бесплатно получать у другой стороны полную и достоверную информацию по социально-трудовым вопросам и иным непосредственно связанным с ними вопросам, необходимую для ведения коллективных переговоров по заключению и изменению соглашений, коллективных договоров;
абзац утратил силу. - Закон ЧР от 30.11.2006 N 59;
проводить взаимные консультации по вопросам регулирования социально-трудовых отношений и связанных с ними экономических отношений, в том числе необходимые для ведения коллективных переговоров по заключению и изменению соглашений, коллективных договоров. Инициатором проведения таких консультаций может выступать каждая из сторон;
взаимно участвовать в рассмотрении социально-трудовых вопросов и иных связанных с ними экономических вопросов и рассматривать взаимные обращения по ним;
распространять информацию по социально-трудовым вопросам и иным непосредственно связанным с ними вопросам через средства массовой информации, если эти сведения не относятся к охраняемой законом тайне (государственной, служебной, коммерческой или иной).
Статья 16. Ответственность сторон социального партнерства
Лица, представляющие работодателя либо работников, виновные в нарушении или невыполнении обязательств, предусмотренных соглашением, коллективным договором, несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Стороны вправе по взаимному согласию устанавливать иную ответственность за нарушение, невыполнение обязательств по соглашению, коллективному договору, если это не противоречит законодательству Российской Федерации и законодательству Чувашской Республики. Условия и порядок применения такой ответственности к сторонам предусматриваются в соглашении, коллективном договоре или другом документе, принимаемом во исполнение соглашения, коллективного договора.
В рамках договорной ответственности стороны соглашения, коллективного договора вправе наделить комиссии по регулированию социально-трудовых отношений полномочиями по применению согласованных мер ответственности, включая дополнительные санкции за невыполнение или несвоевременное выполнение соглашений, коллективных договоров.
Привлечение к ответственности не освобождает стороны (сторону) от выполнения обязательств по соглашению, коллективному договору.
Глава 5. ЗАКЛЮЧИТЕЛЬНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ
Статья 17. Вступление в силу настоящего Закона
Настоящий Закон вступает в силу по истечении десяти дней после дня его официального опубликования.
Со дня вступления в силу настоящего Закона признать утратившим силу Закон Чувашской Республики от 16 апреля 1999 года N 5 "О социальном партнерстве" (Ведомости Государственного Совета Чувашской Республики, 1999, N 30).
Президент
Чувашской Республики
Н.ФЕДОРОВ
г. Чебоксары
30 марта 2006 года
N 7