Рабочая программа по технологии. 4 класс
Кондратьева Е.П., кандидат педагогических наук,
доцент кафедры и лаборатории методики начального образования
Пояснительная записка
Рабочая программа по технологии построена на основе требований Федерального государственного стандарта начального общего образования по образовательной области «Технология» и разработана в соответствии с Примерной программой начального общего образования, рабочей программой Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова «Технология», утверждённой МО РФ. При составлении рабочей программы были использованы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенкова «Технология. Рабочие программы. 1-4 классы», М. – «Просвещение»; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Учебник. М, -Просвещение; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. –Просвещение; «Технология. Технологические карты» для 1 - 4 классов (сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva). Для реализации вариативной части программы используются учебно-методические пособия для школ Чувашской Республики: Е.П.Кондратьева, Л.М.Григорьева: Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008.; Е.П.Кондратьева, Т.В.Никандрова: интерактивное электронное пособие «В волшебном мире народного творчества». – Чебоксары, 2011.
Цель изучения: закрепление и совершенствование полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей своего региона и в целом по России, ориентированной на современность и будущее.
По итогам обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:
Личностные результаты:
У обучающихся будут сформированы:
- бережное отношение к природным богатствам России и Чувашской республики в том числе;
- желание оформлять суждение о человеческих ценностях;
- понимание успешности при освоении темы;
|
o положительное отношение к труду и профессиональной деятельности человека в окружающей природной среде;
o ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;
o интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;
o представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;
o основные критерии оценивания собственной деятельности других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;
o этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;
o представления о значении проектной деятельности.
Обучающиеся получат возможность для формирования:
o внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;
o этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;
o ценности коллективного труда в процессе реализации проекта;
o способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;
o представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;
o бережного и уважительного отношения к окружающей среде;
o уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;
o эстетических чувств (прекрасного и безобразного);
o потребность в творческой деятельности;
o учет при выполнении изделия интересов, склонностей и способностей других учеников.
Метапредметные результаты
Регулятивные
У учащихся будут сформированы умения:
o следовать определенным правилам при выполнении изделия;
o дополнять слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;
o выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;
o корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;
o проводить рефлексию своих действий по выполнению изделия при помощи одноклассников;
o вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;
o действовать в соответствии с определенной ролью;
o прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;
Обучающиеся получат возможность для формирования умений и навыков:
o работать над проектом с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;
o ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;
o выбирать из предложенных вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;
o прогнозировать сложности, которые могут возникнуть при выполнении проекта:
o оценивать качества своей работы.
Познавательные
У обучающегося будут сформированы умения и навыки:
o выделять информацию из текстов, заданную в явной форме;
o высказывать рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника;
o применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте;
o проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;
o заполнять технологическую карту с материалами учебника;
o проводить анализ изделий и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;
o выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;
o находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;
o проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;
o проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений и навыков:
o осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;
o высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;
o осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;
o устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;
o проводить сравнение предметов, явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;
o находить информацию по заданным основаниям, собственным интересам и потребностям;
Коммуникативные
У обучающегося будут сформированы умения и навыки:
o слушать собеседника, понимать и/ или принимать его точку зрения;
o находить точки соприкосновения различных мнений;
o Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;
o осуществлять решение конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;
o оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;
o формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;
o проявлять инициативу в ситуации общения;
o составлять рассказ для презентации изделия.
Обучающиеся получат возможность для формирования умений:
o строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;
o договариваться, учитывая свои интересы и интересы партнера;
o задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;
o осуществлять взаимопомощь в совместной работе.
Предметные результаты:
- называть наиболее распространённые традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе народные промыслы Чувашской Республики и профессии своих родителей), описывать их особенности;
- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;
- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;
- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;
- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом применении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы для изделий по декоративно-художественным и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;
- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заготовки, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы;
- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);
- выполнять символические действия моделирования и преобразования модели и работать с простейшей технической документацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;
- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;
- решать простейшие задачи конструктивного характера по изменению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;
- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;
- соблюдать безопасные приёмы труда, пользоваться персональным компьютером для воспроизведения и поиска необходимой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;
- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;
- создавать небольшие тексты и простейшие презентации, используя рисунки из ресурса компьютера и фотографические снимки, программы Word и PowerPoint.
Диагностические задания по темам вариативного компонента даны в учебно-методических пособиях:
«Умелые руки найдут себе работу»:
с.45 - творческое проектное задание;
с. 49 - задание для изготовления фигурки в национальной одежде;
с. 52 – творческое проектное задание».
«В волшебном мире народного творчества»:
Раздел «Чувашский орнамент». Блок «Орнамент в облике Чуваши и» - назвать по фотографиям архитектурные сооружения г, Чебоксары;
Раздел «Национальный костюм». Блок «Мы - модельеры» - восстановить алгоритм проектной деятельности;
Раздел «Народные мастера-умельцы». Блок «Что нужно мастеру?» - определить инструменты и сырье для видов народных промыслов;
Раздел «Игрушки и сувениры». Блоки: а) «Проект «Народная игрушка», б) «Проверь себя» - выполнение самостоятельного творческого проекта; подбор имени кукле в чувашском народном костюме.
Для реализации вариативной части программы Технологии в минимальном объеме предлагаются дополнения к 4 урокам.
Урок 5.Полезные ископаемые Чувашской Республики.
Урок 11. Чувашская народная игрушка «Свистулька».
Урок 27. В Музее космонавтики.
Урок 33. Орнамент в облике Чувашии. Фотоэкскурсия по г.Чебоксары(Чувашии).
Для проведения урока 5 учителю собирает информацию по своему району (городу) или общие сведения по республике. Материал 11 урока соответствует содержанию региональных дидактических материалов для 4 класса, с.51-53. Для проведения урока 27 требуется подбор информации о Музее космонавтики на родине космонавта А.Г.Николаева в с. Шоршелы Марпосадского района. Урок 33 проводится по с. 44 - 45 того же пособия с возможными вариациями – «Орнамент в облике Чувашии» (г.Чебоксары), «Достопримечательности моего города (села)», «Окружающий мир в фотографиях», «Охранять природу- значит охранять Родину», «В Красную природу Чувашии».
Обращаем внимание на возможность творческого подхода к рассматриваемой проблеме – разработку учителем другого варианта дополнений к авторской программе.
- В разделе «Человек и земля»:
темы «Вагоностроительный завод», «Швейная фабрика», «Деревообрабатывающее производство», «Кондитерская фабрика» - подобрать текстовую информацию из Интернета и по возможности организовать экскурсию.
- В разделе «Человек и вода»:
Темы «Порт», «Водоканал» - с учетом интересов учащихся и возможностей методического и информационного оснащения тем.
Во всех вариантах рабочих программ важно помнить – необходимо активизировать самостоятельную работу с проектами с учетом перехода в 5 класс, где она станет ведущим видом учебной деятельности на уроках Технологии. Также учитель может разрабатывать технологические карты и продолжать изучение вариативного содержания во внеурочной деятельности.
(Примечание для учителя: в тексте тематического планирования дополнения к вариативному компоненту рабочей программы выделены курсивом и полужирным шрифтом; по двухчасовым темам на изучение регионального учебного материала отводится второй час.)
Тематическое планирование (34 ч)
Номера уроков
|
Темы уроков
|
Количество часов
|
Здравствуй, дорогой друг! (1 час)
|
1
|
Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу
|
1
|
Человек и земля (21 час)
|
2-3
|
Вагоностроительный завод
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»
|
2
|
4-5
|
Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Изделие; «Малахитовая шкатулка». Полезные ископаемые Чувашской Республики.
|
2
|
6-7
|
Автомобильный завод
Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»
|
2
|
8-9
|
Монетный двор
Изделия: «Стороны медали», «Медаль»
|
2
|
10-11
|
Изделия из керамики. Чувашская народная игрушка «Свистулька».
|
2
|
12-13
|
Швейная фабрика
Изделие: «Прихватка»
|
2
|
14-15
|
Игрушка
Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»
|
2
|
16-17
|
Обувное производство
Изделие: «Модель детской летней обуви»
|
2
|
18
|
Деревообрабатывающее производство
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»
|
1
|
19-20
|
Кондитерская фабрика
Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия».
|
2
|
21
|
Бытовая техника
Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»
|
1
|
22
|
Тепличное хозяйство
Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
|
1
|
Человек и вода (3 часа)
|
23
|
Водоканал
Изделие: «Фильтр для очистки воды»
|
1
|
24
|
Порт.Изделие:«Канатная лестница».
Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»
|
1
|
25
|
Узелковое плетение
Изделие «Браслет»
|
1
|
Человек и воздух (3 ч)
|
26
|
Самолётостроение. Ракетостроение
Изделие: «Самолёт».
|
1
|
27
|
Ракета-носитель
Изделие: «Ракета-носитель». Заочное путешествие в Музей космонавтики, с. Шоршелы Мариинского Посада.
|
1
|
28
|
Летательный аппарат. Воздушный змей.
|
1
|
Человек и информация (6 ч)
|
29
|
Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист»
|
1
|
30
|
Работа с таблицами
|
1
|
31
|
Создание содержания книги
Практическая работа: «Содержание»
|
1
|
32-33
|
Переплётные работы
Изделие: «Книга «Дневник путешественника».
|
2
|
34
|
Итоговый урок
|
1
|
Развернутое тематическое планирование
№ п/п
|
Тема
|
Кол-во часов
|
Цель
|
Формы работы
|
Деятельность учащихся и формируемые УУД
|
|
1
|
Как работать с учебником
|
1
|
Ориентирование по разделам учебника. Систематизация знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценивания выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, технологический процесс, приёмы работы
|
Беседа, презентация
|
Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и правилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубрики «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познакомиться с критериями оценки качества выполнения изделий для осуществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), наносить их на контурную карту России в рабочей тетради.
|
|
Человек и земля (21 ч)
|
|
2-3
|
Вагоно-строительный завод
Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»
|
2
|
Знакомство с историей развития железных дорог в России, с конструкцией вагонов разного назначения. Создание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сборка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.
Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходовая часть, кузов вагона, рама кузова.
|
Беседа, презентация; Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию об истории развития железнодорожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи ножниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструментов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометрические тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, сопоставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым планами. Организовывать рабочее место (учителю: этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать материалы при разметке и раскрое изделия.
|
|
4-5
|
Полезные ископаемые
Изделие: «Буровая вышка».
Изделие; «Малахитовая шкатулка». Полезные ископаемые Чувашской Республики
|
2
|
Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемыми, способами их добычи и расположением месторождений на территории России и Чувашской республики. Изготовление модели буровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа.
Понятия: полезные ископаемые, месторождение, нефтепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.
Профессия: мастер по камню.
Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, русская мозаика.
|
Учебно-практ,
презентация
|
Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, способах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных ископаемых, из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и газа, на карте Чувашии - называть полезные ископаемые и определять места их добычи. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку.
Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Домашнее задание: собрать информацию о полезных ископаемых на территории своего города (района).
|
|
6-7
|
Автомобильный завод
Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»
|
2
|
Знакомство с производственным циклом создания автомобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (рекомендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние будут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкторами. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информацию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользоваться гаечным ключом и отвёртко Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, имитировать технологию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления изделия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).
|
|
8-9
|
Монетный двор
Изделия: «Стороны медали», «Медаль»
|
2
|
Знакомство с основами чеканки медалей, особенностями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения заполнять технологическую карту. Работа с металлизированной бумагой — фольгой.
Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контррельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.
|
Комбинированная
|
Находить и отбирать информацию об истории возникновения олимпийских медалей, способе их изготовления и конструкции из материала учебника и других источников. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особенности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, переносить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тиснения фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового плана, заполнять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопасного использования инструментов.
|
|
10-11
|
Изделия из керамики. Чувашская народная игрушка «Свистулька».
|
2
|
Знакомство с глиной как с природным сырьем для изготовления фаянсовой и керамической посуды. Народная игрушка из глины. Знакомство с творчеством мастеров - игрушечников Чувашской Республики.
Технология изготовления свистульки из глины. Изготовление керамической игрушки-свистульки с соблюдением технологии ее создания. Профессии: скульптор, гончар, художник.
Понятия: операция, фаянс, керамика, эмблема, обжиг, глазурь,
декор.
|
Комбинированная, учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о технологиях создания изделий из глины и фаянса, их назначении и использовании по материалам учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника и другие источники. Анализировать технологии изготовления керамических (фаянсовых) изделий и использовать их в практической деятельности. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с технологией создания изделий из глины. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и графического планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Использовать приёмы и способы лепки игрушки-свистульки для создания и декорирования ее по собственному эскизу. Соблюдать правила безопасного использования инструментов.
|
|
12-13
|
Швейная фабрика
Изделие: «Прихватка»
|
2
|
Знакомство с технологией производственного процесса на швейной фабрике и профессиональной деятельностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление изделия с повторением элементов технологического процесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о технологии производства одежды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швейные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одежды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации
|
|
14-15
|
Игрушка
Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»
|
2
|
Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять размеры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблюдение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления изделия. Изготовление разных видов изделий с использованием одной технологии.
Понятие: мягкая игрушка.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источников. Выделять общие этапы технологии их производства. Использовать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовления, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготовления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Самостоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирования для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, сравнивать план с технологической картой изготовления прихватки.
|
|
16-17
|
Обувное производство
Изделие: «Модель детской летней обуви»
|
2
|
Знакомство с историей создания обуви. Виды материалов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последовательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процесса). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.
Профессия: обувщик.
Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материалы, искусственные материалы, синтетические материалы, модельная обувь, размер обуви.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о технологии производства обуви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обувные производства. Использовать текст учебника для определения последовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые понятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обуви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изготовления обуви, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы ножницами и клеем.
|
|
18
|
Деревообрабатывающее производство
Изделия: «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»
|
2
|
Знакомство с новым материалом — древесиной, правилами работы столярным ножом и последовательностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Знакомство со свойствами древесины. Осмысление значения древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное декорирование. Работа с древесиной. Конструирование.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать из материала учебника и других источников информацию о древесине, её свойствах, технологии производства пиломатериалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опорой на материал учебника и другие- источники. Анализировать последовательность изготовления изделий из древесины, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Осваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы ножом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и соединять детали изделия с помощью клея.
|
|
19-20
|
Кондитерская фабрика
Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Кондитерские изделия»
|
2
|
Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шоколада из какао-бобов. Знакомство с профессиями людей, работающих на кондитерских фабриках. Информация о производителе и составе продукта на этикетке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколадного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.
Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, какао-масло.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию о технологии производства кондитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности людей, работающих на кондитерском производстве, из материала учебника и других источников. Отыскивать на обертке продукции информацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингредиенты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пирожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Определять необходимые для приготовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Составлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и правила пользования газовой плитой.
|
|
21
|
Бытовая техника
Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».
Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»
|
1
|
Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значением в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с батарейкой. Сборка простой электрической цепи. Практическое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации батареек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.
Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромонтёр.
Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудование, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обозначения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампочкой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и составлять на их основе общие правила пользования электроприборами. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоятельного составления плана выполнения работы и заполнения технологической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линейки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы ножницами, ножом и клеем.
|
|
22
|
Тепличное хозяйство
Изделие: «Цветы для школьной клумбы»
|
1
|
Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмысление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.
|
Частично проектная
|
Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращивания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изготавливать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу.
|
|
Человек и вода (3 ч)
|
|
1
|
Водоканал
Изделие: «Фильтр для очистки воды»
|
1
|
Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и cnocoбами экономного расходования воды, определение количества расходуемой воды при помощи струемера.
Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.
|
Учебно-практ.
|
Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать выводы о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходует человек за I минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды
|
|
2
|
Порт.
Изделие:
«Канатная лестница»
Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»
|
1
|
Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.
Профессии: лоцман, локер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.
Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы.
|
|
3
|
Узелковое плетение
Изделие «Браслет»
|
1
|
Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.
Понятие: макраме.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепления нити при начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бусинами. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.
|
|
Человек и воздух (3 ч)
|
|
1
|
Самолётостроение. Ракетостроение
Изделие: «Самолёт»
|
1
|
Первоначальные сведения о самолётостроении, о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.
Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.
|
Комбинированная
|
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов. На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы
|
|
2
|
Ракета-носитель
Изделие: «Ракета-носитель». В Музее космонавтики.
|
1
|
Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.
|
Учебно-практ.
|
Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела - конус, цилиндр. Использовать правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ по презентации «Заочное путешествие в Музей космонавтики, с.Шоршелы Мариинского Посада», отвечать на вопросы по презентации.
|
|
3
|
Летательный аппарат. Воздушный змей.
Изделие: «Воздушный змей»
|
1
|
Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.
Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стабилизатор.
|
Учебно-практ.
|
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слайдового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации.
|
|
Человек и информация (6 ч)
|
|
1
|
Создание титульного листа
Изделие: «Титульный лист»
|
1
|
Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании.
Профессии: редактор, технический редактор, корректор, художник.
Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вычитка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.
|
Учебно-практ.
|
Находить и называть, используя текст учебника и иллюстративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путешественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе MicrosoftWord. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешественника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.
|
2
|
Работа с таблицами
|
1
|
Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец.
|
Учебно-практ.
|
Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе MicrosoftWord: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере
|
3
|
Создание содержания книги
Практическая работа: «Содержание»
|
1
|
ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу» .
|
Учебно-практ.
|
Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord. Применять на практике правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника»
|
4-5
|
Переплётные работы
Изделие: «Книга «Дневник путешественника».
Фотоэкскур- сия по г.Чебоксары (Чувашии).
|
1
|
Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.
Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.
|
Комбинир.
|
Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использовать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника» и домашнего задания: оформлять приложение к дневнику путешествий - презентацию «Фотопутешествие по Чебоксарам (Чувашии)».
|
6
|
Итоговый урок
|
1
|
Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация работ, выбор лучших. Выставка работ.
|
Учебно-практ.
|
Предъявлять и защищать свои работы (на выбор), объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои работы и работы одноклассников, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям
|
Учебно-методическое обеспечение
- Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. и др. Технология. 4 класс. (В комплекте с электронным приложением). – 144 с.: ил.
- Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.– 80 с.: ил.
- Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое
пособие с поурочными разработками. 4 класс. – 288 с.
- Чернышова Н. С., Данилина В. М., Илюшин Л. С. и др. Технология. Поурочные
разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. – 112 с.
- Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу
- Кондратьева Е.П., Никандрова Т.В. В волшебном мире народного творчества. Интерактивное электронное пособие