Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Рабочая программа по технологии. 4 класс Кондратьева Е.П.

Рабочая программа по технологии. 4 класс

Кондратьева Е.П., кандидат педагогических наук,

доцент кафедры и лаборатории методики начального образования

 

Пояснительная записка

      Рабочая  программа по технологии построена на основе требований Федерального  государственного  стандарта   начального общего  образования  по  образовательной  области «Технология» и разработана  в соответствии с  Примерной программой начального общего образования, рабочей программой Н.И. Роговцевой, С.В. Анащенкова «Технология», утверждённой МО РФ. При составлении рабочей программы были использованы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений Н.И.Роговцевой, С.В. Анащенкова «Технология. Рабочие программы. 1-4 классы», М. – «Просвещение»; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Учебник. М, -Просвещение; Роговцева Н.И., Богданова Н.В., Шипилова Н.В., Анащенкова С.В. Технология 4 кл. Рабочая тетрадь, М. –Просвещение; «Технология. Технологические карты» для 1 - 4 классов (сайт издательства «Просвещение» http://www.prosv.ru/umk/perspektiva). Для реализации вариативной части программы используются учебно-методические пособия для школ Чувашской Республики: Е.П.Кондратьева, Л.М.Григорьева: Умелые руки найдут себе работу: Дидактические материалы по технологии для 1 – 4 классов. – Чебоксары: Чуваш. кн. изд-во, 2008.; Е.П.Кондратьева, Т.В.Никандрова: интерактивное электронное пособие «В волшебном мире народного творчества». – Чебоксары, 2011.

        

     Цель изучения: закрепление и совершенствование полученных навыков, углубление знаний в области трудовой деятельности людей своего региона и в целом по России, ориентированной на современность и будущее.

 

     По итогам обучения в 4 классе у учащихся должны быть сформированы следующие результаты:

 

Личностные результаты:

У обучающихся будут сформированы:

- бережное отношение к природным богатствам России и Чувашской республики в том числе;

-  желание оформлять суждение о человеческих ценностях;

-  понимание успешности при освоении темы;

o   положительное отношение к труду  и профессиональной деятельности человека в окружающей природной среде;

o   ценностное и бережное отношение к окружающему миру и результату деятельности профессиональной деятельности человека;

o   интерес к поисково-исследовательской деятельности, предлагаемой в заданиях учебника и с учетом собственных интересов;

o   представление о причинах успеха и неуспеха в предметно-практической деятельности;

o   основные критерии оценивания собственной   деятельности  других учеников как самостоятельно, так и при помощи ответов на «Вопросы юного технолога»;

o   этические нормы (сотрудничества, взаимопомощи, ответственности) при выполнении проекта;

o      представления о значении проектной деятельности.

 

Обучающиеся получат возможность для формирования:

o   внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к трудовой деятельности;

o   этических норм (долга, сопереживания, сочувствия) на основе анализа взаимодействия профессиональной деятельности людей;

o   ценности коллективного труда в процессе  реализации проекта;

o   способность оценивать свою деятельность, определяя по заданным критериям  её успешность или неуспешность и определяя способы ее корректировки;

o   представление о себе как о гражданине России и жителе города, поселка, деревни;

o   бережного и уважительного  отношения к окружающей среде;

o   уважительного отношения к людям и результатам их трудовой деятельности;

o   эстетических чувств (прекрасного и безобразного);

o   потребность в творческой деятельности;

o   учет при выполнении изделия  интересов, склонностей и способностей других учеников.

 

Метапредметные результаты

Регулятивные

У учащихся будут сформированы умения:

o   следовать определенным правилам  при выполнении изделия;

o   дополнять  слайдовый и /или текстовый план выполнения изделия, предложенный в учебнике   недостающими или промежуточными этапами под руководством учителя и / или самостоятельно;

o   выбирать средства для выполнения изделия и проекта под руководством учителя;

o   корректировать план выполнения работы при изменении конструкции или материалов;

o   проводить рефлексию своих действий  по выполнению изделия при помощи одноклассников;

o   вносить необходимые изменения в свои действия на основе принятых правил;

o   действовать в соответствии с определенной ролью;

o   прогнозировать оценку выполнения изделия на основе заданных в учебнике критериев и «Вопросов юного технолога» под руководством учителя;

 

Обучающиеся получат возможность для формирования умений  и навыков:

o   работать над проектом  с помощью рубрики «Вопросы юного технолога»: ставить цель; составлять план, определяя задачи каждого этапа   работы над изделием, распределять роли; проводить самооценку; обсуждать и изменять план работы в зависимости от условий;

o   ставить новые задачи при изменении условий деятельности под руководством учителя;

o   выбирать из предложенных  вариантов наиболее рациональный способ выполнения изделия;

o   прогнозировать сложности, которые могут возникнуть  при выполнении проекта:

o   оценивать качества своей работы.

 

Познавательные

У обучающегося будут сформированы умения и навыки:

o   выделять информацию  из текстов, заданную в явной форме;

o   высказывать  рассуждения, обосновывать и доказывать свой выбор, приводя факты, взятые из текста и иллюстраций учебника;

o   применять на практике алгоритм построения деятельности в проекте;

o   проводить защиту проекта по заданному плану с использованием материалов учебника;

o   заполнять технологическую карту с материалами учебника;

o   проводить анализ изделий   и определять или дополнять последовательность их выполнения под руководством учителя и / или самостоятельно;

o   выделять признаки изучаемых объектов на основе сравнения;

o   находить закономерности, устанавливать причинно-следственные связи между реальными объектами и явлениями под руководством учителя и / или самостоятельно;

o   проводить сравнение и классификацию по самостоятельно выбранным критериям;

o   проводить  аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом.

 

Обучающиеся получат возможность для формирования умений и навыков:

o   осуществлять поиск информации в соответствии с поставленной учителем задачей, используя различные ресурсы информационной среды образовательного учреждения;

o   высказывать суждения о свойствах объектов, его строении и т.д.;

o   осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач разного характера с учетом конкретных условий;

o    устанавливать причинно-следственные связи между объектами и явлениями;

o   проводить сравнение предметов,  явлений и изделий по самостоятельно предложенным критериям;

o   находить информацию по заданным основаниям,  собственным интересам и потребностям;

 

Коммуникативные

У обучающегося будут сформированы умения и навыки:

o   слушать собеседника, понимать и/ или принимать его точку зрения;

o    находить точки соприкосновения различных мнений;

o   Приводить аргументы «за» и «против» под руководством учителя при совместных обсуждениях;

o   осуществлять решение конфликтных ситуаций (конфликтов «интересов») при выполнении изделия, предлагать разные способы решения конфликтных ситуаций;

o   оценивать высказывания и действия партнера, сравнивать их со своими высказываниями и поступками;

o   формулировать высказывания, задавать вопросы, адекватные ситуации и учебной задаче;  

o   проявлять инициативу в ситуации общения;

o   составлять рассказ для презентации изделия.

 

Обучающиеся получат возможность для формирования умений:

o   строить монологические высказывания в соответствии с реальной ситуацией, вести диалог на заданную тему, используя  различные средства общения, в том числе и средства ИКТ;

o   договариваться, учитывая свои интересы и интересы партнера;

o   задавать вопросы на уточнение и/ или углубление получаемой информации;

o   осуществлять взаимопомощь в совместной работе.

 

Предметные результаты:

- называть наиболее распространённые  традиционные народные промыслы и ремёсла, современные профессии (в том числе народные промыслы Чувашской Республики и профессии своих родителей), описывать их особенности;

- понимать общие правила создания предметов рукотворного мира: соответствие изделия обстановке, удобство (функциональность), прочность, эстетическую выразительность — и руководствоваться ими в своей продуктивной деятельности;

- анализировать предлагаемую информацию, планировать предстоящую практическую работу, осуществлять корректировку хода практической работы, самоконтроль выполняемых практических действий;

- организовывать своё рабочее место в зависимости от вида работы, выполнять доступные действия по самообслуживанию и доступные виды домашнего труда;

- на основе полученных представлений о многообразии материалов, их видах, свойствах, происхождении, практическом при­менении в жизни осознанно подбирать доступные в обработке материалы  для    изделий    по    декоративно-художественным    и конструктивным свойствам в соответствии с поставленной задачей;

- отбирать и выполнять в зависимости от свойств освоенных материалов оптимальные и доступные технологические приёмы их ручной обработки (при разметке деталей, их выделении из заго­товки, формообразовании, сборке и отделке изделия), экономно расходовать используемые материалы;

- применять приёмы рациональной безопасной работы ручными инструментами: чертёжными (линейка, угольник, циркуль), режущими (ножницы) и колющими (швейная игла);

- выполнять символические действия моделирования и преоб­разования модели и работать с простейшей технической докумен­тацией: распознавать простейшие чертежи и эскизы, читать их и выполнять разметку с опорой на них; изготавливать плоскостные и объёмные изделия по простейшим чертежам, эскизам, схемам, рисункам;

- анализировать устройство изделия: выделять детали, их форму, определять взаимное расположение, виды соединения деталей;

- решать простейшие задачи конструктивного характера по из­менению вида и способа соединения деталей: на достраивание, придание новых свойств конструкции, а также другие доступные и сходные по сложности задачи;

- изготавливать несложные конструкции изделий по рисунку, простейшему чертежу или эскизу, образцу и доступным заданным условиям;

- соблюдать безопасные приёмы труда,  пользоваться персо­нальным компьютером для воспроизведения и поиска необходи­мой информации в ресурсе компьютера, для решения доступных конструкторско-технологических задач;

- использовать простейшие приёмы работы с готовыми электронными ресурсами: активировать, читать информацию, выполнять задания;

- создавать небольшие тексты и простейшие презентации, используя рисунки из ресурса компьютера и фотографические снимки, программы Word и PowerPoint.

 

Диагностические задания по темам вариативного компонента даны в учебно-методических пособиях:

 

 «Умелые руки найдут себе работу»:

с.45 - творческое проектное задание;

с. 49 - задание для изготовления фигурки в национальной одежде;

с. 52 – творческое проектное задание».

 

 «В волшебном мире народного творчества»:

Раздел «Чувашский орнамент». Блок «Орнамент в облике Чуваши и» - назвать по фотографиям архитектурные сооружения г, Чебоксары;

Раздел «Национальный костюм». Блок  «Мы - модельеры» - восстановить алгоритм проектной деятельности;

Раздел «Народные мастера-умельцы». Блок «Что нужно мастеру?» - определить инструменты и сырье для видов народных промыслов;

Раздел «Игрушки и сувениры». Блоки: а) «Проект «Народная игрушка», б) «Проверь себя» - выполнение самостоятельного творческого проекта; подбор имени кукле в чувашском народном костюме.

Для реализации вариативной части программы Технологии в минимальном объеме предлагаются дополнения к 4 урокам.

 

Урок 5.Полезные ископаемые Чувашской Республики.
     Урок 11.
Чувашская народная игрушка «Свистулька».

Урок 27. В  Музее космонавтики.

Урок 33. Орнамент в облике Чувашии. Фотоэкскурсия по г.Чебоксары(Чувашии).

 

Для проведения урока 5 учителю собирает информацию по своему району (городу) или общие сведения  по республике. Материал 11 урока соответствует содержанию региональных дидактических материалов для 4 класса, с.51-53. Для проведения урока  27 требуется  подбор информации о Музее космонавтики  на родине космонавта А.Г.Николаева в с. Шоршелы Марпосадского района. Урок 33 проводится по с. 44 - 45 того же  пособия с возможными вариациями – «Орнамент в облике Чувашии» (г.Чебоксары), «Достопримечательности моего города (села)», «Окружающий мир в фотографиях», «Охранять природу- значит охранять Родину», «В Красную природу Чувашии».

Обращаем внимание на возможность творческого подхода к рассматриваемой проблеме – разработку учителем другого варианта дополнений к авторской программе.

  1. В разделе «Человек и земля»:

темы «Вагоностроительный завод», «Швейная фабрика»,  «Деревообрабатывающее производство», «Кондитерская фабрика» - подобрать текстовую информацию из Интернета и по возможности организовать экскурсию.

  1. В разделе «Человек и вода»:

Темы «Порт», «Водоканал» - с учетом интересов учащихся и возможностей методического и информационного оснащения тем.

Во всех вариантах рабочих программ важно помнить – необходимо активизировать  самостоятельную работу с проектами с учетом перехода в 5 класс, где она станет ведущим видом учебной деятельности на уроках Технологии. Также учитель может разрабатывать технологические карты и продолжать изучение вариативного содержания во внеурочной деятельности.

 (Примечание для учителя: в тексте тематического планирования дополнения к вариативному компоненту рабочей программы выделены курсивом и полужирным шрифтом; по двухчасовым темам  на изучение регионального учебного материала отводится второй час.)

Тематическое планирование (34 ч)

Номера уроков

Темы уроков

Количество часов

Здравствуй, дорогой друг! (1 час)

1

Здравствуй, дорогой друг. Как работать с учебником. Путешествие по городу

1

Человек и земля (21 час)

2-3

Вагоностроительный завод

Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов вагона», «Пассажирский вагон»

2

4-5

Полезные ископаемые. Изделие: «Буровая вышка». Изделие; «Малахитовая шкатулка». Полезные ископаемые Чувашской Республики.

2

6-7

Автомобильный завод

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

2

8-9

Монетный двор

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

2

10-11

Изделия из керамики. Чувашская народная игрушка «Свистулька».

2

12-13

Швейная фабрика

Изделие: «Прихватка»

2

14-15

Игрушка

Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

2

16-17

Обувное производство

Изделие: «Модель детской летней обуви»

2

18

Деревообрабатывающее производство

Изделия:  «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

1

19-20

Кондитерская фабрика

Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Конди­терские изделия».

2

21

Бытовая техника

Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».

Практическая работа: «Тест: Правила эксплуатации электронагревательных приборов»

1

22

Тепличное хозяйство

   Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

1

Человек и вода (3 часа)

23

Водоканал

Изделие: «Фильтр для очистки воды»

1

24

Порт.Изделие:«Канатная лестница».

Практическая работа: «Технический рисунок канатной лестницы»

1

25

Узелковое плетение

Изделие «Браслет»

1

Человек и воздух (3 ч)

26

Самолётостроение. Ракетостроение

Изделие: «Самолёт».

1

27

Ракета-носитель

Изделие: «Ракета-носитель». Заочное путешествие в Музей космонавтики, с. Шоршелы Мариинского Посада.

1

28

Летательный аппарат. Воздушный змей.

 

1

Человек и информация (6 ч)

29

Создание титульного листа. Изделие: «Титульный лист»

 

1

30

Работа с таблицами

1

31

Создание содержания книги

Практическая работа: «Содержание»

1

32-33

Переплётные работы

Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

2

34

Итоговый урок

1


 

 

 

Развернутое тематическое планирование

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов

Цель

Формы работы

Деятельность учащихся и формируемые УУД

 

1

Как работать с учебником

1

Ориентирование по разделам учебника. Систематиза­ция знаний о материалах и инструментах. Знакомство с технологическими картами и критериями оценива­ния выполнения работы. Понятия: технология, материалы, инструменты, техно­логический процесс, приёмы работы

Беседа, презентация

Обобщать знания о материалах и их свойствах, инструментах и пра­вилах работы с ними, изученными в предыдущих классах. Планировать деятельность по выполнению изделия на основе рубри­ки «Вопросы юного технолога» и технологической карты. Познако­миться с критериями оценки качества выполнения изделий для осу­ществления самоконтроля и самооценки. Создавать условные обозначения производств (пиктограммы), нано­сить их на контурную карту России в рабочей тетради.

 

Человек и земля (21 ч)

 

2-3

Вагоно-строительный завод

Изделия: «Ходовая часть (тележка)», «Кузов ваго­на», «Пассажирский вагон»

2

Знакомство с историей развития железных дорог в Рос­сии, с конструкцией вагонов разного назначения. Со­здание модели вагона из бумаги, картона. Проектная групповая деятельность, самостоятельное построение чертежа развёртки вагона, чертёж и сбор­ка цистерны. Знакомство с производственным циклом изготовления вагона.

Понятия: машиностроение, локомотив, конструкция вагона, цистерна, рефрижератор, хоппер-дозатор, ходо­вая часть, кузов вагона, рама кузова.

 

Беседа, презентация; Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию об истории развития железнодо­рожного транспорта в России, о видах и особенностях конструкции вагонов и последовательности их сборки из текстов учебника и других источников. Выбирать информацию, необходимую для выполнения изделия, объяснять новые понятия. Овладевать основами черчения, анализировать   конструкцию изделия, выполнять разметку деталей при помощи линейки и циркуля, раскрой деталей при помощи нож­ниц, соблюдать правила безопасного использования этих инструмен­тов. Создавать разные виды вагонов, используя объёмные геометри­ческие тела (параллелепипед, цилиндр, конус). Выбирать и заменять материалы и инструменты при выполнении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определять этапы проектной деятельности.  С помощью учителя заполнять технологическую карту, анализировать её структуру, со­поставлять технологическую карту с планом изготовления изделия, алгоритмом построения деятельности в проекте и соотносить её с руб­рикой «Вопросы юного технолога» и слайдовым и текстовым плана­ми. Организовывать рабочее место (учителю: этот вид деятельности учащихся осуществляется на каждом уроке). Рационально использовать матери­алы при разметке и раскрое изделия.

 

 

4-5

Полезные ископаемые

Изделие: «Буровая вышка».

Изделие; «Малахитовая шкатулка». Полезные ископаемые Чувашской Республики

 

 

2

Буровая вышка. Знакомство с полезными ископаемы­ми, способами их добычи и расположением месторож­дений на территории России и Чувашской республики. Изготовление модели бу­ровой вышки из металлического конструктора. Проектная работа.

Понятия: полезные ископаемые, месторождение, неф­тепровод, тяга. Профессии: геолог, буровик.

Профессия: мастер по камню.

Понятия: поделочные камни, имитация, мозаика, рус­ская мозаика.

 

 

 

Учебно-практ,

презентация

Находить и отбирать информацию о полезных ископаемых, спосо­бах их добычи и транспортировки, профессиях людей, занимающихся добычей ископаемых посредством бурения и поиском полезных иско­паемых, из материала учебника и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие месторождения нефти и га­за, на карте Чувашии - называть полезные ископаемые и  определять места их добычи. Выбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объекта (буровой вышки) и определять основные элементы конструк­ции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения ви­ды соединений (подвижное или неподвижное). Выбирать и заменять материалы и инструменты при изготовлении изделия. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определять этапы проектной деятельности. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, заполнять техно­логическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного тех­нолога». Соблюдать правила безопасного использования инструмен­тов (отвёртки, гаечного ключа). Самостоятельно собирать буровую вышку.

Распределять роли и обязанности при выполнении проекта (работать в мини-группах). Помогать участникам группы при изготовлении из­делия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролиро­вать последовательность и качество изготовления изделия. Состав­лять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по пре­зентации. Домашнее задание: собрать информацию о полезных ископаемых на территории своего города (района).

 

6-7

Автомобильный завод

Изделия: «КамАЗ», «Кузов грузовика»

 

2

Знакомство с производственным циклом создания ав­томобиля «КамАЗ». Имитация бригадной работы (ре­комендуется разделить класс на группы, состоящие как из слабых, так и из сильных учащихся, последние бу­дут помогать первым при сборке изделия). Работа с металлическим и пластмассовым конструкто­рами. Самостоятельное составление плана изготовле­ния изделия. Понятия: автомобильный завод, конвейер, операция.

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о развитии автомобилестроения в России, видах, назначении и конструкции автомобиля «КамАЗ» и технологическом процессе сборки на конвейере из материала учебни­ка и других источников. Находить и обозначать на карте России крупнейшие заводы, выпускающие автомобили. Выбирать информа­цию о конвейерном производстве, выделять этапы и операции, объ­яснять новые понятия. Анализировать конструкцию реального объ­екта (автомобиля «КамАЗ») и определять основные элементы конструкции. Соотносить детали конструкции и способы соединения башни с деталями конструктора, выбирать необходимые для выполнения виды соединений (подвижное или неподвижное), пользовать­ся гаечным ключом и отвёртко Применять на практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определять этапы проектной деятельности, имитировать техноло­гию конвейерной сборки изделия. Составлять план изготовления из­делия с технологическим процессом сборки автомобиля на конвейере и слайдовым планом, заполнять технологическую карту. Соблюдать правила безопасного использования инструментов (отвёртки, гаечного ключа).

 

8-9

Монетный двор

Изделия: «Стороны медали», «Медаль»

 

2

Знакомство с основами чеканки медалей, особеннос­тями формы медали. Овладение новым приёмом — тиснением по фольге. Совершенствование умения за­полнять технологическую карту. Работа с металлизиро­ванной бумагой — фольгой.

Понятия: знак отличия, рельефный рисунок, контр­рельефный рисунок, аверс, реверс, штамповка, литьё, тиснение.

 

Комбинированная

Находить и отбирать информацию об истории возникновения олим­пийских медалей, способе их изготовления и конструкции из матери­ала учебника и других источников. Объяснять новые понятия, исполь­зуя текст учебника. Сравнивать стороны медали, объяснять особен­ности их оформления в зависимости от назначения. Выполнять эскиз сторон медали на основе образца, приведённого в учебнике, перено­сить эскиз на фольгу при помощи кальки. Осваивать правила тисне­ния фольги. Соединять детали изделия при помощи пластилина. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определять этапы проектной деятельности. Составлять план из­готовления изделия на основе слайдового и текстового плана, запол­нять с помощью учителя технологическую карту и соотносить её с рубрикой «Вопросы юного технолога». Соблюдать правила безопас­ного использования инструментов.

 

10-11

Изделия из керамики. Чувашская народная  игрушка «Свистулька».

 

2

Знакомство с глиной как с природным сырьем для  изготовления фаянсовой и керамической  посуды. Народная игрушка из глины. Знакомство с творчеством  мастеров - игрушечников Чувашской Республики.

Технология изготовления свистульки из глины. Изготовление керамической игрушки-свистульки  с соблюдением технологии  ее создания. Профессии: скульптор, гончар, художник.

Понятия: операция, фаянс, керамика, эмблема, обжиг, глазурь,

декор.

 

Комбинированная, учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о технологиях создания изделий из глины и фаянса, их назначении и использовании по материалам учебника и других источников. Находить и отмечать на кар­те города, где находятся заводы по производству фаянсовых изделий. Объяснять новые понятия, используя текст учебника и другие источники. Анализировать технологии изготовления керамических (фаянсовых)  изделий и использовать их в практической деятельности. Применять на практике алгоритм построения деятельности в проек­те, определять этапы проектной деятельности, соотносить их с тех­нологией создания изделий из глины. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и графического планов, заполнять техно­логическую карту с помощью учителя. Использовать приёмы и способы лепки игрушки-свистульки  для создания и декорирования ее по собственному эскизу. Соблюдать правила безопас­ного использования инструментов.

 

12-13

Швейная фабрика

Изделие: «Прихватка»

 

2

Знакомство с технологией производственного процес­са на швейной фабрике и профессиональной деятель­ностью людей. Определение размера одежды при помощи сантиметра. Создание лекала и изготовление из­делия с повторением элементов технологического про­цесса швейного производства. Работа с текстильными материалами. Соблюдение правил работы иглой, нож­ницами, циркулем. Профессии: изготовитель лекал, раскройщик, оператор швейного оборудования, утюжильщик. Понятия: кустарное производство, массовое производ­ство, швейная фабрика, лекало, транспортир, мерка, размер.

 

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о технологии производства одеж­ды и профессиональной деятельности людей, работающих на швейном производстве, из материала учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых находятся крупнейшие швей­ные производства. Использовать текст учебника для определения по­следовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер одежды. Объяснять новые по­нятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды одеж­ды по их назначению. Анализировать технологию изготовления одежды, определять технологические этапы, которые возможно воспроиз­вести в классе. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятель­но разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для со­единения деталей строчку прямых стежков, косых стежков, петельных стежков. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять   план  изготовления изделия  на основе слайдового  и текстового планов, самостоятельно заполнять технологическую карту. Проводить  оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.  Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презента­ции

 

 

14-15

Игрушка

Изделия: «Новогодняя игрушка», «Птичка»

2

Освоение технологии создания мягкой игрушки. Использование умений самостоятельно определять разме­ры деталей по слайдовому плану, создавать лекало и выполнять при помощи него разметку деталей. Соблю­дение правил работы иглой, ножницами, циркулем. Самостоятельное составление плана изготовления из­делия. Изготовление разных видов изделий с исполь­зованием одной технологии.

Понятие: мягкая игрушка.

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о видах изделий, производимых на швейном производстве, из материалов учебника и других источни­ков. Выделять общие этапы технологии их производства. Использо­вать материал учебника для знакомства с технологическим процессом изготовления мягкой игрушки. Анализировать технологию изготовле­ния, определять технологические этапы, которые можно выполнить самостоятельно, материалы и инструменты, необходимые для изготов­ления изделия. Определять размеры деталей по слайдовому плану и вычерчивать лекало при помощи циркуля. Выполнять самостоятель­но разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать для соединения деталей строчку прямых стежков, косых стежков. Само­стоятельно декорировать изделие, использовать приёмы декорирова­ния для создания разных видов изделий. Соблюдать правила работы иглой, ножницами, циркулем. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового плана, сравнивать план с технологической картой изготовления прихватки.

 

16-17

Обувное производство

Изделие: «Модель детской летней обуви»

 

2

Знакомство с историей создания обуви. Виды матери­алов, используемых для производства обуви. Виды обуви и её назначение. Знакомство с технологическим процессом производства обуви (конструкция, последо­вательность операций). Как снимать мерку с ноги и определять по таблице размер обуви. Создание модели обуви из бумаги (имитация производственного процес­са). Закрепление знаний о видах бумаги, приёмах и способах работы с ней.

Профессия: обувщик.

Понятия: обувь, обувная пара, натуральные материа­лы, искусственные материалы, синтетические матери­алы, модельная обувь, размер обуви.

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о технологии производства обу­ви и профессиональной деятельности людей, работающих на обувном производстве, из материалов учебника и других источников. Находить и отмечать на карте города, в которых расположены крупнейшие обув­ные производства. Использовать текст учебника для определения по­следовательности снятия мерок. Снимать мерки и определять, используя таблицу размеров, свой размер обуви. Объяснять новые по­нятия, используя текст учебника, выделять и сравнивать виды обу­ви по их назначению. Соотносить назначение обуви с материалами, необходимыми для её изготовления. Анализировать технологию изго­товления обуви, определять технологические этапы, которые возмож­но воспроизвести в классе. Определять размеры деталей по слайдо­вому плану и переносить размеры на бумагу. Выполнять самостоя­тельно разметку деталей изделия и раскрой изделия. Использовать при изготовлении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать пра­вила работы  ножницами и клеем.

 

18

Деревообрабатывающее производство

Изделия:  «Технический рисунок лесенки-опоры для растений», «Лесенка-опора для растений»

 

2

Знакомство с новым материалом — древесиной, пра­вилами работы столярным ножом и последователь­ностью изготовления изделий из древесины. Различать виды пиломатериалов и способы их производства. Зна­комство со свойствами древесины. Осмысление значе­ния древесины для производства и жизни человека. Изготовление изделия из реек. Самостоятельное деко­рирование. Работа с древесиной. Конструирование.

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать из материала учебника и других источников ин­формацию о древесине, её свойствах, технологии производства пило­материалов. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Объяснять назначение инструментов для обработки древесины с опо­рой на материал учебника и другие- источники. Анализировать по­следовательность изготовления изделий из древесины, определять тех­нологические этапы, которые возможно воспроизвести в классе. Ос­ваивать правила работы столярным ножом и использовать их при подготовке деталей. Соблюдать правила безопасности работы но­жом. Обрабатывать рейки при помощи шлифовальной шкурки и со­единять детали изделия с помощью клея.

 

19-20

Кондитерская фабрика

Изделия: «Пирожное «Картошка»», «Шоколадное печенье». Практическая работа: «Тест «Конди­терские изделия»

 

2

Знакомство с историей и технологией производства кондитерских изделий, технологией производства шо­колада из какао-бобов. Знакомство с профессиями лю­дей, работающих на кондитерских фабриках. Инфор­мация о производителе и составе продукта на этикет­ке. Приготовление пирожного «Картошка» и шоколад­ного печенья. Правила поведения при приготовлении пищи. Правила пользования газовой плитой.

Профессии: кондитер, технолог-кондитер. Понятия: какао-бобы, какао-крупка, какао тёртое, ка­као-масло.

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию о технологии производства кон­дитерских изделий (шоколада) и профессиональной деятельности лю­дей, работающих на кондитерском производстве, из материала учеб­ника и других источников. Отыскивать на обертке продукции инфор­мацию о её производителе и составе. Отмечать на карте города, в ко­торых находятся крупнейшие кондитерские фабрики. Анализировать технологию изготовления шоколада, определять технологические эта­пы, которые возможно воспроизвести в классе, и выделять ингреди­енты, из которых изготовлен шоколад. Анализировать рецепты пи­рожного «Картошка» и шоколадного печенья, заполнять технологи­ческую карту с помощью учителя. Определять необходимые для при­готовления блюд инвентарь, принадлежности и кухонную посуду. Со­ставлять план приготовления блюда, распределять обязанности. Соблюдать правила гигиены, правила приготовления блюд и прави­ла пользования газовой плитой.

 

21

Бытовая техника

Изделия: «Настольная лампа», «Абажур. Сборка настольной лампы».

Практическая работа: «Тест: Правила эксплуата­ции электронагревательных приборов»

1

Знакомство с понятием «бытовая техника» и ее значе­нием в жизни людей. Правила эксплуатации бытовой техники, работы с электричеством, знакомство с действием простой электрической цепи, работа с бата­рейкой. Сборка простой электрической цепи. Практи­ческое использование электрической цепи на примере сборки настольной лампы, правила утилизации бата­реек. Освоение приёмов работы в технике «витраж». Абажур-плафон для настольной лампы.

Профессии: слесарь-электрик, электрик, электромон­тёр.

Понятия: бытовая техника, бытовое электрооборудова­ние, источник электрической энергии, электрическая цепь, инструкция по эксплуатации, абажур, витраж.

 

Учебно-практ.

Находить и отмечать на карте России города, в которых находятся крупнейшие производства бытовой техники. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Определять последовательность сборки простой электрической цепи по схеме и рисунку и соотносить условные обо­значения с реальными предметами (батарейкой, проводами, лампоч­кой). Анализировать правила пользования электрическим чайником, осмысливать их значение для соблюдения мер безопасности и со­ставлять на их основе общие правила пользования электроприбора­ми. Собирать модель лампы на основе простой электрической цепи. Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текс­тового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Изготавливать абажур для настольной лампы в технике «витраж». Использовать правила выполнения имитации витража для самостоя­тельного составления плана выполнения работы и заполнения техно­логической карты. Выполнять разметку изделия при помощи линей­ки, раскрой при помощи ножниц и ножа. Использовать при изготов­лении изделия навыки работы с бумагой. Соблюдать правила работы ножницами, ножом и клеем.

 

22

Тепличное хозяйство

   Изделие: «Цветы для школьной клумбы»

1

Знакомство с видами и конструкциями теплиц. Осмыс­ление значения теплиц для жизнедеятельности человека. Выбор семян для выращивания рассады, использование информации на пакетике для определения условий выращивания растения. Уход за растениями. Создание мини-теплицы, посадка семян цветов. Выращивание рассады в домашних условиях, уход за рассадой. Профессии: агроном, овощевод. Понятия: теплица, тепличное хозяйство, микроклимат, рассада, агротехника.

 

 

Частично проектная

Использовать текст учебника для определения технологии выращивания растений в теплицах и профессиональной деятельности человека по уходу за растениями в теплицах. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Анализировать информацию на пакетике с семенами, выделять информацию, характеризующую семена (вид, сорт, высота растения, однолетник или многолетник) и технологию их выращивания (агротехника: время и способ посадки, высадка растений в грунт), определять срок годности семян. Соотносить информацию о семенах и условиях их выращи­вания с текстовым и слайдовым планами в учебнике, заполнять технологическую карту с помощью учителя. Подготавливать почву для выращивания рассады, высаживать семена цветов (бархатцы), ухаживать за посевами, соблюдать технологию ухода за рассадой, изго­тавливать мини-теплицу из бытовых материалов для создания микроклимата. Проводить наблюдения за всходами и записывать их в таблицу.

 

Человек и вода (3 ч)

 

1

Водоканал

Изделие: «Фильтр для очистки воды»

1

Знакомство с системой водоснабжения города. Значение воды в жизни человека и растений. Осмысление важности экономного расходования воды. Знакомство со способом фильтрации воды и cnocoбами экономного расходования воды, определение количества расхо­дуемой воды при помощи струемера.

Понятия: водоканал, струемер, фильтрация, ультрафиолетовые лучи.

Учебно-практ.

Использовать иллюстрацию учебника для составления рассказа о системе водоснабжения города и значении очистки воды для жизнедеятельности человека. Делать  выводы  о необходимости экономного расходования воды. Осваивать способ очистки воды в бытовых условиях. На основе слайдового и текстового планов заполнять технологическую карту и изготавливать фильтр. Проводить эксперимент по очистке воды, составлять отчёт на основе наблюдений. Изготавливать струемер и исследовать количество воды, которое расходует человек за I минуту при разном напоре водяной струи. Выбирать экономичный режим. Составлять рассказ для презентации о значении воды, способах её очистки в бытовых условиях и правилах экономного расходования воды

 

2

Порт.

Изделие:

«Канатная лестница»

Практическая работа: «Технический рисунок ка­натной лестницы»

 

1

Знакомство с работой порта и профессиями людей, работающих в порту. Освоение способов крепления предметов при помощи морских узлов: простого, прямого, якорного. Осмысление важности узлов для крепления грузов. Правильное крепление груза. Изготовление лестницы с использованием способов крепления морскими узлами.

Профессии: лоцман, локер, швартовщик, такелажник, санитарный врач.

Понятия: порт, причал, док, карантин, военно-морская база, морской узел.

 

Учебно-практ.

Находить и отмечать на карте крупнейшие порты России. Объяснять новые понятия, используя текст учебника. Ана­лизировать способы вязания морских узлов, осваивать способы вязания простого и прямого узлов. Определять правильное крепление и расположение груза. Осознавать, где можно на практике или в быту применять свои знания. На основе технического рисунка составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слай­довым планами изготовления изделия. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия по слайдовому плану и самостоятельно их размечать. Соединять детали лестницы, самостоятельно оформлять изделие. Использовать морские узлы для крепления ступенек канатной лестницы.

 

 

3

Узелковое плетение

Изделие «Браслет»

1

Знакомство с правилами работы и последовательностью создания изделий в технике макраме. Освоение одинарного плоского узла, двойного плоского узла. Сравнение способов вязания морских узлов и узлов в технике макраме.

Понятие: макраме.

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития узелкового плетения и макраме, материалах, используемых для техники макраме. Осваивать приёмы выполнения одинарного и двойного плоских узлов, приёмы крепле­ния нити при начале выполнения работы. Сравнивать способы вязания морских узлов и узлов в технике макраме. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, закреплять нити для начала вязания изделия в технике макраме. Изготавливать изделие, использовать одинарный и двойной плоские узлы, оформлять изделие бу­синами. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации.

 

Человек и воздух (3 ч)

 

1

Самолётостроение. Ракетостроение

Изделие: «Самолёт»

1

Первоначальные   сведения   о   самолётостроении,   о функциях самолётов и космических ракет, о конструкции самолёта и космической ракеты. Самостоятельное изготовление модели самолёта из конструктора. Закрепление умения работать с металлическим конструктором.

Профессии: лётчик, космонавт. Понятия: самолёт, картограф, космическая ракета, искусственный спутник Земли, ракета, многоступенчатая баллистическая ракета.

 

Комбинированная

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории развития самолётостроения, о видах и назначении самолётов. Находить и отмечать на карте России города, в которых расположены крупнейшие заводы, производящие самолёты. Объяснять конструктивные особенности самолётов, их назначение и области использования различных видов летательных аппаратов. Сравнивать различные виды летательных аппаратов (ракета и самолёт) на основе иллюстраций учебника. Осуществлять поиск информации о профессиях создателей летательных аппаратов.   На основе слайдов определять последовательность сборки модели самолёта из конструктора, количество и виды деталей, необходимых для изготовления изделия, а также виды соединений. Использовать приёмы и правила работы отвёрткой и гаечным ключом. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Помогать участникам группы при изготовлении изделия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы

 

2

Ракета-носитель

Изделие: «Ракета-носитель». В Музее космонавтики.

1

Закрепление основных знаний о самолётостроении, о конструкции самолёта и ракеты. Закрепление основных знаний о бумаге: свойства, виды, история. Модель ракеты из картона, бумаги на основе самостоятельного чертежа.

Учебно-практ.

Осмысливать конструкцию ракеты, строить модель ракеты. Анализировать слайдовый план и на его основе самостоятельно заполнять технологическую карту. Выполнять самостоятельно разметку деталей изделия по чертежу. Трансформировать лист бумаги в объёмные геометрические тела -  конус, цилиндр. Использовать  правила сгибания бумаги для изготовления изделия. Соблюдать правила работы ножницами. Соединять детали изделия при помощи клея. Самостоятельно декорировать изделие. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ по презентации «Заочное путешествие в Музей космонавтики, с.Шоршелы Мариинского Посада», отвечать на вопросы по презентации.

 

3

Летательный аппарат. Воздушный змей.

Изделие: «Воздушный змей»

 

1

Знакомство с историей возникновения воздушного змея. Конструкция воздушного змея. Освоение правил разметки деталей из бумаги и картона сгибанием. Оформление изделия по собственному эскизу.

Понятия: каркас, уздечка, леер, хвост, полотно, стаби­лизатор.

 

Учебно-практ.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников об истории возникновения и конструктивных особенностях воздушных змеев. Объяснять конструктивные особенности воздушных змеев, используя текст учебника. Осваивать правила разметки деталей изделия из бумаги и картона сгибанием. На основе слай­дового плана определять последовательность выполнения работы, материалы и инструменты, необходимые для её выполнения, и виды соединения деталей. Использовать приёмы работы шилом (кнопкой), ножницами, изготавливать уздечку и хвост из ниток. Заполнять технологическую карту. Распределять обязанности для работы в группе. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать по­следовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы презентации.

 

Человек и информация (6 ч)

 

1

Создание титульного листа

Изделие: «Титульный лист»

 

1

Осмысление места и значения информации в жизни человека. Виды и способы передачи информации. Знакомство с работой издательства, технологией создания книги, профессиями людей, участвующих в издании книги. Элементы книги и использование ее особенностей при издании.

Профессии: редактор, технический редактор, коррек­тор, художник.

Понятия: издательское дело, издательство, печатная продукция, редакционно-издательская обработка, вы­читка, оригинал-макет, элементы книги, форзац, книжный блок, переплётная крышка, титульный лист.

Учебно-практ.

Находить и называть, используя текст учебника и иллюст­ративный материал, основные элементы книги, объяснять их назначение. Находить информацию об издательстве, выпустившем книгу, и специалистах, участвующих в процессе её создания. Определять, какие элементы книги необходимы для создания книги «Дневник путе­шественника». Распределять обязанности при выполнении групповой работы в соответствии с собственными возможностями и интересами, соотносить их с интересами группы. Находить и определять особенности оформления титульного листа. Использовать в практической работе знания о текстовом редакторе MicrosoftWord. Применять правила работы на компьютере. Отбирать информацию для создания текста и подбирать иллюстративный материал. Создавать титульный лист для книги «Дневник путешест­венника». Составлять план изготовления изделия на основе слайдового и текстового планов, заполнять технологическую карту с помощью учителя, соотносить её с технологическим процессом создания книги. Помогать участникам группы при изготовлении изде­лия. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия.

2

Работа с таблицами

1

Повторение правил работы на компьютере. Создание таблицы в программе MicrosoftWord. Понятия: таблица, строка, столбец.

 

Учебно-практ.

Закреплять знания работы на компьютере. Осваивать набор текста, последовательность и особенности работы с таблицами в текстовом редакторе MicrosoftWord: определять и устанавливать число строк и столбцов, вводить текст в ячейку таблицы, форматировать текст в таблице. Создавать на компьютере произвольную таблицу. Помогать одноклассникам при выполнении работы. Соблюдать правила работы на компьютере

3

Создание содержания книги

Практическая работа: «Содержание»

1

ИКТ на службе человека, работа с компьютером. ИКТ в издательском деле. Процесс редакционно-издательской подготовки книги, элементы книги. Практическая работа на компьютере. Формирование содержания книги «Дневник путешественника» как итогового продукта годового проекта «Издаём книгу» .

 

Учебно-практ.

Объяснять значение и возможности использования ИКТ для передачи информации. Определять значение компьютерных технологий в издательском деле, в процессе создания книги. Использовать в практической деятельности знания программы MicrosoftWord. Применять на практике   правила создания таблицы для оформления содержания книги «Дневник путешественника». Закреплять умения сохранять и распечатывать текст. Анализировать темы учебника и соотносить их с содержанием книги «Дневник путешественника»

4-5

Переплётные работы

Изделие: «Книга «Дневник путешественника».

Фотоэкскур- сия по г.Чебоксары (Чувашии).

 

1

Знакомство с переплётными работами. Способ соединения листов шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Закрепление правил работы шилом и иглой. Осмысление значения различных элементов в структуре переплёта (форзац, слизура). Изготовление переплёта дневника и оформление обложки по собственному эскизу.

Понятия: шитьё втачку, форзац, переплётная крышка, книжный блок.

 

 

 

Комбинир.

Находить и отбирать информацию из материала учебника и других источников о видах выполнения переплётных работ. Объяснять значение различных элементов (форзац, переплётная крышка) книги. Использовать правила работы шилом, ножницами и клеем. Создавать эскиз обложки книги в  соответствии с выбранной тематикой. Применять умения работать с бумагой. Составлять план изготовления изделия и соотносить его с текстовым и слайдовым планами. С помощью учителя заполнять технологическую карту. Определять размеры деталей изделия, выполнять разметку деталей на бумаге, выполнять шитьё блоков нитками втачку (в пять проколов). Оформлять изделие в соответствии с собственным замыслом. Проводить оценку этапов работы и на её основе контролировать последовательность и качество изготовления изделия. Составлять рассказ для презентации изделия, отвечать на вопросы по презентации. Использо­вать свои знания для создания итогового проекта «Дневник путешественника» и домашнего задания: оформлять приложение к дневнику путешествий - презентацию «Фотопутешествие  по Чебоксарам (Чувашии)».

6

Итоговый урок

1

Анализ своей работы на уроках технологии за год, выделение существенного, оценивание своей работы с помощью учителя. Подведение итогов года. Презентация работ, выбор лучших. Выставка работ.

 

Учебно-практ.

Предъявлять и защищать свои работы (на выбор), объяснять их преимущества, способ изготовления, практическое использование. Использовать в презентации критерии оценки качества выполнения работ. Оценивать свои работы  и  работы одноклассников, определять и аргументировать преимущества и недостатки. Выявлять победителей по разным номинациям

 

 

 

 

 

 

Учебно-методическое обеспечение

  1. Роговцева Н. И., Богданова Н. В., Добромыслова Н. В. и др. Технология. 4 класс. (В комплекте с электронным приложением). – 144 с.: ил.
  2. Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Рабочая тетрадь. 4 класс.– 80 с.: ил.
  3. Шипилова Н. В., Роговцева Н. И., Анащенкова С. В. Технология. Методическое

пособие с поурочными разработками. 4 класс. – 288 с.

  1. Чернышова Н. С., Данилина В. М., Илюшин Л. С. и др. Технология. Поурочные

разработки. Технологические карты уроков. 4 класс. – 112 с.

  1.  Кондратьева Е.П., Григорьева Л.М. Умелые руки найдут себе работу
  2. Кондратьева Е.П., Никандрова Т.В. В волшебном мире народного творчества. Интерактивное электронное  пособие

        

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика