В рамках Панорамы педагогических практик и технологий в области индивидуализации образования и тьюторства, которая проходит в период с 04 февраля по 27 апреля 2021 года и посвящена 10-летию Чувашского регионального отделения МТА, можно познакомиться с практиками сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
Для публичного представления предлагаются 25 практик, из них 19 практик и 6 технологий. Из 19 практик 12 посвящены вопросам работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья. А 6 практик из 12 являются практиками сопровождения детей с расстройствами аутистического спектра.
Уважаемые воспитатели детских садов, учителя и классные руководители общеобразовательных школ, учителя-логопеды, учителя-дефектологи, педагоги-психологи и, конечно же, тьюторы, каждый из вас может не только познакомиться с практиками сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья, но и подружиться с авторами предлагаемых практик, а, возможно, далее и сотрудничать с ними.
Вниманию участников Панорамы предлагаются следующие практики:
Тема:Ресурсное обеспечение индивидуализации дошкольников
Автор практики: Спиридонова Н.В., заведующий МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие»
Дата и время: 17.03.21 в 13.00
Платформа: ZOOM
Формат встречи: сообщение
Содержание практики: качественная реализацияпроцесса индивидуализации дошкольников невозможна без соблюдения определенных условий, важным из которых является создание вариативной, избыточной, насыщенной богатыми возможностями и ресурсами образовательной среды.
Тема:Применение медиаобразовательных технологий для развития метапредметных навыков у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья
Автор практики:Иванова Наталья Васильевна, учитель МАОУ «Средняя общеобразовательная школа № 59» г.Чебоксары
Дата и время: 17.03.21 в 15.00
Платформа: ZOOM
Формат встречи: мастер-класс/сообщение
Содержание практики: расширение границ образовательных возможностей обучающихся с ограниченными возможностями здоровьячерез активное использование современных компьютерных технологий.
Тема:Я пробую быть тьютором (тьюторское сопровождение школьника младших классов с расстройствами аутистического спектра (РАС).
Автор практики: Егорова Елена Геннадьевна, учитель БОУ "Новочебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ №2" Минобразования Чувашии
Дата и время: 23.03.21 в 13.00
Формат встречи: мастер-класс
Платформа: ZOOM
Содержание практики: как учителю начальных классов сформировать в себе тьюторские компетенции и научиться сопровождать ребенка с расстройствами аутистического спектра (РАС), как помочь ребенку полноценно реализоваться в жизни детского коллектива, на что и как при этом обращать особое внимание и какие приемы и техники активно для этого использовать.
Тема:Расширение жизненных компетенций обучающихся с ТМНР
Авторы практики:Семенова Екатерина Николаевна, Орешина Светлана Анатольевна, Кудрявцева Анастасия Александровна, учителя БОУ «Кугеськая общеобразовательная школа-интернат для обучающихся с ОВЗ» Минобразования Чувашии
Дата и время: 24.03.21 в 11.00
Платформа: ZOOM
Содержание практики: как помочь детям с тяжелыми множественными нарушениями развитиястать, насколько это возможно, самостоятельными и ответственными за свою жизнь, готовыми к полноценной реализации своих индивидуальных образовательных замыслов и возможностей через активное формирование их жизненных компетенций.
Тема: Тьюторское сопровождение обучающихся начальной школы с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзии.
Автор практики: Аржанцева Марина Алексеевна, тьютор МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары.
Дата и время: 25.03.21 в 10.00
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: ребенок с ограниченными возможностями здоровья, попавшийв образовательную среду нормотипичных детей, часто испытывает сильнейший страх, теряется, переживает, а, если это еще малыш, то очень много плачет; как тьютору детского сада или общеобразовательной школы помочь таким детям «прожить» их страхи, избавиться от них, принять себя таким, каким родился, научить преодолевать трудности, чувствовать себя уверенным, научить быть самостоятельными и ответственными за свои поступки, как помочь таким детям проживать свое детство полноценно и счастливо, ведь другого детства у них не будет.
Тема:Сопровождение подростков с РАС. Включение в деятельность детского коллектива.
Автор практики: Никулина Наталия Владимировна, тьютор МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары.
Дата и время: 26.03.21 в 10.00
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: как вы думаете, как себя могут почувствовать подростки с расстройствами аутистического спектра, проучившиеся все 4 года начальной школы в коррекционной образовательной организации, в маленьком классе с небольшим количеством учащихся, а затем, так случилось, оказавшиеся в огромном современном здании с большим количеством просторных помещений с прозрачными стенами среди 1000 других детей разного возраста; а как себя могут в этой ситуации почувствовать учителя, многим из которых никогда не приходилось обучать детей с РАС; а как могут отреагировать на эту ситуацию родители нормотипичных детей, не предполагавшие, что вместе с их детьми будут учиться и «другие» дети, а, что при этом могут испытывать родители этих подростков, а как в этой ситуации должен повести себя классный руководитель; а, главное, как должен в этой ситуации действовать тьютор этих подростков, как и что необходимо ему сделать, чтобы его подопечные имели возможность успокоиться, адаптироваться к новым условиям и успешно в ней реализовываться.
Тема: Использование многофункционального дидактического пособия "Чудо-варежка" в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи (ТНР).
Автор практики: Кириллова Мария Владимировна, логопед МБДОУ "Детский сад 169" г.Чебоксары.
Дата и время: 07.04.21 в 16.00
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: в последние годы для работы с детьми, имеющими разные типы нарушений развития, создано большое количество специальных дидактических пособий; с одним из них, многофункциональным дидактическим пособием "Чудо-варежка", хорошо зарекомендовавшим себя в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи, автор практики готова познакомить участников Панорамы.
Тема: Педагог с тьюторскими компетенциями: инструменты сопровождения
Авторы практики: Ильдеркина С.Н., Иванова Е.А., Савельева О.А. МАДОУ, специалисты МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г.Чебоксары.
Дата и время: 13.04.21 в 13.30
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: авторы данной практики не являются тьюторами, один из них учитель-логопед, второй - воспитатель, третий – дефектолог, но о них вместе можно сказать так: они - педагоги с тьюторскими компетенциями; активно участвуя в течение трех лет в республиканском проекте «Тьютор для особых детей», они освоили инструменты сопровождения детей с особенностями развития, с которыми с удовольствием познакомят участников Панорамы.
Тема:Применение ЛогоРоботов «Пчёлка» в развитии фонематического слуха у детей с ОНР
Авторы практики:Кириллова Наталия Николаевна, Александрова Анна Ильинична, сотрудникиМБДОУ «Детский сад № 82» г. Чебоксары
Дата и время: 14.04.21 в 13.30
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: в последние годы для работы с детьми, имеющими разные типы нарушений развития, создано большое количество специальных дидактических пособий; с одним из них, ЛогоРоботом «Пчёлка», хорошо зарекомендовавшим себя в развитии фонематического слуха у детей с ОНР, авторы практики готовы познакомить участников Панорамы.
Тема:Тьюторское сопровождение детей с расстройством аутистического спектра
Авторы практики:Иванова Татьяна Николаевна, Семенова Екатерина Сергеевна, Чимбиржи Олеся Борисовна, Гаврилова Елена Аликовна, сотрудники БОУ «ЧНОШ для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии
Дата и время: 20.04.21 в 14.00
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: сопровождение детей с расстройствами аутистического спектра в рамках коррекционной образовательной организации имеет свои особенности; авторы практики готовы познакомить участников Панорамы с особенностями сопровождения детей с РАС, со сложившейся системой работы, в том числе и с работой команды специалистов, включенной в единый процесс сопровождения детей с РАС.
Тема: Тьюторское сопровождение подростков с ОВЗ в условиях коррекционной образовательной организации
Авторы практики: Прагуськина Наталия Николаевна, Горчихина Марина Юрьевна, тьюторы БОУ «Чебоксарская общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 2» Минобразования Чувашии
Дата и время: 20.04.21 в 13.30
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: сопровождение индивидуальных образовательных проектов подростков коррекционной образовательной организации тьюторами школы от индивидуального образовательного замысла до представления полученных результатов, включая участие подростков в республиканских чемпионатах «Абилимпикс».
Тема: Тьюторское сопровождение детей с ОВЗ в условиях коррекционной образовательной организации
Автор практики: Чимбиржи Олеся Борисовна, тьютор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся с ОВЗ № 3» Минобразования Чувашии
Дата и время: 21.04.21 в 14.00
Формат встречи: сообщение/обсуждение
Платформа: ZOOM
Содержание практики: сопровождение в рамках коррекционной образовательной организации детей с разными типами нарушений; цели, задачи, этапы и функции деятельности тьютора; специфика и особенности работы с детьми; взаимодействие с родителями тьюторантов.
Тема: Как стать эффективным родителем ребенка с тяжелыми нарушениями речи?
Автор практики: Михеева Елена Александровна, педагог-психолог МАДОО "Детский сад №7 "Солнечный город" общеразвивающего вида Цивильского района Чувашской Республики.
Дата и время: 22.04.21 в 13.30
Формат встречи: мастер-класс
Платформа: ZOOM
Содержание практики: спокойные и уверенные родители – спокойные и уверенные дети; как помочь родителям не усиливать тревожность своих детей своими личными переживаниями (состояние тревоги родителей детей с нарушениями развития – это типичное состояние), а научиться быть помощниками и позитивной поддержкой своих малышей. Секретами того, как стать эффективными родителями, поделится автор практики.
Для того, чтобы познакомиться с вышеперечисленными практиками, необходимо зарегистрироваться в Навигаторе, вход в который можно осуществить по ссылке: https://docs.google.com/spreadsheets/d/1tFfwPoMeN58vf-29IG9AbvNN2Jl3y_FwKLu6NBlJ5P4/edit?usp=sharing Для получения более полной информации о предлагаемых к публичному представлению практиках и технологиях Вы можете просмотреть видеоанонсы, размещенные в рубрике «Панорама педагогических практик и технологий» раздела «Проекты, реализуемые Чувашским республиканским институтом образования» на сайте Чувашского республиканского института образования.
При регистрации, уважаемые коллеги, обратите особое внимание на то, что участниками Панорамы с получением сертификатов могут стать только зарегистрировавшиеся в Навигаторе педагоги, указавшие свои фамилию, имя, отчество, место работы, должность, номер телефона и адрес электронной почты. Это необходимо для того, чтобы авторы практик и технологий могли Вам заблаговременно сообщить координаты встречи (ссылку на вход в ZOOM, идентификатор и код доступа), а организаторы Панорамы могли подготовить для Вас сертификат участника Панорамы, который будет являться своеобразным пропуском в образовательный салон «Тьюторство. Живая практика», где 27 апреля 2021 года будут подведены итоги Панорамы.
Т.Г.Никулина, координатор Панорамы педагогических практик и технологий,
тьютор ЦДНРЛ БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования»
Минобразования Чувашии, руководитель ЧРО МТА