Иванова Е.Н., учитель географии высшей категории
МОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары
Идея модульного обучения не нова. Согласно определению, модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им. Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля, источники учебного материала, способы действий и т.д., а роль учителя заключается в составлении таких инструкций, консультациях, контроле усвоения знаний, умений и навыков.
Практика показывает, что эта идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей. Почему? Мы видим здесь несколько причин.
Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя больших затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее «раба», ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.
Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной «заорганизованности».
В-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями «педагог» и «урокодатель»; становится не совсем понятной разница между компьютерным и «живым» обучением.
Нам кажется, что эти причины и отталкивают учителей от применения модульной технологии.
Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков курса экономической и социальной географии мира – это попытка «вращивания» модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая наполняемость старших классов; высокая нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы. В систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений. В систему, которая оптимизирует учебный процесс, как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.
Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагмент тематического плана экологизированного курса «Экономическая и социальная география мира».
Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности.
Например, в каждом блоке присутствуют элементы содержания базового уровня, соответствующие данной теме. Как отдельный модуль выступают элементы содержания продвинутого уровня. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого учебного занятия выделен также категориальный аппарат урока, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.
Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков: лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно-обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.
Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма «тихого» опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола. А в это время другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса, письменного или устного. Обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.
Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение семи лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира» (2006). Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний, отнюдь не нацеливает на усложнение курса, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов.
Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника, выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность проявить себя с лучшей стороны. А, в-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.
Ниже приведено тематическое планирование экологизированного курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА».
Программа:
В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.
Программно-методические материалы. География 10-11 классы. Москва. Дрофа. 2001.
Учебник:
В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира. для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2006.
Форма: Блочно-модульное планирование двух уровней сложности.
Принятые сокращения учебных модулей:
1. Модули содержания (М – С): СБУ – элементы содержания базового уровня
СПУ - элементы содержания продвинутого уровня
КАУ – категориальный аппарат урока
НОМ – географическая номенклатура
ПРР – рекомендованные практические работы
2. Модули обучения (М – О): ЛЕК – лекция
СЕМ – семинар
СИ - совместное изучение
ПР - практикум
ОЗ - обобщение знаний
СР - самостоятельная работа
3. Модули контроля (М - К): Выб – выборочный
Перс – персональный
Фронт –фронтальный
Тем – тематический
Зач – зачет по теме
Блок 4. Планирование блока:
Тема |
География населения мира (6 ч). |
Урок |
1 (11) |
2 (12) |
3 (13) |
4 (14) |
5 (15) |
6 (16) |
М – О |
ЛЕК |
СИ |
ПР |
ПР |
СЕМ |
ОЗ |
М – К |
Выб |
Фронт |
Перс |
Фронт |
Тем |
Зач |
Дата |
|
|
|
|
|
|
Содержание блока:
ОМС: Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика. Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география главных международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.
СПУ: Естественное движение населения. Концепция демографического перехода. Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Структура населения. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Образовательный состав населения как показатель его «качества». «Утечка умов». Мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Экологические проблемы больших городов.
Урок 11. Население мира в начале XXI века.
КАУ: география населения как ветвь экономической и социальной демографической географии; история населения мира.
Урок 12. Численность и воспроизводство населения.
КАУ: воспроизводство населения; естественное движение населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; демографический переход.
НОМ: первая десятка стран мира по численности населения.
ПРР: Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.
Урок 13. Состав (структура) населения.
КАУ: экономически активное население; этнос; однонациональные, многонациональные государства; межнациональные отношения.
ПРР: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.
ПРР: Сравнение состава и структуры населения различных регионов Земли.
Урок 14. Размещение и миграции населения.
КАУ: трудовые миграции; «утечка умов».
НОМ: мировые потоки миграций
ПРР: Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Евразии.
Урок 15. Урбанизация как глобальный процесс.
КАУ: урбанизация; «городской взрыв»; геоурбанистика.
НОМ: десятка крупнейших городов мира.
ПРР: Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).
Урок 16. (Урок-конференция.) Население и окружающая среда.
КАУ: качество населения.
ПРР: Объяснение (на базе учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.
Литература:
- География. Тематическое планирование с методическими указаниями. 9-10 класс Составитель Т.Н.Воробцова. «Учитель-АСТ» 2001.
- Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов»// География в школе. – 1999.- № 4.
- Губа М.М. Модульная программа по географии IX класс // География в школе. -2002- № 1.
- Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998.- №2.
- Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.
- Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. – Советская педагогика. 1990. –
№ 1,2.
- Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
- Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - 1995- № 2.
- Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.99. №56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
- Программа «Экономическая и социальная география мира», автор В.П.Максаковский, М.: Дрофа.- 2004.