Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

«Блочно-модульное обучение – шаг в сторону вуза» (Из опыта работы Ивановой Е.Н., учителя географии МОУ «Лицей № 44» г. Чебоксары)

Иванова Е.Н., учитель географии высшей категории

МОУ «Лицей  № 44» г. Чебоксары

 

Идея модульного обучения не нова. Согласно определению, модуль – это целевой функциональный узел, в который объединены учебное содержание и технология овладения им.  Сущность модульного обучения заключается в том, что ученик самостоятельно (или с помощью учителя) достигает конкретных целей учебно-познавательной деятельности в процессе работы с модулем. Ученик имеет у себя инструкцию, в которой определены цели усвоения модуля, источники учебного материала, способы действий и т.д., а роль учителя заключается в составлении таких инструкций, консультациях, контроле усвоения знаний, умений и навыков.

Практика показывает, что эта идея не нашла широкого отклика среди работающих учителей.  Почему? Мы видим здесь несколько причин.

Во-первых, составление инструкций для каждого модуля требует от учителя больших затрат времени. Но, даже имея готовую инструкцию, сам он превращается на уроке в ее «раба», ведь строгая регламентация всех действий учителя и учащихся не допускает никаких отклонений и случайностей.

Во-вторых, обучение по инструкциям не вполне соответствует принципам гуманизации образования. Никакие опорные конспекты, формы самостоятельной деятельности, занятия парами, в группах и т.п. не способны учесть все индивидуальные особенности детей. Обязательно найдутся такие ученики, которые будут испытывать психологический дискомфорт от подобной  «заорганизованности».

В-третьих, работа по инструкциям дает гораздо меньше возможностей для творчества учителя на уроке. Фактически, стирается грань между понятиями «педагог» и «урокодатель»; становится не совсем понятной разница между компьютерным и «живым» обучением.

Нам кажется, что  эти причины и отталкивают учителей от применения модульной технологии.

Предлагаемое нами блочно-модульное планирование уроков курса экономической и социальной географии мира – это попытка «вращивания» модульной технологии в реалии современной школы. А реалии таковы: большая наполняемость старших классов; высокая нагрузка учителя; сложная дифференциация учащихся в плане обучаемости; необходимость подготовки старшеклассников к обучению в ВУЗе (именно к обучению, а не только к поступлению!). При разработке данного планирования мы исходили из того, что учителю не придется коренным образом перестраивать весь образовательный процесс, всю систему работы. Блочно-модульное планирование – это, скорее, результат приведения в систему хорошо известных форм и методов работы. В систему, которая позволяет следовать в преподавании таким дидактическим принципам, как отбор и генерализация учебного материала, рациональное сочетание индуктивного и дедуктивного подходов, общих и специальных (географических) умений и навыков самостоятельного труда учащихся, ориентация старшеклассников на самостоятельное добывание знаний и умений. В систему, которая оптимизирует учебный процесс,  как в плане его вариативности, так и в плане гуманизации.

Ниже мы предлагаем описание блочно-модульной технологии и фрагмент тематического плана экологизированного курса «Экономическая и социальная география мира».

Сущность такого планирования – это разделение всего программного материала на крупные блоки-темы, в пределах которых выделяются модули трех типов: модули содержания, модули обучения и модули контроля. В свою очередь, в каждом из типов модулей существуют свои подтипы, или, лучше сказать, разновидности.

Например, в каждом блоке присутствуют элементы содержания базового уровня, соответствующие данной теме. Как отдельный модуль выступают элементы содержания  продвинутого уровня. В качестве самостоятельного модуля содержания в плане каждого  учебного занятия выделен также категориальный аппарат урока, который объединяет элементы иерархии научных знаний курса разного порядка: научные законы, закономерности, теории, парадигмы, концепции, гипотезы, а также общие и единичные научные понятия.

Представленные в планировании модули обучения – это хорошо известные учителям формы уроков: лекции, семинары, уроки-практикумы, повторительно-обобщающие уроки в форме зачетов, конференций, дискуссий; уроки совместного изучения – диалоги, беседы, комбинированные уроки и т.п. Одним из важнейших модулей обучения в данной системе являются самостоятельные работы учащихся. Они предполагают именно самостоятельное добывание учащимися знаний по теме из доступных источников информации, а не разновидность проверочной работы, как это зачастую понимается некоторыми учителями.

Особый интерес в планировании представляют модули контроля. Выборочный контроль – это добровольное выполнение заданий по выбору, как правило, носящее опережающий характер. Чтобы выполнить задание по выбору, ученику еще до начала изучения темы приходится знакомиться с содержанием материала учебника, что впоследствии облегчает усвоение блока. Персональный контроль – это форма «тихого» опроса, когда учитель индивидуально опрашивает желающих учащихся у своего стола. А в это время другие выполняют самостоятельную или практическую работу. Фронтальный контроль – это разновидность фронтального опроса, письменного или устного. Обычно это работа с терминами, фактами, СМИ или географический диктант. Тематический контроль – это выступление ученика на семинаре, конференции, когда он получает оценку не за знание всего блока, а по конкретному вопросу.

Система блочно-модульного планирования применяется нами в течение семи лет. Для нее хорошо подходят современные учебники географии, особенно учебник В.П.Максаковского «Экономическая и социальная география мира» (2006). Этот учебник, увеличивая долю фундаментальных знаний, отнюдь не нацеливает на усложнение курса, на дополнительную нагрузку для учащихся. Мы думаем, что такой же линии должны придерживаться и учителя географии в построении собственной системы преподавания: раскрывать перед школьниками научную картину мира с учетом их способностей, возможностей и интересов.

Что в этом плане может сделать блочно-модульное обучение? Во-первых, изучая материал блоками, ученик имеет возможность спланировать и распределить свое урочное и внеурочное время для знакомства с материалом учебника,  выполнения практических работ, подготовки к зачету и т.д. Во-вторых, выбирая форму отчета (см. модули контроля), он находится в более комфортных психологических условиях. В-третьих, каждый старшеклассник может осознанно выбрать для себя тот уровень усвоения материала, который соответствует его запросам и дальнейшим жизненным планам. В-четвертых, на уроках между учителем и учениками создается спокойная обстановка делового сотрудничества, где каждый имеет возможность проявить себя с лучшей стороны. А,  в-пятых, такая система работы вплотную приближает школу к ВУЗу, где от студента требуется умение работать самостоятельно, системно, осознанно, где на него возлагается полная ответственность перед государством за качество приобретенных знаний, умений и навыков и где результат засчитывается по факту выполнения, а не по затраченному времени.

Ниже приведено тематическое планирование экологизированного курса «ЭКОНОМИЧЕСКАЯ И СОЦИАЛЬНАЯ ГЕОГРАФИЯ МИРА».

Программа:

В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.              

 Программно-методические материалы. География 10-11 классы.                                 Москва. Дрофа. 2001.

Учебник:    

В.П. Максаковский. Экономическая и социальная география мира.                       для 10 кл. общеобразоват. Учреждений. – М.: Просвещение, 2006.

Форма:        Блочно-модульное планирование двух уровней сложности.

Принятые сокращения учебных модулей:

 1. Модули содержания (М – С): СБУ – элементы содержания базового уровня                                                                                                                           

 СПУ  -  элементы содержания продвинутого   уровня

  КАУ –  категориальный аппарат урока

  НОМ – географическая номенклатура

  ПРР    рекомендованные практические работы

  2. Модули обучения (М – О):                   ЛЕК  – лекция

                                                                       СЕМ  – семинар

                                                                       СИ   -   совместное изучение

                                                                       ПР   -    практикум

                                                                       ОЗ   -    обобщение знаний

                                                                       СР   -    самостоятельная работа

    3. Модули контроля (М - К):                   Выб     выборочный

                                                                       Перс   – персональный

                                                                       Фронт –фронтальный

                                                                       Тем     тематический

                                                                       Зач      – зачет по теме

 

Блок 4. Планирование блока:

 

Тема

География населения мира (6 ч).

Урок

1 (11)

2 (12)

3 (13)

4 (14)

5 (15)

6 (16)

М – О

ЛЕК

СИ

ПР

ПР

СЕМ

ОЗ

М – К

Выб

Фронт

Перс

Фронт

Тем

Зач

Дата

 

 

 

 

 

 

 

Содержание блока:

ОМС:  Численность и воспроизводство населения. Естественный прирост населения и его типы. Демографическая политика.  Половой, возрастной и этнический состав населения. Крупные народы и языковые семьи. География мировых религий. Этнополитические и религиозные конфликты. Размещение и плотность населения. Миграция, виды миграций, география главных международных миграций. Расселение населения. Городское и сельское население. Урбанизация и ее формы, темпы и уровни урбанизации. Крупнейшие города и городские агломерации мира и России. Уровень и качество жизни населения крупнейших стран и регионов мира.

СПУ: Естественное движение населения. Концепция демографического перехода.  Региональные различия в демографической ситуации. Демография. Структура населения. Этнография. Взаимодействие и взаимопроникновение различных цивилизаций. Главные культурно-исторические центры и регионы мира. Образовательный состав населения как показатель его «качества». «Утечка умов». Мегалополисы мира. Особенности сельского расселения в разных регионах. Экологические проблемы больших городов. 

Урок 11.  Население мира в начале XXI века.

КАУ: география населения как ветвь экономической и социальной  демографической географии; история населения мира.

Урок 12.  Численность и воспроизводство населения.

КАУ: воспроизводство населения; естественное движение населения; первый тип воспроизводства; второй тип воспроизводства; демографический кризис (депопуляция); демографический взрыв; демографическая политика; демографический переход.

 НОМ: первая десятка стран мира по численности населения.

ПРР:  Объяснение (по результатам сравнения) процессов воспроизводства населения в двух регионах мира.

Урок 13. Состав (структура) населения.

 КАУ: экономически активное население; этнос; однонациональные, многонациональные государства; межнациональные отношения.

 ПРР: Составление сравнительной оценки трудовых ресурсов стран и регионов мира.

 ПРР:     Сравнение состава и структуры населения различных регионов Земли.

Урок 14. Размещение и миграции населения.

  КАУ: трудовые миграции; «утечка умов».

НОМ: мировые потоки миграций

ПРР: Объяснение причин миграционных процессов в пределах Европы, Северной Америки и Евразии.

Урок 15. Урбанизация как глобальный процесс.

  КАУ:  урбанизация; «городской взрыв»; геоурбанистика.

  НОМ: десятка крупнейших городов мира.  

  ПРР: Объяснение (на базе источников географической информации) особенностей урбанизации одной из территорий по выбору (Запад США, Великобритания, Юг Италии и др.).

Урок 16.  (Урок-конференция.) Население и окружающая среда.      

                 КАУ:  качество населения.

                 ПРР:  Объяснение (на базе учебника) региональных и межотраслевых различий в занятости населения в сферах материального и нематериального производства.  

 

Литература:

  1. География. Тематическое планирование с методическими указаниями. 9-10 класс Составитель Т.Н.Воробцова.  «Учитель-АСТ» 2001.
  2. Греханкина Л.Ф., Добрякова З.Ф. Блочно-модульное изучение курса «География материков и океанов»// География в школе. – 1999.- № 4.
  3. Губа М.М. Модульная программа по географии IX класс // География в школе. -2002- № 1.
  4. Кутейников С.Е. Типы учебных элементов модульной программы // География в школе. 1998.- №2.
  5. Третьяков П.И., Сенновский И.Б. Технология модульного обучения в школе. М.: Новая школа, 1997.
  6. Юцявичене П.А. Принципы модульного обучения. – Советская педагогика. 1990. –

№ 1,2.

  1. Юцявичене П.А. Теория и практика модульного обучения. – Каунас, 1989.
  2. Шамова Т.И., Перминова Л.М. Основы технологии модульного обучения // Химия в школе. - 1995- № 2.
  3. Приказ Министерства образования Российской Федерации от 30.06.99. №56 «Об утверждении обязательного минимума содержания среднего (полного) общего образования.
  4. Программа «Экономическая и социальная география мира», автор В.П.Максаковский, М.: Дрофа.- 2004.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика