Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Бородина Т.Л., Николаева Г.В. Развитие творческого потенциала личности учащихся на уроках технологии

Бородина Татьяна Леонидовна, к.п.н., доцент кафедры технологии и профессионального образования ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии

Николаева Галина Владимировна, к.п.н., доцент кафедры технологии и профессионального образования ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии.

 

            Социально-экономическое развитие общества во многом зависит от степени сформированности его творческого потенциала, творческих способностей каждого гражданина. Сейчас, когда мы сталкиваемся с необходимостью переработки больших потоков поступающей информации, общество как никогда нуждается в знающих, способных к творческой деятельности людях. Воспитать и развить такую личность – одна из задач современной общеобразовательной школы. Большие возможности для ее решения дает учебный предмет «Технология».

Развитие творческого потенциала учащихся в технологии, как и любом другом предмете, базируется на следующих компонентах: мотивационном, когнитивном, деятельностном, оценочном.

Мотивационный компонент представлен внешней мотивацией, обеспечивающей интерес к предмету, и внутренней мотивацией, которая является более значимой для творческой деятельности. К внутренней мотивации относят мотивацию по результату, когда обучающийся ориентирован на результаты деятельности и мотивацию по процессу, когда учащийся заинтересован самим процессом деятельности. Её сормированнось позволяет включить школьников в творческую деятельность и, обеспечивает его мотивационно-творческую активность.

Когнитивный компонент предполагает овладение определенным уровнем знаний и умений, которые обеспечивают развитие интеллектуально-логических способностей и являются основой для дальнейшей практической деятельности учащихся.

Деятельностный компонент предполагает сформированность определенных навыков, а также позволяет развивать коммуникативно-творческие способности.

Оценочный компонент складывается из оценки результатов учебной деятельности по овладению знаниями, умениями учащихся и самооценки (их рефлексивной деятельности).

При развитии всех компонентов, когда у ученика будет сформирована положительная мотивация, получен определенный багаж знаний, достигнут определенный уровень умений, сформированы навыки к самоанализу, он сможет воплотить творческие идеи в изготавливаемых им изделиях и достигнуть определенного уровня творчества. Процесс развития творческого потенциала учащихся будет более результативным и эффективным при внедрении в учебно-воспитательный процесс современных образовательных технологий и при использовании в учебной деятельности активных методов обучения. Наиболее эффективными можно назвать модульную технологию, кейс-стади, технологию адаптивного обучения, французскую мастерскую, Дальтон-технологию и др. Но в большей мере содержание предмета «Технология» соответствует использованию проектной технологии обучения.

Проектное обучение ориентировано на творческую самореализацию развивающейся личности учащегося, развитие его интеллектуальных возможностей, волевых качеств и творческих способностей в процессе создания (под руководством учителя) новых изделий, обладающих субъективной и объективной новизной, имеющих практическую значимость. Проекты могут быть разными, но тематика должна быть актуальной и значимой. Правильный выбор темы с учетом возрастных и личных интересов учащихся обеспечивает положительную мотивацию и дифференциацию в обучении, активизирует самостоятельную творческую деятельность учащихся при выполнении задания, повышает творческий потенциал.

Современные образовательные технологии являются той средой, где в процессе деятельности развивается творческая личность, но повышение уровня развития творчества будут способствовать активные методы обучения, используемые на уроках предмета «Технология». Особенностью таких методов является то, что учитель активизирует внимание и мышление школьников, при этом активность их поддерживается независимо от того, желают они этого или нет. Для этих методов обучения характерна высокая степень проявления обратных связей от ученика к учителю. Формы и интенсивность проявления учебной деятельности учащихся служит педагогу контрольным инструментом для качественного управления их познавательной активностью.

Выбор и особенности использования активных методов обучения должны строиться с учетом характера учебных занятий. Познавательная деятельность учащихся на одних занятиях носит чисто учебный характер, а на других занятиях – оказывается близкой и подобной реальному труду. На таких занятиях происходит своеобразное подражание реальному процессу производства. Исходя из этого, занятия по технологии ученые делят на неимитационные и имитационные.

К неимитационным относят традиционные формы проведения занятий, на которых учителем устно излагается учебный материал (школьная лекция, рассказ, беседа, объяснение), лабораторные и учебно-практические занятия.

Активность на занятиях может достигаться тем, что в содержание учебного материала учитель вносит какое-либо противоречие. Это противоречие может быть между причиной и следствием при устном изложении учебного материала, между исходными данными и результатом практической деятельности (преднамеренное включение ошибок), между поставленной задачей деятельности и уровнем технологической грамотности учащихся.

При устном изложении учебного материала (словесные методы) активность учащихся достигается приемами проблемного обучения. Это может быть выдвижение и последующее обоснование различных предположений, постановка проблемных вопросов, организация дискуссионного рассмотрения нового материала.

На лабораторных занятиях познавательная активность учащихся может стимулироваться включением в инструкции заданий исследовательского характера, задач по поиску возможных ошибок и отклонений в измерениях и результатах, по интерпретации результатов для той или иной практической деятельности.

В процессе учебно-практических занятий активность учащихся можно стимулировать заданиями по поиску новых технологий, оптимизации последовательности операции, подбору инструментов, приборов, приспособлений, организации работ и т.п.

Имитационные занятия являются по форме аналогом реальной практики познания или созидательной деятельности. По организации деятельности учащихся их можно разделить на игровые и неигровые.

Неигровыми методами являются имитационные упражнения и разбор конкретных ситуаций. Имитационные упражнения могут носить двигательный и умственный характер. Наиболее эффективным средством активизации обучения в двигательных имитационных упражнениях являются тренажеры по управлению сложными технологическими машинами (например, для обучения навыкам управления суппортом токарного станка) и некоторые другие.

Для активизации познавательной деятельности учащихся в умственных упражнениях эффективным средством может служить разбор или построение конкретных ситуаций. Такие ситуации могут касаться разработки структуры технологического процесса, функционально-стоимостного анализа изделия или технологии, аспектов маркетинга и др.

Имитационным методом активизации познавательной и практической деятельности учащихся является проектный метод обучения технологии. Проектное задание имитирует реальный процесс создания изделия или производства услуги, начиная от постановки цели и кончая производством и даже иногда реализацией полученного продукта.

Имитационные игровые занятия или деловые игры являются эффективным средством активизации учебной деятельности учащихся. Они характеризуются следующими основными обязательными признаками:

1) наличием проблемы в организации или управлении тем или иным процессом и моделирование соответствующей ему деятельности специалиста;

2) наличием альтернативных целей для участников соперничающих групп или общих целей у членов одной группы, моделирующих реальную ситуацию;

3) наличием определенных правил для соревновательных игр или задание ролей для моделирующих игр;

4) противостоянием интересов участников соперничающих групп или наличием неопределенности в мотивации принятия решений членами группы, моделирующей реальную ситуацию;

5) согласованностью и последовательностью действий участников игровых групп, зависимостью этих действий от предшествующих результатов;

6) наличием стимулов в получении высокого результата;

7) объективностью оценки результатов игры и достижений отдельных участников.

В моделирующих играх желательно определенное противоречие интересов участников группы. Это позволяет приблизить игровую модель к реальным процессам. В ходе игры участники имеют не все данные для принятия оптимального решения, в их действия вводятся помехи, затрудняющие задания.

Для деловой игры, моделирующей реальную ситуацию, важно побудить каждого участника действовать как в реальной ситуации. Важным является согласование действий участников игры. В отдельных ее эпизодах может возникнуть ситуация, когда одни участники должны подчинить свои интересы другим для успешной деятельности группы в целом. Необходимо акцентировать вклад каждого в текущие и окончательные результаты игры, для этого обязателен внешний промежуточный и рубежный контроль для всех членов игровой группы.

На занятиях по технологии используют игры двух видов. Первый вид связан с формой построения учебного занятия. Это может быть игровая форма подачи учителем учебного материала, например, составление с учащимися кроссворда или соревнование двух групп учащихся при взаимной постановке вопросов или выполнения практических заданий.

Другой формой является игра, моделирующая реальный технологический процесс, организационно-управленческую или социально-экономическую ситуацию. Это может быть, например, ситуация с организацией предпринимательской деятельности. Моделирование такой ситуации может носить как индивидуальный, так и коллективный характер.

Деловые игры наиболее эффективны для обучения учащихся организационно-управленческой деятельности, разработки экономических и экологических решений и в производственных ситуациях. Однако они могут применяться и при моделировании проектных конструкторских и технологических решений. Учитель должен помнить, что создание и проведение деловой игры является достаточно сложной педагогической задачей. Разработка качественной деловой игры может потребовать несколько недель, а иногда и месяцев кропотливого труда. Однако высокая образовательная и воспитательная эффективность этого метода, как правило, компенсирует потраченное время.

Более простым является метод разыгрывания ролей. Для конкретного эпизода технологического процесса создания изделия учитель задает ученикам ролевые функции. Например, одни учащиеся выполняют роли бригадиров, другие контролеров, третьи нормировщиков и т.п.

Разыгрывание ролей создает на занятии взаимосвязь учащихся и тем самым активизирует их познавательно-трудовую деятельность. Это достигается следующими основными средствами:

1) постановкой общей для группы сложной задачи, которая требует коллективного взаимодействия участников;

2) обеспечением различия интересов участников ролевых ситуаций, которые могут представлять разные службы;

3) дискуссионным взаимодействием участников группы в соответствии с ролями;

4) введением учителем по ходу занятия корректирующих условий, дополнительных сведений, помех и др.

5) обязательной оценкой учителем ролевых функций учащихся в ходе и в конце занятия.

К активным методам обучения на занятиях по технологии ученые и практики относят также игровое проектирование. Оно может быть связано с решением конструкторской задачи или с разработкой технологии. При реализации этого метода учитель сам формирует задачу и исходные условия к ней. Он может ограничить круг поиска решений, дополнительно поставив перед школьниками вопросы.

Для игрового проектирования, в отличие от метода проектов, обязательным является введение состязательной ситуации в учебный процесс. Учащихся разбивают на небольшие группы, каждая из которых разрабатывает и представляет свой вариант решения проблемы. Разработка может проводиться и каждым участником отдельно. В зависимости от склонности поставленной учителем проблемы готовые варианты могут рассматриваться на этом же занятии или должны быть представлены учащимися для обсуждения на последующих занятиях. Отсроченные во времени задания активизируют мыслительную деятельность учащихся и во внеурочное время.

Каждый из приведенных выше методов обеспечивает активность учащихся в процессе обучения. Любой из них имеет определенную специфику, дидактическое назначение и область методического применения в учебном процессе. Ученые не рекомендуют увлекаться только одним каким-то методом. Наиболее целесообразно их сочетание с обычными (традиционными) методами обучения, которые обеспечивают необходимый для активной деятельности учащихся объем технико-технологических знаний, умений и навыков.

Кроме способов описанных выше существуют еще и другие, которые также формируют познавательную и творческую активность и не только на уроках, но и во внеклассной и внешкольной деятельности. Занимательные, игровые материалы в работе с учащимися имеющие целенаправленный технико-технологический смысл, готовят их к будущей самостоятельной творческой деятельности.

Литература

1. Юдицкий, В.А. Ребусы в подготовке школьников к труду / В.А. Юдицкий //Школа и производство. – 2002. – №1. – С. 71–75.

2. Юдицкий, В.А. Технические загадки на уроках технологии / В.А. Юдицкий //Школа и производство. – 2002. – №3. – С. 19 – 21.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика