Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Капустина М.А. Сенсорное развитие детей

В дошкольной педагогике сенсорное развитие всегда рассматривалось как основа умственного развития ребенка, потому что другие формы познания (воображение, мышление, запоминание и т.д.) строятся на основе восприятия, являются результатом переработки его образов. Сенсорные способности необходимо развивать с рождения, поскольку дошкольный возраст, и особенно первые годы жизни, являются сензитивными. Организация сенсорного развития предусматривает активное взаимодействие ребенка с разными по своим свойствам объектами окружающей действительности, накопление осознанного опыта их чувственного восприятия в разных видах деятельности.

В ходе аттестации педагогических работников дошкольных образовательных учреждений, выявлен интересный опыт работы воспитателя МДОУ «Детский сад № 27 «Путене» с. Моргауши Моргаушского района Порфирьевой Надежды Алексеевны. Педагог опираясь на задачи и принципы сенсорного развития проводит планомерную работу по формированию соответствующих возрастным и индивидуальным особенностям ребенка представлений о системе сенсорных эталонов, умений использования перцептивных действий в разных видах деятельности. Зная, что эффективность сенсорного развития, в значительной степени, зависит от методики применяемой при решении его задач, Надежда Алексеевна руководствуется в своей деятельности двумя группами требований к использованию методов и приемов формирования у детей сенсорной культуры: общими и специфическими. При ознакомлении детей с любыми эталонами и действиями выполняет общие требования:

1.              Знакомит детей сначала с основными образцами свойств и лишь затем с разновидностями, постепенно расширяя их круг.

2.              При ознакомлении с эталоном включает кроме показа и называния следующие виды активных действий ребенка:

- сопоставление между собой разных эталонов;

- подбор предметов одинаковых с образцом;

- упражнения на закрепление эталонов в чувственной и речевой памяти.

3. Осуществляет постепенный переход от непосредственного сопоставления с образцом (наложение, приложение) к глазомерной оценке сходства-различия.

 Специфические требования использует при освоении детьми эталонов и действий определенного вида. Учитывая, что каждый вид эталонов имеет свои особенности, применяет свой комплекс действий. Специфические требования педагог учитывает при освоении ребенком эталонов и действий определенного вида. Так, при ознакомлении детей с цветами спектра и их оттенками использует действия детей по самостоятельному разведению или смешению красок. При ознакомлении с формой Надежда Алексеевна наиболее действенным считает обведение контура, при освоении эталонов величины – действия сериации и т.д.

 При обследовании формы предметов, имеющих сложную конструкцию соблюдает следующую последовательность: целостное восприятие, затем центральной или крупной части, далее расположение более мелких частей, обследование деталей, заканчивается обследование вновь целостным восприятием.

 Приучение ребенка к определенной последовательности обследования предмета формирует у него устойчивый алгоритм действия, который выполняется им затем каждый раз, когда он встречается с новым для себя объектом. Таким образом, у ребенка вырабатывается определенная стратегия познавательной деятельности – логически выстроенная цепочка действий, обеспечивающая высокое качество познания формы. Названную последовательность обследовательских действий применяет не только при изучении формы предметов. Например, при изучении восприятии цвета в многоцветных объектах, особенно в художественных произведениях: общая цветовая тональность, сочетание отдельных цветов, ритм расположения отдельных цветов в узоре и т.д. В отношении величины аналитическое восприятие связывает с выделением разных характеристик предметов: высота, ширина, длина, глубина, масса и др. Все разнообразные обследовательские, перцептивные действия, путем их сериации, становятся основой формирования у ребенка мыслительных операций: сравнения, анализа, обобщения и т.д.

 В соответствии с Федеральными государственными требованиями к структуре основной общеобразовательной программы дошкольного образования, образовательный процесс с воспитанниками детского сада педагог строит на адекватных возрасту формах работы с детьми. Учитывая, что основной формой работы с детьми дошкольного возраста и ведущим видом деятельности является игра, в сенсорном развитии широко использует дидактические игры и упражнения. Игры «Спрячь мышку», «Назови цвет», «Какая форма», «Большая - маленькая», «Геометрическая мозаика», «Подбери предмет по цвету» и другие способствуют умению ребенка сравнивать, соотносить, группировать, устанавливать тождество и различие однородных предметов по сенсорным признакам (цвет, форма, величина), формируют умения ребенка называть свойства предметов, приучают его к определенной последовательности обследования предмета, повышают способность решать конкретные задачи, обогащают непосредственный чувственный опыт, обеспечивают познание окружающей действительности.

 Таким образом, одной из ведущих задач образования является создание у ребенка синтетического образа окружающего мира, основой которого считаются сенсорный опыт, память и воображение. Сенсорный опыт, мнению Я.А. Коменского, стоит на первом месте в ряду основ формирования у ребенка картины мира.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика