Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Г.Зайцева "Из опыта организации проектной деятельности учащихся по географии"

Из опыта организации проектной деятельности учащихся по географии

Галина Зайцева, преподаватель географии профессионального училища №24 Вурнарского района


В центре Чувашии, в 3 км от нашего профессионального училища, находится озеро Кюльхири, жемчужина Вурнарского района. Это самое большое по объему пресной воды озеро Чувашии (711 800 м3). Оно карстового происхождения со средней глубиной 5,1 м, а максимальная глубина — 11,7 м, площадь — 14 гектаров. Кюльхири расположено на окраине деревни. В 1981 году оно объявлено памятником природы республиканского значения. Серьезных нарушений режима охраны озера пока нет, в этом немалая заслуга наших юных экологов.
Учащиеся профессионального училища № 24 и Калининской средней школы разработали и осуществляют во внеурочное время совместный краеведческий проект «Чувашский Байкал». История его такова. По результатам социологического исследования выявилось, что ребята недостаточно знают об особо охраняемых природных объектах, в частности об озере Кюльхири. Поставили проблемы: Почему наш земляк, ученый-географ Николай Родионов называет его «Чувашским Байкалом»?, Соблюдается ли режим охраны памятника природы? Это заинтриговало ребят. И они захотели исследовать озеро в полевых условиях во время летних и отчасти зимних каникул. До полевых занятий ученики получили представление о технологии подготовки проекта, освоили поисково-исследовательский метод получения географической информации. Были записаны в полевые дневники правила успешности проектной деятельности:
— В команде нет лидеров. Все равны.
— Все члены команды должны получать удовольствие от общения друг с другом и оттого, что они вместе выполняют проектное задание.
— Все должны проявлять активность и вносить свой вклад в общее дело.
— Ответственность за конечный результат несут все члены команды.
— Важна ротация.
Проект был запущен в мае 2001 года. На первом, подготовительном этапе каждый из участников, а нас в команде было четверо, выбрал по интересам себе роль. Один стал географом, фотографом, другой — экологом, гидрологом, а третий — геологом, геоботаником. Моя роль сводилась к управлению проектной деятельностью учащихся в качестве независимого консультанта.
Проектанты предлагали свои варианты темы проекта, задач, гипотезы. С этой целью записывались все идеи учащихся. Привлекательной оказалась для всех тема «Чувашский Байкал». Учащиеся определили цель: комплексное описание озера;
гипотезу:
1) если Байкал является мировым лидером по объему пресной воды, то и наше озеро среди озер Чувашии — по-видимому, наибольшее по объему пресной воды;
2) если есть нарушения по охране озера, то помочь ему сохраниться;
задачи:
1) распространить среди населения полученную геоэкологическую информацию об озере Кюльхири как особо охраняемом природном объекте;
2) создать и защитить свой проект;
3) выпустить буклет «Чувашский Байкал».
Моей целью было повышение геоэкологической компетентности учащихся через организацию самостоятельной исследовательской работы учащихся в полевых условиях, развитие их творческих способностей, приобретение ими навыков коллективной деятельности. Если в полевых условиях проводить исследования, внедрять проектную технологию, то можно, на мой взгляд, дать учащимся представление, как можно учиться исследовательской работе, обогатить свой научный багаж, повысить геоэкологическую компетентность учащихся, в целом — качество обучения географии. Как говорят японцы: «Надо не готовую рыбу давать, а научить ее ловить!» Этим я и занималась. Участники получили подробный инструктаж руководителя, по возникающим вопросам проводились консультации.
На этом этапе выработали модель деятельности в естественных условиях, определили источники необходимой информации. Второй этап — исследовательский, включающий собственно проектирование (июнь — август 2001, 2002, 2003 гг., январь 2002 г.). Работу выполняли методами наблюдений, картографического, расчетного и измерительного анализа, регистрации дат фенологических явлений. В ходе исследования определилась социальная роль учащихся (они выступают в роли организаторов). Они сами определяли основные морфометрические показатели озера: составили план расположения озера; проводили 2 раза в неделю фитофенологические наблюдения за всеми видами растений в пределах двух пробных площадок; определили прозрачность и качество воды, флору и фауну озера, степень антропогенной нагрузки в водоохранной зоне; выявили название горных пород, обнаруженных в охранной зоне; изучили карту рельефа дна; составили гербарий растений; подсчитали береговую древесную и кустарниковую растительность. Проект наш практико-ориентированный, а потому проводились экологические субботники, изготовили и установили аншлаги, посадили сосенки, очищали озеро от ряски.
Работали ребята с интересом. Иногда были вынуждены прерывать действия, чтобы вновь перечитать нужную информацию. Выяснили, что озеро по объему воды самое крупное в Чувашии. Есть отдельные нарушения в режиме охраны этого памятника природы, поэтому мы включились в просветительскую работу по охране озера.
Появились новые идеи: учащиеся предложили разработать новые проекты: Геологическое строение урочища Ирар; Эколого-географическое положение Вурнарского района; Влияние экспозиции склонов на развитие растительности урочища Ирар. Мне вспоминаются наши студенческие полевые и производственные практики. Умения и навыки, приобретенные в студенческие годы, пригодились и в нашем проекте. О результатах исследования экологической ситуации в водоохранной зоне озера мы информировали районные органы и природоохранные организации республики, внесли свои рекомендации по защите озера. Но главное не это. Ценное в том, что проектанты научились намечать цели и задачи, выбирать оптимальный путь решения поставленной проблемы приобрели новые умения и навыки.
Собранные материалы скомпоновали и подготовили проект к презентации. Был оформлен стенд с фотографиями, планами, схемами, выводами, отражающий суть проекта, организована выставка гербариев, коллекций горных пород.
На научно-практической конференции участники проекта представили результаты и выводы, рассказали о приемах и методах получения научной информации. Рассказывали о трудностях, возникших при выполнении проекта, продемонстрировали приобретенные знания и умения. После краткого рассказа на презентации состоялась дискуссия по обсуждению проекта.
Участники проекта выпустили буклет «Чувашский Байкал» тиражом 100 штук, распространили его среди школьников и учащихся профессионального училища, выступили по местному радио.
Материалы проекта хранятся в краеведческом музее района.
Исследовательская деятельность имеет свое продолжение. Один из участников учится сейчас в институте горного дела и геологии, другой в Чувашском университете на эколога. Наш опыт показывает, что и учебное заведение может стать своеобразным информационным центром по экологическим и географическим проблемам. Создавая проект, учащиеся прожили маленькую, но интересную жизнь, открывая мир и себя в этом мире.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика