Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Ефимова Н.Н. "О системе повышения квалификации педагогов-психологов"

О системе повышения квалификации педагогов-психологов
в Чувашском республиканском институте образования.

Ефимова Наталья Николаевна – доцент каф. психологии и педагогики

Развитие современной системы непрерывного профессионального образования названо одним из приоритетных направлений государственной политики в сфере российской образовательной системы. Сама система образования при этом требует значительных изменений в подготовке, переподготовке и повышении квалификации педагогических кадров.
Педагогам-психологам, принимающим активное участие в процессах модернизации и развития образования, нужна такая система повышения квалификации, которая соответствовала бы современным преобразованиям в этой области и в обществе в целом.
В Чувашском республиканском институте образования на кафедре психологии и педагогики были разработаны и прошли апробацию обновленные образовательные программы повышения квалификации педагогов-психологов школ, дошкольных учреждений и ППМС-центров (объёмом 108 и 144 часа).
Основными принципами при формировании программ стали следующие:
- дифференцированный подход к обучению специалистов разных квалификационных категорий и разного уровня профессионального мастерства;
- модульная структура обучающего процесса;
- сочетание специально-профессионального компонента с компонентом общеобразовательным;
- оптимальное соотношение науко- и практикоориентированности обучения;
- использование инновационных образовательных технологий;
- оценка качества образования.
Дифференцированность программ реализуется в формировании групп начинающих (стаж до 3-х лет), опытных (стаж более 3-х лет, с I или со II квалификационной категорией) и творчески работающих психологов (имеющих или претендующих на высшую категорию).
Программы состоят из модулей, обязательных для всей группы, а также модулей по выбору, что дает слушателям возможность формировать индивидуальную образовательную траекторию.
В соответствии с направлениями модернизации образования программы включают такие модули, как: «Психология здоровья: современные подходы», «Теория и методика проведения психологического мониторинга качества образования», «Деятельность психологов ДОУ и школ по профилактике школьной дезадаптации в новых условиях образования», «Психологическое сопровождение предпрофильной подготовки и профильного обучения» (для подгруппы школьных психологов), «Современные направления, содержание и методы работы психолога ДОУ» (для подгруппы психологов дошкольных учреждений).
Все три учебные программы содержат модуль «Профессионально-личностное самоопределение психолога». При этом в содержании модуля акценты расставлены соответственно категории курсантов. Основная цель курсов для начинающих психологов состоит в том, чтобы помочь им самоопределиться на этапе профессиональной адаптации. Целью работы с опытными психологами является активизация самоопределения на этапе дальнейшего роста, а для творчески работающих специалистов цель курсов определена как активизация процесса творческой самореализации, поиска новых «точек роста» на этапе достигнутого уровня профессионального мастерства. Данный модуль помогает слушателям осуществить выбор вариативных модулей в соответствии с осознанной для себя актуальностью направления дальнейшей профессионализации, а также осознанно подойти к аттестации на определенную квалификационную категорию.
В качестве вариативных психологам всех категорий были предложены следующие 36-часовые модули:
- «Формирование толерантного мировоззрения личности»;
- «Акмеологические основы профессионально-личностного развития человека»;
- «Практикум по психологическому консультированию (I уровень)»;
- «Практикум по психологическому консультированию (II уровень)».
Особое значение мы придаем второму из указанных модулей, который делает  процесс профессионального, карьерного и личностного роста предметом специального анализа наших слушателей. Работа по данному модулю завершается составлением ими своих портфолио профессиональных достижений с последующей презентацией группе и обсуждением намеченных жизненных планов.
Общеобразовательный компонент учебных программ представлен модулями из области педагогики - «Современные подходы к обучению и воспитанию», валеологии – «Здоровьесберегающее обучение и воспитание», истории  - «Гражданское образование в российской школе: модернизация общества через развитие личности», культурологии – «Культурологический подход в образовании как средство развития духовной культуры педагога»,  менеджмента – «Деловое общение – акт управления», информатики – «Использование новых информационных технологий в деятельности практического психолога». Изучение этих модульных программ не только способствует развитию межпредметных связей в сознании педагогов-психологов, но и нередко побуждает их к более активному сотрудничеству с педагогами разных специальностей в своём образовательном учреждении. Так, в одной из школ психологом вместе с учителем информатики был разработан интегрированный урок для 10 класса в рамках профориетационного курса.
Творчески работающим психологам, которые в большинстве своем уже прослушали вышеназванные общеобразовательные темы на предыдущих курсах повышения квалификации, были предложены другие модули. Эти программы призваны активизировать уже более высокий уровень учебно-познавательной деятельности: «Семь стратегий в педагогике XXI века», «Профессиональные аспекты управленческой деятельности», «Этническая идентичность личности» (модуль разработан совместно с кафедрой истории и культуры и включает рассмотрение психологических и историко-культурных аспектов), «Проектирование технологии психологического мониторинга качества образования» (здесь часть занятий проводится совместно с кафедрой информационных технологий - слушателям предлагается использовать Интернет-ресурсы и оформить свой мини-проект в компьютерной программе «Power Point»).
В процесс обучения начинающих и опытных педагогов-психологов включен модуль по проектно-исследовательской деятельности, ориентирующий на усвоение и совершенствование умения компетентно проводить прикладные исследования и разрабатывать проекты в области практической психологии.
Слушателям изначально задается установка на разработку актуальных, действительно востребованных на сегодня тем, на обращение к научной  литературе и осмысление теоретических основ своих идей, на практичность и реалистичность предлагаемых проектов. Необходимость в повышенном внимании к исследовательско-проектной деятельности наших курсантов объясняется следующими причинами. Поколение молодых психологов, приходящих в наш институт на повышение квалификации,  формируется из выпускников различных вузов Чувашии. К сожалению, по отзывам молодых специалистов,  подготовка психологов в этих вузах чрезмерно теоретизирована и мало ориентирована на решение конкретных задач, относящихся к компетенции психолога. Психологи со стажем при проведении исследовательских работ и обобщении своего опыта испытывают трудности иного характера: теоретическая база, усвоенная ими когда-то на психологическом факультете или на курсах профессиональной переподготовки, устаревает, что ограничивает возможности обоснования своих практических наработок – диагностического инструментария, коррекционных, развивающих, обучающих программ.  Основной задачей для этого контингента в ходе курсов повышения квалификации становится обновление своих научно-психологических знаний и осмысленное переструктурирование  своего практического опыта.
Курсовые проекты творчески работающих психологов напрямую связаны с их творческими мастерскими. В учебном плане этой группы предусмотрено проведение каждым курсантом для преподавателей и  для всей группы психологического мероприятия: развивающего занятия, урока, тренинга, родительского собрания, сеанса консультирования и др. Все участники учебной группы представляют свою творческую мастерскую (либо в своем образовательном учреждении, либо на базе института, задействуя саму группу психологов), проходят групповое обсуждение и к окончанию курсов оформляют сценарий проведенного мероприятия. Альтернативой сценарию является написание статьи для публикации в республиканском периодическом издании, сборник материалов конференции или написание методических рекомендаций, руководства, пособия. Подтверждением эффективности установки на возможную публикацию стало то, что в сборник материалов республиканской конференции психологов образования (2004 г.) вошло около десяти статей группы творчески работающих психологов.
Очень важна для нас оценка качества образовательных программ. В соответствии с заданной для всех кафедр института установкой мы проводим входное и выходное компьютерное тестирование. На каждый обязательный модуль по специальности составляются 3-5 тестовых заданий. По числу правильных ответов в начале и в конце курсовой подготовки мы можем судить об уровне сформированности заложенных в разные модули компетенции у каждого слушателя, а также у группы в целом.
Творчески работающие психологи вместо обычных тестов достижений проходят психологическое тестирование по известному опроснику САМОАЛ – на измерение уровня самоактуализации личности. Результаты тестирования становятся, как правило, предметом самоанализа и темой обсуждения в группе. Процедура тестирования дополняется «кругом рефлексии», который традиционно проводится на последнем занятии. Каждый участник называет результаты своего обучения на данных курсах и, при желании, выражает адресную благодарность преподавателям и кому-то в группе.
Активно практикуется сбор «обратной связи» от наших слушателей о качестве пройденных курсов и в форме анкетирования. Благодаря заключительной рефлексии и анкетам мы внесли изменения в содержание курсов повышения квалификации на 2005-2006 учебный год.
В числе модулей по выбору появились новые: «Психотерапевтический инструментарий педагога-психолога», «Тренинг родительской компетентности» (для начинающих и опытных психологов), «Практикум по семейному консультированию», «Супервизия в психологическом консультировании» (для творчески работающих психологов).
Кроме того, в этом  учебном году по предложению самих психологов будут впервые проведены курсы повышения квалификации для руководителей психологических служб образования районов и городов республики, где в качестве курсового проекта будут разрабатываться программы развития психологической службы на муниципальном уровне.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика