Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

И.Махалова "Детский мир двигательной сказки"

Детский мир двигательной сказки

Ирина МАХАЛОВА, старший преподаватель кафедры дошкольного и начального образования Чувашского института образования

 Физкультурное занятие — эффективная школа обучения движениям и его координации. Детей необходимо активно приобщать к здоровому образу жизни, приучать осознанно манипулировать движениями: видоизменять, придумывать, выбирать наиболее целесообразный способ действия, передавать в движении эмоциональное состояние, входить в воображаемую ситуацию.
В дошкольном учреждении активный образ жизни можно воспитывать через вариативные физкультурные занятия, на которых создаются оптимальные условия для разностороннего развития детей. Основное содержание базового физического воспитания ребенка представлено в учебно-тренировочных занятиях традиционного типа, с использованием тренировочных устройств, тренажеров и спортивных комплексов, а также в тематических занятиях с элементами ритмики и акробатики. Все виды учебно-тренировочных занятий строятся по общепринятой структуре. Такой подход диктуется необходимостью строго дозировать физические и эмоциональные нагрузки, которые обеспечивают тренирующий эффект без вреда здоровью. Формирование мотивов, интересов, потребностей, ориентированных на выполнение физических упражнений, осуществляется     анятиях сюжетно-игрового типа (занятие-игра, занятие-драматизация), при этом движения осваиваются не в готовом виде, а с позиции творчества, включающего двигательное воображение, экспериментирование, импровизацию.
В младших группах преобладают занятия, построенные на готовом сюжете, подвижных играх. И только в конце учебного года в средней группе в них включаются задачи по развитию элементов творчества в двигательной деятельности. В старшей и подготовительной  группах система физкультурных занятий дополняется  заданиями  тренирующими, а также полоролевыми. Цель занятий с девочками — развитие чувства ритма, красоты движений, гибкости, ловкости, а с мальчиками — развитие быстроты, ловкости, физической и силовой выносливости, воспитание выдержки и смелости.
Процесс обучения на физкультурных занятиях станет более доступным и интересным, если включить в него загадки, потешки, прибаутки. Занятия на фольклорном материале решают не только задачи развития движений, но и приобщают детей к культуре родного народа. Они могут быть построены на фольклорном материале одной или нескольких культур. Так, например, занятие может базироваться только на фольклоре чувашского народа, а может включать фольклор и чувашского, и русского народа или народов Поволжья.
Включение фольклорного материала требует соблюдения определенных условий:
— детям должны быть знакомы предлагаемые физические упражнения (строевые, общеразвивающие, музыкально-ритмические и танцевальные движения, подвижные игры);
— фольклорный материал должен соответствовать возрастным особенностям детей;
— для рациональной организации двигательной активности  детей  необходима частая смена упражнений при многократной повторяемости каждого движения;
— большое значение имеет яркое и образное выполнение детьми движений;
— педагог учитывает, с одной стороны, развивающий характер  учебного материала, а с другой, — народную специфику через фольклор;
— моторная плотность физкультурных занятий должна достигать 80%.
Фольклорным физкультурным занятиям предшествует подготовительная работа: познавательные, музыкальные занятия, совместная двигательная деятельность педагога и детей на прогулке, знакомство с пословицами и поговорками, загадками и потешками, сказками и песнями, разучивание считалок, игровых речитативов, игр и забав. Основой музыкального сопровождения занятий должны быть лучшие образцы народного музыкального творчества, могут использоваться традиционная народная символика, разнообразные атрибуты (народный инвентарь для игр и состязаний, элементы национальной одежды), а также современные гимнастические снаряды, мячи и т.п.
Физкультурные занятия в сочетании с фольклором целесообразно проводить с младшего дошкольного возраста, а начинать нужно с родного для ребенка народного фольклора. Занятия на материале чувашского народа с русскоязычными воспитанниками возможно со второй половины года. Рассмотрим некоторые виды фольклорных физкультурных занятий.
Двигательно-творческие занятия, основанные на чувашских сказках и легендах. Цель занятий — развитие у детей воображения, умения преодолевать двигательные трудности. Оно может быть построено на сюжете одной или нескольких сказок о животных или легендах о богатырях. Например, по сюжету народной сказки «Пашалу», по легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые». Организуется встреча с героями разных сказок, к примеру, из сказок «Про лису и медведя», «Как лиса обманула волка», «Про пастушка-обманщика». На протяжении занятия может присутствовать один сказочный герой, скажем, Пюрнеске, от лица которого и осуществляется вся двигательная деятельность. На занятии на тему «Встреча с Селиме» дети «летят» на Луну, чтобы встретиться с героиней легенды Селиме. Она предлагает детям вместе с ней станцевать чувашский танец, пройти по гимнастической скамейке с коромыслом на плече и многое другое.
На занятиях должны звучать потешки, загадки или поговорки. Так, в водной части физкультурного занятия по легенде «Как собака подружилась с человеком» уместна потешка «Белка-белочка». Дети с удовольствием выполняют прыжки на двух ногах с продвижением вперед:
По деревьям скок да скок!
Раз — и спрячется в дупло.
Погрызет орешки там.
Коль орешки по зубам!
Йыв=ё т=р=х сик\п\р,
Х=в=ла та к\р\п\р,
Сар= м=й=р ёий\п\р,
Унтан каллех сик\п\р.
Следует подбирать несложные, ритмичные потешки.
Для выполнения характера упражнения общеразвивающего «Лист дерева» по легенде «Почему сосна и ель вечно зеленые» (исходное положение — лежа на спине, руки подняты вверх, сомкнуты в замок, 1-4 переката с живота на спину и обратно) к месту загадки: посреди поля слепая птица летает. Можно использовать авторские загадки, к примеру, Г. Юмарта о солнце (дети передают образ солнца в движении):
Распахнул ворота дед,
Снявши с них замок.
Покатился деду вслед
Бабушкин клубок.
Асатте хапха уёать,
Асанне ё=мхи тухать.
Особенность выполнения танцевальных упражнений наиболее ярко подчеркивает песенка Лисы из сказки «Лиса-плясунья»:
Чок-чок, каблучок,
Поет звонко башмачок!
Й=к=ш-як=ш, шак та шак
Сас= парать шур пушмак.
По отрывку из сказки «Пашалу покатился по тропинке» дети катают мяч двумя руками 3-4 метра или ползают на ладонях и ступнях.
Сюжетные физкультурные занятия с элементами фольклора чувашского народа, проводимые в форме «двигательного» рассказа. Они строятся по типу путешествия. В данном случае дети учатся ставить перед собой цель преодоления возникающих проблемных ситуаций. Так, прогулка в осенний лес позволит через воображаемые подражательные образы (птицы, волки, лисы, деревья)  направить детей на выполнение движений. При этом надо фиксировать внимание детей на точном подражании образу, добиваться более четкой техники выполнения движения. Педагог может взять такой сюжет, как «Освободим куклу Анюк из плена Арсюри», который рассчитан на преодоление двигательных трудностей, разрешение возникших трудностей. «Путешествие по стране сказок» с неожиданным появлением сказочных героев помогает педагогу давать самые разнообразные задания.
Театрализованные физкультурные занятия. Они включают мимические и пантомимические упражнения, имитацию движений, инсценировки и игры. Имитация отличается эмоциональностью. В ней более образно представляется определенная сторона движения: дети легко, бесшумно спрыгивают, как птички с ветки; ходят вперевалочку, широко расставляя ноги, идут неуклюжим косолапым медведем; задорно, высоко поднимая ноги, шагают как петушок. Выполняя пантомимику, дети стараются передать путем выразительных движений мышц лица и всего тела образ определенного персонажа или изобразить его душевное состояние. Например, они умеют изобразить обиду медведя, когда хитрая лиса обвинила его в воровстве меда (эпизод из чувашской сказки «Про медведя и лису»).
Музыкально-ритмические занятия базируются на чувашских народных танцах, играх, хороводах и песнях. Такие занятия рекомендуется проводить под музыкальный аккомпанемент. Например, при ходьбе на носках можно использовать чувашскую народную песню «Ё\м\рт ёеёки ёур=лать». А под мелодию лирического танца «Молодежная пляска» («Ёамр=ксен ташши») дети выполняют общеразвивающие упражнения. Дети старшего дошкольного возраста способны выразительно и пластично выполнять танцевальные упражнения, менять их характер в соответствии с ритмом и темпом музыки. Использование комплексов ритмической гимнастики в чувашском стиле расширяет представления о национальных традициях.
Игровые физкультурные занятия строятся на основе народных подвижных игр. Сюда включается разминка, подвижные игры по нарастающей или убывающей степени нагрузки, дыхательные упражнения, расслабляющие паузы, игры с ходьбой, прыжками и метанием мяча. Большая часть игр должна содержать бег. Игры должны сочетаться по двигательному содержанию и двигательным характеристикам. Игры могут быть подобраны с одним или разными снарядами. Например, по теме «Мой славный мяч» подходят подвижные игры с мячом, а по теме «Палочка-выручалочка» — игры с длинными и небольшими палочками. Потребность в движениях у дошкольников велика, однако неокрепший организм крайне чувствителен не только к недостатку, но и к избытку движений. Поэтому нагрузку весьма важно регулировать.
В содержание подобных занятий можно включить такой яркий персонаж народной педагогики, как ребячий пастух. Им может быть инструктор по физической культуре, воспитатель или родитель. Ребячий пастух приходит на занятие в праздничной одежде — расшитой рубахе, сапогах и колпаке. Дети демонстрируют ему свои спортивные достижения, играют в предложенные им народные игры, обучаются у него новым движениям. Он может организовать туристические походы краеведческой направленности.
Предлагаемый ниже сценарий физкультурного занятия построен на использовании фольклорного материала. Занятие связано с путешествием детей по стране сказок и встрече с лисой, центральным персонажем русской сказки «Заячья избушка», чувашских сказок «Лиса-плясунья» и «Лиса и дятел». По ходу занятия включаются потешки, загадки, подвижные игры. При этом отрывки чувашских сказок даются для русскоязычных воспитанников на чувашском языке с обязательным переводом их на родной язык. Данное занятие было проведено инструктором по физической культуре ДОУ № 40 г. Новочебоксарска Г.В. Ларионовой под кураторством автора этих строк весной 2005 года.

Путешествие в страну сказок
Цель: закрепить умение прыгать через длинную скакалку, гимнастическую скамейку, ползать по-пластунски.
Материал: 2 гимнастические скамейки, 3 длинные скакалки, по 2 платочка по количеству девочек, по 2 гантели по количеству  мальчиков, костюм лисы, зайца, маска собаки, волка, медведя.
Воспитатель. Ребята, сегодня мы отправляемся в путешествие по стране сказок. Мы побываем в сказках, героем которых является зверь, любимый вами. Вот какую загадку сложил о нем русский народ: «Хитрая плутовка, рыжая головка, хвост пушистый — краса! А зовут ее?» Правильно, это лиса. Отгадайте чувашскую загадку: «Х\рл\, х\рлемес хир ч=ххине х\рхенмест» (Рыжая, хитрющая, куропаток не жалеет). Правильно, и эта загадка о лисе (тил\). А какие русские народные сказки с лисой вы знаете? Какие сказки сочинили о лисе чуваши? Как называют в сказках лису? (варианты ответов: кумушка, плутовка, хитрая, лиса-краса). У нас есть волшебный цветок. Мы можем загадать желание, и цветок исполнит его. Итак, лети, лети, лепесток, вели, чтобы ребята превратились в сказочных героев! (Ходьба в колонне по одному.)
А я рыжая лиса,
Всему лесу я краса.
Ходьба с носка на всю ступню, руки у груди, кисти опущены вниз, подражая лисе.
Трух-тух, трух-тух-тух,
Ходит по двору петух.
Сам со шпорами,
Хвост с узорами.
Прыжки на одной ноге, другую согнуть назад, взять за голень.
Шла уточка бережком,
Шла серая по крутому.
Вела детей за собою,
И малого и большого.
Ходьба по-утиному в приседе, руки на коленях.
Зайчишка-трусишка
по полю бежал,
В огород забежал,
морковку нашел.
Сидит, грызет.
Иди прочь —
Хозяин идет!
Прыжки в приседе, руки на коленях, подражая зайцу.
Тень-тень-потетень,
Выше города плетень.
Похвалялася лиса:
«Всему свету я краса!»
Похвалялся зайка:
«Пойди, догоняй-ка!»
Дыхательные упражнения с проговариванием потешки.
Бег в колонне по одному. По сигналу «Ветер!» дети делают резкий поворот на 360 градусов и продолжают бег. Бег зигзагом, врассыпную. По сигналу «Горка!» дети образуют круг мальчиков и круг девочек. Дети берутся за руки и поднимают их вверх. По команде «Ямка!» снова образуют круг мальчиков и круг девочек, при этом берутся за руки и приседают. Ходьба с дыхательными упражнениями.
Воспитатель. Я отрываю лепесток, и он летит в чувашскую народную сказку.
Й=к=ш-як=ш, шак та шак
Сас= парать шур пушмак!
Чок-чок, каблучок,
Поет звонко башмачок!
В какую сказку мы с вами попали? Правильно, мы в чувашской народной сказке «Лиса-плясунья». (Звучит чувашская народная мелодия, из-за ширмы выходит ребенок в костюме лисы с элементами национальной одежды. Лиса приветствует детей и предлагает станцевать вместе с ней.)
Ритмическая гимнастика «Лиса-краса»
Дети перестраиваются в две колонны, по ходу движения девочки берут платочки, а мальчики — гантели. Мальчики встают в пару с девочками.
1. «Лисонька-лиса». Исходное положение — ноги вместе, руки внизу, кисти рук соединены перед собой. На счет 1-4 — ходьба на месте, не отрывая носков от пола, руки через стороны плавно поднять вверх, 5-8 — и.п. (повторить 8 раз).
2. «Лапки лисы». И.п. — основная стойка. 1 — выставить правую ногу вперед на пятку, руки скрестить вперед и вверх, 2 — и.п., 3-4 — то же с левой ноги (по 4 раза в каждую сторону). 
3. «Лисьи башмачки». И.п. — руки на поясе. 1 — отставить правую ногу вправо, на левой полуприсед, руки в стороны, 2 — и.п., 3 — отставить левую ногу влево, руки в сторону, 4 — и.п. (по 4 раза в каждую сторону).
4. «Лиса кружится» (8 раз). Девочки: и.п. — ноги в 3-й позиции, левая рука согнута перед собой, правая в сторону-вверх. 1-4 — поворот на 360 градусов с припаданием, 5-8 — то же в другую сторону. Мальчики: и.п. — руки согнуты в локтях. 1  — выпад с правой ноги вперед, левая нога прямая,  2 — и.п., 3-4  — то же с другой ноги.
5. «Лиса хитрит». И.п. — основная стойка. 1-4 — ступней правой ноги опереться на голень левой ноги, колено развернуть в сторону, махи руками вверх-вниз, 5-8 — то же другой ногой (8 раз).
6. «Лиса кланяется». И.п. — руки на поясе. 1 — наклон вперед, правой рукой коснуться пола, 2 — и.п., 3-4 — то же с левой рукой (8 раз).
7. «Лиса веселится». И.п. —  основная стойка. 1-4 — передвижение в правую сторону гармошкой, 5-8 — вернуться в и.п. (по 4 раза в каждую сторону).
8. «Лиса любуется собой». Мальчики: и.п. — основная стойка. 1 — прыжок на двух ногах на месте, с хлопком в ладоши перед собой, 2 — прыжок на левой ноге, правую согнуть в колене и хлопнуть по нему, 3 —  прыжок на правой ноге, левую согнуть в колене и хлопнуть  по нему, 4 — прыжок на двух ногах на месте, хлопнуть в ладоши перед собой, 5-8 — то же с хлопками по пяткам. Девочки: и.п. — основная стойка. 1-8 —  ходьба на носках вокруг мальчиков, руки в стороны (8 раз).
9. «Лиса танцует». Импровизация под народную музыку.
10. «Лиса готовится к прыжку». И.п. — сидя, упор руками сзади, ноги врозь. 1 — поднять правую ногу вперед-вверх, 2 —  и.п., 3-4 — то же левой ногой (8 раз).
11. «Лиса тренирует лапки». И.п. — сидя, упор руками сзади, ноги согнуты в коленях. 1 — поворот, колени опустить вправо на пол, 2 — и.п., 3-4 — то же влево (8 раз).
12. «Лиса тянется к башмачку». И.п. — сидя с упором на руки, ноги врозь. 1-3 — наклон вперед, руками достать носок правой ноги, 4 — и.п., 5-7 — наклон вперед, руками достать носок левой ноги, 8 — и.п. (8 раз).
13. «Лисьи прыжки». И.п. —  упор сзади на руки, ноги согнуты в коленях. 1-8 — поочередное выставление правой и левой ноги вперед прыжком, чередовать с упражнением «велосипед» (4 раза).
14. «Лиса катается на лодочке». И.п. — лежа на животе, ру-ки ладонями под подбородком. 1-6 — взять руками голени ног, прогнуться и покачаться, 7-8 —  и.п. (8 раз).
15. «Лиса отдыхает». И.п. —  лежа на спине, руки вдоль туловища (45 секунд), затем сесть, обхватив руками согнутые в коленях ноги, голову опустить. 1-4 — прогнуться назад, руки через стороны назад на пол —  вдох; 5-8 — и.п. — выдох. Встать и перейти на ходьбу. 
Ребенок, исполняющий роль лисы, переодевается и вместе с детьми выполняет ходьбу по залу в колонне по одному. Другой ребенок забегает за ширму после общеразвивающих упражнений  и переодевается в костюм зайца.
Воспитатель. Я отрываю следующий лепесток: лети, лети, лепесток. В какую же сказку  мы попадем? (На скамейке сидит ребенок в костюме зайца с элементами русского национального костюма. Мимикой, жестами передает душевное состояние персонажа сказки «Заюшкина избушка».) Вот заинька сидит, плачет, горюет, лапками слезы вытирает. Ребята, в какой мы сказке очутились? Правильно, в русской народной сказке «Заюшкина избушка».
Упражнение «Заяц». Выполняется двумя колоннами девочек и мальчиков (3 раза). Девоч-ки выполняют прыжки влево и вправо от скамейки с опорой на руки. Мальчики — прыжки друг через друга (чехарда).
Воспитатель (к зайцу). Что с тобой случилось?
Заяц. Лиса выгнала меня из избушки. Где же мне теперь жить?
Воспитатель. Заяц,  а мы знаем, кто придет к тебе на помощь.
С хозяином дружит,
Дом сторожит.
Живет под крылечком,
Хвост колечком.
Другой ребенок надевает маску собаки и вступает в драматизацию: Тяф-тяф-тяф, пойди, лиса, вон!
«Собака». Выполняется в двух командах. Дети прыгают через длинную вращающуюся скакалку. В каждой команде скакалку вращают взрослый и ребенок. Прыжки через скакалку проводятся 2 минуты.
Воспитатель: Не смогла собака выгнать лису из заячьей избушки. Кто же еще попробует помочь зайцу? Кто зимой холодной прыгает злой, голодный? (Ребенок надевает маску волка и вступает в драматизацию.)
Волк. Уыыы-уыыы, ступай, лиса, вон!
«Волк». Дети делятся на команды и соревнуются в прыжках в мешках по заданной дистанции (2 раза).
Воспитатель:
Он хозяин леса строгий,
А поспать любит в берлоге.
Страшно может он реветь,
Кто скажите он?
Ребенок в маске медведя: Ррр-ррр, ступай, лиса, прочь!
«Медведь». Ползание на животе по-пластунски. Мальчики выстраиваются шеренгой и принимают и.п. — «мостик». Девочки проползают под мостом. Затем девочки выстраиваются в шеренгу: и.п. — руки на поясе, ноги на ширине плеч. Мальчики проползают под ногами девочек. Упражнение проводится 2 раза.
Звучит народная мелодия, из-за ширмы выходит ребенок в костюме петуха.
Ку-ка-ре-ку! Иду на ногах,
В красных сапогах.
Несу косу на плечи,
Хочу лису посечи!
Пошла, лиса, с печи!
«Петух». Упражнение на равновесие. Стоять на полу на одной ноге, вторая согнута и поднята вверх, на колене лежит мешочек с песком (2 раза по 30 секунд, фронтально).
Заяц. Спасибо, ребята, теперь я снова беды знать не буду, теперь у меня есть свой домик. (Ребенок, исполнявший роль зайца, уходит за ширму, переодевается и возвращается к детям.)
Воспитатель. Помогли мы зайцу, теперь отправляемся дальше путешествовать по стране сказок. Я отрываю лепесток волшебного цветка.
Эп\ чее те, ула такка манран та чее …
(Я хитра, а дятел оказался еще хитрее)
В какую сказку полетел лепесток? Правильно, мы с вами в чувашской сказке «Лиса и дятел». Поиграем в игру «Голова и хвост».
Подвижная игра «Голова и хвост» (Пуёпа хъре)
Игроки встают друг за другом. Первый в колонне игрок —  голова, последний — хвост. Голова ловит хвост. Если голова поймает хвост, то последний игрок становится первым. Если голова не поймает хвост, то выбывает из игры. Водящим становится игрок, стоящий в колонне вслед за головой. Игра проводится 4 раза.
Воспитатель. Ребята, я отрываю последний лепесток, и мы с вами попадаем на выставку иллюстраций к сказкам.
Гимнастика «Художественная галерея»
Среди игроков выбирается ведущий. Остальные в парах или тройках оживляют эпизоды сказок «Лиса-плясунья», «Заячья избушка», «Лиса и дятел» под народные русские и чувашские наигрыши. Водящий угадывает, из какой сказки представлены иллюстрации. Проводится 3 раза.
Воспитатель. Наше путешествие заканчивается. Нам пора возвращаться в детский сад! (Ходьба в колонне по одному.)
Использованная литература
Ермак Н.Н. Физкультурные занятия в детском саду: творческая школа для дошколят. Ростов-на-Дону, 2004.
Махалова И.В., Николаева Е.И. Воспитание здорового ребенка на традициях чувашского народа. Чебоксары, 2003.
Физкультурные занятия в сочетании с фольклором для разных возрастных групп детского сада / Сост. Трещева О.О., Асташина М.И., Симонова В.Г. Омск, 1997.Шебеко В.Н. Вариативные физкультурные занятия в детском саду. М., 2003.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика