Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Т.Васильева "Экология, дети и здоровье"

Экология, дети и здоровье

Татьяна ВАСИЛЬЕВА, учитель начальных классов средней школы № 55 г. Чебоксары, финалист республиканского конкурса «Учитель года — 2005»

Берегите землю, берегите
Жаворонка в голубом зените,
Бабочку на листьях
повилики,
На тропинке солнечные
блики,
На камнях играющего краба,
Над пустыней тень
от баобаба,
Ястреба, парящего над полем,
Ясный месяц над речным
покоем,
Ласточку,
мелькающую в жите.
Берегите землю!
Берегите!
М. Дудин

На рубеже XX—XXI веков экологическая катастрофа перестала быть чем-то призрачным, отдаленным в пространстве и времени. Это — горькая реальность сегодняшнего дня. Но до сих пор экологические проблемы мыслятся нами как нечто постороннее, внешнее по отношению к людям, а не как то, что заключено в нас самих.
Совсем недавно проблема эколого-валеологического воспитания не воспринималась на должном уровне. Думаю, что все мероприятия по охране природы окажутся бесполезными без соответствующих поведенческих установок людей, которые взаимодействуют с миром природы. Уже все больше исследователей приходят к выводу о важности повышения экологической грамотности учащихся, вооружения их навыками экономного, бережного использования природных ресурсов, формирования активной гуманной позиции по отношению к природе.
Особое место в развивающейся системе непрерывного экологического образования занимает начальная школа. Это связано прежде всего с тем, что на начальном этапе школьного обучения закладывается фундамент личности ребенка, его многогранных отношений с природой и обществом. Хочу отметить, что основная цель экологического образования и воспитания младшего школьника состоит в формировании ответственности за состояние окружающей среды. Младший школьный возраст особо благоприятен для развития у ребенка основ экологической культуры. Этому способствуют природные предпосылки: познавательная направленность личности младшеклассника на изучение окружающего мира, в первую очередь, природного, а также активное усвоение общечеловеческих ценностей и норм поведения. Я считаю, что самой природой обусловлено социальное назначение детства — адаптация ребенка к природе и обществу, способность брать на себя ответственность за свои поступки не только перед людьми, но и растениями и животными.
Именно природе отводится особая роль в формировании личности ребенка, потому что природа окружает ребенка с первых дней его жизни. Ребенок знакомится с природой еще до того, как произнесет свои первые слова и сделает самостоятельные шаги. У детей рано появляется стремление к активному познанию природы, которая притягательна для них благодаря своему красочному, постоянно изменяющемуся миру. Это дает ребенку массу впечатлений, вызывает радостные эмоции, заставляет исследовать еще непознанное и незнакомое.
К сожалению, в наши дни люди (и ребенок в том числе) отдаляются от природы все дальше и дальше. Это отчуждение ведет к дефициту эмоций и чувств, что является основной причиной неврозов, пс8      их заболеваний, депрессий, алкоголизма и наркомании. Человек не ощущает, не чувствует гармонию с окружающим миром и самим собой. По словам В.И. Вернадского, «люди действительно забыли, что физическая и духовная жизнь непрерывно связана с природой и человек есть часть природы».
Работая учителем начальных классов, я постоянно задаюсь животрепещущими, насущными вопросами:
— Как лучше и правильнее организовать деятельность детей по изучению окружающего мира, мира природы и человека?
— Как сделать эту деятельность творческой, желанной и интересной для каждого ребенка?
— Как поддерживать и развивать его врожденный познавательный интерес, стремление проникнуть в суть явлений, найти ответы на многочисленные «почему»?
— Как посредством естественного окружения, а именно природы, укрепить физическое и духовное здоровье ребенка?
В процессе работы я пришла к выводу, что ребенок с радостью познает и исследует то, что для него представляет интерес, т. е. важно отношение к информации, а сама информация — вторична.  Потому первая задача для меня как учителя — заинтересовать учеников объектом изучения. И затем о нем говорить, исследовать, раскрывать его сущность, прослеживать его связи в окружающем мире. Я поняла, что легче всего заинтересовать детей не готовыми знаниями, а загадками, задачами, играми.
В своей работе я использую разные методы работы. Ведь экологическое образование, как любой процесс, предполагает использование различных технологий для достижения цели.
Наша страна сейчас переживает сложное время. Не все смогли перестроиться и приспособиться к новым рыночным отношениям, что стало причиной появления многих негативных социальных явлений. Они распространяются на детей в первую очередь. Сегодня мы говорим в школах о наркомании, бродяжничестве, суициде — как результате неумения найти свое место в жизни, отсутствия понимания со стороны родителей, педагогов, сверстников. Я считаю, что это еще и результат крайне неудовлетворительного экологического воспитания и образования подрастающего поколения. Он выражается  в безответственном отношении к окружающей среде, и его результатом является подрыв и подтачивание физического и духовного здоровья человека. В словаре С.И. Ожегова слово здоровье толкуется как «нормальная, правильная деятельность организма, его физическое и психическое благополучие». А физическое и психическое благополучие неразрывно связано с природой: человек же есть часть природы.
Ребенок, незащищенный и реагирующий на любые изменения, происходящие в окружающей социальной и природной среде, сталкивается в жизни с такими проблемами, решение которых не всегда по силам даже взрослым.
Как никогда актуальной является проблема сохранения и укрепления здоровья с самого раннего возраста. И одним из способов решения этой задачи я считаю экологическое воспитание и образование школьников. А именно — создание условий для формирования у ребенка интеллектуальных, эмоциональных и действенно-волевых качеств, которые создают основу для правильного, ответственного и доброго отношения детей к среде своего обитания и к своему здоровью. Эта задача стоит перед педагогами и родителями, и ее решение в их руках.
Уже пять лет наша школа работает в направлении сохранения и укрепления здоровья учащихся. Она стала опорной по внедрению здоровьесберегающих технологий. Осенью 2003 года школа участвовала в республиканском конкурсе и заняла второе место в номинации «Школа здоровья». Физической культуре и спорту в школе придается огромное значение. Здесь представлены 3 формы занятий по физической культуре и спорту:
1) занятия, проводимые по твердому расписанию (уроки физкультуры, секции общей физической подготовки, секции по видам спорта, занятия по лечебной физической культуре, клуб «Юный спасатель»);
2) физкультурно-оздоровительные мероприятия в режиме (в школе — гимнастика перед занятиями, физкультпаузы на уроках; дома и в группах продленного дня — прогулки, подвижные игры, утренняя гимнастика, водные процедуры);
3) внеклассные и внешкольные массово-физкультурные мероприятия (соревнования по школьной программе, соревнования по видам спорта, спортивные праздники, сборы, туристические походы).
Проблема здоровья, состояния окружающей среды волнуют каждого: только здоровый человек может творчески жить и трудиться. Что же делается в этом плане в нашем учебном заведении? Ведется активная работа под девизом: «Здоровый учитель — здоровый ученик — здоровое общество». В связи с этим введен спецкурс «Человек и здоровье», который ориентирован на личность и развивает у учащихся умение мыслить, анализировать информацию, обдуманно принимать решения и формирует активную жизненную позицию.
Каждый год в начальной школе проводится День открытых дверей для родителей наших учеников. Здесь всегда поднимается вопрос сохранения здоровья детей.
Тематика классных родительских собраний, родительских лекториев, классных часов весьма разнообразна: «Образ жизни. Как надо жить, чтобы быть здоровым», «Вода и здоровье. Закаливание», «Здоровье общества, родителя, ребёнка», «Здоровый ребёнок — ребёнок со здоровой психикой», «Здоровье и питание», «Лыжи и семья», «Человек — часть природы», «Твоё здоровье и учебная нагрузка. Как сохранить зрение», «Гармония с природой и здоровье», «Экологическое воспитание», «Сохраним природу — сохраним здоровье» и другие. На базе нашей школы проводятся городские, республиканские семинары по здоровьесберегающим технологиям, которые получают высокую оценку.
В своей работе задачу сохранения здоровья я вижу в осуществлении контроля за дозировкой времени на учебную деятельность и выполнение домашних заданий, за посадкой детей, их осанкой. На 15—20-й минуте каждого урока провожу веселые физкультминутки, которые включают: физические упражнения для профилактики осанки; упражнения для мышц рук, туловища, ног; упражнения для сохранения стопы от плоскостопия; дыхательные упражнения; упражнения для глаз. Между уроками провожу подвижные игры. Каждый день дети имеют возможность выходить на прогулку во время динамического часа. А после прогулки ребят ждёт ароматный фито-чай.
Нужно отметить, что экологическое воспитание школьников проходит на уроках природоведения, математики через решение задач экологического характера, на уроках чтения — через обсуждение содержания произведений и на основе личного опыта, а также на уроках изобразительного искусства.
В то же время я считаю, что полноценное воспитание ребёнка невозможно только в школьных стенах. Дети очень любят ходить в походы. Свежий воздух, движение, физическая нагрузка, постоянное общение, трудности и их преодоление — всё это закаляет, развивает физически, воспитывает нравственно и экологически. Дети тренируют мышцы, сердце; развивают мышление и смекалку, становятся надёжными товарищами. Развиваются душа и ум ребёнка, растёт понимание красоты окружающей природы и любовь к Родине. Ребёнок здоровеет и духом, и телом.
Наши ученики по окончании каждого учебного года вместе с родителями ходят в походы, проводят на природе целый день. Ребятам такие мероприятия доставляют много пользы и удовольствия. В походах раскрываются совсем другие качества детей, иногда незаметные ни для родителей, ни для учителя. Хочется отметить, что именно совокупность природных факторов действует на человека (а на ребёнка особенно) успокаивающе, благотворно. Солнечные и воздушные ванны, водные процедуры, ландшафтотерапия — источники здоровья, бодрости, оптимизма. Не говоря уже о том, сколько полезных свойств имеют многие зелёные растения, животные, помогающие нам справляться с тяжёлыми недугами. Природа — лечебница. И нарушение равновесия в природе, выраженное неграмотным отношением человека к естественному окружению, безразличием к красоте и богатствам природы, неудержимо ведёт к гибели этой лечебницы.
Беседы о природе, межпредметная связь через интеграцию уроков, загородные прогулки, экскурсии, турпоходы, совместная работа с родителями (посадка деревьев, уборка школьной территории, вывешивание кормушек и т.п.) — вот ряд этапов. Они помогают восстановить гармонию с окружающей природой, повысить экологическую грамотность учащихся, вооружить их навыками экономного и бережного использования природных ресурсов, усвоить валеологические ценности и нормы поведения, а значит, помогают сформировать ответственность за состояние окружающей среды.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика