Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

С.Катюшина "О занимательности урока в начальных классах"

О занимательности урока в начальных классах

Светлана КАТЮШИНА, учитель начальных классов средней школы № 3 г. Шумерля, финалист республиканского конкурса «Учитель года Чувашии — 2005»

Светлана Николаевна Катюшина — учитель молодой и перспективный, ведь недаром она победила на районном конкурсе и приняла участие в республиканском. Не так это легко — работать с детьми, ведь приходится начинать, что называется, с чистого листа, знакомить их с окружающим миром. Но ей это удается. На конкурсном уроке, посвященном рисованию подводного мира, только и слышны были восхищенные возгласы детей. Еще бы! Тут и интересный рассказ о речных и морских обитателях, и настоящая живая золотая рыбка в аквариуме, и яркий демонстрационный материал с использованием проектора. Так что всем ученикам не терпелось поскорее начать рисовать. А в конце, когда все нарисованные и вырезанные из бумаги речные жители были размещены на общей картине, юные художники не забыли сложить оставшийся мусор в специально приготовленный учителем контейнер, чтобы сохранить природу чистой.

Человек как биологический вид развивался на фоне природного окружения: яркого неба, лесов, полей, чистых рек, которые переливались на солнце. И вдруг он попал в городские «джунгли». Дымящие трубы, смог, выхлопы автомобилей стали естественной средой обитания современного человека. Из-за бурной городской жизни мы не видим той красоты, которая еще есть вокруг нас. Недаром человеку осознанно или неосознанно хочется отдыхать на природе. Развитие познавательного интереса на уроках природоведения, на мой взгляд, способствует общению с окружающим миром. Приучать малышей к бережному отношению с окружающей средой, знакомить их с природой можно практически на любом уроке. Даже на уроках рисования. Но остановлюсь сначала подробнее на природоведении.
Работа с природным материалом может стать эффективным средством для проявления творчества и фантазии. Я специально создаю такие ситуации и разрабатываю наглядные пособия, неожиданные опыты, чтобы обострить у детей эмоциональное отношение к теме урока, вызвать в них чувство ожидания, активизировать их мышление. Стараюсь избегать однообразия, известности, повторяемости. Конечно, не легко поддерживать любопытство, вызванное у детей однажды. Как известно, дети загораются быстро какой-то идеей, но и так же быстро остывают. На уроках природоведения рассказываю ученикам занятные подробности из популярной литературы о загадках природы. Например, из «Книги рекордов Гиннеса» мы узнаем, какие есть на планете самые высокие горы, самое глубокое море, самое огромное старое дерево.
В начале каждого урока стараюсь заинтересовать учащихся темой. Детям предлагается представить себя в роли геолога (тема «Полезные ископаемые»), исследователя («Вода и ее свойства», «Почва и ее состав»), путешественника («Воды суши»). Заинтересовать можно и при разгадывании загадок до объявления темы. Это занимает считанные секунды, зато простота и образность привлекают, подводят к будущей теме урока. Загадки можно использовать при повторении материала. Это позволяет сделать плавный переход к новой теме. Кроссворды — это тоже не только минута приятного отдыха, но и разрядка перед трудным заданием или предисловие к изучению нового материала. Составляю небольшие кроссворды из 4-10 природоведческих терминов. Слова зашифровываю каждый раз по-разному: ответить на вопросы и вписать слово в клеточки или отгадать по рисунку. Кроссворды могу задать и на дом. Пример кроссворда на последнем уроке по теме «Использование и охрана природы человеком»:
1. Природные богатства, находящиеся в глубинах земли, которые человек использует в хозяйстве. (ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту природы. (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях. (вода)
4. Верхний слой земли, на котором растут растения. (почва)
5. Живое существо, активно воздействующее на живую и неживую природу и изменяющее ее. (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах и которые не могут жить без света, воды и воздуха. (растения)
7. Название учебного предмета, изучаемого в начальной школе. (природоведение)
Такие кроссворды можно дать при фронтальном опросе или каждому отдельно для самостоятельного решения. Часто сочетаю кроссворд с другими видами работы. Например, при изучении темы «Воды суши» урок строю таким образом: работа с кроссвордом (отгадывание названий рек), у доски с картой (показываю эти реки), с атласом (каждый уже на парте находит эти реки), с контурной картой (обводят), снова с кроссвордом (новые реки). Активность при этом повышается, значит, результат работы есть.
При изучении темы «Полезные ископаемые» широко использую ребусы, лото, викторины. На викторине «Узнай, кто я» дети вспоминают свойства полезных ископаемых, разбиваются на две команды и каждая готовит для соперников рассказ-загадку: «Миллиарды лет назад я был могучим деревом и горделиво возвышался над своими взрослыми братьями. Но однажды сильным ветром меня вырвало из земли и бросило в болото. Потянулись скучные, бесконечно долгие годы. От горя, тоски и одиночества я превратился в твердое, холодное и черное вещество. Я думал, что в таком состоянии мне придется находиться вечно. Вдруг пришел человек, увидел меня и взял в свой дом. Я подружился с ним и от счастья превратился в веселый, горячий огонь. С тех пор я обогреваю жилье, привожу в движение машины и даю человеку лекарства. Узнай, кто я».
Лото «Полезные ископаемые» лучше всего использовать при повторении учебного материала. Может быть два варианта лото:
1. На карте изображены условные значки полезных ископаемых, а на карточках дается их название. Надо прикрепить карточки к соответствующему значку.
2. В ячейках карты даны краткие характеристики полезных ископаемых (без названия). Нужно найти карточку с соответствующим значком и закрыть ячейку, назвав это ископаемое.
На любом этапе изучения темы занять внимание учеников помогают ребусы. Конечно, перед началом разгадывания объясняю детям правила. Стараюсь, чтобы и домашние задания были нескучными. Так, после изучения темы «Круговорот воды в природе» задаю сочинить сказку про путешествие капельки воды. После темы «Водоемы суши» дети составляют кроссворд «Море» (озеро). Готовят доклады «Растения-геологоразведчики», «Это удивительное озеро Байкал». Предлагаю вниманию читателя примеры уроков природоведения и рисования с использованием занимательного материала.

Почва и ее свойства. Использование и охрана почв (природоведение)
Цель урока: продолжить работу по углублению знаний учащихся о почве как о верхнем слое земли, выявить основные свойства почвы, ее состав.
Учитель. Сегодня наш урок посвящен чудесной кладовой. Вы ее очень хорошо знаете. Положишь в нее зерно, а осенью смотришь: вместо одного зернышка — крупный колос. Одно ведро картошки с помощью нее может превратиться в 20 ведер. Горсточка семян делается большой кучей огурцов, редиски, помидоров, моркови. Видали ли вы когда-нибудь семечко с двумя крылышками? Летает оно по ветру, попадет в чудесную кладовую, пройдет время, а на том месте уже стоит ветвистое дерево, да такое большое, что и не обхватишь. Это не сказка. Чудесная кладовая есть на самом деле. Как же она называется? (почва) Сегодня на уроке мы постараемся исследовать почву. Узнаем, из чего она состоит, ее свойства (запись темы в тетрадях).
Где вы видели почву? Что такое почва? Давайте запишем, почва — верхний слой земли, на котором растут растения. Почва — это ценный продукт природы, который люди используют в своих целях. Она имеет свои свойства (демонстрация образцов почвы): почва бывает серой, черной, коричневой. От чего зависит ее цвет? Давайте подумаем. Чтобы ответить на этот вопрос, мы должны пояснить, что в почве есть воздух, вода, останки животных и растений, песок, глина, минеральные соли. Вы слышали, как называют почву, благоприятную для выращивания урожая (плодородная, на ней лучше растут растения). Плодородная почва в нашей местности черная, состоит больше из перегноя. В разных местах содержится разное количество перегноя, поэтому существуют и разные почвы. Сухая, почти обезвоженная почва светлее, может состоять больше из глины и песка. Почва пропускает воду лучше, чем глина, но хуже, чем песок (вода просачивается через песок, почти не задерживаясь, и не может питать корни растений в достаточном количестве, а глина не пропускает влагу к корням). А коричневой почва бывает из-за того, что в ней меньше перегноя. Цвет почвы и ее состав, таким образом, взаимосвязаны друг с другом. Итак, почвы бывают:
— черноземные, богатые по составу, плодородные для получения хорошего урожая;
— подзолистые, они содержат меньше перегноя, но хорошая обработка и правильное внесение удобрений позволяет получать хорошие урожаи;
— торфяные почвы встречаются на болотах, коричневого цвета, так как в такой почве много воды, а останки животных перегнивают плохо.
Ценность почвы состоит в том, что на ней растут растения. А какие? Дикорастущие и культурные. Чем они отличаются?
Проводится закрепление материала, решается кроссворд на тему видов почвы: верхний слой земли, на котором растут растения (почва); одна из составных частей почвы (песок, глина и т. п. на выбор); вещество, повышающее плодородие почвы (перегной); основное свойство почвы (плодородие).
Беседа об охране почвы. В почву вносят удобрения. Но большое их количество и неправильное использование наносит вред. Вода размывает почву, образуются овраги. Как с ними бороться? Там, где зеленых насаждений мало или совсем нет, ветер может за небольшой промежуток времени унести слой до 25 см толщиной. После этого на данном участке растения могут долго не расти. Что нужно делать? (посадка деревьев, кустарника, травы) Добыча полезных ископаемых ведет к разрушению плодородного слоя земли. А знаете ли вы, что всего лишь за 100 лет образуется один сантиметр плодородной почвы? Свойство почвы улучшают дождевые черви. Они разрыхляют ее, тем самым давая доступ воздуху и воде.
Домашнее задание: рассказать как можно больше того, что вы узнали о почве.
Красивые рыбки подводного мира
(урок изобразительного искусства с элементами технологии)
Цель: индивидуально-коллективное рисование рыбок по воображению и с натуры; знакомство с разнообразием рыб, их средой обитания, окраской и формой.
Оборудование: компьютер, мультимедийный диапроектор, мольберт, лист чистой бумаги, краски, емкость для воды, кисточки. Для учеников нужны листы чистой бумаги, карандаши, фломастеры, ножницы, емкости для мусора.
Литературный ряд: загадки, книги о животных подводного мира.
Зрительный ряд: фотографии с изображением рыб водоемов и аквариума, слайды с рыбами, аквариум с рыбками, книжная выставка на тему «Обитатели подводного мира».
Музыкальный ряд: шелест океанского прибоя (мелодия из «Лебединого озера» П.И. Чайковского).
Учитель: Итак, прозвенел звонок, садитесь поудобнее. Начнем урок. Сегодня мы с вами отправимся в путешествие. Но куда же? Для этого отгадайте загадку: меня пьют, меня льют, всем нужна я, кто такая? (вода) Образно говоря, вода — кровь Земли. Если мы посмотрим на глобус, модель земного шара, то увидим, что больше всего на нем изображено… (голубым цветом). Так обозначается вода. Без воды не могут жить ни люди, ни растения, ни животные. А многие живые организмы прекрасно живут в воде, даже не выходя на сушу. Это всевозможные рыбы, моллюски.
Сейчас мы отправимся в удивительный мир подводного царства, где, возможно, встретимся с морским царем Нептуном, его дочками русалками и увидим золотую рыбку. Представьте, что мы путешественники-спасатели. А кого мы будем спасать? Сначала отгадайте загадку: плаваю под мостиком и виляю хвостиком, по земле не хожу, рот есть, да не говорю, глаза есть, да не мигаю, крылья есть — не летаю. Да, это рыба.
На земле около 200 тысяч видов разных рыб. Часть из них обитает в прудах, озерах и реках. Это пресноводные рыбы. А остальные — морские. По дороге на урок на окне коридора я нашла рыбку (демонстрация рыбы в банке). Рыбка эта непростая, она золотая, волшебная: «Я потерялась и не знаю, где мой дом. Ребята посадили меня в банку и оставили на окне. Помогите мне вернуться домой». Где же домик нашей рыбки? Посмотрим на карту. Какая большая река протекает на территории Чувашии? Длина Волги — 3530 км. Ее притоком является река Сура, она впадает в Волгу. Давайте познакомимся с обитателями этих рек, а потом подумаем, как же нам спасти золотую рыбку, ведь мы же спасатели (демонстрация волжских рыб на проекторе).
На дне, где тихо и темно,
Лежит усатое бревно. (сом)
Опасней всех она в реке,
Хитра, прожорлива, сильна,
Притом такая злюка!
Конечно, это… (щука).
Под кувшинками в тиши,
Где не очень мелко,
Ходят важные … (лещи)
Шириной с тарелку.
В реках и озерах
Много зарослей, в которых
Он спокойно обитает.
Он прудов не избегает
С промерзающей водой.
И серебряный бывает,
И бывает золотой. (карась)
Любим жить в прозрачных водах.
Каждый день в урочный час
Возле берега охотно
Рыбоводы кормят нас. (карп)
Прячусь я на дне речном,
Я усатый, но не сом.
Друг на друга мы похожи,
Но меня не путай с ним.
Видишь — пятнышки на коже,
Значит, это я … (налим).
А вот это стерлядь. Она занесена в Красную книгу.
Мы познакомились лишь с некоторыми обитателями рек и озер Чувашской Республики. Всего же их насчитывается более 40 видов. Многие из них также занесены в Красную книгу. Что это за книга? Да, она содержит список представителей животного мира, которые встречаются очень редко. А как вы думаете, подойдет ли Волга или Сура для нашей «золотой» рыбки? Посмотрите, какая она маленькая. Ой! Она что-то шепчет: «Ребята, в моем доме всегда тепло, и рыбки плавают разноцветные. А в такой огромной реке я никогда не жила».
Физкультминутка
Представим, что мы стоим на берегу моря, чудесная погода, светит солнышко. Потянули ручки вверх, к солнышку. А теперь вниз, потрогали воду.
Дети повторяют за учителем под считалку:
Мы теперь плывем по морю
И резвимся на просторе.
Веселее догоняй,
За дельфином успевай.
Чтобы плыть еще скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками,
Кто угонится за нами?
А теперь пора нырнуть,
В мир подводный заглянуть.
Учитель. Продолжим путешествие. Реки впадают в моря. Мы в гостях у морского царя Нептуна. Каких обитателей мы сможем здесь повстречать? (видеоряд на проекторе) Здесь мы увидим больших представителей подводного мира, не все из них являются рыбами, как акула. Самая большая рыба — китовая акула, его длина достигает до 15 метров. Правда, есть здесь и маленькие рыбки, например, бычок-пигмей, его длина всего 8-12 миллиметров. А киты, кашалоты, дельфины вовсе не рыбы, это огромные животные, относятся к совершенно другому классу живых существ.
Встречаются рыбы с самой разнообразной яркой окраской и формой: рыба-бабочка, рыба-клоун, рыба-зебра, рыба-попугай, рыба-ангел, рыба-меч, рыба-молот, рыба-пила, рыба-луна (видеоряд). А чем они отличаются от речных рыб? (Речные рыбы не такие большие и яркие, живут не в соленой, а в пресной воде.) Море — прекрасный дом для нашей рыбки, не так ли? Нет? Рыбка говорит, что река ей не подходит, тем более море, ей не нужно так много соленой воды. Ее домик очень маленький и светлый, живут в нем маленькие рыбки. Что же это за домик? Отгадайте загадку: стеклянный домик на окне с прозрачною водой, с камнями и песком на дне и с рыбкой золотой (аквариум).
Люди смогли перенести частицу подводного мира к себе домой. Кто знает жителей этого стеклянного домика? (Видеоряд: меченосцы, скамеры, барбусы, меноры, гурами. Учитель отпускает рыбку из банки в приготовленный небольшой аквариум.)
О всех обитателях подводного мира можно узнать из книг нашей книжной выставки. Ну а теперь каждый из вас пусть попробует нарисовать свою рыбку. Чтобы путешествие было безопасным, повторим правила работы с ножницами. Не забывайте соблюдать чистоту и порядок. Для использованной бумаги имеются контейнеры для мусора.
Дети рисуют и вырезают рыбок. Учитель рисует подводный мир на большом листе ватмана, а на доске — образцы рыб.
Физкультминутка
Рыбки плавали, резвились
В чистой, тепленькой воде.
То сомкнутся, разомкнутся,
То зароются в песке.
По завершении работы дети прикрепляют рыбок на готовое изображение подводного мира. Проводится разбор работ, коллективно выставляются оценки лучшим рисункам.
Учитель. Золотой рыбке понравились все ваши работы. Она благодарит вас и исполнит три ваших желания (высказывания ребят).

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика