В соответствии со Стандартами второго поколения, Руководитель проекта РАО по разработке ФГОС общего образования Александр Кондаков выделяет три уровня отбора содержания образования: базовый, интегрированный и профильный.
Всем трем направлениям отвечает линия учебников химии (авт. О.С. Габриелян, И.Г.Остроумов) издательства «ОЛМА Медиа Групп».
Учебники химии для 8-9 классов основной школы соответствует требованию федерального компонента Государственного образовательного стандарта общего образования, а также проекту ФГОС второго поколения.
В основу курса положены следующие ведущие идеи:
· материальное единство и взаимосвязь объектов и явлений природы;
· взаимосвязь состава, строения, свойств, получения и применения веществ и материалов;
· ведущая роль теоретических знаний для объяснения и прогнозирования химических явлений, оценки их практической значимости;
· развитие химической науки и производство химических веществ и материалов для удовлетворения насущных потребностей человека и общества, решения глобальных проблем современности;
· генетическая связь между веществами.
Курс рассчитан на изучение предмета в объеме 2 часа в неделю в течение 2-х лет (8 и 9 классы).
В 8 классе рассматриваются основополагающие вопросы общей химии: место и роль химии в системе естественных наук, понятие о веществах и их измерении, понятие о химическом элементе и формах его существования, строение атома и периодический закон, строение вещества (типы химических связей и кристаллических решеток), состав, строение, общие способы образования названий и классификация веществ, важнейших классов неорганических соединений. За рассмотрением вопросов «статической» химии следует изучение химических превращений: условий и признаков протекания химических реакций, их классификации. Органически продолжает знакомство учащихся с учением о химической реакции тема «Растворы», в которой на основании представлений теории электролитической диссоциации рассматриваются общие свойства классов неорганических соединений.
В содержании курса 9 класса главным образом изучаются вопросы неорганической химии. Вначале рассматриваются свойства простых веществ - металлов и неметаллов как повторение и углубление материала, изученного в 8 классе. Химия элементов раскрывается в следующей последовательности: сначала учащиеся знакомятся с соединениями металлов (от простых веществ и соединений щелочных металлов до простых веществ и соединений алюминия и железа), а затем с простыми веществами и соединениями неметаллов (от галогенов до кремния и углерода). Рассмотрение на заключительном этапе соединений углерода позволяет сделать плавный и закономерный переход к общему знакомству с органическими веществами.
Особенности курса составляет ряд авторских находок, отличающих его от действующих.
Первая тема курса химии 8 класса – «Химия как часть естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Такой подход позволяет уменьшить психологическую нагрузку на учащихся с появлением нового предмета, сменить тревожные ожидания на положительные эмоции «встречи со старым знакомым». Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. Такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии.
В соответствии с требованиями федерального компонента Государственного стандарта общего образования подчеркивается, что химия - наука экспериментальная. Поэтому в 8 классе рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод.
Предложенный курс как в теоретической, так и в фактической своей части практикоориентирован: все понятия, законы и теории, а также важнейшие процессы, вещества и материалы даются в плане их практического значения, использования в повседневной жизни, роли в природе и материальном производстве. Практическая направленность материала преследует цель пробудить у учащихся интерес к познанию химии и мотивировать у них желание продолжить изучение предмета в старшей профильной школе. Для тех ребят, кто ориентирован на иной профиль (гуманитарный, физико-математический и др.), курс ставит целью показать роль химии в организации мира веществ, а также повседневной жизни.
Тема «Органические вещества» из-за небольшого количества времени предполагает комплексное знакомство с представителями широких групп органических веществ. Такое знакомство предполагает не рассмотрение гомологических рядов, а сравнение строения и свойств углеводородов, кислородсодержащих органических веществ, важнейших природных соединений.
Значительное место в курсе отведено химическому эксперименту, который способствует формированию у учащихся навыков работы с химическим оборудованием и реактивами, учит безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в химическом кабинете (лаборатории) и быту. С учетом специфики конкретного образовательного учреждения (малокомплектной сельской школы, класса с углубленным изучением предмета и т.п.) время, отведенное на выполнение практических работ, их количество и содержание могут быть изменены.
Апробация данных учебников осуществляется: в МОУ «СОШ №№10, 19» г. Чебоксары и дает положительные результаты.
Учебники химии для 10-11 классовОдночасовой курс.ppt рассчитаны на изучение химии в объеме 1-2 часа в неделю. Авторы постарались сохранить целостность и системность учебного предмета, на освоение которого отведено столь небольшое, жестко лимитированное учебное время. Тщательный отбор содержания химии на базовом уровне изучения позволил:
· сохранить достаточно целостный и системный курс химии, который формировался на протяжении десятков лет как в советской, так и в российской школе;
· освободить курс от излишне теоретизированного и сложного материала, для отработки которого требуется немало времени;
· максимально сократить ту описательную часть в содержании учебной дисциплины, которая носит сугубо частный характер и уместна, скорее, для профильных школ и классов;
· включить в курс материал, связанный с повседневной жизнью человека, с будущей профессиональной деятельностью выпускника, которая не имеет ярко выраженной связи с химией.
Методологической основой построения учебного содержания химии для средней школы базового уровня явилась идея интегрированного курса, но не естествознания, а химии. Такого курса, который близок и понятен тысячам российских учителей химии и доступен и интересен сотням тысяч российских старшеклассников.
Структура предлагаемого курса решает две проблемы интеграции в обучении химии.
Первая – это внутрипредметная интеграция учебной дисциплины «химия».
Идея такой интеграции диктует следующую очередность изучения разделов химии: вначале, в 10 классе, изучается органическая химия, а затем, в 11-м классе – химия общая. Такое структурирование обусловлено тем, что обобщение в 11-м классе содержания предмета позволяет сформировать у выпускников средней школы представление о химии, как о целостной науке, показать единство ее понятий, законов и теорий, универсальность и применимость их как для неорганической, так и для органической химии.
Вторая – это межпредметная интеграция, позволяющая на химической базе объединить знания по физике, биологии, географии, экологии в единое понимание природы, т.е. сформировать целостную естественнонаучную картину окружающего мира. Это позволит старшеклассникам осознать то, что без знаний по химии восприятие окружающего мира будет неполным и ущербным, а люди, не получившие таких знаний, могут стать неосознанно опасными для этого мира, т.к. химически неграмотное обращение с веществами, материалами и процессами грозит немалыми бедами.
Кроме этих двух ведущих интегрирующих идей, в курсе была реализована и еще одна – интеграция химических знаний с гуманитарными дисциплинами: историей, литературой, мировой художественной культурой. Это, в свою очередь, позволяет средствами учебного предмета показать роль химии и в социальной сфере человеческой деятельности, т.е. полностью соответствовать идеям гуманизации в обучении.
Одночасовой курс химии рассчитан на два года обучения по 1 ч в неделю или на один год обучения по 2 ч в неделю. Кроме того, отобранное для базового обучения химии содержание позволяет изучать его и в режиме 2 ч в неделю. В этом случае у учащихся появится возможность не проходить, а изучать, не знакомиться, а выучивать это содержание. Особенно важно это для тех учащихся, которые не имели возможность изучать химию на профильном уровне (из-за отсутствия такого профиля в школе), но, тем не менее, собираются сдавать единый государственный экзамен. Примерное распределение часов, предусматривающее последний вариант изучения химии в 10 и 11 классе, указано в знаменателе времени, регламентирующего изучение учебной темы.
Курс четко делится на две части: органическую химию (34/68 ч) и общую химию. (34/68 ч).
В структурировании курса органической химии авторы исходили из идеи развития учащихся непрофильных классов средствами учебного предмета. С целью усиления роли дедукции в обучении химии вначале даются краткие теоретические сведения о строении, классификации, номенклатуре органических веществ, особенностях реакций с их участием.
Сформированные таким образом теоретические знания затем развиваются на фактологическом материале при рассмотрении классов органических соединений. В свою очередь, такой подход позволяет и глубже изучить сами классы. Основным критерием отбора фактического материала курса органической химии является идея целеполагания, т.е. ответа на резонный вопрос ученика: «А зачем мне, не химику, это нужно?».
Та же идея о ведущей роли теоретических знаний в процессе познания мира веществ и реакций стала основной конструирования курса общей химии. На основе единых понятий, законов и теорий химии у старшеклассников формируется целостное представление о химической науке, о ее вкладе в единую естественнонаучную картину мира.
Принимая принцип концентризма как методологический в построении курса химии старшей школы, авторы широко использовали его при создании своей программы и для определения структуры профильного курса химии.
Содержание курсов органической химии (10 класс) и общей химии (11 класс) на новом концентре позволяют рассмотреть данные в основной школе сведения по общей, неорганической и органической химии более основательно. Курс общей химии, изучаемый на заключительном этапе школьного образования, дает возможность не только обобщить на новом витке спирали знания учащихся по неорганической и органической химии на основе общих понятий, законов и теорий химии, но и сформировать единую химическую картину мира, как неотъемлемую часть естественнонаучной картины мира.
Вместе с тем, разрабатывая программу для профильного естественнонаучного изучения химии (в том числе и углубленного), авторы не могли не учесть того обстоятельства, что подавляющему большинству выпускников таких классов и школ предстоит успешно выдержать вступительные или единые государственные экзамены в вузы, где химия является профилирующим предметом и где необходима добротная школьная подготовка к изучению целого ряда вузовских химических дисциплин. Поэтому авторы создавали курс на основе квантово-механических, структурных, термодинамических и кинетических представлений современной химической науки, адаптируя их под среднюю школу.
Программа по химии для 10-11 классов общеобразовательных учебных заведений является логическим продолжением курса основной школы. Поэтому она разработана с опорой на курс химии 8-9 классов. Результатом этого явилось то, что некоторые, преимущественно теоретические, темы основного курса химии рассматриваются снова, но уже на более высоком, расширенном и углубленном уровне. Авторы делают это осознанно с целью формирования единой целостной химической картины мира и для обеспечения преемственности между основной и старшей ступенями обучения в общеобразовательных учебных заведениях.
Курс четко делится на две части, соответственно годам обучения: органическую (10 класс) и общую химию (11 класс). Органическая химия рассматривается в 10 классе и строится с учетом знаний, полученных учащимися в основной школе. Поэтому ее изучение начинается с повторения важнейших понятий органической химии, рассмотренных в основной школе. После этого основное внимание уделяется строению и классификации органических соединений, теоретическую основу которой составляет современная теория химического строения с некоторыми элементами электронной теории и стереохимии. Логическим продолжением ведущей идеи о взаимосвязи "состава - строения - свойств" веществ является тема "Химические реакции в органической химии", которая знакомит учащихся с классификацией реакций в органической химии и дает представление о некоторых механизмах их протекания.
Полученные в первых темах теоретические знания учащихся затем закрепляются и развиваются на богатом фактическом материале химии классов органических соединений, которые рассматриваются в порядке усложнения от более простых (углеводородов) до наиболее сложных - биополимеров. Такое построение курса позволяет усилить дедуктивный подход к изучению органической химии. Курс общей химии изучается в 11 классе и ставит своей задачей интеграцию знаний учащихся по неорганической и органической химии на самом высоком уровне общеобразовательной школы. Ведущая идея курса - единство неорганической и органической химии на основе общности их понятий, законов и теорий, а также на основе общих подходов к классификации органических и неорганических веществ и закономерностям протекания химических реакций между ними. Такое построение курса общей химии позволяет подвести учащихся к пониманию материальности и познаваемости единого мира веществ, причин его красочного многообразия, всеобщей связи явлений.
В свою очередь, это дает возможность учащимся не только лучше усвоить собственно химическое содержание, но и понять роль и место химии в системе наук о природе. Структура курса позволяет в полной мере использовать в обучении логические операции мышления: анализ и синтез, сравнение и аналогию, систематизацию и обобщение.
Значительное место в содержании курса отводится химическому эксперименту. Он открывает возможность формировать у учащихся специальные предметные умения работать с химическими веществами, выполнять простые химические опыты, учить школьников безопасному и экологически грамотному обращению с веществами в быту и на производстве.
Практические работы сгруппированы в блоки - химические практикумы, которые служат не только средством закрепления умений и навыков, но также и средством контроля за качеством их сформированности.
По своему усмотрению, а также исходя из возможностей школьного кабинета химии, учитель может изменить структуру представленного в программе практикума, например, увеличить число лабораторных работ за счет сокращения демонстраций или рассосредоточить работы практикума в соответствии со своей логикой изучения курса.
Каждая часть курса рассчитана на 102-136 ч (3-4 часа в неделю) для классов и школ естественнонаучного профиля и 170 ч (5 часов в неделю) для классов со специализацией на углубленное изучение химии. Учитель может обоснованно изменять последовательность изучения вопросов и время на их изучение.
Примерное распределение часов в программе приведено для двух типов классов и школ: профильных (ПК) и углубленных (УК).
Список учебников 7-11 кл. (Линия Габриелян О.С.. Остроумов И.Г.), рекомендуемых для реализации стандартов второго поколения
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Химия (8 класс), изд. Олма медиа групп, 2010;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Химия (9 класс), изд. Олма медиа групп, 2010;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Химия (10 класс; базовый уровень), изд. Олма медиа групп, 2010;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Химия (10 класс; профильный уровень), изд. Олма медиа групп, 2010;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Химия (11 класс; базовый уровень), изд. Олма медиа групп, 2010;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Общая химия (11 класс), изд. Олма медиа групп, 2008;
О.С. Габриелян, И.Г. Остроумова. Введение в химию вещества (7 класс), изд. Сиринъ према, 2006;
Николаева М.В., методист по химии