Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Т.Сергеев "Министерству образования Чувашской Республики — 80 лет"

Министерству образования Чувашской Республики — 80 лет

Т.С. СЕРГЕЕВ, доктор исторических наук, профессор

Как известно, министерская система организации власти берет начало с 1802 г., когда императором России Александром I вместо прежних петровских коллегий в числе восьми подразделений нового типа было создано Министерство народного просвещения. Во главе этого ведомства, призванного поднимать культуру народа через просвещение, ставились явные консерваторы (П.В. Завадовский, А.К. Разумовский, А.Н. Голицын, А.С. Шишков, К.А. Ливен, С.С. Уваров, П.А. Ширинский-Шихматов, Н.С. Норов, Е.В. Путятин, Д.А. Толстой, И.Д. Делянов, Н.П. Боголепов, Л.А. Кассо и др.), нисколько не заинтересованные в поднятии культуры трудового народа, особенно так называемых «инородцев» (нерусских). Не случайно в период  царствования Николая I это ведомство называли «министерством народного затемнения». Тем не менее социально-экономические потребности развивающегося капитализма побуждали царское правительство открывать учебные заведения не только в центре, но и на окраинах с нерусским населением.  Так, первые приходские училища на территории Чувашии открылись в 1807 г. в с. Буртасы (1807), Четаи, Шихазаны (1919), Малый Сундырь (1823) и т.д. К середине ХIХ века число  приходских училищ в Чувашском крае перевалило за 70. К этому времени в 47 сельских училищах обучалось 1,5 тыс. учащихся. Реформы 1860—70-х годов способствовали определенной демократизации сферы образования, но ненадолго. После контрреформ  Александра III под давлением первой российской революции 1905—1907 годов. Государственная Дума в 1908 г. впервые поставила вопрос о необходимости введения обязательного начального образования, по Ѐольку в этом отношении Россия сильно отставала от  ведущих стран Европы. Однако  эта затея была провалена. Министр просвещения Л.А. Кассо после инспекторской проверки 1911 г. Симбирской чувашской школы чуть было не закрыл этот очаг просвещения чувашей, успевший за полвека выпустить 1200 учителей яковлевской закалки. Соответственно школьное ведомство при царском режиме не могло пользоваться популярностью. В.И. Ленин охарактеризовал его как «...министерство полицейского сыска, глумления над молодежью, надругательства над народным стремлением к знанию» (В.И.  Ленин. Полн. собр. соч. Т. 23. С. 135).
В годы советской власти, вызвавшей классовый раскол в обществе, включая и педагогическую интеллигенцию, создавалась новая система образования, которая начиналась прежде всего с реорганизации структуры властных органов. Прежние министерства были упразднены, создавались новые. II Всероссийский съезд  Советов декретом об образовании рабоче-крестьянского правительства создал комиссии для «заведывания отдельными отраслями государственной жизни». Одной из них была Комиссия народного просвещения из 16 выбранных различными организациями членов во главе с А.В. Луначарским. К осени 1918 г. Наркомпрос включал  5 секций, 24 отдела, 94 подотдела, множество подсекций, групп, при которых функционировали постоянные и временные органы из внештатных помощников Наркомпроса, деятелей культуры.
Перед Наркомпросом были поставлены следующие задачи: упразднение старой, бюрократической системы управления народным образованием;  объединение общим управлением ранее разбросанных по многим ведомствам просветительных учреждений; реорганизация народного образования на основе принципа независимости школы от церкви, введения всеобщего совместного политехнического обучения на родном языке, с полной преемственностью всех ступеней обучения и обязательным внедрением трудового воспитания; реформирование высшей школы в целях ее демократизации и приближения к народнохозяйственным нуждам; создание разветвленной сети внешкольных культурно-просветительных учреждений для борьбы с неграмотностью, невежеством; организация научной жизни республики в интересах восстановления народного хозяйства и мобилизации всех ресурсов страны для его всемерного развития; превращение искусства в достояние всего народа, в могучее средство борьбы за построение социализма (Кейрим-Маркус М.Б. Государственное руководство культурой. Строительство Наркомпроса (ноябрь 1917 — середина 1918 г.). М., 1989. С. 193).
В многонациональной России, объединяющей свыше 160 народностей с их языком и культурой, большое внимание  уделялось их просвещению и воспитанию. Это осуществлялось через национальные отделы, секции, центры Наркомпроса. При Казанском и Симбирском губернских комиссариатах просвещения были созданы Чувашские отделения, активно взявшиеся за организацию школьного дела и ликвидацию неграмотности среди взрослых. Однако из-за скудных материальных средств, в основном из-за «остаточного» принципа финансирования культуры, названного «третьим фронтом», резких изменений тогда добиваться не удавалось.  
С образованием в 1920 г.  Чувашской автономной области (ЧАО)  был  организован областной отдел народного образования исполкома Советов ЧАО (облоно), который ведал делами учебных заведений, культурно-просветительных и внешкольных учреждений.  После преобразования ЧАО в 1925 году в Чувашскую автономную советскую социалистическую республику вместо облоно был создан Народный комиссариат просвещения (с 1946 г. — Министерство просвещения, с 1991 г. — Министерство образования, с 1998 г. – Министерство образования и молодежной политики). За 80 лет его существования во главе данного ведомства побывало 22 человека. С 1999 года министром является Г.П. Чернова.
За пройденный период были осуществлены ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения (в 30-е гг.), обязательное начальное образование (первоначальный всеобуч в объеме 4 классов) в 1930–1939 гг., обязательное семилетнее обучение в 1939–1958 гг., обязательное восьмилетнее обучение в 1958–1964 гг., обязательное среднее образование в 1965–1985 гг. На каждом из пройденных этапов решались специфические задачи, соответствующие требованиям и обстановке соответствующей  эпохи.
В первое десятилетие советской власти положительными факторами, способствовавшими возрождению национальных культур, явились образование автономных республик и областей в составе РСФСР, создание областных партийных, комсомольских, профсоюзных организаций, государственные дотации в значительных размерах и опережающие темпы промышленного и культурного строительства по сравнению с центральными областями, обучение в центральных вузах и техникумах уроженцев национальных автономий, развитие в каждой национальной культуре лучших традиций этнопедагогики. Вместе с тем приходилось иметь в виду и такие особенности, как характерные для Чувашии высокую плотность населения, компактное расселение лиц титульной национальности (лишь 4% деревень и сел имеют смешанное, чаще всего русско-чувашское население), проживание половины чувашей за пределами республики, на территории 18 субъектов Российской Федерации. Положительно сказались на первых этапах строительства советской школы наличие письменности на чувашском языке (около 50 народностей бывшего СССР оказались младописьменными, впервые создали свой алфавит), зачатков профессиональной художественной культуры, заложенных в Симбирской чувашской школе. Важную роль в просвещении  чувашей имела близость таких культурных центров Поволжья, как Казань, Симбирск, Нижний Новгород. Нельзя было оставлять без внимания и наличие полисинкретической религиозности, сохранение в сознании многих чувашей остатков языческой религии. В многонациональной республике с преимущественно крестьянским населением особого внимания требовала работа среди малообразованных и забитых в быту к этому времени женщин.
Первоочередной и насущной задачей Наркомпроса и близких к нему по своим функциям органов власти в области культурных преобразований была борьба с массовой неграмотностью. Это относилось прежде всего к населению активного возраста. На 1 областном съезде советов Чувашии (1920 г.) было принято решение считать работу по просвещению чувашей ударной.  В исполнение этого решения Чувашское облоно выпустило и распределило по местным органам народного просвещения 100 тыс. экземпляров букваря для взрослых и 50 тыс. школьных букварей на чувашском языке. Коллегия облоно приняла решение о регистрации всех работников просвещения и лиц, имеющих педагогическую подготовку, но работающих не по специальности, для ликвидации неграмотности. Для переподготовки их в Чебоксарах были открыты курсы чувашского языка и краеведения. Чувашское отделение Всесоюзного общества «Долой неграмотность!», созданное в марте 1924 г., через год разрослось до двухсот ячеек. Благодаря всенародной мобилизации в пунктах ликбеза навыки чтения и письма получили около 70 тыс. человек, три четверти из которых приходилось на женщин. Однако к 10-летию советской власти окончательно ликвидировать неграмотность, как это планировалось центральными и местными органами, не удалось. Основными  причинами этого были слабость материальной базы, просчеты в планировании, погоня за количеством в ущерб качеству, снижение критериев грамотности, нерациональное распределение имеющейся сети пунктов ликбеза, методическая неподготовленность учителей к работе со взрослыми учениками, острая нехватка печатной продукции, отсутствие опыта подобной работы с массами, принудительные меры.   
Для избежания рецидивов неграмотности (со временем взрослые теряли навыки чтения и письма) необходимо было добиваться всеобщего охвата обязательным обучением детей школьного возраста.
Открытие новых и реорганизация ранее существовавших учебных заведений дали возможность охватить обучением значительно больше детей, желающих учиться. Исполнительные комитеты Советов  предоставляли школам лучшие здания, организовывали подвоз топлива, изыскивали или изготавливали мебель, снабжали детей бедноты одеждой, обувью, питанием. В эту работу все больше вовлекалась родительская общественность.
Революционные преобразования вызвали раскол среди учительства. Большинство выпускников Симбирской,  Порецкой, Шихранской учительских семинарий, воспитанные в демократическом духе, сразу же перешли на сторону новой власти, активно поддерживали мероприятия по организации новой школы. После реорганизации  учительских семинарий в 1919 г. было открыто 13 трехгодичных педагогических курсов. К моменту образования автономной области в 5 педтехникумах  (Чебоксары, Шихраны, Красные Четаи, Порецкое, Вурнары) обучалось 700 будущих учителей.
После преодоления последствий голода 1921–1922 годах сократившаяся сеть чувашских школ стала снова расти. В 1925/26 учебном году в Чувашии насчитывалось 814 начальных, 20 восьмилетних, 12 школ II ступени. 21 сентября 1927 г. Совнарком ЧАССР принял постановление о частичном введении всеобщего начального обучения для детей 8-летнего возраста в 44 школах с 96 комплектами, что составляло 5% от общего количества  начальных школ. Это были первые шаги в преддверии осуществления первоначального всеобуча в автономной республике. 
Постепенно создавалась сеть школ профессионально-технического профиля. В 1925–26 учебном году в Чувашии функционировали 10 техникумов, 10 профшкол, 9 учебно-производственных мастерских. 
В первое десятилетие советской власти в Чувашии в целом была создана сеть общеобразовательных и профтехнических школ, велась подготовка кадров учителей, апробировались новые программы, увеличилось число девочек среди учащихся, школа стала ближе к жизни, вместе с тем оставалась орудием идеологизации общества. Одним из ее проявлений было открытие в  конце 1922 г. Чувашского рабфака, предназначенного для подготовки выходцев из рабочих и крестьянских семей к поступлению в вузы страны. Таким каналом получения высшего образования за десять лет существования  рабфака воспользовались свыше 400 человек (см. статью Василия Долгова «Ч=ваш рабфак\сен историй\нчен» в настоящем номере).
Система брони при поступлении в специальные учебные заведения РСФСР, действовавшая в 1920–1934 гг., давала возможность национальным меньшинствам пользоваться льготами: они принимались на учебу с более низким общеобразовательным уровнем,  недостаточным знанием русского языка, обеспечивались стипендией и местом в общежитии. В случае отказа самого абитуриента или явной неподготовленности той или иной кандидатуры место в вузе сохранялось за той же национальной автономией. Это позволяло не сокращать общее количество иногородних студентов из Чувашии: в 1923/24 учебном году их было 373, в последующие годы соответственно 427, 550, 716, 819 человек. Четыре пятых из них составляли чуваши. В 1924/25 учебном году в вузах Казани обучалось 237 уроженцев Чувашии, Москвы — 124, Ленинграда — 68  человек. По профессиям представители Чувашии распределялись так: в сельскохозяйственных и лесных вузах — 148, педагогических – 121, медицинских — 50, ветеринарных — 31, индустриальных – 22, экономических — 21 человек.
В конце 1920-х гг. в автономных республиках и областях РСФСР сложилась следующая система школьного образования: начальная школа  (школа 1 ступени) с четырехлетним сроком обучения; семилетняя школа как фундамент всей школьной системы; школа II ступени (девятилетняя  средняя школа) с профессионализированным вторым концентром в ряде школ; фабрично-заводская семилетка (ФЗС) — разновидность семилетней школы в промышленных центрах и районах; школа крестьянской молодежи (ШКМ), являвшаяся продолжением школы I ступени для сельской молодежи; школа фабрично-заводского ученичества (ФЗУ), преимущественно для рабочих подростков с профессиональной установкой, но с приобретением общеобразовательных знаний в объеме семилетней школы; рабочий факультет, дававший среднее образование рабочей и крестьянской молодежи для поступления в высшие учебные заведения.
Поскольку начиная с конца 20-х гг. мероприятия в любой области жизни общества проводились на основе долгосрочных, преимущественно пятилетних планов, мероприятия в области культуры имели свой алгоритм действий. «В основу плана культурного строительства, — отмечалось в резолюции ХV съезда ВКП(б) — должны быть положены те задачи народного образования, которые обеспечивают культурный рост широких масс трудящихся и задачи подготовки квалифицированных специалистов и научных работников.
На работе учреждений образования Чувашии положительно сказался заметный рост бюджетных ассигнований: с 54,9 тыс. рублей в 1927/28 г. до 355 тыс. рублей в 1929/30 г. Количество школ ликбеза выросло с 233 до 450. Если в 1928/29 г. за счет бюджетных средств было обучено 6705 человек, то в 1929/30 г. — 32884 человека. С участием комсомола, возглавившего культпоход, темпы ликбеза все больше возрастали. К этому времени каждая третья общеобразовательная школа Чувашии охватывала обучением ближайшее население школьного возраста.
По переписи населения  1929 г. в Чувашской АССР неграмотного населения в возрасте от 12 до 50 лет насчитывалось 162509 человек, что составляло 34,5% людей этой  возрастной категории. На долю женщин приходилось 80% всего неграмотного населения.  Следовательно, ликвидация неграмотности и малограмотности среди взрослого населения являлась, по существу, проблемой вовлечения женщин в общественно-политическую и культурную жизнь страны. Это было характерно и для Марийской и Вотской (Удмуртской) автономных областей, наряду с Чувашской АССР входивших в 1929–1936 гг. в состав Нижегородского края.  
Важнейшей вехой в истории школьного дела стало постановление ЦК ВКП(б) от 25 июля 1930 г. «О всеобщем обязательном первоначальном обучении», признавшее необходимым «ввести с 1930/31 года обязательное  повсеместное начальное обучение детей в возрасте 8–10 лет с последующим распространением обязательности начального обучения для детей 11 лет в 1931/32 г.». Это возлагало на Наркомпрос  автономной республики большие задачи от создания материальной базы до подготовки педагогических кадров. Учителя средней квалификации готовились в 8 педтехникумах. В 1930 г. был открыт педагогический институт. К осуществлению всеобуча привлекались общественные организации и родители. К началу 1930/31 учебного года начальным обучением было охвачено 95,5% детей школьного возраста и школами подростков — 83%. За годы предвоенных пятилеток число учащихся увеличилось с 72,5 тыс. до 184,3 тыс. человек, из них 76,3 тыс. учились в V—Х классах. На начало 1940/41 учебного года в Чувашии насчитывалось 556 начальных, 353 семилетних, 129 средних школ. В них обучалось 184324 ученика.
Важнейшей вехой в жизни учебных заведений были постановления правительства середины 30-х гг., касающиеся работы начальной и средней школы, положения учителей, режима работы школ и внешкольных учреждений. Хотя жизнь школы была заидеологизирована, она давала своим питомцам разностороннюю подготовку.  О повышении качества учебно-воспитательной работы свидетельствовало сокращение числа второгодников: в 1927/28 г. они составляли 16%, в 1938/39 г. по начальным классам 4,4%, по старшим – 4,9%. 91 школа завершила 1939/40 учебный год со стопроцентной успеваемостью. Значительное место во внеклассной работе занимали предметные кружки, развивающие творческое мышление и инициативу детей. Массовой становилась художественная самодеятельность. В 1939 г. 30 учителей Чувашии за высокие показатели в педагогической деятельности были удостоены орденов и медалей СССР, 21 — почетного звания заслуженного учителя Чувашской АССР, 15 — заслуженного учителя РСФСР (см. статью Г.Н. Плечова «Их чествовала вся республика» в данном номере. — Ред.).
Увеличение числа школ и учителей, усложнение их задач по мере роста  экономического и культурного уровня населения потребовали усиления систематической работы с учительством, создания  центра, занимающегося изучением, обобщением и распространением передового опыта, повышением квалификации педагогов. В этих целях еще при облоно было организовано научно-методическое бюро (впоследствии методический кабинет), при Наркомпросе с 1932 г. начали издавать журнал «Хал=ха в\рентес \ё» (Народное просвещение). В апреле 1934 г. в Чебоксарах был открыт Институт повышения квалификации кадров народного образования, первым директором которого был В.Ф. Фадеев. В дальнейшем на этой должности работали  А.С. Сергеева, И.А. Белова, И.С. Привалов, Г.П. Петров и др. Первым директором  ИУУ была В.Н.Николаева. Штат Института расширился до 33 человек. Уже в год образования Института прошли курсы 585 учителей республики. Через четыре года учреждение стало именоваться «Чувашский институт усовершенствования учителей», с 1998 гг. — «Чувашский республиканский институт образования».
В ходе утверждения в стране тоталитарного режима и установки на обострение классовой борьбы по мере продвижения к социализму органы образования должны были проводить регулярные «чистки» своих рядов и избавляться от «классовых врагов». Под машину репрессий попали нарком просвещения Е.С. Чернов, возглавлявший одновременно открытый в 1930 г. Чувашский педагогический институт, преподаватели исторического факультета П.В. Ширяев, Е.А. Данилов, И.Д. Кузнецов др. Поскольку многие из обвиненных в троцкизме и буржуазном национализме были историки и филологи, в высших кругах назревали планы закрыть исторический факультет. В 1937 г. приема на первый курс этого факультета не было. Обеспокоенные судьбой факультета, нарком просвещения ЧАССР Р.И. Осипов и директор ЧГПИ В.Т. Харитонов 8 февраля 1938 г. обратились с письмом в Наркомпрос РСФСР с просьбой  сохранить намеченный к закрытию исторический факультет и возобновить на него прием студентов. В письме указывалось, что за период своего существования исторический факультет выпустил 64 учителя для неполных средних и средних школ. Учителя истории направлялись на работу и за пределы Чувашии. Просьба была понята и удовлетворена. К сентябрю 1938 г. на 1 курс было принято 64 человека. Этот незначительный на первый взгляд штрих из жизни Наркомпроса ЧАССР показывает, что органы народного образования работали весьма активно и творчески. Тем не менее при аттестации педагогического персонала школ в 1938—1939 гг. с занимаемой должности был освобожден каждый десятый учитель, преимущественно по политическим мотивам. Работники Наркомпроса сами находились «под прессом». Несмотря на репрессии, отстранившие от любимой работы сотни добросовестных работников, основная масса учителей продолжала выполнять свой патриотический долг перед родиной. 
Бывший воспитанник исторического факультета ЧГПИ профессор А.С. Степанов, академик Международной академии информатизации, в своей книге «На скрижалях истории» (М., 2002) пишет о трагических событиях второй половины 30-х гг.: «…из-за репрессий педагогический коллектив института  раскололся на две половины. Некоторые студенты, воспользовавшись неопределенностью обстановки, высокой требовательностью отдельных преподавателей  стали выдавать за  «зажим национальных кадров». Парадоксально, но факт: несмотря на оглупление лживой информацией о «подрывной» деятельности «врагов народа», воспринимавшейся нами  за бесспорную истину, мы не теряли  своего патриотического настроя. Таков был трагизм того времени». Следует оговорить, что имена многих незаконно репрессированных работников педагогического труда после ХХ съезда партии были восстановлены: они были реабилитированы (к сожалению, немногие из них  дожили до этого момента).
Одной из заслуг Наркомпроса ЧАССР в 30-х гг. стала борьба за постановку преподавания на родном языке, создание стабильных учебников. Проведенные по его настоянию в 1933 и 1938 гг. реформы чувашского языка отразились положительно на развитии печати и национальной школы, ликвидации неграмотности среди взрослых. Достаточно отметить, что в школах ликбеза в предвоенное десятилетие получили навыки чтения и письма до 200 тыс. взрослых жителей республики, которые благодаря своему общему культурному росту получили возможность еще активнее и результативнее участвовать в созидательном процессе, в укреплении экономического и  культурного потенциала республики и страны.
Таким образом, в 20-30-х гг. сложилась советская система народного образования, достижения которой общепризнаны, и достаточно целостно прошла испытание временем. При всей противоречивости периода предвоенных пятилеток в истории страны бесплатное школьное образование охватило самые широкие слои населения страны, заложив мощный патриотический потенциал, который явился главным источником победы советского народа в Великой Отечественной войне.
В годы тяжелой и изнурительной войны трудный экзамен пришлось выдержать органам народного образования и учебным заведениям. Часть школ была занята под госпитали. Большой наплыв детей из районов, временно оккупированных фашистскими захватчиками, а также из прифронтовой полосы, увеличил трудности в обеспечении школ и детских учреждений помещениями, мебелью и школьным оборудованием. Большинство  учебных заведений работало в две-четыре смены.  Осенью 1942 г. эвакуированных детей в возрасте от 3 до 17 лет в республике насчитывалось 17085 человек, из них 7600 — дети школьного возраста. Кроме того, с каждым годом увеличивалось число детей фронтовиков и детей-сирот, нуждавшихся в материальной и душевной помощи. При исполкомах Советов были созданы комиссии по бытовому устройству детей, оставшихся без родителей. За годы войны было открыто 9 детских домов (всего их стало 16), в которых воспитывалось 2107 детей. Был организован 21 колхозный детский дом. При школах функционировали 116 интернатов. Трудящиеся Чувашии шефствовали над эвакуированными детьми, проявляли к ним трогательную заботу.      
С учетом выбывших на фронт учащихся-старшеклассников и прибывших эвакуированных детей, общий контингент учащихся на 1941/42 учебный год составил 190896 вместо запланированных 183398 человек. Они обучались в 1025 школах, в том числе в 558 начальных, 342 неполных средних, 125 средних школах. По сравнению с довоенным учебным годом сеть школ сократилась на 10 единиц. С 1943 г. были открыты школы взрослых повышенного типа, переименованные через год в школы рабочей молодежи (ШРМ) и школы сельской молодежи (ШСМ).
Значительно усложнилось  выполнение  учебного плана. В связи с наличием в большинстве классов эвакуированных детей, преподавание в чувашских школах, особенно в начальных классах, велось на чувашском и русском языках параллельно. В состав учителей нерусских школ влилось много лиц, не владевших языком местного населения и ведущих преподавание только на русском языке. В 1941/42 учебном году в старших классах введен новый предмет — основы сельского хозяйства. Из-за нехватки специалистов по этому предмету приглашались в качестве преподавателей агрономы и опытные колхозники, которые, однако, не всегда справлялись с новым для них делом. Работники Наркомпроса убедили вышестоящее руководство в слабой результативности преподавания такого предмета. Через год этот предмет был снят с учебного плана. Были трудности с подбором преподавателей  военного дела и физической культуры, обусловленные их недостаточной подготовкой и частой сменяемостью. Хотя число старшеклассников уменьшилось, первоначальный всеобуч в годы войны удалось сохранить на уровне 98%.
На укрепление общественной позиции школ и повышение уровня учебно-воспитательной работы в них были нацелены постановления Советского правительства о раздельном обучении мальчиков и девочек, о введении правил для учащихся, об отмене практики соревнования в области учебной работы, об установлении цифровой пятибалльной системы оценки знаний и поведения учащихся, о введении экзаменов на аттестат зрелости и награждении особо отличившихся выпускников золотой или серебряной медалью, об обязательном обучении детей с 7-летнего возраста, об инспектуре школ, повышении заработной платы учителям и другим работникам школ, о награждении учителей орденами и  медалями СССР за выслугу лет и безупречную работу.  
Несмотря на трудности в начале войны, успеваемость в школах в первой половине 1941/42 учебного года составила 82,3%. Каждый четвертый ученик имел отличные и хорошие оценки. В первой половине 1942/43 учебного года успеваемость в школах республики составила 83,5%, в том числе в I–IV классах — 83,3, в V–VII классах — 75%, в VIII–Х классах — 77,4%. Лучших показателей добились учителя Шатьмапосинской средней школы Ишлейского района (директор С.П. Павлов), Полевошептаховской семилетней школы Комсомольского района  (директор В.М. Слюсарев) и др.
Комсомольцы и молодежь, воспитанные советской школой,  делали все зависящее от них для приближения победы над врагом. «За десять лет пребывания в Ходарской средней школе, — писал в ноябре 1942 г. советский воин А.Е. Мигушов, – я получил очень многое. Красная Армия для меня второй институт, а война — третий институт. Тут воспитываются мужество, выносливость, ненависть к врагу».
Откликаясь на призыв «Все для фронта, все для победы», школьники отдавали в помощь фронту заработанные в колхозе деньги собирали или сами готовили теплые вещи и подарки для фронтовиков, охраняли посевы и посадки, боролись с потерями урожая, выращивали для армии  свиней, кур, гусей, уток, благоустраивали и озеленяли улицы, вели тимуровскую работу, шефствовали над эвакогоспиталями и детскими домами, ставили концерты, проводили коллективные читки  газет с новостями с фронта и т.п. Хотя война поглощала много средств, бюджетные ассигнования на образование в республике с 68,7 млн рублей в 1940 г. возросло до 98 млн рублей в 1945 г. В конце войны в Чувашии функционировали 1036 общеобразовательных школ, 25 техникумов, 3 высших учебных заведения. В целом различными видами обучения, включая курсы и кружки, был охвачен каждый пятый житель. В индивидуальном порядке продолжалась работа по обучению неграмотных и малограмотных.
В годы послевоенного восстановления народного хозяйства при большом напряжении сил и средств государственные органы сумели выделять на нужды образования 14% бюджетных средств. Цифра эта рекордная для всех лет советской власти. Это позволило строить типовые здания, с 1949/50 учебного года охватить всех детей обязательным семилетним обучением. К этому времени сеть школ состояла из 567 начальных, 399 семилетних, 87 средних школ. Довоенное количество последних  был достигнут в 1954/55 г., затем в течение пятой пятилетки число средних школ выросло в 1,5 раза, количество учащихся в VIII–Х классах — почти в два раза. Количество пришкольных интернатов с 8 выросло до 72.  Это позволяло обучаться в средних школах детям, проживающим в отдаленных селениях.
Необходимость расширения системы семилетнего обучения побудило открыть Канашский учительский институт, функционировавший в 1949–1955 гг. Продолжалась и деятельность учительского института в составе Чувашского пединститута (1934–1952 гг.). По нашим подсчетам, оба учительских института выпустили в общей сложности 3520 специалистов с незаконченным высшим образованием. Когда в стране началась кампания по осуществлению обязательного восьмилетнего образования (1958–1964 гг.), требовались учителя с полным высшим образованием. Многие выпускники учительских институтов получали дипломы высшей квалификации преимущественно через заочную форму обучения в Чувашском пединституте.
Продолжалась работа по повышению квалификации педагогов. За 1945–1949 гг. переподготовку через курсы ИУУ прошли 4 тыс. учителей и другие работники образования. При Канашском, Порецком, Цивильском, Ядринском педучилищах проводились курсы для учителей начальных классов.
В процессе политехнизации школ, развернувшейся во второй половине 50-х гг., многие педагогические коллективы  добились заметных успехов. Так, Красноармейская средняя школа, установившая тесное содружество с местным МТС, имела оборудованную мастерскую, благоустроенный учебно-опытный участок, большой плодовый сад, позволившие многим питомцам школы стать участниками ВСХВ. Учащиеся Ходарской средней школы им. И.Н. Ульянова из семи звеньев в содружестве с правлением колхоза участвовали в уборке урожая и корнеплодов, заложили 30 тонн кукурузного силоса, неоднократно выходили победителями на республиканских конкурсах и завоевывали право стать участниками ВСХВ. Учащиеся Малояушской средней школы Вурнарского района в 1956 г. вырастили для колхоза кукурузу на площади 23 га, получили урожай зеленой массы по 725 ц с га. Такие факты непосредственного участия школьников в производстве свидетельствовали об укреплении связи школы с жизнью. Однако школьная реформа 1958 г. не достигла цели и была спущена на тормозах. Настоящего слияния школы с производством не получилось, в ряде случаев дело ограничилось не подтвержденными настоящим делом декларациями.
Следующий этап в истории школы периода семилетки (1959–1965 гг.) совпал с этапом осуществления обязательного восьмилетнего образования, когда семилетние школы стали преобразовываться в восьмилетние, а прежние десятилетки — в одиннадцатилетние. В систему просвещения были включены школы-интернаты (их число выросло с 6 до 11). Развернулось строительство новых типовых школьных  зданий, спортивных залов, мастерских, пришкольных интернатов. Помимо бюджетных средств широко использовались средства промышленных предприятий, колхозов и совхозов. Происходило преобразование начальных школ в восьмилетние, а последних — в средние. Если в 1960/61 учебном году было 1067 школ, в том числе начальных — 498, неполных средних — 401, средних — 168 с числом учащихся  190,9 тыс. человек  при 11600 учителях, то в 1965/66 г. было 933 школы, в том числе 234 начальных (их число сократилось в два раза), 373 неполных средних, 203 средних при 202,6 тыс. учащихся и 13444 учителях.  Таким образом, за годы семилетки произошли реорганизация сети общеобразовательных школ, рост числа учащихся и педагогов.
В 1959 г. по инициативе заслуженной учительницы РСФСР А.Н. Посадской в Вурманкасинской средней школе Вурнарского района появилась первая в Чувашии школа передового педагогического опыта. В 1961/62 г. организованы первые опорные школы в Канашском районе (Шихазанская средняя и Сугайкасинская семилетняя). В 1965 г. таких школ в республике насчитывалось 80.
Начиная с 1960 г. в чувашских школах было введено добровольное, «по желанию родителей», изучение родного языка. С 1964/65 г. во всех чувашских школах, начиная с V класса, преподавание всех предметов велось на русском языке. Чувашский язык изучался только как предмет школьного курса, т.е. его применение на других уроках стало необязательным. Приобщение к мировой культуре через усвоение русской культуры имело благородные, далеко идущие цели. Вместе с тем за четверть века в районах чувашской диаспоры выросло целое поколение чувашей, не знающих родного языка, следовательно, уже в значительной мере потерявших связи с историческими корнями своих предков. И без того малочисленные национальные школы чувашской диаспоры были обречены на вымирание.
Опыт преобразования всех средних общеобразовательных школ в школы с производственным обучением тоже себя не оправдал. Введение обязательной профессиональной подготовки при крайне слабой материальной базе не позволяло выбирать профессию с учетом склонностей и интересов учащихся, ибо в каждой конкретной школе была возможность организовать обучение лишь по 2-3 специальностям, которые зачастую определялись не потребностями народного хозяйства, а случайными, формальными обстоятельствами.
Начиная с 1964 г. осуществлялся обратный перевод одиннадцатилетней школы в десятилетнюю. В июне 1966 г. состоялся одновременный выпуск из Х–ХI классов. Производственное обучение сохранялось в тех школах, в которых имелись учебно-материальная база и квалифицированные специалисты.
С 1966/67 учебного года в Чувашской Республике начался переход к всеобщему среднему образованию. В 1966–1970 гг. общее количество общеобразовательных школ всех видов сократилось на 676 единиц при одновременном увеличении численности учащихся на 28,7 тыс. человек. Сеть начальных и семилетних школ сокращалась, а средних соответственно росла. Число последних за 1966—1975 гг. увеличилось с 203 до 284, в них полное среднее образование получили 74,3% бывших первоклассников. Почти все выпускники были охвачены различными формами обучения. Вместе с тем погоня за количеством отразилась на качестве работы, приводило к формализму, очковтирательству. Школа, как и все тогдашнее общество, испытывало на себе проявления застоя. Насущной задачей Министерства образования и педагогических коллективов являлась борьба за качество обучения, что особенно зависело от уровня подготовки педагогических кадров.
Важным событием в процессе подготовки педагогических кадров стало открытие в 1967 г. Чувашского государственного университета им. И.Н. Ульянова, а также новых факультетов в Чувашском государственном педагогическом институте им. И.Я. Яковлева: факультета иностранных языков (1954), художественно-графического (1960), музыкально-педагогического (1964), факультета физического воспитания (1969), факультета начальных классов (1976). Постоянный рост числа дипломированных ученых позволяло открыть при  вузах Чувашии аспирантуру и докторантуру, т.е. готовить на месте кандидатов и докторов наук.
Наметившиеся в конце «эпохи Брежнева» переосмысление уровня зрелости советского общества, курс на укрепление дисциплины и организованности в сочетании с развитием  демократических начал потребовали  новых подходов к проблемам школы. Однако осуществленная без должной подготовки реформа 1984 г. только обострила кризис школьной системы, лишенной творчества и внутреннего многообразия. Реформа проводилась «сверху», без должной поддержки «снизу». Предприятия не проявляли особой заинтересованности в участии школьников в производственной деятельности, ибо это требовало больших затрат. Из 514 базовых предприятий, закрепленных за общеобразовательными  школами, лишь 270, или каждое второе, предоставили рабочие места для организации профессиональной подготовки и общественно полезного труда. Введение с сентября 1985 г. в 9-х классах новой дисциплины «Основы информатики и вычислительной техники» в большинстве сельских  школ не сопровождалось комплектованием их самими вычислительными машинами.
Одобренные Всесоюзным съездом работников образования (декабрь 1988 г.) идеи демократизации школы стали реализовываться с 1990 г. и продолжались после распада СССР уже в условиях вхождения Российской Федерации в рыночные отношения. В принятом в 1992 г. Законе Российской Федерации «Об образовании» официально провозглашались деидеологизация школы, свобода и плюрализм, учет региональных традиций, разграничение компетенций и ответственности федеральных органов и органов власти субъектов Федерации в области образования, социальные гарантии в реализации прав граждан на образование и т. д. В 1985 г. в Чувашии появились первые классы с углубленным изучением предметов, в 1990 г. — первые гимназии, в 1991 г. — первые лицеи, наряду с базовым образованием дающие и профильное. Они позволяют учитывать интересы и развивать индивидуальные способности учащихся в творческой обстановке.
На начало 1992/93 учебного года в Чувашской Республике функционировало 715 школ с 210,1 тыс. учащихся, 684 дошкольных учреждения  с 72,1 тыс. воспитанников. В 35 профессионально-технических училищах обучалось 18,7 тыс., в 26 средних специальных учебных заведениях — 20,4 тыс. учащихся, в 4 вузах — 18,6 тыс. студентов. В 82 внешкольных учреждениях занимались различными видами профессионального творчества 15 тыс. детей. Кроме того, повышением квалификации через курсовую систему обучения на предприятиях, в колхозах и организациях было занято  83,2 тыс. человек. Таким образом, организованной формой обучения был охвачен каждый четвертый житель республики. В сфере образования было задействовано 29 тыс. педагогов, преимущественно с высшим образованием. Перед органами народного образования, начиная с Министерства до заведующего начальной школой или детским садом, стояли многочисленные проблемы, особенно по материальному обеспечению учебного процесса.
В Чувашской Республике функционировали 480 чувашских, 51 русская, 18 татарских, 6 мордовских школ и 160 школ с многонациональным составом учащихся. Министерством образования были разработаны 50 вариантов учебных планов для всех типов школ. Оно оказывало посильную помощь чувашским школам, находящимся за пределами республики. Таких школ насчитывалось 260. Помощь оказывалась прежде всего педагогическими кадрами, учебно-методической литературой. Учителя чувашского языка и литературы этих школ проходили курсовую переподготовку на базе Чувашского института образования. Проводились выездные семинарии и конференции с учителями школ диаспоры.
С 1993/94 г. началось развитие негосударственного сектора в сфере образования: открылись первые две частные школы на 228 учащихся. Увеличивалась доля студентов, полностью возмещающих затраты на свое обучение (платное обучение): число таких студентов в Чувашии с 5% в 1994/95 г. выросло до 36,1% в 2000/2001 г. Это противоречило декларированному советскими органами принципу бесплатности и доступности образования.
В ходе реализации Программы развития народного образования Чувашской Республики на 1994—2000 гг. решались задачи стабилизации и динамичного развития  системы образования на принципах демократии, гуманизма, научности и преемственности, нормативного и научно-методического обеспечения реформ общего образования. Не последнюю роль в условиях рыночных отношений имело придание статуса юридического лица образовательным учреждениям. К 2000 г. из 695 школ 75 имели самостоятельные расчетные счета. Развитие общественных механизмов управления образованием (попечительские советы, родительские комитеты) способствовало развитию внебюджетных источников финансирования.
Указом Президента ЧР от 9 апреля 2001 г. принята «Программа развития образования Чувашской Республики на ближайшие пять лет (2001–2005 гг.)». Она касается деятельности всех школ, 62 учреждений дополнительного образования, 20 вузов и их филиалов, 33 средних специальных учебных заведений, 29 учреждений начального профессионального образования, 438 дошкольных учреждений.
Модернизация образования, проводимая в настоящее время Министерством образования и молодежной политики республики (министр Г.П. Чернова) идет под девизом «Доступность, качество, эффективность образования» и осуществляется по следующим основным направлениям: 1) обновление содержания образования; 2) реконструкция сети общеобразовательных учреждений; 3) развитие единой образовательной информационной среды; 4) реформирование системы начального профессионального  образования;  5) создание государственной системы оценки качества образования (ЕГЭ, ГИФО); 6) повышение профессионализма работников образования; 7) социализация личности; 8) формирование нового финансового экономического механизма. Таким образом, значительные изменения, произошедшие в экономической, общественно-политической, культурной жизни общества в постсоветский период, возлагают на Министерство образования и молодежной политики новые требования, соответствующие современной эпохе.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика