Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Е.Казакова "Сельская школа как управленческая задача"

Сельская школа как управленческая задача

Елизавета КАЗАКОВА, доцент кафедры управления образованием Чувашского республиканского института образования

Сельская школа обладает рядом особенностей. Можно сказать, что она уникальна своей внутренней противоречивостью. Под внутренней противоречивостью я понимаю прежде всего ее типовое разнообразие и, как правило, малочисленность контингента. Для сельского жителя это безальтернативная школа, зависимая от места расположения и социально-экономического потенциала местности, слитность с природным окружением и тесная связь с народными традициями. Эти особенности порождают как проблемы, так и определенные преимущества сельского образования.
Опрос руководителей сельских и городских школ выявил следующие предпочтения обучения в сельской школе:
Сельская школа – не просто учебное учреждение, а целое сообщество, в ряде случаев школа семейного типа (школа-семья по И.Я. Яковлеву).
Возможность развивать каждого ученика, реализовать индивидуальный, практико-ориентированный подход к обучению.
Глубокое знание учителями социума: жизнь рядом, достаточно конкретные знания о потребностях и возможностях семьи.
Природосообразность содержания образования.
Большие возможности социализации учащихся.
Большее, чем у городских школ, влияние на формирование менталитета населения, так как школа – это своеобразный культурный центр.
Опираясь на традиции общинной жизни, сельская школа воспитывает в духе коллективизма, социальной ответственности за ребенка, благополучие родной земли, за всех людей, проживающих в данной местности. Из узковедомственного учреждения она превращается в центр общинной жизни, объединяя под одной крышей то, что управленцы обычно разъединяли: детский сад, школу, клуб, библиотеку, вечернюю школу, социальную помощь населению. Ограниченные возможности социальной сферы села, изолированность сельской школы от профессионального сообщества, – все это служит объективной причиной интеграции школы с немногочисленными учреждениями социальной сферы, хозяйствами, расположенными в микросоциуме. Современная социальная и экономическая ситуация не ослабила значимости сельской школы, а наоборот, качественно усилила ее роль как организующего центра сельского сообщества. Большинство опрошенных отмечает, что школа сегодня на селе является центром культуры и образования (64,8% респондентов социологического исследования «Сельская школа и социальное окружение»). Сельские жители выделяют такие выгодные позиции: сельская школа является центром развития детских общественных организаций; центром пропаганды и реализации здорового образа жизни; хранительницей национальных и народных традиций; центром возрождения духовной культуры, а также общественно-культурных инициатив.
Современная управленческая задача состоит в том, что надо искать оптимальные и эффективные методы взаимодействия «взрослые – дети – учительство». Модернизация системы сельского образования (векторы – качество, доступность и эффективность) может достигаться видовым многообразием образовательных учреждений.  Это и базовая школа, и школа – как социокультурный центр села, и сетевое взаимодействие с другими учреждениями. Все это способствует качественному образованию: хорошие результаты ЕГЭ, высокая поступаемость в вузы, освоение сельскими учащимися социально-творческого, исследовательского опыта, овладение ими знаниями, умениями, навыками, носящими не столько учебную, сколько практическую направленность. В таком случае актуальность приобретают кредитно-зачетная, накопительная системы оценки,  а также портфолио каждого ученика. Последнее уже вводится в школах для облегчения работы с учащимися, фиксирования их достижений в учебе. Эффективное взаимодействие школы и среды может осуществляться и через различные организационные формы: введение в учебный план новых предметов (культура родного края, города, этнография) возрождение народных традиций, более глубокое изучение чувашского языка. К преподаванию могут привлекаться специалисты из учреждений культуры, местного самоуправления, рядовые жители (интересные встречи на классном часе), организация ученических производственных бригад; совместные социальные проекты; работа по возрождению народных промыслов. Сельская школа во многих случаях дает своим ученикам еще и допрофессиональное сельскохозяйственное образование. Это важное звено в подготовке к самостоятельной жизни на селе. Кроме общего образования, ведется профессиональная начальная подготовка по специальностям швея, овощевод, цветовод, машинист-тракторист с получением сертификата. Нередко для довузовской подготовки сельские школы приглашают преподавателей из сельскохозяйственной академии. Занятия проводятся в соответствии с учебным планом и в виде подготовительных курсов по математике, физике, химии и биологии. Такая подготовка увеличивает шанс поступления в сельскохозяйственные вузы.  По завершении занятий слушатели получают сертификат. Выпускные экзамены засчитываются как вступительные в сельскохозяйственную академию по одному предмету. С каждым годом количество поступающих в сельхозакадемию сельских выпускников растет. Право заниматься на этих курсах имеют и учащиеся, желающие поступать в другие вузы. Для специалистов и работников сельскохозяйственных предприятий работает центр допрофессиональной и общеобразовательной подготовки (консультационные пункты), где желающие могут получить  консультацию высококвалифицированных  специалистов из Чувашской сельскохозяйственной академии. По данным этого центра свою жизнь с селом планируют связать 13% учащихся, 12% старшеклассников мечтают получить высшее образование и вернуться работать в село.
Более подробно остановимся на сельской базовой школе. Этот вариант связан с необходимостью вложений в социальную сферу, укреплением материально-технической базы.  
Претенденты на базовые школы отбираются по конкурсу, по ряду показателей, их лучше оснащают, организуется подвоз детей. В результате реструктуризации в сельских районах будет примерно 200 базовых школ, оснащенных современным учебным оборудованием, укомплектованных высококвалифицированными кадрами. Подобные школы уже созданы. Например, в базовой школе поселка Опытный Цивильского района обучается 509 учащихся. Из них половина поселковых ребят, 50 учащихся перешли из реорганизованных школ, более 200 приезжают из других сел района и других районов Чувашии. Педагогический коллектив  включает 49 учителей, среди них высшую квалификационную категорию имеют 11, первую категорию – 14 человек. Отличниками народного просвещения являются 6 педагогов, почетными работниками общего образования РФ – 6. Два педагога носят звание заслуженного учителя ЧР.
В школе преподается 29 спецкурсов с углубленным изучением математики, физики, биологии, химии, русской и чувашской филологии, иностранного языка.  Их посещает около половины учащихся. Введены новые учебные курсы: мировая художественная культура, информатика, зарубежная литература, стилистика, русская словесность, родная литература, страноведение, хореография.  Педагоги школы используют инновационную адаптивную систему обучения, проводят нестандартные уроки по системе Л. Занкова, уроки самосовершенствования. Применяют интерактивные методы обучения.
Школа поселка Опытный в течение ряда лет целенаправленно ведет работу по организации исследовательской и творческой деятельности учащихся. С каждым годом растет количество ребят, представляемых на школьную и районную научно-практические конференции. Учащиеся побеждают на республиканской молодежной конференции. Их готовили и готовят учителя Т.Н. Петрова (секция «Отечество»), О.А. Хвостенкова (филология), С.А. Боченков, Т.А. Боченкова (химия) и многие другие.
У учащихся есть возможность много заниматься и во внеурочное время. На выбор работают спортивные секции по волейболу, баскетболу, легкой атлетике, лыжному спорту, туризму,  кружки «Умелые руки», «Рукодельница», «Клуб юных журналистов», литературные кружки по русской и чувашской литературе, хореографическая студия, изостудия. Многие коллективные творческие дела стали традиционными.
Самым большим из них в году является вечер «За честь школы». Это творческий отчет  школы перед родителями и общественностью, яркий вокально-танцевальный рассказ о достижениях школы, ее лучших учениках и учителях. Ежегодно в школе проводится неделя семьи, спортивные соревнования между родителями и детьми, конкурсы. Они всегда вызывают огромный интерес и дают возможность каждой семье проявить свои способности.
Результаты анкетирования показывают, что учащиеся довольны своей учебой и досугом в школе. Было опрошено 23 ученика из реорганизованных школ.
1. Что ты почувствовал, когда узнал, что будешь учиться в средней школе поселка Опытный?
Радость – 11 баллов, недовольство –1, интерес – 1, небольшую тревогу – 6,     исполнилось моё желание – 1, ничего – 3.
2. Нашел ли ты новых друзей в этой школе?
Да – 22, нет – 1.
3. Доволен ли ты тем, как относятся к тебе учителя?
Да – 21, нет – 2 (учителя очень строгие).
4. Хорошо ли ты себя чувствуешь в новом классном коллективе?
Да – 21, нет – 2.
5. Принимал ли ты участие в школьных делах в своей бывшей школе и в средней школе поселка?
В своей бывшей школе: да – 11, нет – 12.
В средней школе поселка Опытный: да – 23, нет — 0.
6. Что тебе нравится и не нравится в школе?
Нравится: всё – 7, новые друзья – 2, сама школа – 1, учиться – 1, мероприятия – 4, учителя – 2, уроки –2, кабинеты –2.
Не нравится: шум на переменах – 3, строгие требования –1, поздно возвращаюсь домой – 1.
7. Занимался ли ты  до прихода в новую школу в кружках и секциях, посещаешь ли кружки теперь?
Раньше: да – 5, теперь: да – 23
8. Какие определения ты подобрал бы к сочетанию «школа поселка Опытный»?
большая – 12, красивая – 6, хорошая – 12, полезная – 1, весёлая –1, единственная – 1, неповторимая –1, светлая –1, требовательная – 1.
9. Не возникает ли у тебя желание вернуться в школу, в которой ты учился раньше?
Нет –20, да – 3.
Аналогичны результаты анкетирования учащихся профильных 11 классов и родителей учащихся, привозимых из других сел. Правда, количество положительных ответов (в процентах) гораздо выше.
Социокультурный образовательный комплекс может объединять местные учреждения культуры, спорта, социального обеспечения и образования. Такой подход позволяет сэкономить материально-технические средства, одновременно появляется возможность сохранить саму школу.  Объединение ресурсов расширяет доступ сельских школьников к более качественному образованию, получению более широкого спектра образовательных услуг: это расширенные библиотечные фонды, занятия в компьютерных классах, начальная профессиональная подготовка, занятия спортом, музыкой, искусством. Благодаря такой форме организации работы, к примеру, более половины учащихся Моргаушского района, где организовано несколько таких центров, могут заниматься техническим творчеством и другими дополнительными занятиями. Оплата труда специалистов не зависит от финансового положения школы. У педагогов появилась возможность за счет  объединения интеллектуального потенциала нескольких учреждений  работать в более крупных коллективах, где легче создать  творческую среду, где более широкие возможности  повышения своей квалификации и изучения новых образовательных технологий.
В таких комплексах создаются условия не только для развития детей. На их базе работают коллективы и для взрослых. При сельских администрациях создаются  общественные советы, которые работают  в тесном, взаимовыгодном сотрудничестве с администрацией подобных учебных комплексов. Однако большие трудности возникают в связи с отсутствием нормативно-правовой базы для вновь созданных  культурно-образовательных комплексов. Некоторые комплексы строят свою работу по достаточно простой системе управления: во главе каждой структуры стоит один из заместителей директора; проблемные вопросы обсуждаются на общей конференции. Каждая структура имеет свое штатное расписание и бюджет, а бухгалтерия общая. Интересы структурных единиц комплекса представляет общий совет школы, все педагоги объединены в общий педагогический совет.
Многие руководители сельских школ-комплексов заключают договоры с местными предприятиями на аренду земли, оказывают помощь в летнее время лесничествам. В счет арендной платы образовательные комплексы получают от хозяйств мясные и молочные продукты, стройматериалы, транспортные и другие услуги. Умелым директорам центров Моргаушского района удается привлечь от 230 до 450 тысяч рублей внебюджетных средств за год. Администрации школ понимают, что без развития сельской школы невозможно сохранить культурный облик села с его традициями и обычаями, нравственными устоями и бытом. Многие считают, что решение этих проблем не под силу малокомплектным и классическим массовым школам. Поэтому в Моргаушском районе создавались учебно-воспитательные центры и культурно-образовательные комплексы, которые объединяют культурно-просветительские, спортивно-оздоровительные и внешкольные учреждения в интересах воспитания и обучения детей и молодежи. Комплексы  существенно повышают социальную роль сельской школы, так как имеют лучшие условия для подготовки выпускников к получению будущей профессии. Многие современные школьники хотят жить в своей местности, работать для развития своей малой родины. В Моргаушском районе более половины сельских ребят, отучившихся в вузах, возвращаются в родные места.
 Еще один вариант образовательной структуры – это ассоциация образовательных учреждений. Она более приемлема для  районного центра, где расположены две или три школы и близко друг от друга. У каждой школы своя специфика, свои традиции, имеется своя ресурсная база. Есть школы с богатой материальной базой: хорошо оборудованные мастерские, работают прекрасные специалисты в области технологии, организовано начальное профессиональное обучение, в другой качественно преподают гуманитарные предметы, есть опыт организации научно-исследовательской деятельности. С объединением в ассоциацию у учащихся появляется выбор, они одновременно смогут воспользоваться услугами и возможностями не одного, а сразу двух или нескольких учебных заведений.
Например, ассоциация содействия развитию образовательных учреждений Красноармейского района объединила человеческие, материальные, финансовые, информационные и другие ресурсы Красноармейского центра образования, Траковской  чувашско-немецкой  гимназии  и  Красноармейской средней школы № 2.  По мнению авторов идеи, это объединение позволило решить проблему доступа  к качественному образованию не только для школьников, проживающих в районном центре, но и для школьников из близлежащих деревень и сел. Ассоциация организовала подвоз учащихся. Результаты следующие: увеличилось количество победителей районных и республиканских олимпиад, улучшились результаты ЕГЭ. Появились новые предметы в учебных планах. Школьники из близлежащих сел и деревень приезжают на автобусах и имеют возможность заниматься у хороших преподавателей. Всего в  школах ассоциации занимаются дети из 8 образовательных учреждений, часть детей проживает в общежитии Траковской гимназии. Ассоциация предлагает большой спектр дополнительных образовательных услуг: изучение информационных технологий, репетиторские услуги по подготовке в вуз, воскресная школа для малышей и их родителей, занятия искусством, спортом. Активность родителей превзошла ожидания: они не просто вникают в дела образовательного учреждения, но и предлагают свои варианты совершенствования – предлагают ввести больше занятий иностранными языками, компьютерной грамотности, эстетического образования. Педагоги и школьные команды принимают активное участие в республиканских конкурсах проектов. В ассоциации появились попечительские советы и принимают участие в разработке школьной политики.
Правда, были поначалу трудности. Не все педагоги поддерживали идею ассоциации. Тем, кто привык спокойно проводить уроки и уходить после них домой, стало непривычно. Ведь им надо быть конкурентоспособными, чтобы оставаться в должности, а это дополнительное напряжение. А вот родителей, желающих отдать детей в школы ассоциации, стало больше, чем имеющиеся места. Сейчас некоторые из этих проблем разрешились. По мнению детей и родителей, у учеников стало больше возможностей получить хорошее образование. И педагоги стали дружнее и внимательнее друг к другу. Но многие учителя признают, что приходится много работать, делом доказывать, что ты хороший специалист.
Ученики средней школы № 2 консультируются у преподавателей гимназии. Отдельные занятия проводятся педагогами обоих учебных заведений совместно для смешанных групп учеников. Занятия детям очень нравятся.
Тесная связь школы и окружающего социума дает свои позитивные результаты.
Укрепляется нравственная связь между поколениями, между детьми и родителями. Решается проблема организации дошкольного образования, культурного досуга детей и молодежи, детского и молодежного движения на селе, что чрезвычайно важно, когда закрываются многие дошкольные учреждения и клубы. Интеграция сельских детей в современное общество облегчает проблему приобщения их к достижениям в области информатики, агроэкономики и агротехники. У сельской школы свое лицо, свои особенности. Она многогранна. Важно найти варианты работы сельской школы, дать детям возможность осуществлять образование там, где они комфортно себя чувствуют.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика