Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

О.Кульев "Интервью с В.П. Мидуковым"

Интервью с В.П. Мидуковым

Беседовал Олег Кульев

 

— Владимир Петрович, Вам как министру просвещения Чувашии достался весьма непростой и своеобразный период в истории нашей страны – время перестройки, горбачевских перемен. Реформы в системе образования следовали одна за другой. Какие основные задачи Вам тогда приходилось решать? Со всеми ли удалось справиться?

– Реформы требовали преж­де всего изменений в содержании образования. Появились школы с углубленным изучением различных предметов, другие типы школ. Серьезное внимание начало уделяться внедрению в учебный процесс информационно-вычислительной техники. Мы начали с передвижного компьютерного класса, который был установлен на автобусе и колесил по всей республике. Таким образом многие учащиеся впервые познакомились с персональным компьютером, его устройством. В городских школах появились первые персональные ЭВМ.

В этот период также был сделан существенный рывок в плане укрепления материально-технической базы школ. Ежегодно сдавалось в эксплуатацию 20–23 школы, до 20 детских дошкольных учреждений, – это цифры внушительные. Была поставлена задача: вывести школы из ветхих помещений. Для этого использовались средства не только государственные, но и сельхозпредприятий, различных министерств и ведомств.

Еще один важный момент того периода: в расписании городских школ появились уроки чувашского языка, родного края. На них происходило знакомство не только с языком, но и с историей и культурой всех народов, населяющих нашу республику. Для подготовки соответствующих учебников создавались авторские коллективы, изыскивались средства для их издания.

В общем, этот период был переломным этапом в развитии сферы образования в республике. Вместе с тем нельзя сказать, что все задачи тогда удалось решить. Не удалось вывести все школы из ветхих помещений. Связано это прежде всего с тем, что наша страна в начале 90-х годов прошлого века попала в кризисную ситуацию, и система образования очень сильно пострадала. Она выжила, выдержала эти нелегкие времена только потому, что в свое время была создана крепкая база, в том числе и в плане кадрового потенциала. Одержимость учителей, их приверженность своей профессии помогли сохранить все то лучшее, что было накоплено в советской школе.

— Говорят, большое видится на расстоянии. С позиций сегодняшнего дня как Вы оцениваете школьные реформы конца 80-х – начала 90-х? Все ли они были верны, до конца продуманы?

— Это было самое начало реформ. Министром образования я работал около восьми лет. Невозможно было за этот срок полностью перестроить систему образования, да и задачи такой не ставилось. Задача была иного плана: чтобы ученик научился мыслить, самостоятельно добывать информацию, используя новые технологии. Первые образцы вычислительной техники были несовершенными, на смену им в 90-е годы пришли другие, импортного производства, появились программы. Но начало всему этому было заложено в 80-е годы.

— В 1992 году при Вашем непосредственном участии был организован журнал «Халăх шкулĕ – Народная школа», ставший любимым изданием педагогов республики. Следите ли Вы за его судьбой? Как оцениваете содержательную сторону?

— Да, журнал появился 13 лет назад, потому что в нем была потребность. Сами учителя просили возобновить это издание, выходившее еще в довоенные годы под названием «Халăха вĕрентес ĕç». 1992 год, сами помните, в финансовом плане период был очень непростой. Первые номера журнала готовились на общественных началах. Надо сказать, журнал выдержал испытание временем, он состоялся, и в этом заслуга, прежде всего, сотрудников редакции, ну и, конечно, министерства. Отдельные номера «Народной школы» иногда попадают в мои руки и я с удовольствием знакомлюсь.

— Что бы Вы пожелали читателям журнала?

— Не только читать журнал, но и делиться с коллегами своими мыслями, опытом работы. Всем нам надо задуматься: по какому пути идти российскому образованию? В последнее время много говорят о модернизации образования. Что это такое? Я думаю, что это прежде всего изменение содержания образования с учетом потребностей сегодняшней жизни. Всестороннее развитие личности — это хорошо, но школа должна иметь и практическую направленность обучения. Беда нашей школы, в первую очередь высшей школы, в том, что она готовит специалистов, не учитывая потребности сегодняшнего производства, экономики, ибо нет государственного заказа.

— Вспоминаете ли Вы свои школьные годы? Встречаетесь ли с одноклассниками? Кого из своих учителей и почему помните до сих пор?

— Учился я в Ходарской средней школе Шумерлинского района, Хорошо помню всех учителей, особенно директора Мурашкина Валентина Анатольевича. Преподавал он русский язык и литературу, и сделал очень многое, чтобы мы научились правильно говорить на не родном для нас языке, ясно излагать свои мысли. Был прекрасный коллектив. В те времена Ходарская школа гремела, она была не только общеобразовательной, но и политехнической. Помнится, после ее окончания мы получили даже специальности штукатура, тракториста-машиниста третьего класса. Сейчас, конечно, в родной школе бываю не так часто, как в бытность министром. Периодически встре­чаемся с одноклассниками, друзьями. Конечно, вспоминается самое лучшее. Учителя занимались с детьми не только в стенах школы, но и за ее пределами. В моей родной деревне Яндаши были две волейбольные площадки, городошная площадка. Кстати, городошные снаряды мы вытачивали сами в школьной мастерской, здесь же делали для себя коньки. Учителя для нас были первыми помощниками.

— А почему сами решили стать педагогом? Что повлияло на Ваш выбор?

— Повлиял, конечно же, отец — Петр Михайлович Мидуков. С войны он вернулся после ранения, долгое время заведовал начальной школой в деревне Яндаши. Так что это уже, наверное, семейная традиция — служить делу просвещения.

— А традицию кто-нибудь продолжает в Вашей семье?

— Мой брат Иван Петрович работает заместителем директора в Туванской средней школе. Да и супруга моя трудится учителем иностранного языка. Работа педагога, сами знаете, очень сложная. Ну и наши дети, наверное, видя это, решили выбрать иную стезю в жизни.

Сам я закончил физико-математический факультет пединститута в 1968 году. По направлению некоторое время проработал в Яншихово-Норвашской средней школе Янтиковского района, потом — служба в армии. После возвращения трудился в разных школах Чебоксарского района учителем, заместителем директора, директором. Довелось поработать и в комсомоле. Но где бы я ни трудился, всегда помнил, что я прежде всего педагог.

— Владимир Петрович, как Вы в своем нынешнем статусе регионального лидера партии «Единая Россия» можете помочь сфере образования республики?

— Вот у нас недавно прошла конференция. Мы приняли обращение ее делегатов, где четко записали: в следующем году надо повысить заработную плату бюджетников не менее чем на 50%. Обращение пойдет в Госсовет и правительство республики. В программе партии «Единая Россия» есть конкретный раздел «Развитие системы образования». В ближайшие 3-4 года надо добиться того, чтобы учитель получал 6-8 тысяч рублей в месяц, а еще луч­ше приравнять их к государственным служащим. Это был бы идеальный вариант, потому что учитель на самом деле выполняет государственный заказ.

— Не кажется ли Вам, что сегодня много говорят об обучении, передаче знаний и забывают о воспитании?

— Сама школа в одиночку в нынешней ситуации не способна решить эту проблему — это задача всего общества. Да, учебный процесс должен быть воспитывающим. Вспомните нашумевшую историю с соросовскими учебниками по истории России. Такого не должно быть.

На одном энтузиазме сейчас далеко не уедешь — надо инвестировать школу, изыскивать не только бюджетные средства, но и развивать меценатство. Раньше это называли шефством над школой.

— Как вы оцениваете общий уровень образования в Чувашии на фоне России?

— Я не буду называть какие-то цифры, скажу только одно: наши выпускники школ через ЕГЭ поступают в самые престижные вузы России. Отсюда вывод – уровень образования в республике достаточно высок. Другое дело, надо подтянуть сельские школы. И в этом плане многое делается: есть президентская программа, есть кадры, а главное — желание работать.

Задачи в сфере образования неразрывно связаны с общими задачами, стоящими перед республикой. Правильно пишет наш президент в Послании Госсовету: «Чувашия должна быть инновационной республикой». Основная задача — повышение уровня благосостояния людей, как на селе, так и в городе. Этого можно добиться только через образование, подготовку кадров, то есть через интеллектуальный потенциал.

— Спасибо. Успехов в работе!

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика