Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

П.В.Моисеев, О.Г.Кульев "Круглый стол аксакалов"

Круглый стол аксакалов

П.В. МОИСЕЕВ, О.Г. КУЛЬЕВ

В ходе подготовки настоящего номера, посвященного юбилею Министерства образования и молодежной политики ЧР, редакция организовала встречу с бывшими министрами просвещения (образования) республики. Беседа велась вокруг животрепещущих, стратегически важных для того времени проблемах, когда они стояли у руля корабля просвещения и воспитания подрастающего поколения республики. О живой истории развития образования в Чувашии рассказывали министры просвещения (образования) разных лет: Дмитрий Егорович Егоров (1961 — 1964), Георгий Сидорович Сидоров (1964 — 1973), Николай Григорьевич Счетчиков (1973 — 1983), Владимир Петрович Мидуков (1984 — 1992) и Рюрик Николаевич Морозов (1994 — 1996). Интерес представляет не только рассказ об этапах решения актуальных задач образования в советское время и постсоветский период, но и личностное отношение к современным реформам образования, модернизации содержания обучения и воспитательных аспектов. Руководил беседой главный редактор журнала П.В. Моисеев. В номере публикуются воспоминания о работе Министерства просвещения Чувашской АССР и интервью с бывшими министрами.

Д.Е. ЕГОРОВ.
— Какие важнейшие проблемы решались Министерством просвещения Чувашской АССР в годы Вашего правления (1961–1964)?
– Министерство просвещения и его органы на местах (в районах и городах) проделали большую работу по реорганизации семилетних школ в восьмилетние, расширению сети старших классов общеобразовательных школ. В республике развернулась борьба за подъем школы на качественно новый уровень, улучшение ее как единой, трудовой и политехнической. Претворяя в жизнь концепцию общего среднего образования педагогические коллективы школ проводили большую работу по разработке учебных планов и программ.
Однако нельзя считать, что в решении сложных задач школьного образования в Чувашии все шло гладко и благополучно. В работе встречались трудности, связанные с объективными и субъективными причинами. Сказывалась слабая материальная база, двухсменность занятий в ряде школ. Министерству просвещения и всей общественности республики удалось развернуть в республике широкое инициативное строительство школьных зданий за счет средств колхозов и предприятий. За успехи в этом деле ЧАССР и отдельные районы награждались Министерством просвещения РСФСР и ЦК профсоюза.
Имели место ошибки и другие негативные явления организационного порядка. Не было необходимости, на наш взгляд, преждевременного принятия решения бюро Чувашского обкома КПСС и Совета Министров ЧАССР от 26 июля 1960 г. «О переходе к обучению учащихся в V–VII классах на русском языке и мерах по улучшению изучения русского языка и литературы в чувашских школах». Этим решением было предложено Министерству просвещения республики обеспечить в течение ближайших 2-3 лет перевод преподавания всех предметов на русский язык, начиная с 5 класса.
Во исполнение указанного решения в республике было прекращено издание учебников на чувашском языке для учащихся V–VII классов. Преподавание всех предметов на русском языке, даже в отдаленных сельских школах начиная с V класса, вызывало непреодолимые трудности. Конечно, в какой-то степени переход к обучению на русском языке несколько способствовал повышению успеваемости учащихся по русскому языку, но никак не помогло улучшению качества овладения учащимися основами наук, не повлиял положительно на уровень знаний, умений и навыков школьников по всем другим предметам. Породилась недооценка родного языка в обучении, ибо одновременно шло сокращение часов на изучение чувашского языка. Стал падать социальный престиж родного языка в глазах его носителей. Даже в райцентрах с чисто чувашским населением почти повсеместно школы были переведены на русский учебный план, чувашский в них перестали изучать даже как предмет.
Под знаком интернационализации проводилось сужение сферы родного языка, что приводило к национальному нигилизму, сдерживало развитие национальных культур. Чтобы успешно внедрить в чувашскую школу преподавание всех предметов на русском языке, начиная с V класса запрещалось детям читать по-чувашски, а кое-где и говорить. В школах исчезли стенные газеты и пионерские уголки на чувашском языке. В городских школах, техникумах и вузах не было слышно живой чувашской речи учащихся.
Некоторые руководители республики своим вмешательством пытались обеспечить завершение перехода к преподаванию на русском языке всех предметов в кратчайшие сроки. Никакие предложения Министерства просвещения республики и учительства на этот счет в расчет не принимались. Так, постановлением бюро Чувашского обкома КПСС от 16 июля 1963 г. «О ходе выполнения постановления бюро обкома КПСС и СМ ЧАССР «от 26 июля 1960 г. Министерство просвещения (Егоров) и органы народного образования на местах были обвинены в том, что они «не осознали до конца, что переход к обучению на русском языке в чувашских школах является одной из важнейших проблем народного образования в республике и имеет огромное народнохозяйственное и политическое значение».
В условиях тоталитарного режима власть имущие не хотели замечать, что ранний перевод чувашских школ на русский язык обучения вызвал ряд других отрицательных последствий.
Гораздо труднее обстояло дело с постановкой школьного образования за пределами республики, в местах проживания чувашской диаспоры. В них есть и должны быть чувашские школы, газеты, журналы, учителя, подготовленные для преподавания в чувашских школах. Однако до недавнего времени эти вопросы мало кого волновали, потому в них мало было чувашских школ, не хватало учителей и т.п. Любые попытки Министерства просвещения ЧАССР и творческой интеллигенции ставить вопросы подготовки учителей и других национальных кадров для работы в населенных чувашами районах рассматривались некоторыми партийными руководителями как проявление национализма. Совершенно не рассматривались проблемы национальной культуры не только руководителями республик и областей, в которых проживают чуваши, но и Министерствами Российской Федерации.
Так, в 1964 г. за подписью министра просвещения ЧАССР Д.Е. Егорова, члена-корреспондента АПН РСФСР М.Я. Сироткина, народного поэта Я.Г. Ухсая, деятелей культуры и просвещения И.А. Андреева, М.И. Скворцова, Г.Я. Хлебникова и некоторых других было послано обращение в Министерство высшего и среднего специального образования РСФСР, в Башкирский обком КПСС, ректору Башкирского университета с просьбой рассмотреть вопрос об открытии чувашского отделения при Башкирском университете, чтобы начать здесь подготовку учителей чувашского языка для работы в ближайших к БАССР территориях с чувашским населением. Никакого отклика ни от кого не последовало, кроме «разгона», устроенного руководителем Башкирии в адрес чувашских коллег. Все завершилось тем, что вскоре после этого Чувашским обкомом КПСС был освобожден от занимаемой должности министр просвещения ЧАССР Д.Е. Егоров с формулировкой «в связи с переводом на другую работу».
Конечно, указанные факты не нуждаются в комментариях. Следует лишь отметить, что аппарат Министерства просвещения ЧАССР, органы народного образования, педагогические коллективы школ республики несмотря ни на что трудились и, в основном, успешно решали задачи, поставленные перед советской школой. Обеспечение всеобщей грамотности населения, осуществление всеобщего восьмилетнего и среднего образования, совершенствование работы учебных заведений, расширение профессионального образования шло в неразрывной связи с задачами, которые решались в нашей стране.
Г.С. СИДОРОВ.
— Георгий Сидорович, Вы министром просвещения проработали с 1964 по 1973 год. На Ваших плечах лежала большая ответственность по переходу и осуществлению всеобщего среднего образования, совершенствованию содержания обучения. Давайте остановимся на ключевых вопросах, которые решали Вы и Министерство просвещения. Какие новые проблемы встали перед Министерством в связи с переходом с 8-летнего образования на среднее?
— Директивные органы страны поставили задачу в основном завершить в 1966—1970 годах введение всеобщего среднего образования молодежи. Надо было четко определить конкретные пути и средства реализации этой задачи, развернуть организаторскую работу среди населения по раскрытию политического, экономического и социального значения решения этой проблемы, довести до сознания каждого жителя республики, что дать среднее образование  — это значит поднять на новую, более высокую ступень образованность советских людей, тем самым создать важнейшие предпосылки дальнейшего развития производительных сил, науки, техники и культуры.
Всеобщее среднее образование осуществляли общеобразовательные школы, техникумы и средние профтехучилища. В те годы 63-65% выпускников 8 классов для получения среднего образования поступали в 9 классы дневных школ (по РСФСР 55%), в вечерние школы рабочей и сельской молодежи — 18-20% (по РСФСР 10%). Основная тяжесть легла на общеобразовательную школу. Поэтому надо было установить научно обоснованную сеть всех типов школ, расположив средние школы в кустах восьмилетних школ, максимально приблизив их к местожительству учащихся и обеспечив условия нормального комплектования. Многие малокомплектные начальные школы были закрыты, отдельные восьмилетки ввиду малочисленности учащихся были реорганизованы в начальные.
Средние специальные учебные заведения сыграли значительную роль в осуществлении среднего всеобуча. В годы восьмой пятилетки расширилась сеть техникумов, контингент учащихся в них увеличился на 4 тыс. человек, а выпуск специалистов почти в 2 раза.
В республике в эти годы функционировало только одно среднее профтехучилище, куда ежегодно принимали лишь 0,2% подростков, окончивших 8 классов. Остальные профтехучилища давали только рабочую квалификацию, в них обучалось более 3 тыс. человек. Поэтому в этих училищах открывались филиалы и классы вечерних школ. Но это создавало большие трудности в осуществлении среднего образования.
К началу 1973/74 учебного года республике удалось в основном осуществить всеобщее среднее образование. Это привело к значительному повышению общеобразовательного уровня населения. Если по итогам переписи населения 1939 года на одну тысячу жителей высшее, среднее и неполное среднее образование имели 99 человек, в том числе среднее и неполное среднее — 95, то по данным переписи населения 1970 года — 467, в том числе среднее и неполное среднее — 442.
Сейчас отдельные политики либерального толка заявляют, что всеобщее среднее образование ничего не дало, в нем не было никакой необходимости. При этом умышленно скрывают, что в 1970 году многие промышленно развитые страны уверенно шли по пути всеобщего высшего образования. Так, в Японии 70% выпускников средних учебных заведений поступало в вузы. Вот почему Япония стала ведущей страной в новой технике, технологии.
Меня удивляет, что в настоящее время миллионы детей России не охвачены обучением, в Российскую армию часто призываются неграмотные и полуграмотные юноши. В то же время предано забвению опыт «проклятого» социализма по организации всеобщего семилетнего, восьмилетнего и среднего образования. Тогда всеобщее обучение детей считали важнейшей задачей государства, а не одного Министерства просвещения. Всеобщим обязательным обучением занимались школы, техникумы, профтехучилища, органы образования, сельские и поселковые советы, райгорисполкомы, райкомы, горкомы партии, Совет Министров, Чувашский обком КПСС. К концу рабочего дня (в начале учебного года) Министерство просвещения, правительство, обком КПСС через свои организации получали данные, где и кто не охвачен обучением, обеспечивали полный охват обязательным образованием.
Я начал работать в школе в 1951 году. После войны было много сирот, многие семьи испытывали материальные трудности. Страна создавала ядерный щит, но и в этих условиях каждая школа имела фонд всеобуча. Нуждающихся детей обували, одевали, если нужно – кормили. Почему сейчас в России миллионы детей не охвачены обучением в школе? Почему этим детям не оказывают материальную помощь? Министры экономического блока Правительства России жалуются, что стране мешают лишние нефтедоллары. В то же время нет денег для беспризорных детей. Это национальный позор России! Разве можно экономить на беспризорных детях? Можно ли говорить об успешном развитии образования, если миллионы детей вне школы?
— Что конкретно происходило в обучении и воспитании в сравнении со старыми учебными планами и программами?
— Повышение качества обучения, приведение его содержания в соответствие с требованиями общества — одна из главных проблем школы. Бурное развитие науки, резкое сокращение времени между научным открытием и его внедрением в производство вынудило критически переоценить содержание образования, которое выражается в учебных планах и программах.
В Российской Федерации был установлен порядок: Татарская, Башкирская и Якутская республики имели право разрабатывать и утверждать учебные планы для своих школ, а школы других автономных республик занимались по единому типовому учебному плану национальных школ РСФСР, на основе которого республики разрабатывали свои рабочие учебные планы.
Новый учебный план чувашской школы был составлен в полном соответствии с типовым учебным планом национальных школ, номенклатура предметов, включенных в него, полностью соответствовала номенклатуре предметов типового учебного плана. В связи с переводом национальных школ на русский язык обучения в типовом учебном плане были сокращены часы на изучение родного языка и литературы. При обсуждении учебных программ по чувашскому языку и литературе на заседании учебно-методического совета было высказано предложение увеличить часы на изучение чувашской литературы в 8—10 классах. После длительных переговоров Министерство просвещения РСФСР, в виде исключения, разрешило увеличить количество часов на изучение чувашской литературы в 8—10 классах. Но кому-то это не понравилось. В ЦК КПСС поступила жалоба, обвиняющая меня в национализме.
В соответствии с этим планом были составлены и утверждены новые учебные программы по чувашскому языку и литературе для 1–10 классов, разработаны методические указания о порядке изучения этих предметов. После этого ученые, методисты и лучшие учителя приступили к созданию новых учебников по чувашскому языку и литературе. Обсуждение проектов этих учебников шло горячо, творчески, высказывались разные мнения, вносились предложения по их совершенствованию. Особенно активно участвовали ученые, творческая интеллигенция, методисты. Профессора Сироткин М.Я., Горский С.П., Андреев И.А., доцент Павлов И.П. и другие давали научный анализ учебников в свете современных достижений тюркологии и чувашеведения, литературоведения. Народные поэты Я. Ухсай, П. Хузангай, С. Эльгер требовали, чтобы в учебниках по литературе был раскрыт литературный процесс. Методисты ИУУ, лучшие учителя чувашского языка и литературы З.Ф. Вахрамеева (Большечурашевская средняя школа Ядринского района), П.А. Архипов (Тюрарская 8-летняя школа Цивильского района) и другие советовали улучшить методику изложения учебного материала в учебниках по этим предметам.
Вспоминается такой эпизод. При обсуждении учебников дошли до стихотворений Валентина Урдаша. Поднимается методист ИУУ и говорит: «Ĕçсе çỹрет! Мĕншĕн кĕртес унăн сăввисене. Кăларас ку автора!» М.Я. Сироткин сидел тихо, он никогда голоса не повышал. А тут вскочил, сразу перешел на русский язык: «Действуя по вашему пути, в русской литературе нет места Некрасову. Он пил, в карты играл, любил жену своего друга. Зачем включать в учебники Льва Толстого? В Ясной Поляне были дети, похожие на Толстого. Зачем Фадеев, его «Молодая гвардия»? Зачем Шолохов, «Тихий Дон»? Зачем Симонов, Твардовский? Если пойти по этому пути, будет календарь русской или чувашской литературы, а не сама художественная литература».
Его поддержал композитор Филипп Лукин: «У Урдаша каждое стихотворение само поет. Сейчас таких поэтов нет, пишут умом, а не сердцем. И я не могу найти подходящих песенных текстов».
Жизнь показала, что работа по подготовке новых учебников повысила уровень учебно-воспитательного процесса, способствовала развитию школьников, формированию научного мировоззрения и морального облика человека, истинного патриота своей Родины.
Цель обучения русскому языку в чувашской школе определялась общими задачами образования и воспитания. В соответствии с этими целями учащиеся национальной школы должны овладеть русским языком в такой степени, чтобы иметь возможность пользоваться им не только как средством общения, но и как средством познания. Проблема русского языка в начальных классах чувашской школы рассматривается не только с точки зрения важности изучения его как учебного предмета, но и возможности более широкого использования в учебно-воспитательной работе. С учетом этого было определено содержание начального курса русского языка.
Программа по русскому языку для начальных классов чувашской школы тех лет разработана под руководством доцента Т.Э Хмара-Борщевской на основе широкого эксперимента, проведенного в Калайкасинской средней школе Моргаушского района (лаборатория Т.Э. Хмара-Борщевской). Составители программы учли тенденцию общего роста познавательных способностей учащихся, доказанную исследователями педагогов и психологов. Эта учебная программа отличалась от прежней более высоким теоретическим уровнем, повышенными требованиями к развивающей и воспитывающей сторонам обучения. В основу ее положена идея развивающего обучения. Это значит, что все обучение должно развивать речь и мышление, сенсорную сферу и эмоциональные процессы, двигательные навыки. В центре внимания – развитие мышления, познавательной активности учащихся. Измененное содержание обучения по русскому языку было направлено не только на углубление элементарных научных знаний, но и на повышение уровня мыслительной деятельности с более раннего возраста, усиление дедуктивного метода познания в обучении, при котором развивалась бы не только память, но и мышление, т.е. процесс усвоения проходил бы в условиях активной мыслительной деятельности учащихся. Инспекторские проверки показали, что учителя начальных классов, в основном, успешно решали поставленную задачу.
5–10 классы чувашской школы занимались, как и школы других автономных республик, кроме Татарии, Башкирии и Якутии, по единым программам национальных школ. На основе этих программ были составлены учебники русского языка по группам языков. Мы занимались по учебникам русского языка для тюркоязычных школ. Национальные школы имели единые учебники по русской литературе. Все было жестко централизовано, что тормозило творческую активность республик в этом деле. Многочисленная армия учителей русского языка и литературы, сознавая всю важность и ответственность доверенного им дела, прилагала много творческого труда и энергии для повышения эффективности обучения своих питомцев русскому языку в условиях перехода на новые программы. Они обращали особое внимание на предупреждение и преодоление специфических трудностей при овладении учащимися чувашской школы русским языком, обеспечивая на каждом уроке речевую деятельность.
Непременное условие формирования глубоких знаний — сознательность, понимание детьми сущности изучаемых языковых явлений, опора на мыслительную деятельность. Учителя требовали от детей понимания изучаемых грамматических и орфографических явлений, учили устанавливать простейшие связи между ними, обосновывать свое суждение. Такие операции содействуют формированию навыков правильного мышления.
Интересно и разнообразно проводила уроки по новой программе заслуженная учительница школ РСФСР и Чувашской АССР А.Н. Посадская, работавшая в Вурманкасинской средней школе Вурнарского района, являвшейся базовой школой Института национальных школ Министерства просвещения РСФСР. Давая глубокие и прочные знания учащимся, она добивалась ликвидации второгодничества. Таких успехов в обучении русскому языку чувашских детей она достигла изменением структуры урока, развитием мыслительной деятельности и познавательной активности учащихся, использованием наиболее эффективных приемов в работе, усилением практической направленности обучения, подчинением каждого урока решению основной задачи — развитию навыков практического усвоения школьниками русского языка. Таких же успехов добивались сотни учителей. Но решить все проблемы совершенствования преподавания русского языка в национальной школе не удалось
Все другие предметы: математика, физика, биология, химия, география, история, иностранный язык, физкультура, труд изучались по программам и учебникам русской школы.
— Вас обвиняют, что Вы, как министр просвещения, своим приказом перевели чувашские школы на русский язык обучения, «уничтожили и съели» чувашский язык (Г.С. Сидоров чăваш шкулĕсене вырăс чĕлхи çине куçарса чăваш чĕлхине пĕтерчĕ, çисе ячĕ)?
— Это глупость, невежество времен правления царя Бориса. Тогда можно было писать все для самоутверждения. Во время обсуждения вопроса о переводе чувашской школы на русский язык обучения на сессии Верховного Совета Чувашской АССР, который признал целесообразным постепенный перевод чувашской школы на русский язык обучения, я работал директором Ораушской средней школы. Бюро обкома КПСС и Совет Министров Чувашской АССР своим решением от 26 июля 1960 года предложили Министерству просвещения приступить с 1960/61 учебного года к постепенному переводу чувашских школ на русский язык обучения и в течение 3-5 лет добиться перевода преподавания всех предметов на русский язык, начиная с 5 класса. В это время я заведовал Вурнарским роно. Мог ли директор средней школы, заведующий Вурнарским роно Сидоров Г.С. подписать приказ Министерства просвещения ЧАССР о переводе чувашской школы на русский язык обучения? Вопрос риторический. Это выдумка злопыхателей.
Как же принималось это решение? На имя Политбюро ЦК КПСС поступило письмо министра обороны СССР, в котором он жаловался, что призывники национальных республик ввиду плохого знания русского языка не могут овладеть современной военной техникой, вооружением, а призывники из республик Средней Азии и Закавказья даже не понимают команду, приказ. Тогда на самом высоком уровне было принято решение об улучшении преподавания русского языка в национальных школах и целесообразности перевода преподавания в них на русский язык. Этот вопрос обсуждался на сессиях Верховных Советов всех автономных республик РСФСР, которые поддержали идею перевода национальной школы на русский язык обучения. Республики Северного Кавказа (Дагестан, Чечено-Ингушетия, Северная Осетия, Кабардино-Балкария, Карачаево-Черкесия, Адыгея) перевели свои школы на русский язык обучения с 1 класса. Чувашская, Марийская, Мордовская, Удмуртская и другие автономные республики – с 5 класса, а Татарская, Башкирская и Якутская республики — с 8 класса.
Во исполнение решения бюро ОК КПСС и Совета Министров Чувашской АССР приказ о переводе чувашской школы на русский язык обучения подписал министр просвещения республики Капитонов П.К. Последовательно проводили эту идею в жизнь министры Егоров Д.Е. и Сидоров Г.С.
Руководство Министерства просвещения РСФСР провело по данной проблеме научно-практическую конференцию в Северной Осетии, показало перевод осетинских школ на русский язык обучения с 1 класса и настоятельно проводило эту линию во всех автономных республиках. Меня вызывали несколько раз в Москву с объяснением, почему чувашские школы не переведены на русский язык обучения начиная с 1 класса. Я убеждал и убедил руководство министерства, что в условиях Чувашии этого делать нельзя, так как в большинстве районов проживает более 90% чувашей. Я считаю решение бюро ОК КПСС и Совета Министров республики от 26.07.66 г. нужным и своевременным. Преподавание предметов на русском языке с 5 класса положительно сказалось на качестве преподавания основ наук, уровне знаний и навыков учащихся по всем предметам. За сравнительно короткий срок ощутимо улучшилось качество знаний учащихся по русскому языку. Это решение было поворотным моментом в развитии чувашской школы. В 50-е годы прошлого века выпускники национальных школ не могли свободно общаться на русском языке, а сейчас русский язык для них не только средство общения, но и средство познания. Для них открылись двери лучших вузов страны.
— Уменьшение часов на чувашский язык в учебном плане до сих пор связывают с Вашей фамилией.
— Я уже говорил, что школы национальных республик России тогда занимались по типовому учебному плану, разработанному и утвержденному этим же министерством. Поэтому я никак не мог уменьшать количество часов на родной язык и литературу. Наоборот, я добился увеличения часов на изучение родной литературы.
В разговорах о переходе на русский язык обучения мы допускаем упрощенный подход. Постановление бюро ОК КПСС и Совета Министров предусмотрело постепенный перевод чувашской школы на русский язык обучения и одновременно наметило меры по дальнейшему совершенствованию преподавания чувашского языка. К сожалению, во многих школах делали упор на первую часть, оставляя в тени вторую.
— Расскажите о просвещенцах тех лет, которые внесли заметный вклад в совершенствование школьного дела.
— Учитель — ключевая фигура перестройки средней школы. За годы восьмой пятилетки число учителей с высшим образованием увеличилось с 5507 до 7038 человек, 99,2%  директоров школ имели высшее образование. По этим показателям Чувашия вышла в число самых передовых регионов. Большой вклад в развитие образования внесли заведующие Алатырским и Урмарским роно Красненков И.Н. и Григорьев Н.Г. Работая в этой должности более 10 лет, они активно внедряли передовой опыт обучения и воспитания.
Тепло вспоминаю директоров школ-интернатов Кириллова Н.К. (г. Алатырь), Кузнецова Д.С. (г. Шумерля), Трофимова Н.П. (с. Батырево), Савинова И.В. (г. Чебоксары). Все новое в обучении и воспитании учащейся молодежи в эти годы внедряли, опираясь на опыт Чебоксарской школы-интерната, ее руководителя Ильи Васильевича Савинова. Творчески работали директоры Яльчикской средней школы народный учитель СССР Чернов П.Н., Урмарской средней школы Сергеев Е.С., Малояушской средней школы Илларионов М.И. и др. Решающий вклад в перестройку содержания среднего образования внесли учителя. 40 лет проработал учителем математики в Вурнарской средней школе Никифоров И.Н. В этой школе создалась творческая лаборатория Ивана Никифоровича, где получали педагогическую закалку его коллеги. Не случайно выпускники этой школы ежегодно поступали в лучшие вузы Москвы. Даже в МГУ было создано Вурнарское землячество. За большие успехи в обучении и воспитании учащейся молодежи И.Н. Никифорову присвоено высокое звание Героя Социалистического Труда.
Само призвание учителя немыслимо без подвижничества, без полной самоотдачи, благородства, которые всегда присущи лучшим учителям, таким, как Нарышкин И.С. (Калининская средняя школа), Лысенина А.В. (средняя школа №1 г. Шумерля), Кудрявцева М.П. (Тойсинская средняя школа), Осокина Г.Н. (Порецкая средняя школа), Железнова Н.Я. (школа № 22 г. Чебоксары) и др.
В нашей республике доброе отношение к школе, учителю идет от традиций учителя чувашского народа И.Я. Яковлева. Не случайно Чувашская АССР по показателям развития народного образования занимала ведущее место в первой десятке регионов. В годы восьмой пятилетки республика дважды награждалась переходящим Красным Знаменем Совета Министров РСФСР и ВЦСПС (союзного знамени не было).
Пришли в негодность здания школ, собранные в 30-е годы из старых строений. Поэтому повсеместно началось инициативное строительство школ за счет средств колхозов, совхозов, промышленных предприятий. За счет всех источников финансирования ежегодно вводили 25-30 тыс. ученических мест. Только в колхозе «Гвардеец» Батыревского района построили 3 типовых школьных здания. В Вурнарском районе ввели типовые здания Малояушской, Хирпосинской и Сугут-Торбиковской школ. Но, к сожалению, в основном возводились пристрои к школам, отдельно стоящие школьные здания без типового проекта.
— Что хотелось бы сохранить из наследия тех лет в современной школе? Как Вы принимаете проводимую ныне модернизацию образования?
— С большим удовольствием читаю статьи в газетах, смотрю по телевидению материалы об успехах в модернизации образования в республике, которую целиком и полностью поддерживаю. Советую взять на вооружение опыт осуществления всеобщего образования и организации внешкольной работы. Пора вернуть детям все, что было отобрано в 90-е годы прошлого века, поднять общественность на организацию внешкольной работы по месту жительства детей.
— Каков был Ваш стиль руководства и от чего остерегли бы Вы управленцев образованием?
— Я демократ по натуре, был открыт, доступен, принимал в любые рабочие дни всех посетителей независимо от положения в обществе. Для меня на первом плане был человек. Конечно, в моей работе были упущения, ошибки. Но я не краснею ни перед кем, так как целиком и полностью отдавался работе. Мой скромный вклад в развитие образования высоко оценен государством. Я награжден двумя орденами Трудового Красного Знамени, орденом «Знак Почета», медалью «За трудовую доблесть», высшими знаками отличия Министерства просвещения РСФСР и Министерства просвещения СССР, хотя министров наградами особо не баловали.
Управленцев образования остерег бы от авторитаризма, подавления творческой активности педагогов.
— Были ли какие-либо курьезные случаи с Вами по работе?
— Были. Школьная инспекция всесторонне проверила работу Тобурдановской средней школы Канашского района и сделала вывод: освободить директора школы В... за развал учебно-воспитательной работы. Вопрос был поставлен на рассмотрение коллегии, где все ее члены потребовали снять с работы руководителя школы за необеспечение учебно-воспитательного процесса. Этот директор имел звание заслуженного учителя школы РСФСР. Он зашел ко мне и просил его не позорить, издав приказ об освобождении согласно решению коллегии, а по заявлению. Я вошел в его положение, сделал так, как он просил.  Этот горе-руководитель школы вышел от меня и пошел в ОК КПСС с жалобой на грубость министра Сидорова и просил призвать его к порядку. Мне он преподал урок: в решении всех вопросов быть всегда принципиальным.
Второй случай. 8 марта 1968 года у нас собрались гости. Я встал, тепло поздравил женщин и предложил поднять бокалы и выпить за милых женщин. Не сумел закончить тост — раздался телефонный звонок: «Тов. Сидоров, горит школа-интернат, машина подана, немедленно выезжайте, разберитесь и принимайте меры...» Такова жизнь министра.
Интересна и поучительна история празднования 125-летнего юбилея И.Я. Яковлева в Москве. Меня вызывает секретарь обкома И.П. Прокопьев: «Давай, поезжай. И добейся положительного решения вопроса, чтобы провести юбилей Яковлева в столице». Министром просвещения РСФСР тогда был Данилов А.И., первым замом Н.В. Александров, заместителем М.П. Кашин. Поехал в Москву, заручился поддержкой в Академии педнаук. Зашел к Александрову. «Чуваши приехали со своим Яковлевым, потом мордва приедет, марийцы пойдут... Что, русские будут праздновать только инородцев?» — такова была его реакция. Я говорю: «Ни марийцы не придут, ни мордва не приедет. Вот, говорю, читайте, высказывание Ленина о Яковлеве. Кто имеет такого педагога в России?»
Был такой президент Академии педнаук, Хвостов. Хороший человек, но совершенно оторванный от школы. Пошел к нему — его на месте нет. Иду к вице-президенту академии А.И. Маркушевичу, он был математиком. Поддержал: «Давайте проводить. Первым докладчиком будет министр Данилов. Я договорюсь с ним. От вас будет Прокопьев. Где будете проводить?» — «В актовом зале Министерства просвещения РСФСР».
И вот в назначенный день приехала чувашская делегация: М.В. Зайцев, И.П. Прокопьев, Н.Е. Егоров, я, А.С. Марков, поэты и писатели. Пришла на праздник и московская интеллигенция. Праздник прошел прекрасно. Замечательно выступил Данилов. До сих пор помню последние слова его доклада: «Иван Яковлевич Яковлев саккумулировал все прогрессивное в чувашском народе».

С Г.С. СИДОРОВЫМ
беседовал П.В. МОИСЕЕВ

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика