Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

М.Козлова "Кто сказал, что в первом классе трудно?"

Кто сказал, что в первом классе трудно?

Марина КОЗЛОВА, учитель начальных классов Вурнарской средней школы № 2

Почему учащимся на уроках не всегда интересно? Потому что однообразие порождает скуку. Почему жизнь вне стен класса интересней? Потому что скучное «надо» порождает в ответ упрямое «не хочу». Можно ли вызвать активный интерес младших школьников на уроках? Может ли познание быть радостным? Может. И я хочу поделиться своим опытом.
Для этого нужно начинать с малого. Нужно заинтересовать ребят еще до урока. Надо быть для них интересным как учителю.
Утром звенит будильник. Как не хочется вставать! Но, стоп, вспомни свои собственные слова: «Ребята, если хотите добиться в жизни высоких достижений, вам непременно следует подружиться со словом «надо!». Забавно, кто кого воспитывает, я их или они меня? Пятнадцать минут до звонка. Иду по улице. Открываются киоски, магазины. Кто там идет впереди?
— Здравствуй, Саша! (Какой он хмурый, словно грозовая тучка.) Посмотри, какое сегодня солнце! Что оно напоминает?
— Да, точно, похоже на апельсин.
— Может, ты придумаешь загадку про солнце для ребят?
Вот он идет рядом со мной. Глаза уже блестят, лоб морщится, даже губы в движении. Он забыл уже все домашние проблемы, нет и следа грусти. Я уверена, он придумает загадку. Будет лукаво улыбаться, прочитав ее ребятам.
Активизация познавательной деятельности учащихся — один из важнейших вопросов, стоящих перед учителем. Все начинается с первых дней, с первых огорчений. Многие из учеников даже и не предполагают, что учиться нелегко. Выполнение любого задания требует от ребенка целенаправленных усилий, которые надо развивать и формировать задолго до школы. Не у всех сформирована познавательная активность, а потому не все понимают, для чего они учатся. Природная детская импульсивность, оказывается, тоже может помешать успехам в учебе. Жесткий нажим учителя и родителей не поможет. Желание учиться может совсем пропасть.
В процессе приобретения учащимися знаний, умений и навыков важное место занимает умение учителя активно руководить познавательной деятельностью детей. Важно, чтобы на уроке развертывался живой процесс познания, осмысленное и творческое овладение учебным материалом. От того, насколько сознательно, творчески, с желанием будут учиться дети в начальной школе, зависит в дальнейшем самостоятельность их мышления, умение связывать теоретический материал с практической деятельностью. Познавательную активность школьник не будет проявлять, если не получает удовлетворения от достигнутых результатов. Если не знает или не видит путей применения знаний на практике. Чем младше ученик, тем значительнее в сфере его деятельности учебная деятельность.
Развитие ребенка неразрывно связано с его активностью. Некоторые вещи ребенок лучше всего запоминает через игру, яркие образы. То есть учебу необходимо поддерживать играми, загадками, веселыми перерывами. Особенно важно это в начальных классах, так как ввиду низкого уровня развития волевых качеств младшего школьника нельзя ожидать, чтобы он путем волевых усилий напрягал свои силы и стремление проявлять свои способности.
С этой целью учителя начальных классов используют игровые ситуации, поощрения (улыбку, «пятерку», приз на конкурсе, приятное слово), приемы снятия усталости, рассказы об интересных способах и приемах запоминания, об особенностях творчества ученых, о возможных путях применения на практике данной отрасли знаний, интегрированные курсы, самостоятельные и индивидуальные работы и т. п. Все это я использую в своей практике не только при изучении новой темы. Стараюсь, чтобы ребята не боялись и контрольных работ, например, по русскому языку и математике. Для начала мы определяем наиболее значимые темы по этим предметам и распределяем задания по дням недели. На каждом уроке отводится по 10-15 минут для выполнения тестовых заданий. В зависимости от результатов учащиеся сами решают, кому следует еще поработать над учебным материалом по индивидуальным карточкам. Работа так увлекала учащихся, что они сами придумывали задания. Ход работы фиксировался на плакате «Операция «пятерка».
Результаты оказались выше ожидаемых. Таким образом, контрольная рассчитана не на один день, а на целый цикл и представляет собой систему подготовки.
Порой нам кажется, что детская игра — это несерьезное занятие. Мы допускаем пренебрежительное отношение к игре, считая ее лишь развлечением. Хотя познание мира ребенком происходит в игре. Игра — это первый опыт общения в коллективе, умение отстаивать свою позицию, способ самоутвердиться. Игра — отдушина для ребенка, где он может уйти от жестокой реальности, от тех взрослых проблем, которые мы иногда пытаемся нагрузить на хрупкие детские плечи.
Это не значит, что на уроках нужно все время играть. Просто итоговый урок можно оформить в виде игры, провести в эмоционально приподнятой обстановке. Поясню на примере. В первом классе после изучения всех букв алфавита провожу прощание с букварем. Детям немного грустно, но зато они чувствуют себя гораздо взрослее.
Учитель: Дорогие ребята! Сегодня у нас большой праздник. Вы закончили изучать первую книгу — «Азбуку». Совсем недавно вы впервые переступили порог школы и стали учениками. За это время вы научились читать, писать и считать. А научила вас этому наша умная, интересная, занимательная азбука. Сегодня мы должны с ней попрощаться. Но знания, которые она нам дала, мы возьмем на уроки чтения. Давайте напишем письмо в страну Чтения, что мы собираемся к ним в гости: «Жители страны Чтения! Мы, ученики 1г класса, изучили все буквы алфавита. Скоро прибудем к вам». (Учитель пишет письмо и показывает его ребятам.)
Теперь надо его подписать (дети подписывают). Ребята, надо и мне подписать! Что-то не получается. Кто-то стучит в дверь. Давайте посмотрим (приносит алфавит с кляксой). Клякса заколдовала все буквы! И только ученики нашего класса могут их спасти.
Клякса расхвасталась: «Гласные буквы я запрячу под замок, звонкие согласные зарою глубоко, а глухие спрячу поблизости, их все равно не слышно. Я — хозяйка азбуки».
Команды девочек и мальчиков по очереди «расколдовывают» буквы, запрятанные в составленных мною загадках. Например, буквы к, в, а, встречаются в словах тыква (овощ), Москва (главный город России), квас (напиток, утоляющий жажду), подкова (изогнутая пластина, прибиваемая к копыту лошади) и др. Аналогичная работа проводится с другими буквами м, ч, л, с, е. С ними команды составляют, например, слова «меч» и «лес». Буквы д, г, ф, я, т, о, п, ж, ц, и дети должны сгруппировать на шипящие, глухие, звонкие, гласные, согласные.
На буквы ё, з, н, р, х, щ у меня приготовлены загадки:
Мастер шубу себе сшил,
Иглы вынуть позабыл. (ёж)
Лежит веревка,
Шипит, плутовка.
Брать ее опасно —
Укусит. Ясно? (змея)
Кто один имеет рог?
Отгадайте! (носорог)
Под водой живет народ,
Ходит задом наперед. (раки)
Отгадать легко и быстро:
Мягкий, пышный и душистый,
Он и черный, он и белый,
А бывает подгорелый. (хлеб)
Хвостиком виляет,
Зубаста, а не лает. (щука)
Далее дети занимаются отгадыванием кроссворда на букву у (улитка, уж, удав, утро, умница) и заполняют лесенку.
При повторении наиболее трудных для усвоения в письме ъ и ь читаем вслух слова, в которых они встречаются. Задаются ребусы на слова, в которых встречаются буквы э, ш, б. Буквы щ, м, и, п, р, т строятся из заранее приготовленной мозаики. И, наконец, буквы й, ы «расколдовываются» с помощью написания этих букв.
Учитель: Вот и сбежала от нас клякса. Теперь буквы свободны. И мы сможем еще раз повторить алфавит. Мы по течению реки плывем, считаем островки: а, б, в, г, д, е, ё, ж (восьмой проехали уже). З, и, й, к, л (не сесть бы где-нибудь на мель). М, н, о, п, р, с, т, у («Плывешь ли, Машенька?» — «Плыву!»). Ф, х, ц, ч, ш, щ (пустяк пройти осталось); ъ, ы, ь, (да) э, ю, я. Вот и прощай, река моя! А островков-то, посмотри, не так уж мало: тридцать три! (Игра завершается детской песней, с которой знаком весь класс.)
Аналогично провожу и уроки математики по каким-нибудь итоговым темам, например, при повторении изученных приемов сложения и вычитания (по М.И. Моро, 1 класс). Я задаю обыкновенные задачи на сложение и вычитание, но с «сказочными» условиями. Например, в избушке у Бабы Яги стоят банки с «живой» водой. Например, в банку входит 10 стаканов «живой» воды. Сколько стаканов воды можно долить в каждую из пяти банок, если в банке № 1 уже есть 9 стаканов, в банке № 2 — 6 стаканов, в банке № 3 — 3 стакана, в банке № 4 — 5 стаканов, а в банке № 5 — 8 стаканов? (Расставленные пять банок с водой, на которых прикреплены цифры, означающие количество налитых стаканов в каждую банку.)
На повторение сравнения (что больше, а что меньше и на сколько) также даю примеры в сказочной форме: На веревочке Баба Яга сушит грибы, отгадайте, сколько их. На доску вывешиваются карточки с разными грибами, учащиеся должны подсчитать каждый вид: мухоморов на 2 больше, чем сыроежек, сыроежек на 10 меньше, чем опят.
Конец любого урока не должен быть скомканным, и я стараюсь, чтобы до конца урока были интересны, завершающие задания: Баба Яга рада, что ребята научили ее решать примеры, и она дарит вам цветы, расставьте их в вазы. На картонных цветах написаны разные примеры. Их нужно правильно расставить в три вазы, на которых уже написаны готовые ответы.
Мои ученики хорошо знакомы с познавательными играми, в которых дети узнают что-то новое либо повторяют пройденный материал. Вот пример «Смешариков» для 2 класса. В игре участвуют шесть человек. Каждый за правильный ответ получает кружочек улыбающимся лицом. В конце игры победитель определяется количеством полученных кружочков. Из математики это задания на сложение и вычитание. Есть в таких играх время, посвященное загадкам, отдельным заданиям по чувашскому языку. Подобные занятия способствуют развитию памяти, интереса к учебе.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика