Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Н.Счетчиков "На пути осуществления всеобщего среднего образования"

На пути осуществления всеобщего среднего образования

Н.Г. Счетчиков

Исполнилось 54 года, как я начал работать в системе просвещения. Из них 39 лет был на руководящей работе. В шутку я говорю, что 39 лет сидел в «изоляции». Незнающие спрашивают, не в местах ли столь отдаленных? Я отвечаю: «В отдельном кабинете с телефоном».
Трудовая биография началась в Шихазанской средней школе. Те годы запомнились тем, что в 60-х годах XX века в стране развернулась громадная работа по совершенствованию системы народного образования, повсеместно внедрялся липецкий опыт (к сожалению, признанный позже неэффективным), опыт работы ростовских учителей, продленное обучение, оптимизация познавательной активности учащихся в процессе обучения. В те годы Шихазанская средняя школа была опорной в республике по распространению передового педагогического опыта, и в ней постоянно проходили семинары, совещания по разным проблемам.
Запомнился визит делегации якутских директоров школ в составе 25 человек, которые, приехав в Москву, заодно решили посмотреть Шихазанскую школу, в средствах массовой информации часто сообщалось о деятельности этой школы.
В 1967 году я был переведен на работу в Министерство просвещения Чувашской республики на должность заместителя министра по учебно-воспитательной работе. Данный период деятельности напрямую связан с постановлением ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах дальнейшего улучшения работы средней общеобразовательной школы» от 10 ноября 1966 года, посвященным вопросам внедрения в систему образования нового содержания.
Массовому переходу школ на новые программы предшествовала широкая экспериментальная проверка в Канашском районе. К началу 1968–1969 учебного года для школ Канашского района, начинавших опытную проверку нового учебного плана и новых программ для первых классов чувашских школ, а также учителей начальных классов республики были разработаны проекты новых программ по родному и русскому языкам для 1–3 классов чувашских школ. Были переработаны буквари на родном и русском языках, учебники математики на чувашском языке для 1 класса и методические указания к ним. В последующие годы появились учебники математики на чувашском языке для 2 и 3 классов.
Проводилась организаторская работа по освоению учителями новых программ. Для работы с первыми классами были определены лучшие учителя начальных классов. На основе экспериментального 1 класса базовой школы Канашского педучилища, перешедшего в 1967–1968 учебном году на новый учебный план, были проведены трехнедельные курсы. К чтению лекций привлекались преподаватели Чувашского государственного пединститута им. И.Я. Яковлева, Канашского педагогического училища, методисты Института усовершенствования учителей, авторы учебников и программ.  
Перестройка содержания образования коснулась всех классов и всех учебных дисциплин. Новые программы для старших классов, как и по всей стране, начали вводиться с 1966–1967 учебного года. Директивными органами центра было предусмотрено открытие подготовительных классов. Их задача – научить детей (шестилеток) нерусской национальности понимать русскую речь, правильно произносить звуки и звукосочетания в русских словах, помочь им овладеть запасом русских слов и типовых фраз, включающих грамматические формы, необходимые для ведения несложного разговора, развивать фонетический слух.
Полный переход на новые программы по русскому языку и литературе в школах республики был завершен в 1974–1975 учебном году. В результате усилилась практическая направленность обучения, выше стал уровень владения русским языком, повысилась успеваемость учащихся.
Программы по математике в 4–10 классах были существенно пересмотрены. Основные тенденции перестройки — преодоление разрыва между арифметикой, с одной стороны, и алгеброй, геометрией — с другой, а также между элементарной и высшей математикой. Теоретико-множественный подход при изучении математики, начиная с 4 класса, использование элементов математической логики открыли более широкие возможности для формирования понятия функции, рассмотрения систем уравнений и неравенств. В курсе геометрии теоретико-множественная концепция позволяет доступно излагать и хорошо использовать геометрические преобразования на плоскости и в пространстве.
В учебном плане имелся довольно богатый набор биологических дисциплин, включающий природоведение, ботанику, зоологию, анатомию и физиологию человека, гигиену и завершающийся общей биологией. Новая программа предусматривала изучение биологии на молекулярном уровне, процессов, протекающих в клетках, включая и механизм обмена веществ и энергии. Учащиеся стали изучать основные закономерности наследственности и передачи признаков, природу гена и генотипа.
Отличительной особенностью программы курса химии явилась углубленное изучение теоретических вопросов, рассматривающих строение и свойства органических и неорганических соединений, закономерности протекания химических реакций, более полно рассматривалась теория строения атома и молекул. Новые программы по физике, химии, биологии дали возможность учителям знакомить учащихся в более сжатые сроки с важнейшими открытиями в современном мире. Выше стала успеваемость, глубже и осмысленней — знания.
С 1967–1968 учебного года были введены факультативные занятия. Школам было рекомендовано выбрать одну из двух моделей. Первая — изучение дополнительных глав и вопросов систематического курса основ наук, другая — специальные курсы, рассчитанные на развернутое и углубленное изучение разделов или проблем основного курса.
Введение нового содержания образования потребовало и качественного улучшения работы по переподготовке педагогических кадров. Стало массовым и самообразование. Этому в немалой степени способствовало то, что каждый учитель, каждый работник народного образования считал своим первейшим долгом подписаться на свой предметный журнал.
В конце 50-х и в первой половине 60-х годов в республике решались задачи перехода от семилетнего к восьмилетнему всеобщему обучению. Министр просвещения СССР М.А. Прокофьев в начале 1975 года отмечал, что по стране итоги работы характеризуются повышением процента молодых людей, своевременно заканчивающих восьмилетнюю школу: с 87,4 % в 1970 году до 94 % в 1974. Более 95 % юношей и девушек заканчивали восьмилетку в Украинской ССР, Белорусской ССР и на 24 территориях РСФСР: в Кабардино-Балкарской, Коми, Марийской, Татарской, Чувашской автономных республиках. По Чувашской республике процент учащихся, своевременно оканчивающих 8 классов, увеличился с 90,6 % в 1970 году до 96,3 % в 1975 г., (по школам сельских районов с 90,3 % до 92,8 %). Наиболее были близки к полному выполнению закона о восьмилетнем всеобуче Канашский и Ядринский районы. Стремление получать среднее образование стало популярным среди молодежи. Определились контуры введения всеобщего среднего образования. На первом этапе (1966–1970) предусматривалось завершить введение всеобщего среднего образования, а на втором (1971–1975) — обеспечить полный переход к всеобщему среднему образованию молодежи.
В республике, в каждом районе и городе, были разработаны мероприятия по завершению перехода к всеобщему среднему образованию молодежи, дальнейшему развитию общеобразовательной школы и укреплению учебно-материальной базы сельской школы. Было решено:
— взять на учет всех детей школьного возраста, начиная с первого класса, и проследить за их обучением в средних учебных заведениях всех типов (школы, средние специальные заведения, профессионально-технические училища, школы рабочей и сельской молодежи) в течение 10-12 лет, вплоть до получения среднего образования;
— совершенствовать сеть общеобразовательных школ путем закрытия малокомплектных начальных и восьмилетних школ и открытия, как правило, в каждом крупном колхозе, совхозе общеобразовательной школы;
— взять на учет всех детей с недостатками умственного и физического развития и открыть для них дополнительные вспомогательные школы;
— обеспечить охват вечерним и заочным обучением работающей молодежи, проживающей в сельской местности. При каждой средней и восьмилетней школе иметь консультационные пункты, шире внедрять сессионную форму обучения для лиц, занятых на сезонных работах. На базе вечерних школ сельской молодежи в колхозах и совхозах создать учебные комбинаты;
— расширить сеть школ с продленным днем, открыть в каждом районе по 1-2 таких заведений;
— улучшить организацию горячего питания учащихся сельских школ в соответствии с типовым договором, утвержденным Роспотребсоюзом и Министерством просвещения РСФСР;
— организовать регулярный бесплатный подвоз учащихся сельской местности к школам и обратно на пригородных поездах, маршрутных автобусах, речных судах, специально оборудованных для подвоза детей транспорте колхозов, совхозов, леспромхозов и других предприятий;
— принять меры к улучшению трудового обучения и профессиональной ориентации учащихся. Наиболее прочной организационной формой трудового участия старшеклассников в народном хозяйстве стали ученические производственные бригады. Если в 1966 году в сельских школах Чувашии функционировала всего 31 ученическая производственная бригада с охватом 2280 учащихся, то в 1975 году их число достигло 459, в них трудилось более 41 тысяч человек.
В 70-е годы в области просвещения определилось новое направление в содержании работы общеобразовательной школы — появились школы с углубленным изучением отдельных предметов. Первым подобным заведением стала средняя школа № 4 г.Чебоксары. Она была реорганизована в среднюю школу-гимназию с углубленным изучением английского языка. Средней школой с углубленным изучением математики и физики стала школа № 27 г. Чебоксары. В последующие годы новые типы школ начали развиваться не только в городах, но и в сельской местности.
Приведу оценку деятельности Министерства просвещения ЧАССР, данную в приказе Министерства просвещения РСФСР от 24 сентября 1984 года. «Под руководством партийных и советских организаций работники просвещения Чувашской АССР совместно с общественностью добились немалых успехов в развитии и совершенствовании народного образования. Повсеместно выполняется план охвата выпускников восьмых классов средним образованием. По отчету численность учащихся дневных общеобразовательных школ на начало 1983–1984 учебного года составила 206947 человек. Своевременно окончили 8 классов 21977, или 98 % от числа принятых в первый класс восемь лет назад. Продолжают получать среднее образование 99,1 %, из них в 9 классах дневных школ 65,4 %, в 9 классах вечерних школ 7,8 %, в средних специальных учебных заведениях 10,6 %, в средних ПТУ 15,3 % выпускников».
Из 16687 человек, поступивших в 1973 году в первый класс, в 1983 году своевременно окончили 10 классов 16677 человек. К этому времени в республике функционировало 670 школ, в том числе начальных 94, восьмилетних 253, средних 323.
Так осуществилась великая мечта чувашского народа о введении всеобщего обязательного среднего образования молодежи в республике.
Произошел значительный рост уровня образования населения. Если среди всего населения удельный вес лиц с высшим и средним (полным и неполным) образованием за 11 лет увеличился в 1,5 раза, то среди занятых преимущественно физическим трудом — 1,6 раза (в сельском хозяйстве – в 1,4 раза). На VII сессии Верховного Совета РСФСР восьмого созыва в августе 1974 года отмечалось, что наиболее успешно осуществляется переход к всеобщему среднему образованию в Москве и Ленинграде, Кабардино-Балкарской, Мордовской и Чувашской автономных республиках, Волгоградской, Ивановской, Куйбышевской и Ростовской областях. В те годы повсеместно шла интенсивная работа по дальнейшему совершенствованию обучения, воспитания и развития учащихся. Об этом шел большой разговор на VI съезде учителей Чувашии, который состоялся 30 марта 1978 года. В его работе приняли участие более 700 делегатов со всех районов и городов республики.
На съезде были отмечены значительные успехи многих работников народного образования, заслуженных работников школ Российской Федерации и Чувашской Республики в осуществлении среднего всеобуча молодежи, обучении и воспитании подрастающего поколения. В их числе заведующий Урмарским роно Григорьев Н.Г., заведующий Новочебоксарским гороно Петров Ю.П., директор средней школы № 34 г.Чебоксары Савинов И.В., директор Яльчикской средней школы Чернов П.Н., директор Ивановской восьмилетней школы Янтиковского района Демидов В.Ф., учительница химии Моргаушской средней школы Т.А. Анисова, учительница математики Шихазанской средней школы Канашского района Ильина М.М., учитель истории Шихазанской средней школы Канашского района Смирнов А.Е., бессменный руководитель ученической производственной бригады Малояушской средней школы Вурнарского района Илларионов М.И. и др.
На начало 1979 года в целом по Советскому Союзу на каждую тысячу человек в возрасте от 10 лет и старше приходилось 638 человек, имеющих высшее и среднее (полное и неполное) образование, по РСФСР — 645,  по Чувашской АССР — 618. По охвату молодежи, окончившей 8 классов и продолжающей учебу в средних учебных заведениях село поднялось до уровня города. Как показала перепись населения 1979 года, на 1000 человек, занятых в народном хозяйстве республики, имели высшее и среднее (полное и неполное) образование в городской местности 878 человек, на селе — 774 (соответственно 779 и 579 человек в начале 1970г.). Если в 1965 году в дневных сельских школах аттестат зрелости получили 3476 юношей и девушек, то в 1970 году — 7845, в 1975 г. — 11407 человек.
Важнейшим условием решения задач нравственного воспитания детей является объединение усилий школы, семьи и общественности. В ряде городов и районов внедрялся положительный опыт работы педагогических коллективов школ Новочебоксарска, где были созданы и эффективно работали 26 комнат школьников, подростковые клубы «Романтик» и им. А.Г. Николаева, максимально использовались воспитательные возможности культурно-просветительных и спортивных учреждений, где к руководству техническими и другими кружками широко привлекались инженерно-технические, культурно-просветительские работники, спортсмены. Ими было организовано более 200 секций, охвачено более 3000 школьников. Эта работа была организована заведующим гороно Петровым Ю.П. при деятельной поддержке председателя горисполкома Бабакина Г.О. Именно они являлись инициаторами и организаторами масштабной интегрированной работы с детьми.
Данный опыт вышел за пределы республики. В 1975 году для изучения его приезжала бригада Министерства просвещения РСФСР во главе с заместителем министра Балясной Л.К. Председатель горисполкома г.Новочебоксарск Бабакин Г.О. был награжден значком «Отличник просвещения РСФСР» (единственный тогда среди других председателей горисполкомов).
В республике проводились мероприятия не только республиканского, но и всероссийского масштаба. В декабре 1980 года в Чебоксарах работала Всероссийская научно-практическая конференция «О совершенствовании преподавания русского языка и литературы в национальных (нерусских) школах РСФСР». Ее проводили Министерства просвещения РСФСР и Чувашской АССР и Научно-исследовательский институт национальных школ Министерства просвещения РСФСР. На конференцию приехали специалисты и методисты в области русского языка и литературы из многих автономных и союзных республик: Азербайджана, Армении, Грузии, Киргизии, Латвии, Литвы, Туркмении, Украины, Узбекистана. Конференция открылась докладом начальника Главного управления школ Министерства просвещения РСФСР Кузнецова Г.Д. «О состоянии и мерах дальнейшего улучшения преподавания русского языка в национальных школах РСФСР». С докладом «О путях дальнейшего улучшения изучения и преподавания русского языка и литературы в национальных школах РСФСР» выступил Счетчиков Н.Г., а директор Научно-исследовательского института национальных школ Министерства просвещения РСФСР — с докладом «Научные исследования по дальнейшему совершенствованию содержания образования по русскому языку в национальных школах РСФСР».   
Некоторые приезды представителей Российской Федерации остались в памяти отдельными смешными обстоятельствами. В июне 1979 года в Чебоксарах состоялся выездной пленум Педагогического общества РСФСР. Наряду с представителями разных территорий из Москвы приехали вице-президент общества академик А.Г. Хрипкова, заместитель министра просвещения РСФСР Г.П. Веселов, заместитель министра высшего и среднего специального образования РСФСР А.И. Попов. А Попов был заядлым рыбаком, приехал богато оснащенным рыболовецкими снастями и попросил меня организовать выезд на Волгу. Около Сюктерки размещался спортивный лагерь, и мы поехали туда. Улова большого не было. И тут Веселов вытащил довольно крупную щуку, килограммов на 1,5-2. И все увидели в этом «подвох» со стороны Счетчикова. Будто бы по его поручению директор лагеря Елизаров запустил в Волгу водолазов, которые и прицепили к удочке Веселова заранее приготовленную рыбину. Ситуация вышла как в комедии «Бриллиантовая рука».
В связи с переходом к всеобщему среднему образованию молодежи возросли роль и значение подготовки детей дошкольного возраста к учебной деятельности. Между тем сеть детских садов, садов-яслей до 70-х годов прошлого века была незначительной. Контингент воспитанников детских учреждений на 1 января 1966 года составлял всего 18177 человек, из них в сельской местности — 1893. В сельских дошкольных учреждениях 100 детей в возрасте 3-6 лет имелись всего 4,7 места, что во много раз меньше, чем в городе. До 70-х годов типовые детские сады в сельской местности практически не строились.
Бурное развитие детских дошкольных учреждений в республике приходится на 1974–1985 годы после выхода постановления ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О мерах по улучшению условий работы сельской общеобразовательной школы». За эти годы в республике только за счет государственных капитальных вложений было построено 173 детских сада на 30490 мест, из них в сельской местности – 63 на 7346 мест. Кроме того, за счет инициативного строительства было построено 57 детских садов и пристроек. Контингент воспитанников в постоянных детских садах и яслях-садах в 1985 году составлял 70392 человек, из них в сельской местности — 12064 мест.
Однако плохо обстояли дела с педагогическими кадрами. В 1966 году количество работников дошкольных учреждений, имеющих специальное образование, составляло лишь 16,35 %. И такое соотношение до 1981 года практически не менялось. В 1979 году в г. Чебоксары открылось дошкольное педучилище. На первый курс в том году приняли 180 выпускников средних школ, а в 1980 году в Чувашском государственном педагогическом институте на факультете начального образования открылось заочное дошкольное отделение. В последующем оно трансформировалось в факультет дошкольного воспитания.
В 70-е годы в республике резко усилилось внимание к строительству объектов просвещения. Были определены задачи по строительству общеобразовательных школ в сельской местности на 1974–1980 годы в объеме 54806 ученических мест, пришкольных интернатов на 7710 мест, детских дошкольных учреждений, жилья для сельских учителей, школьных столовых, учебных мастерских, спортивных залов. Повсеместно был взят курс на перевод общеобразовательных школ на кабинетную систему обучения. Строительство школ сопровождалось повсеместным распространением современных технологий, что давало заметный эффект.
Министерство проводило значительную работу по мобилизации общественности на решение поставленных задач. В частности, 29 сентября 1976 года в «Советской Чувашии» была напечатана моя статья под названием «Только по кабинетной системе». В ней было сказано: «Методов обучении много. В введении современного учителя — широкий набор настенной наглядности, объемных пособий, аудио- и визуальные средства, дидактический материал. Весь этот арсенал учебно-наглядных пособий может дать должный эффект только в том случае, если будет собран в отдельных кабинетах, если в школе введена кабинетная система».
Вопросы обучения взрослых были освещены в Обращении участников собрания республиканского актива по вечернему и заочному образованию работающей молодежи 8 сентября 1977 года.
В печати остро поднимались проблемы укрепления материальной базы учреждений просвещения. Это давало свои плоды. Так, только за счет государственных капитальных вложений за 1974–1984 годы в республике было построено 150 типовых общеобразовательных школ на 85770 мест, каждая от 320 и более мест, 500 квартир для сельских учителей. Итоги таковы:
— в 1974 году было построено 16 школ на 8636 ученических мест,
— в 1975 году 15 школ на 7040 мест,
— в 1976 году 15 школ на 9200 мест,
— в 1977 году 17 школ на 8752 места,
— в 1978 году 12 школ на 7832 места,
— в 1979 году 17 школ на 9287 мест,
— в 1980 году 10 школ на 6104 места,
– в 1981 году 11 школ на 6868 мест,
— в 1982 году 13 школ на 7680 мест,
— в 1983 году 10 школ на 6184 места,
— в 1984 году 10 школ на 5196 мест.
За эти годы по всем источникам финансирования построено 173 типовых детских дошкольных учреждения на 30490 мест, 27 пришкольных интернатов, 47 учебных мастерских, 28 спортивных залов, 116 школьных столовых, 23 стрелковых тира и 57 дошкольных учреждений за счет инициативного строительства.
Одновременно принимались меры по укреплению учебно-материальной базы Института усовершенствования учителей. Распоряжением Совета Министров ЧАССР здание средней школы на 1176 ученических мест, построенное в северо-западном районе г. Чебоксары, было передано в 1979 году Чувашскому республиканскому институту усовершенствования учителей. Впоследствии в целях создания благоприятных условий для проживания курсантов рядом с институтом был построен 9-этажный гостиничный комплекс со всеми службами быта.
Палка о двух концах. Поэтому, разумеется, нельзя думать, что в работе Министерства просвещения не было огрехов и недостатков. О них писала и местная пресса. Например, долгое время республиканские власти критиковали Министерство просвещения и республиканское управление профессионально-технического образования за слабую работу по предупреждению правонарушений и преступности среди несовершеннолетних, а постановление бюро обкома КПСС по этому вопросу не снималось с контроля продолжительное время. С позиций тех лет это понятно. Однако нужно сказать, что в самом постановлении акценты были расставлены не совсем четко. В 70–80-е годы ответственность за такие нарушения накладывали в первую очередь на школу, учителей, хотя давно научно доказано, что главным воспитателем детей и юношества являются родители.
Состояние правонарушений и преступности несовершеннолетних тех лет в сравнении с современными масштабами просто ошеломляют. Детская преступность сегодня значительно выросла! Немало детей остаются вне школы, бродяжничают, попрошайничают. Никто не может точно назвать цифру брошенных и беспризорных детей и подростков, увеличивается число больных детей и инвалидов. В условиях криминализации общества, распада и снижения воспитательной роли семьи школа вынуждена взять на себя многие социальные функции, которые не реализуются сколько-нибудь убедительно другими ведомствами.
Ради облегчения души замечу, что проблема девиантного поведения, склонность части молодежи к нарушениям права и норм общественной морали, вероятно, остается вечной. Так устроена психология многих людей.
Российское образование, на мой взгляд, стало утрачивать некоторые позиции, достигнутые в прошлом. Возьмем развитие сети дошкольных учреждений в республике и проблему качества дошкольного воспитания в них. В 1994 году сеть дошкольных учреждений объединяла 624 детсада. Вследствие необдуманных и скороспелых решений была закрыта треть детсадов, в 2004 году их осталось лишь 404. В Чебоксарах было перепрофилировано 72 детских образовательных учреждения. Их здания «превратились» в квартиры, офисы, клубы и т.п. Многие детсады за бесценок ушли в частные руки. К примеру, бывший крупный чиновник Кабинета министров арендовал (купил, приватизировал?) два благоустроенных детских сада и открыл частную школу. А строительство одного ДОУ теперь обходится в 50–60 млн рублей. За каждым решением о закрытии (перепрофилировании, сдаче в аренду) стоят подписи облеченных властью руководителей республиканского масштаба или глав администраций городов и районов.
В заключение хочу подчеркнуть, что реформы школьного образования шли постоянно, не только ныне. Реформы, если даже преследуют самые благие цели, без государственных средств оборачиваются катастрофическими последствиями. Сегодня же наблюдается такая картина: спрос с учителей большой, а в школе не на что краску купить. Сколько раз с высоких трибун звучало, что школа не коммерческая организация. Фактически бесплатного образования у нас уже нет. Так называемое право на бесплатное образование является всего лишь декларацией нашей Конституции. Если мир стоит на пороге глобализации, то Россия — на пороге глобального варварства. А современное варварство начинается с отсталости системы образования. То есть виновник уже найден: это — школа. Но учитель несмотря ни на что выполняет свой долг, хотя, казалось бы, все предопределено. Моя надежда в выживаемости школы — на самоотверженных учителях, подвижнически любящих свой труд и детей.  
Подготовил
Владимир СТЕПАНОВ


 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика