Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

П.Павлов "Развитие народного образования в Чувашии в послевоенные годы"

Развитие народного образования в Чувашии в послевоенные годы

П.П. ПАВЛОВ

В годы Великой Отечественной войны и после нее в работе общеобразовательных школ, техникумов и вузов Чувашии имели место значительные трудности. В годы войны много зданий школ, техникумов и высших учебных заведений было передано на военные нужды, новые помещения не строились, старые ремонтировались не всегда своевременно, значительное их количество не отвечало требованиям школьной гигиены. В связи с этим в 1945/46 уч. г. в две смены занимались ученики 34 городских и 307 сельских школ. Общее количество школьников, числившихся во второй смене, составило 62661 чел.1 В 1947/48 уч. г. в две смены работало 40 городских и 501 сельская школа и в двух городских школах были введены три смены. Всего во 2-й и 3-й сменах учились 45351 чел.2
Учебное оборудование, приобретенное еще до войны, пришло в негодность. Последствия войны сказались и на преподавательском составе. Часть учителей по своему общеобразовательному и методическому уровню не отвечала требованиям школы. В 1945 г. в республике работало 7077 учителей, из них не имели соответствующего образования 2938 3. Особенно ощутительной была нехватка квалифицированных учителей в VIII—X классах. Все это привело к низкой успеваемости учащихся в первые годы послевоенной пятилетки. Например, в 1945/46 уч. г. в итоге весенних экзаменов в школах Чувашии осталось на второй год до 21 тыс. учащихся, а перевод в следующий класс свыше 11 тыс. школьников был отложен до осени4. В 1946/47 учебном году было 26752 второгодника5.
Необходимо отметить, что преподавание ряда предметов, особенно русского языка и литературы, математики и иностранного языка, стояло не на должной высоте. Были случаи, когда из программы совсем исключались некоторые дисциплины. Так, в 1946/47 уч. г. из-за отсутствия учителей в ряде школ Красночетайского, Шихазанского и некоторых других районов не было уроков математики, иностранного языка6. В 1948 г. в школы Чувашии было направлено 419 учителей, окончивших университеты, педагогические и учительские институты и педагогические училища, но для полного комплектования требовалось еще 204 учителя7, из них 189 учителей иностранных языков, 9 — русского языка, 6 — математики8.
Министерство просвещения республики приняло ряд мер для устранения нехватки учителей. В 1953/54 уч. г. иностранные языки не преподавались лишь в двух семилетних школах из 432 9, а средние школы в учителях иностранного языка уже не нуждались.
Недостатком учебного процесса в школах республики долгое время было слабое знание русского языка. В 1948/49 уч. г. из 17131 неуспевающего I—IV классов отставали по русскому языку письменно — 9432, устно — 6883 ученика10.
Трудности послевоенного времени отрицательно сказались в осуществлении всеобуча. В городах и селах Чувашии много подростков из-за материальных трудностей вынуждены были оставить школу и идти на работу.
Улучшению состояния народного образования в послевоенные годы способствовали меры, принятые Чувашским обкомом ВКП(б) и Советом Министров республики. <...…>
Утвержденное в 1950 г. «Положение о переводных и выпускных экзаменах в начальной, семилетней и средней школах и экзаменах на аттестат «зрелости» явилось новым проявлением заботы партии и правительства о воспитании и образовании советских детей. Новый порядок проведения переводных и выпускных экзаменов освобождал учеников от экзаменационной перегрузки. Школьники шестого класса освобождались от экзамена по истории, в седьмом классе снимались экзамены по зоологии и иностранному языку, в восьмом — по истории, анатомии и физиологии человека.
Значительные изменения вносились в экзамены на аттестат зрелости: были сняты устные экзамены по тригонометрии и письменные по алгебре и арифметике; сокращен материал по истории и литературе. Кроме того, с 1950 г. учащимся, не выдержавшим экзамен на аттестат зрелости по одному или двум предметам, предоставлялось право повторно пройти испытания по этим дисциплинам. Цель нового порядка переводных и выпускных экзаменов — добиться более прочного и глубокого усвоения школьниками основ наук.
Органы народного образования старались привлечь общественность к созданию фонда всеобуча. В сборе дополнительных средств участвовали партийные, профсоюзные, комсомольские организации. Партийная организация колхоза «Первое мая» Икковского сельсовета Чебоксарского района выступила с призывами ко всем колхозникам республики оказать помощь школам в подготовке к новому учебному году11. Примеру икковских тружеников последовали многие колхозы Чувашии. Они создали фонд всеобуча, снабжали нуждающихся детей одеждой и обувью, запасли топливо для школ, ремонтировали классные помещения, строили новые школьные здания. В 1946/47 уч. г. в 36 школах Чебоксарского района появились фонды всеобуча, которые состояли из 1,4 тонны зерна, 87 тонн картофеля и овощей, 4836 руб. денег, выделенных колхозами. В школах района горячее питание получало более 700 учащихся12. В том же уч. г. в Алатырском районе состоялся декадник в помощь школам, в результате которого было собрано 23 тонны картофеля, 5 тонн хлеба, 52 кг шерсти, 25 пар обуви, 40 штук верхней одежды и т. п.13
По республике фонд всеобуча составлял: продукты питания зерновых — 1909,5 центнера; бобовых — 8,5 ц; овощей — 1078 ц; жиров — 0,44 ц; муки — 8 ц; крупяных — 16,65 ц; картофеля — 8224,5 ц; мяса — 1 ц.
Одежда и обувь: кожаной обуви — 1876 пар; валяной обуви — 2263 пары; шерсти — 31,33 ц; верхней одежды — 819 штук; белья — 833 пары; варежек — 651 пара; носков-чулок — 4519 пар; мануфактуры — 2731 метр; резиновой обуви — 105 пар; овчин — 334 штуки и т.д. Кроме этого, трудящиеся республики внесли в фонд всеобуча 27722 руб.14
Внимание общественности сосредоточивалось на выполнении закона о народном образовании. Многие колхозы республики перечисляли из своих средств большие суммы на ремонт и строительство школ, отпускали строительные материалы, выделяли плотников, печников, маляров для ремонта и строительства новых школьных зданий. Руками колхозников к началу 1948/49 уч. г. было построено 21 учебное здание, переоборудовано 68 классных помещений. На строительство, ремонт и оборудование школ было вложено всего 52,9 тыс. руб. народных средств.15
Большую поддержку органам народного образования оказывали шефствующие предприятия и учреждения в Чебоксарах, Алатыре, Канаше, а также в поселках. В 1948 г. рабочие Заволжского Сосновского завода провели субботник и передали 7000 руб. в помощь остронуждающимся детям.16 Козловский домостроительный завод в 1949 г. выстроил новое здание семилетки, а в 1950 г. общественность завода начала сооружать для этой школы еще одно помещение на семь классных комнат.17 Немалое внимание уделяли партийные и общественные организации колхозов, предприятий и учреждений разъяснительной работе среди родителей.
Таким образом, содействие общественности обеспечивало большинство школ всеми необходимыми условиями для успешного обучения и воспитания советской молодежи.
В годы послевоенного восстановления и развития народного хозяйства успешное осуществление всеобщего начального обучения детей подготовило почву для перехода к всеобщему обязательному семилетнему образованию.
20 июля 1949 г. бюро Чувашского обкома ВКП(б) и Совет Министров республики вынесли совместное постановление «Об осуществлении всеобщего обязательного семилетнего обучения детей в Чувашской АССР», на основании которого была уточнена сеть размещения школ. Педагогические коллективы вместе с общественностью республики провели большую разъяснительную работу среди школьников и населения, в результате чего в первый же год введения всеобщего семилетнего образования удалось принять в пятые классы 91% выпускников школ.18 Если в 1948 г. в V—VII классах школ Чувашии было 53692 ученика, то в 1951 г. их стало 87273.19
Увеличение числа учеников V—VII классов привело к необходимости расширения сети семилеток и строительства новых школьных зданий. В довоенном 1940/41 уч. г. насчитывалось 353 семилетних школы20, в 1945/46 г. их осталось 347 21, но уже в следующем учебном сезоне количество семилеток выросло до 381 22, в 1949/50 г. — 413 23, в 1950/51 — 428 24. Это объяснялось прежде всего реорганизацией начальных школ в семилетние. Но мало еще работало средних школ, довоенный уровень здесь был превышен лишь в 1954/55 уч. г.
В связи с постепенным переходом к всеобщему среднему образованию средних школ стало больше — за счет реорганизации начальных в семилетние, а семилетних в средние. В 1958/59 уч. г. школьники Чувашии посещали 162 средние школы, т. е. по сравнению с 1945/46 учебным годом сеть средних школ увеличилась в два раза. Возросло количество школьных интернатов. Если в 1948/49 уч. г. их было лишь 8 с общим числом мест 116, то в 1958/59 уч. г. стало 72 интерната на 1618 мест25. Улучшилась в республике и учебно-воспитательная работа, о чем говорит сокращение числа второгодников, увеличение количества выпускников. Только за период с 1945 по 1950 год аттестат зрелости получили 5310 юношей и девушек, из них окончили с золотой медалью 44, с серебряной — 143 чел.26
После войны пристальное внимание было сосредоточено на вечерних школах рабочей и сельской молодежи, открытых для тех подростков, которые в годы войны пошли на заводы, фабрики и в колхозы. Широкие возможности для образования открылись и перед рабочей молодежью Чувашии. В 1945/46 уч. г. в 6 школах рабочей молодежи (ШРМ) республики училось 897 чел.27, в 1950/51 уч. г. в 8 школах сели за парты 1139 чел.28, в 1955/56 — в 15 школах насчитывалось 2253 чел., а в 1958/59 уч. г. в 19 ШРМ занималось 3238 учеников29. В 79 вечерних школах сельской молодежи в 1958/59 уч. г. обучалось 1666 юношей и девушек30.
Эти примеры свидетельствуют о том, что подобные учебные заведения, основанные в годы войны, завоевали заслуженный авторитет. Партия и правительство, придавая огромное значение образованию молодых рабочих, служащих и колхозников, с каждым годом увеличивали ассигнования на содержание школ рабочей и сельской молодежи. Правительство специальным постановлением предоставило ученикам ряд льгот.
Школы рабочей и сельской молодежи, наряду с общеобразовательными, сыграли важную роль в ликвидации неграмотности и малограмотности в республике. <...> Несмотря на ряд недостатков, школы для неграмотных и малограмотных проделали большую работу. Если в 1945 году здесь училось более 70 чел. неграмотных (из них 50 допризывников) и 733 малограмотных31, то в 1948 г. занималось 709 неграмотных32 и 981 из числа малограмотных33, в 1953 г. — 2613 неграмотных и 4619 малограмотных34, а в 1958 г. были обучены 2825 неграмотных и 2171 малограмотный. В республике остались 90 чел. неграмотных и 212 чел. малограмотных, преимущественно пожилого возраста, но и они были охвачены обучением35. Таким образом, в 1959 г. в республике грамотность населения в возрасте от 9 до 49 лет составляла 99,2%.
XX съезд КПСС дал указание о создании школ-интернатов, предназначенных для осиротевших или тех детей, родители которых заняты на работе и желают отдать своих сыновей и дочерей на постоянное воспитание в интернаты. В 1956 г. на базе бывшего Ядринского педагогического училища и в 1957 г. в Порецком были организованы первые в республике интернаты. В 1958—1959 уч. г. в Чувашии работало 3 интерната36, в которых воспитывалось 802 ученика37. Эти учебные заведения были обеспечены помещениями, кабинетами, лабораториями, методической литературой и другими принадлежностями лучше, чем обычные массовые школы.
В декабре 1958 г. Верховный Совет СССР принял «Закон об укреплении связи школы с жизнью и о дальнейшем развитии системы народного образования СССР», на основе которого вместо обязательного семилетнего образования вводилось всеобщее обязательное восьмилетнее образование с постепенным переходом ко всеобщему среднему обучению.
В годы послевоенного восстановления и развития народного хозяйства чувашский народ добился определенных успехов, что нашло отражение в бюджете республики, большая часть которого отводилась на нужды просвещения. Так, в 1940 г. на народное образование в республике было выделено 78984,7 тыс. руб.38, в 1943 — 59105 тыс., 1945 — 83856 тыс., 1946 — 108388 тыс.39, 1948 — 134866 тыс.40, в 1949 — 181058 тыс. руб.41. Всего Чувашская АССР на дело народного образования израсходовала за 14 лет — с 1946 по 1959 гг. — 2629442 тыс. руб.42 Все же органы народного образования не всегда полностью использовали выделяемые средства. Так, в 1945 г. остались не использованными 4415 тыс. руб. Подобное положение повторилось и в 1946 г.43
Большие ассигнования позволили развернуть в широких масштабах строительство и капитальный ремонт школьных зданий. С 1946 по 1958 г. в республике было построено 218 новых школ на 31616 мест, в том числе на средства колхоза 186 школ на 20986 мест44. Только в период четвертой пятилетки с 1946 по 1950 год на капитальный ремонт школ республики ушло 12213 тыс. руб.45
Ежегодно улучшалась материально-техническая база средних специальных учебных заведений и вузов. Правда, по сравнению с 1940—1941 уч. г. в 1945—1946 уч. г. произошло некоторое сокращение техникумов и учащихся в них. Если в 1940—41 уч. г. в 32 техникумах училось 6826 человек46, то в 1945—1946 гг. в 24 средних специальных учебных заведениях числился 6691 чел.47, в том числе в 6 педучилищах — 2097 учащихся48. В дальнейшем педагогических училищ становится меньше. Это объяснялось тем, что в начальных классах республики преподавало достаточно учителей. Количество техникумов в 1958/59 уч. г. сократилось до 19, и в них обучалось 7114 чел.49 Отсюда видно, что несмотря на некоторое сокращение количества техникумов идет рост количества учащихся. С 1945 по 1955 г. Чувашский государственный педагогический институт размещался в здании бывшей средней школы №7 на 880 мест. Но в 1957 г. Министерство электротехнической промышленности СССР в порядке компенсации за полученные во время войны помещения построило для института новый учебный корпус объемом в 54,5 тыс. м3, в результате чего значительно улучшились условия для учебно-воспитательной работы. Кроме того, распоряжением Совета Министров Чувашской АССР институту было передано под общежитие школьное здание по ул. Ленинградской. После войны из года в год увеличивается не только армия молодых педагогов, но улучшается их профессиональная подготовка: в 1950 уч. г. успеваемость в институте составляла 77%, в 1958-59 —93%.
10 февраля 1948 г. вышло постановление правительства «О повышении заработной платы и пенсий учителям начальных, семилетних и средних школ», на основании которого сельским учителям предоставлялись земельные участки, бесплатные квартиры, топливо, освещение. В республике только с 1948 по 1950 г. было построено около 100 домов учителей50.
В послевоенный период вопрос подготовки учительских кадров встал особенно остро. В связи с этим увеличился прием в педагогический и учительский институты и педагогические училища республики. Были значительно расширены заочные отделения институтов, осуществлен ряд мер, улучшающих условия обучения студентов-заочников. С 1945 по 1958 г. педагогический институт выпустил 2277 специалистов, а учительские институты — 3223 51. С 1945 по 1958 г. окончили пединститут заочно еще 1594 чел.52 Это привело к существенному качественному сдвигу в составе учителей школ Чувашской АССР. Например, в 1940—1941 уч. г. из 7204 учителей республики имели высшее образование 606 53, а в 1945 г. работали 7077 учителей, из них
512 с высшим образованием и 2938 — без педагогической подготовки54. Однако уже в
1949 г. из 9302 учителей Чувашии не имели соответствующего образования лишь 79 человек55. В 1950 г. учителей, закончивших вузы, было 1033 56, а в 1958-59 — 2661 57. <...>
Министерство просвещения Чувашии и институт усовершенствования учителей вели систематическую работу по повышению педагогической квалификации работников школ. После войны ежегодно на районные семинары-совещания собирались педагоги I—IV классов и учителя-предметники V—X классов. Они участвовали в научно-практических конференциях, посвященных преподаванию русского и родного языков, математики и физики, истории и географии, химии и биологии. Каждый год проводились школьные, районные и республиканские педагогические чтения. Улучшилась работа кустовых методических объединений. В марте 1948 г. Министерство просвещения Чувашской АССР во все районы разослало контрольные диктанты по русскому языку с целью проверки знания учителей. Результаты проверки показали, что значительная часть педагогов не обладает достаточной грамотностью: из 5382 учителей написали на «5» — 226 чел., на «4» — 657, на «3» — 1839, на «2» — 1166 и на «1» — 1494 чел.58 Слабая успеваемость учащихся по русскому языку находилась в прямой зависимости от этого факта. Учителям необходимо было основательно заниматься русским языком самостоятельно или в специальных кружках. В 1948—1949 уч. г. рассмотрев районные планы, Министерство просвещения Чувашской АССР сочло необходимым изменить состав учительских и руководящих кадров школ и упорядочить их расстановку, что и было осуществлено.
Проведенные Министерством просвещения республики мероприятия позволили повысить научный уровень преподавания и качество учебно-воспитательной работы в школах. Достаточно сказать, что только в 1949—1950 уч. г. более 800 учителей республики не имели в своих классах второгодников59. Если в 1944—1945 уч. г. успеваемость учащихся составляла 75,9% 60, то в 1958-1959 — 94,7% 61. Все это явилось результатом повышения общеобразовательного и идейно-политического уровня учителей, лучшего снабжения школ учебниками, наглядными пособиями, лабораторным оборудованием, письменными принадлежностями.
В Чувашии выросли замечательные педагоги, которые своей безупречной работой снискали заслуженное уважение и почет в народе. Самоотверженный труд их высоко оценен Советским правительством. Об этом свидетельствуют следующие данные: в республике с 1945 по 1958 г. награждены орденом Ленина — 188 чел., орденом Трудового Красного Знамени — 135, орденом «Знак Почета» — 300, медалями «За трудовую доблесть» — 606, «За трудовые отличия» — 1130, Почетными грамотами Президиума Верховного Совета Чувашской АССР —  154 чел.62 Сотни учителей были удостоены значка «Отличник народного просвещения».
Таким образом, несмотря на трудности послевоенного периода, материально-хозяйственное положение общеобразовательных школ, техникумов, высших учебных заведений республики продолжало укрепляться, намного улучшилась учебно-воспитательная работа. Была ликвидирована неграмотность. Из года в год росло количество школ, число учащихся и учителей в них. Большую поддержку органам народного образования, учителям оказывала общественность республики.
ПРИМЕЧАНИЯ К СНОСКАМ
1 ПАЧО, ф. 1, оп. 90, д. 4, стр. 14.
2 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 46, стр. 1.
3 ПАЧО, ф. 2, оп. 90, д. 4, стр. 14.
4 Газ. «Красная Чувашия» от 23 августа 1946 г.
5 ПАЧО, ф. 1, оп. 48, д. 845, стр. 60.
6 Там же, оп. 92, д. 91, стр. 10.
7 Там же, оп. 100, д. 14, стр. 115.
8 Там же, стр. 116.
9 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 142, стр. 101.
10 Там же, ф. 221, оп. 29, д. 146, стр. 36.
11 Газ. «Красная Чувашия» от 16 июля 1946 г.
12 Газ. «Красная Чувашия» от 27 ноября 1946 г.
13 ЦГА ЧАССР, ф. 221, оп. 29, д. 48, стр. 2.
14 Там же, стр. 3.
15 Там же, д. 146, стр. 31.
16 Там же, стр. 28.
17 Газ. «Красная Чувашия» от 14 июля 1950 г.
18 «Чувашская АССР к 40-летию Советской власти». Чебоксары, 1957, стр. 139.
19 Там же, стр. 140.
20 «Чувашия за 50 лет Советской власти ( в цифрах)». Чебоксары, 1967, стр. 85.
21 ПАЧО, ф. 1, оп. 90, д. 4, стр. 173.
22 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 31, стр. 10.
23 Там же, д. 93, стр. 5.
24 «Чувашия за 50 лет Советской власти (в цифрах)». Чебоксары, 1967, стр. 85.
25 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 46, стр. 57; «Шестая сессия Верховного Совета Чувашской АССР четвертого созыва». Чебоксары, 1958, стр. 156.
26 Подсчитано по годовым отчетам Минпроса ЧАССР.
27 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 18, стр. 27.
28 ПАЧО, ф. 1, оп. 100, д. 14. стр. 104.
29 «Чувашия за 40 лет в цифрах». Чебоксары, 1960, стр. 172.
30 Там же.
31 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 18, стр. 15.
32 Там же, ф. 221, оп. 29, д. 13, стр. 14.
33 Там же, ф. 872, оп. 17, д.18, стр. 41.
34 Там же, д. 155, стр. 52.
35 ПАЧО, ф. 6, оп. 50, д. 41, л. 12.
36 «Развитие экономики и культуры Чувашской АССР», стр. 235.
37 «Чувашия за 40 лет в цифрах». Чебоксары, 1960, стр. 167.
38 ПАЧО, ф. 1, оп. 100, д. 14, стр. 119.
39 Газ. «Красная Чувашия» от 24 июля 1946 г.
40 ПАЧО, ф. 1, оп. 100, д. 14, стр.94.
41 «Восьмая сессия Верховного Совета ЧАССР второго созыва». Чебоксары, 1950, стр. 29.
42 По данным Министерства финансов ЧАССР.
43 Газ. «Красная Чувашия» от 24 июля 1946 г.
44 «Чувашия за 40 лет в цифрах», стр. 118.
45 «Чувашская АССР к 40-летию Советской власти». Чебоксары, 1957, стр. 140.
46 Там же, стр. 175.
47 ЦГА ЧАССР, ф. 872, оп. 17, д. 19, стр. 12.
48 Там же, д. 18, стр. 11.
49 «Чувашия за 40 лет в цифрах», стр. 25.
50 «Четвертая сессия Верховного Совета ЧАССР», Чебоксары, 1953, стр. 146.
51 «Ученые записки» ЧГПИ, вып. XXVIII. Чебоксары, 1968, стр. 21-22 и годовые отчеты Канашского учительского института.
52 Там же, вып. III.
53 «Чувашия за 40 лет в цифрах», стр. 175.
54 ПАЧО, ф. 1, оп. 90, д. 4, стр. 14.
55 «Чувашская АССР к 40-летию Советской власти». Чебоксары, 1957, стр. 139.
56 Газ. «Красная Чувашия» от 14 июня 1950 г.
57 «Чувашия за 40 лет в цифрах», стр. 175.
58 ПАЧО, ф.1, оп. 100, д. 14, стр. 112.
59 Газ. «Красная Чувашия» от 20 мая 1951 г.
60 ЦГА ЧАССР, ф. 221, оп. 31, д. 2, стр. 3.
61 Там же, д. 214, стр. 11.
62 Книга записей орденов и медалей СССР. Подсчет произвел автор данной статьи.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика