Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Борисова Н.В. "Об оценке межпредметной компетентности 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений Чувашской Республики на примере естественных наук"

Об оценке межпредметной компетентности 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений Чувашской Республики на примере естественных наук

 

Борисова Н.В., доцент каф. ЕНД ЧРИО, к.п.н.

 

В последнее время отмечается заметное снижение естественнонаучной мотивации учащихся, связанное с сохраняющейся тенденцией гуманитаризации общего образования.

Результаты российско-нидерландского проекта «Повышение мотивации в изучении естественных наук», реализуемого в Ярославской области и Чувашии, констатировали:

-2/3 российских учащихся не имеют четкого представления о том, где они хотят учиться и кем работать в будущем,

-1/5 часть школьников хотела бы получить образование, не связанное с естественными науками, и лишь

-1/10 часть обучающихся собирается получить образование или работать в области, связанной с естествознанием.

Общероссийские цифры были подтверждены результатами опроса учащихся пилотных школ Чувашской Республики (2006-08 гг.): 61,6% обучающихся не имеет четких планов на будущее и только 10,3% хотят в дальнейшем продолжить изучение естественных наук.

Однако, в связи с серьезными изменениями в системе российского образования и переходом на ФГОС второго поколения, на арену выходит новый подход – компетентностный, который связан с необходимостью непрерывного самообразования молодых людей, овладением новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группах.

Рассматриваемые изменения в образовании нашли отражение в программе международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), основной целью которого является оценка подготовленности учащихся 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества, т.е. их функциональной грамотности

Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным.

Естественнонаучные знания и умения учащихся формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.

Под естественнонаучной грамотностью понимается способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:

- общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов;

- естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих умений и понятий.

Но основное внимание уделяется проверке умений:

- выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ;

- делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др.

В 2011 году кафедрой естественнонаучных дисциплин ЧРИО совместно с Организационно-методическим Центром института было проведено исследование уровня естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений Чувашской Республики. Следует отметить, что его результаты носят предварительный характер.

В задачи исследования входило:

1. Проанализировать текущую ситуацию по естественнонаучной грамотности в регионе.

2. Сравнить результаты естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся по районам республики.

3. Оценить результаты межпредметной компетентности 15-летних учащихся ЧР на примере естественных наук в сравнении с данными по РФ.

За основу были взяты тесты по заданиям PISA(биология, химия, физика). Материалы, используемые в исследовании, представлены в приложении.

Содержание заданий относится к 3 темам: 1) системы, связанные с Землей; 2) физические системы; 3) системы живой природы.

Распределение вопросов

Компетенция

Содержание

Область применения

Контекст

 
 

научное объяснение явлений

системы, связанные с Землей и Вселенной

природные ресурсы

глобальный

 

научное объяснение явлений

физические системы

здоровье

глобальный

 

научное объяснение явлений

системы живой природы

здоровье

социальный

 

научное объяснение явлений

системы живой природы

здоровье

социальный

 

научное объяснение явлений

системы живой природы

здоровье

личностный

 

интерес к науке

Узнать, как проверяют воду на
заражение бактериями

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

интерес к науке

Узнать больше о химической
обработке запасов воды

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

интерес к науке

Узнать о болезнях, которыми можно
заразиться, когда пьешь воду

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

интерес к науке

 

научное объяснение явлений

системы живой природы

здоровье

личностный

 

научное объяснение явлений

системы живой природы

здоровье

личностный

 

распознавание и постановка научных вопросов

естественнонаучные объяснения

здоровье

личностный/социальный

 

распознавание и постановка научных вопросов

технологические системы

здоровье

социальный

 

научное объяснение явлений

системы, связанные с Землей и Вселенной

окружающая среда

социальный

 

научное объяснение явлений

физические системы

связь естествознания и технологии

личностный

 

 

Предварительные результаты:

1. В исследовании приняли участие 2666 учащихся  ОУ ЧР 15 –летнего возраста из 18  районов и  5 городов: Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Марпосадский, Порецкий,  Урмарский, Цивильский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский, г.Алатырь, г.Канаш, г.Шумерля, г. Новочебоксарск, Чебоксары.

Не участвовали представители районов: Моргаушского, Чебоксарского, Шумерлинского.

В тестировании приняли участие представители 105 ОУ ЧР (21% всех школ нашей республики).

2. Содержание задания относится к трем темам:  1)системы, связанные с Землей и Вселенной; 2) физические системы;  3) системы живой природы. 100% решаемость имеется на вопросы, в которых осуждаются проблемы систем живой природы.

3. Заданием  « Питьевая вода»   проверяется компетенция «научное объяснение явлений». В ходе проверке работ выяснилось, что компетенция  «научное объяснение явлений» сформирована у большинства 15-летних школьников.

4. Вопросы в задании «Питьевая вода» принадлежат двум областям применения  знаний:

«здоровье» и   «природные ресурсы». 100 % решаемость наблюдалась в первом случае.  Для 15-летних школьников «природные ресурсы» являются более абстрактным понятием, чем  «здоровье»,  поэтому и отвечали они лучше на вопросы по здоровью.

5. Контекст вопросов к  заданию содержал следующий характер: личностный,  социальный, глобальный. Лучше справились с вопросами личностной и социальной направленности, чем глобального характера. Это легко объяснить, у 15-летних школьников глобальное мировоззрение еще не сформировано.

6. Задание «Питьевая вода» содержало три типа вопросов: с открытым свободно-конструируемым ответом, комплексный с выбором ответа, с  выбором ответа.  Вид представления ответа не сказался на качестве решения самого задания.

7.Оценка выполнения вопроса на задание «Питьевая вода» составляла 1 балл при условии, что ответ принимается полностью. Не засчитывался балл, если повторялась информация из текста задания; без  объяснения – почему; «элементы” не раскрыты; ответ отсутствует.

8. Самым решаемым вопросом в задании «Питьевая вода» среди школьников ЧР является

-Зачем в воду добавляют хлор? На него правильно ответили 95.64% респодентов.

А вот у российских школьников самый решаемый вопрос был другой:

- Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания: Диабет, диарею, ВиЧ-инфекция или СПИД. На него правильно ответили 90.2% опрашиваемых.

9. Уровень работ школьников ЧР по всем вопросам в задании «Питьевая вода» выше статистического уровня российских школьников.

10. Из трех вариантов ответа на вопрос «Насколько вам интересно следующее»: 

 - узнать, как проверяют воду на заражение бактериями,

 - узнать, как химически обрабатывают запасы воды,

       -узнать,  какими болезнями  можно заразиться, когда пьешь воду;

   самым популярным является последний из них (55%).

11. Отношение к науке у 15-летних школьников ЧР достаточно высокое: только 3 % респондентов  «не интересно» было отвечать на вопросы задания «Питьевая вода». Сравнить с российскими сверстниками невозможно из-за отсутствия данных.

  1. Содержание заданий относятся к двум темам: 1) системы, связанные с Землей и Вселенной; 2) физические системы. 
  2. Задание имеет интегрированный характер.  Для ответа на вопросы необходимо иметь знания оптики из курса физики и элементарной астрономии.
  3. Предмет «Астрономия» в школах Чувашской республики не изучается, наблюдения за  астрономическими объектами не проводятся. В связи с этим этот вопрос для наших учащихся не традиционный (не привычный). 
  4. При ответе на первый  вопрос повлияла   эрудиция наших школьников.

Вывод: 1.Общий уровень эрудиции наших школьников в среднем выше средних по России на 5,87%.

              2. Знания физических систем из области «Оптика» наши пятнадцатилетние школьники  показали знания в среднем выше средних Российских показателей на 16,25%.

Оценка выполненных заданий

№№ заданий

Средний показатель решаемости (%)

Показатели решаемости по районам ЧР (%)

РФ

ЧР

высший

низший

1.1.

73,2

74,9

94,1

93,5

Козловский

Урмарский

49

51

Алатырский

Янтиковский

1.2.

79,5

84,7

93,0

92,0

Порецкий

Урмарский

54

Красночетайский

1.3.

87,3

95,6

100

98

Урмарский

Цивильский

70

Красночетайский

1.4.

88,9

93,5

100

Комсомольский

Урмарский

67

Красночетайский

1.5.

90

92

100

95

Урмарский

Порецкий

62

Цивильский

1.6.

 

 

 

 

 

 

2.1.

66

80

90

87

82

Шумерля

Алатырский

Батыревский

42

Цивильский

2.2.

93

83

93

90

89

Ибресинский

Урмарский

Козловский

46

Ядринский

2.3.

38

53

66

61

Красноармейский

Новочебоксарск

20

Козловский

2.4.

66

63

94

Урмарский

27

24

Комсомольский

Ядринский

3.1.

65

71

97

Урмарский, Ибресинский

47

46

Алатырский

Батыревский

3.2.

32

48

71

67

66

Янтиковский

Порецкий

Урмарский

8,3

6

Комсомольский

Ядринский

 

 

 

                                                                                                            Приложение 1

1. ПИТЬЕВАЯ ВОДА

На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в  городские дома, становится пригодной для питья.

Вопрос 1.1

Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.

..................................................................................................................................

..................................................................................................................................

..................................................................................................................................

(1) Решетка

Источник воды

(водохранилище или озеро)

 

 

 

 

Подача воды в

водопроводный

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

(2) Отстойник                          (3) Фильтр        (4)Хлорирование   (5) Проверка

качества воды

 

Вопрос 1.2

Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике. Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?

A Бактерии, находящиеся в воде, погибают.

B В воду добавляют кислород.

C Гравий и песок оседают на дно.

D Токсичные вещества растворяются.

Вопрос 1.3

На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется. Зачем в воду добавляют хлор?

..................................................................................................................................

..................................................................................................................................

..................................................................................................................................

Вопрос 1.4

Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить

эту воду?

..................................................................................................................................

..................................................................................................................................

...............................................................................................................................

Вопрос 1.5

Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.

Может ли употребление

загрязненной воды вызвать

следующие заболевания? 

Да или Нет?

 

Диабет

 

Диарея

 

ВиЧ-инфекция или СПИД

 

 

Вопрос 1.6

Насколько вам интересно следующее? Отметьте только одну клетку в каждой строке.

Очень интересно (1)

Интересно (2)

Мало интересно (3)

Не интересно (4)

a) Узнать, как проверяют воду на заражение бактериями 1 2 3 4

b) Узнать больше о химической обработке запасов воды 1 2 3 4

c) Узнать о болезнях, которыми можно заразиться, когда пьешь воду 1 2 3 4 

 

2. КУРЕНИЕ ТАБАКА

 

Табак курят в виде сигарет, сигар и курительных трубок. Исследования показывают, что заболевания, связанные с курением табака, каждый день убивают около 13500 людей во всем мире. По прогнозам, к 2020 году заболевания, связанные с курением табака, будут причиной 12% всех смертей в мире.

Табачный дым содержит много вредных веществ. Наиболее разрушительные вещества – смола, никотин и угарный газ.

Вопрос 6.1

Табачный дым вдыхают в легкие. Смола от дыма оседает в легких, и это нарушает их нормальную деятельность. Что из перечисленного является функцией легких?

A Доставлять насыщенную кислородом кровь ко всем частям вашего тела.

B Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.

C Очищать вашу кровь, уменьшая до нуля количество углекислого газа.

D Превращать молекулы углекислого газа в молекулы кислорода.

 

Вопрос 6.2

Курение табака увеличивает риск заболевания раком легких и некоторыми другими болезнями. Увеличивается ли риск заболевания следующими болезнями при курении табака? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.

Увеличивается ли риск заболевания

следующими болезнями при курении? 

Да или Нет?

 

Бронхит

ВИЧ-инфекция или СПИД

Ветряная оспа 

 

 

Вопрос 6.3

Некоторые люди используют никотиновый пластырь, чтобы помочь себе бросить курить. Пластырь прикрепляется на кожу и выделяет никотин в кровь. Это помогает ослабить желание курить и избавляет от симптомов, связанных с прекращением курения. Чтобы исследовать эффективность никотинового пластыря, была случайным образом  сформирована группа из 100 курильщиков, которые хотят бросить курить. Эта группа исследовалась в течение шести месяцев. Эффективность никотинового пластыря определялась числом людей из группы, которые в конце исследования не начали снова курить. Какой из следующих планов эксперимента является наилучшим?

A Все люди в группе носят пластыри.

B Все носят пластыри, кроме одного человека, который пытается бросить курить, не используя пластырь.

C Люди сами выбирают, будут ли они пользоваться пластырем, чтобы бросить курить.

D Случайно выбранная половина людей использует пластыри, а другая

половина не использует их.

Вопрос 6.4

Существуют различные способы воздействия на людей, чтобы они прекратили курить. Основаны ли следующие способы решения проблемы на применении достижений в области техники и технологии? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.

Основаны ли следующие методы борьбы с курением на достижениях в области техники и технологии? 

Да или Нет?

 

1. Увеличение стоимости сигарет.

2. Производство никотиновых пластырей для оказания помощи людям, желающим избавиться от никотиновой зависимости.

3. Запрет на курение в общественных местах.  

 

 

3. ЗВЕЗДНЫЙ СВЕТ

Саша любит смотреть на звезды. Однако он не может как следует наблюдать за звездами ночью, потому что живет в большом городе. В прошлом году Саша был в сельской местности, где увидел огромное количество звезд, которые не мог видеть, когда находился в городе.

Вопрос 1.

Почему в сельской местности можно увидеть больше звезд, чем в больших городах?

A Луна в городах ярче, и она закрывает свет многих звезд.

B В сельской местности по сравнению с городской воздух содержит больше

частичек пыли, которые отражают свет.

C Многие звезды трудно увидеть из-за ярких городских огней.

D Воздух в городах теплее за счет выделения тепла от транспорта и домов.

Вопрос 2

Саша использует телескоп с линзами большого диаметра для того, чтобы наблюдать за неяркими звездами. Почему использование телескопа с линзами большого диаметра

позволяет наблюдать за неяркими звездами?

A Чем больше линзы, тем больше света они собирают.

B Чем больше линзы, тем сильнее они увеличивают.

C Большие линзы позволяют видеть больше небесного пространства.

D Большие линзы позволяют обнаружить темные цвета в звездах. 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика