Об оценке межпредметной компетентности 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений Чувашской Республики на примере естественных наук
Борисова Н.В., доцент каф. ЕНД ЧРИО, к.п.н.
В последнее время отмечается заметное снижение естественнонаучной мотивации учащихся, связанное с сохраняющейся тенденцией гуманитаризации общего образования.
Результаты российско-нидерландского проекта «Повышение мотивации в изучении естественных наук», реализуемого в Ярославской области и Чувашии, констатировали:
-2/3 российских учащихся не имеют четкого представления о том, где они хотят учиться и кем работать в будущем,
-1/5 часть школьников хотела бы получить образование, не связанное с естественными науками, и лишь
-1/10 часть обучающихся собирается получить образование или работать в области, связанной с естествознанием.
Общероссийские цифры были подтверждены результатами опроса учащихся пилотных школ Чувашской Республики (2006-08 гг.): 61,6% обучающихся не имеет четких планов на будущее и только 10,3% хотят в дальнейшем продолжить изучение естественных наук.
Однако, в связи с серьезными изменениями в системе российского образования и переходом на ФГОС второго поколения, на арену выходит новый подход – компетентностный, который связан с необходимостью непрерывного самообразования молодых людей, овладением новыми информационными технологиями, умением сотрудничать и работать в группах.
Рассматриваемые изменения в образовании нашли отражение в программе международного исследования PISA (Programme for International Student Assessment), основной целью которого является оценка подготовленности учащихся 15-летнего возраста к активному участию в жизни общества, т.е. их функциональной грамотности
Наряду с формированием предметных знаний и умений, школа должна обеспечивать развитие у учащихся умений использовать свои знания в разнообразных ситуациях, близких к реальным.
Естественнонаучные знания и умения учащихся формируются при изучении предметов естественнонаучного цикла: физики (с элементами астрономии), биологии, химии, географии.
Под естественнонаучной грамотностью понимается способность учащихся использовать естественнонаучные знания для отбора в реальных жизненных ситуациях тех проблем, которые могут быть исследованы и решены с помощью научных методов, для получения выводов, основанных на наблюдениях и экспериментах, необходимых для понимания окружающего мира и тех изменений, которые вносит в него деятельность человека, а также для принятия соответствующих решений. Естественнонаучная грамотность включает следующие компоненты:
- общепредметные (общеучебные) умения, формируемые в рамках естественнонаучных предметов;
- естественнонаучные понятия и ситуации, в которых используются естественнонаучные знания. В цели исследования входит комплексная проверка этих умений и понятий.
Но основное внимание уделяется проверке умений:
- выделять из предложенных вопросов те, на которые естественные науки могут дать ответ;
- делать научно обоснованные выводы на основе предложенной информации и др.
В 2011 году кафедрой естественнонаучных дисциплин ЧРИО совместно с Организационно-методическим Центром института было проведено исследование уровня естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся общеобразовательных учреждений Чувашской Республики. Следует отметить, что его результаты носят предварительный характер.
В задачи исследования входило:
1. Проанализировать текущую ситуацию по естественнонаучной грамотности в регионе.
2. Сравнить результаты естественнонаучной грамотности 15-летних учащихся по районам республики.
3. Оценить результаты межпредметной компетентности 15-летних учащихся ЧР на примере естественных наук в сравнении с данными по РФ.
За основу были взяты тесты по заданиям PISA(биология, химия, физика). Материалы, используемые в исследовании, представлены в приложении.
Содержание заданий относится к 3 темам: 1) системы, связанные с Землей; 2) физические системы; 3) системы живой природы.
Распределение вопросов
Компетенция
|
Содержание
|
Область применения
|
Контекст
|
|
|
научное объяснение явлений
|
системы, связанные с Землей и Вселенной
|
природные ресурсы
|
глобальный
|
|
научное объяснение явлений
|
физические системы
|
здоровье
|
глобальный
|
|
научное объяснение явлений
|
системы живой природы
|
здоровье
|
социальный
|
|
научное объяснение явлений
|
системы живой природы
|
здоровье
|
социальный
|
|
научное объяснение явлений
|
системы живой природы
|
здоровье
|
личностный
|
|
интерес к науке
|
Узнать, как проверяют воду на заражение бактериями
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
Узнать больше о химической обработке запасов воды
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
Узнать о болезнях, которыми можно заразиться, когда пьешь воду
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
интерес к науке
|
|
научное объяснение явлений
|
системы живой природы
|
здоровье
|
личностный
|
|
научное объяснение явлений
|
системы живой природы
|
здоровье
|
личностный
|
|
распознавание и постановка научных вопросов
|
естественнонаучные объяснения
|
здоровье
|
личностный/социальный
|
|
распознавание и постановка научных вопросов
|
технологические системы
|
здоровье
|
социальный
|
|
научное объяснение явлений
|
системы, связанные с Землей и Вселенной
|
окружающая среда
|
социальный
|
|
научное объяснение явлений
|
физические системы
|
связь естествознания и технологии
|
личностный
|
|
Предварительные результаты:
1. В исследовании приняли участие 2666 учащихся ОУ ЧР 15 –летнего возраста из 18 районов и 5 городов: Алатырский, Аликовский, Батыревский, Вурнарский, Ибресинский, Канашский, Козловский, Комсомольский, Красноармейский, Красночетайский, Марпосадский, Порецкий, Урмарский, Цивильский, Шемуршинский, Ядринский, Яльчикский, Янтиковский, г.Алатырь, г.Канаш, г.Шумерля, г. Новочебоксарск, Чебоксары.
Не участвовали представители районов: Моргаушского, Чебоксарского, Шумерлинского.
В тестировании приняли участие представители 105 ОУ ЧР (21% всех школ нашей республики).
2. Содержание задания относится к трем темам: 1)системы, связанные с Землей и Вселенной; 2) физические системы; 3) системы живой природы. 100% решаемость имеется на вопросы, в которых осуждаются проблемы систем живой природы.
3. Заданием « Питьевая вода» проверяется компетенция «научное объяснение явлений». В ходе проверке работ выяснилось, что компетенция «научное объяснение явлений» сформирована у большинства 15-летних школьников.
4. Вопросы в задании «Питьевая вода» принадлежат двум областям применения знаний:
«здоровье» и «природные ресурсы». 100 % решаемость наблюдалась в первом случае. Для 15-летних школьников «природные ресурсы» являются более абстрактным понятием, чем «здоровье», поэтому и отвечали они лучше на вопросы по здоровью.
5. Контекст вопросов к заданию содержал следующий характер: личностный, социальный, глобальный. Лучше справились с вопросами личностной и социальной направленности, чем глобального характера. Это легко объяснить, у 15-летних школьников глобальное мировоззрение еще не сформировано.
6. Задание «Питьевая вода» содержало три типа вопросов: с открытым свободно-конструируемым ответом, комплексный с выбором ответа, с выбором ответа. Вид представления ответа не сказался на качестве решения самого задания.
7.Оценка выполнения вопроса на задание «Питьевая вода» составляла 1 балл при условии, что ответ принимается полностью. Не засчитывался балл, если повторялась информация из текста задания; без объяснения – почему; «элементы” не раскрыты; ответ отсутствует.
8. Самым решаемым вопросом в задании «Питьевая вода» среди школьников ЧР является
-Зачем в воду добавляют хлор? На него правильно ответили 95.64% респодентов.
А вот у российских школьников самый решаемый вопрос был другой:
- Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания: Диабет, диарею, ВиЧ-инфекция или СПИД. На него правильно ответили 90.2% опрашиваемых.
9. Уровень работ школьников ЧР по всем вопросам в задании «Питьевая вода» выше статистического уровня российских школьников.
10. Из трех вариантов ответа на вопрос «Насколько вам интересно следующее»:
- узнать, как проверяют воду на заражение бактериями,
- узнать, как химически обрабатывают запасы воды,
-узнать, какими болезнями можно заразиться, когда пьешь воду;
самым популярным является последний из них (55%).
11. Отношение к науке у 15-летних школьников ЧР достаточно высокое: только 3 % респондентов «не интересно» было отвечать на вопросы задания «Питьевая вода». Сравнить с российскими сверстниками невозможно из-за отсутствия данных.
- Содержание заданий относятся к двум темам: 1) системы, связанные с Землей и Вселенной; 2) физические системы.
- Задание имеет интегрированный характер. Для ответа на вопросы необходимо иметь знания оптики из курса физики и элементарной астрономии.
- Предмет «Астрономия» в школах Чувашской республики не изучается, наблюдения за астрономическими объектами не проводятся. В связи с этим этот вопрос для наших учащихся не традиционный (не привычный).
- При ответе на первый вопрос повлияла эрудиция наших школьников.
Вывод: 1.Общий уровень эрудиции наших школьников в среднем выше средних по России на 5,87%.
2. Знания физических систем из области «Оптика» наши пятнадцатилетние школьники показали знания в среднем выше средних Российских показателей на 16,25%.
Оценка выполненных заданий
№№ заданий
|
Средний показатель решаемости (%)
|
Показатели решаемости по районам ЧР (%)
|
РФ
|
ЧР
|
высший
|
низший
|
1.1.
|
73,2
|
74,9
|
94,1
93,5
|
Козловский
Урмарский
|
49
51
|
Алатырский
Янтиковский
|
1.2.
|
79,5
|
84,7
|
93,0
92,0
|
Порецкий
Урмарский
|
54
|
Красночетайский
|
1.3.
|
87,3
|
95,6
|
100
98
|
Урмарский
Цивильский
|
70
|
Красночетайский
|
1.4.
|
88,9
|
93,5
|
100
|
Комсомольский
Урмарский
|
67
|
Красночетайский
|
1.5.
|
90
|
92
|
100
95
|
Урмарский
Порецкий
|
62
|
Цивильский
|
1.6.
|
|
|
|
|
|
|
2.1.
|
66
|
80
|
90
87
82
|
Шумерля
Алатырский
Батыревский
|
42
|
Цивильский
|
2.2.
|
93
|
83
|
93
90
89
|
Ибресинский
Урмарский
Козловский
|
46
|
Ядринский
|
2.3.
|
38
|
53
|
66
61
|
Красноармейский
Новочебоксарск
|
20
|
Козловский
|
2.4.
|
66
|
63
|
94
|
Урмарский
|
27
24
|
Комсомольский
Ядринский
|
3.1.
|
65
|
71
|
97
|
Урмарский, Ибресинский
|
47
46
|
Алатырский
Батыревский
|
3.2.
|
32
|
48
|
71
67
66
|
Янтиковский
Порецкий
Урмарский
|
8,3
6
|
Комсомольский
Ядринский
|
Приложение 1
1. ПИТЬЕВАЯ ВОДА
На рисунке, приведенном выше, показано, как вода, которая подается в городские дома, становится пригодной для питья.
Вопрос 1.1
Важно иметь источник хорошей питьевой воды. Воды, которые находятся под землей, называются грунтовыми водами. Назовите одну причину, почему в грунтовой воде меньше бактерий и загрязняющих частиц, чем в воде, взятой из поверхностных источников, таких как озера и реки.
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
(1) Решетка
Источник воды
(водохранилище или озеро)
Подача воды в
водопроводный
(2) Отстойник (3) Фильтр (4)Хлорирование (5) Проверка
качества воды
Вопрос 1.2
Очистка воды часто осуществляется в несколько этапов, включающих в себя различные способы. Процесс очистки, показанный на рисунке, включает в себя четыре этапа (пронумерованные 1-4). На втором этапе вода собирается в отстойнике. Каким образом происходит очистка воды на этом этапе?
A Бактерии, находящиеся в воде, погибают.
B В воду добавляют кислород.
C Гравий и песок оседают на дно.
D Токсичные вещества растворяются.
Вопрос 1.3
На четвертом этапе процесса очистки вода хлорируется. Зачем в воду добавляют хлор?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
Вопрос 1.4
Предположим, что сотрудники водоочистительных сооружений, ответственные за контроль качества воды, при сборе очередной пробы обнаружили в воде какие-то опасные бактерии после того, как очистительный процесс уже был завершен. Что должны сделать в этом случае люди у себя дома перед тем, как пить
эту воду?
..................................................................................................................................
..................................................................................................................................
...............................................................................................................................
Вопрос 1.5
Может ли употребление загрязненной воды вызвать следующие заболевания? Обведите «Да» или «Нет» для каждого случая.
Может ли употребление
загрязненной воды вызвать
следующие заболевания?
|
Да или Нет?
|
Диабет
|
|
Диарея
|
|
ВиЧ-инфекция или СПИД
|
|
Вопрос 1.6
Насколько вам интересно следующее? Отметьте только одну клетку в каждой строке.
Очень интересно (1)
Интересно (2)
Мало интересно (3)
Не интересно (4)
a) Узнать, как проверяют воду на заражение бактериями 1 2 3 4
b) Узнать больше о химической обработке запасов воды 1 2 3 4
c) Узнать о болезнях, которыми можно заразиться, когда пьешь воду 1 2 3 4
2. КУРЕНИЕ ТАБАКА
Табак курят в виде сигарет, сигар и курительных трубок. Исследования показывают, что заболевания, связанные с курением табака, каждый день убивают около 13500 людей во всем мире. По прогнозам, к 2020 году заболевания, связанные с курением табака, будут причиной 12% всех смертей в мире.
Табачный дым содержит много вредных веществ. Наиболее разрушительные вещества – смола, никотин и угарный газ.
Вопрос 6.1
Табачный дым вдыхают в легкие. Смола от дыма оседает в легких, и это нарушает их нормальную деятельность. Что из перечисленного является функцией легких?
A Доставлять насыщенную кислородом кровь ко всем частям вашего тела.
B Насыщать вашу кровь кислородом, которым вы дышите.
C Очищать вашу кровь, уменьшая до нуля количество углекислого газа.
D Превращать молекулы углекислого газа в молекулы кислорода.
Вопрос 6.2
Курение табака увеличивает риск заболевания раком легких и некоторыми другими болезнями. Увеличивается ли риск заболевания следующими болезнями при курении табака? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Увеличивается ли риск заболевания
следующими болезнями при курении?
|
Да или Нет?
|
Бронхит
ВИЧ-инфекция или СПИД
Ветряная оспа
|
|
Вопрос 6.3
Некоторые люди используют никотиновый пластырь, чтобы помочь себе бросить курить. Пластырь прикрепляется на кожу и выделяет никотин в кровь. Это помогает ослабить желание курить и избавляет от симптомов, связанных с прекращением курения. Чтобы исследовать эффективность никотинового пластыря, была случайным образом сформирована группа из 100 курильщиков, которые хотят бросить курить. Эта группа исследовалась в течение шести месяцев. Эффективность никотинового пластыря определялась числом людей из группы, которые в конце исследования не начали снова курить. Какой из следующих планов эксперимента является наилучшим?
A Все люди в группе носят пластыри.
B Все носят пластыри, кроме одного человека, который пытается бросить курить, не используя пластырь.
C Люди сами выбирают, будут ли они пользоваться пластырем, чтобы бросить курить.
D Случайно выбранная половина людей использует пластыри, а другая
половина не использует их.
Вопрос 6.4
Существуют различные способы воздействия на людей, чтобы они прекратили курить. Основаны ли следующие способы решения проблемы на применении достижений в области техники и технологии? Обведите «Да» или «Нет» в каждой строке.
Основаны ли следующие методы борьбы с курением на достижениях в области техники и технологии?
|
Да или Нет?
|
1. Увеличение стоимости сигарет.
2. Производство никотиновых пластырей для оказания помощи людям, желающим избавиться от никотиновой зависимости.
3. Запрет на курение в общественных местах.
|
|
3. ЗВЕЗДНЫЙ СВЕТ
Саша любит смотреть на звезды. Однако он не может как следует наблюдать за звездами ночью, потому что живет в большом городе. В прошлом году Саша был в сельской местности, где увидел огромное количество звезд, которые не мог видеть, когда находился в городе.
Вопрос 1.
Почему в сельской местности можно увидеть больше звезд, чем в больших городах?
A Луна в городах ярче, и она закрывает свет многих звезд.
B В сельской местности по сравнению с городской воздух содержит больше
частичек пыли, которые отражают свет.
C Многие звезды трудно увидеть из-за ярких городских огней.
D Воздух в городах теплее за счет выделения тепла от транспорта и домов.
Вопрос 2
Саша использует телескоп с линзами большого диаметра для того, чтобы наблюдать за неяркими звездами. Почему использование телескопа с линзами большого диаметра
позволяет наблюдать за неяркими звездами?
A Чем больше линзы, тем больше света они собирают.
B Чем больше линзы, тем сильнее они увеличивают.
C Большие линзы позволяют видеть больше небесного пространства.
D Большие линзы позволяют обнаружить темные цвета в звездах.