Рекомендации для учителей культуры и истории родного края по проектированию вариативного компонента содержания образования
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования устанавливает требования к структуре основной образовательной программы основного общего образования.
Эта программа должна содержать три раздела: целевой, содержательный и организационный. И в каждом из этих разделов должны быть представлены: обязательная часть и часть, формируемая участниками образовательного процесса (вариативный компонент).
Обязательная часть основной образовательной программы основного общего образования составляет 70%, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 30% от общего объёма основной образовательной программы основного общего образования.
Целевой раздел определяет общее назначение, цели, задачи и планируемые результаты реализации основной образовательной программы основного общего образования, конкретизированные в соответствии с требованиями Стандарта и учитывающие региональные, национальные и этнокультурные особенности народов Российской Федерации, а также способы определения достижения этих целей и результатов.
Предмет культуры и истории родного края полностью соответствует положениям, обозначенным в Целевом разделе ООПООО.
Содержательный раздел определяет общее содержание основного общего образования и включает образовательные программы, ориентированные на достижение личностных, предметных и метапред-метных результатов:
1.Программа развития универсальных учебных действий (программа формирования общеучебных умений и навыков) на ступени основного общего образования. Предмет культуры и истории родного края полностью соответствует положениям, обозначенным в этой программе.
2. Программы отдельных учебных предметов, курсов. Программы отдельных учебных предметов, курсов должны содержать:
1) пояснительную записку, в которой конкретизируются общие цели основного общего образования с учётом специфики учебного предмета;
2) общую характеристику учебного предмета, курса;
3) описание места учебного предмета, курса в учебном плане;
4) личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета, курса;
5) содержание учебного предмета, курса;
6) тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности;
7) описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса;
8) планируемые результаты изучения учебного предмета, курса.
На данный момент имеющиеся программа по культуре и истории родного края требует частичного (но не кардинального) пересмотра и приведения в соответствие с обозначенными требованиями.
3. Программа воспитания и социализации обучающихся на ступени основного общего образования. Предмет культуры и истории родного края полностью соответствует положениям, обозначенным в этой программе.
Организационный раздел устанавливает общие рамки организации образовательного процесса и механизм реализации компонентов основной образовательной программы, а также включает учебный план основного общего образования как один из основных механизмов реализации основной образовательной программы. Учебный план образовательного учреждения должен предусматривать возможность введения учебных курсов, обеспечивающих образовательные потребности и интересы обучающихся, в том числе этнокультурные.
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения (Основная школа) подготовленная Институтом стратегических исследований в образовании РАО включает в себя базисный учебный план, состоящий из двух частей: обязательной части и вариативной части, формируемой участниками образовательного процесса, включающей внеурочную деятельность.
Время, отводимое на вариативную часть базисного учебного плана, может быть использовано на:
— увеличение учебных часов, предусмотренных на изучение отдельных предметов обязательной части;
— введение специально разработанных учебных курсов, обеспечивающих интересы и потребности участников образовательного процесса, в том числе этнокультурные;
— внеурочную деятельность.
Для второй ступени общего образования представлены четыре варианта базисного учебного плана:
— варианты 1, 2 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке;
— вариант 3 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на русском языке, но наряду с ним изучается один из языков народов России;
— вариант 4 — для общеобразовательных учреждений, в которых обучение ведётся на родном (нерусском) языке, в том числе в общеобразовательных учреждениях субъекта Российской Федерации, где законодательно установлено государственное двуязычие.
Для общеобразовательных учреждений Чувашской Республики подходят варианты №3 и 4.
Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 3
Предметные области
|
Учебные пред-
меты
Классы
|
Количество часов в неделю
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
Всего
|
|
Обязательная часть
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
6
|
3
|
3
|
3
|
20
|
Литература
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
11
|
Родной язык и литература
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
15
|
Иностранный язык
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
15
|
Математика и информатика
|
Математика
|
5
|
5
|
|
|
|
10
|
Алгебра
|
|
|
3
|
3
|
3
|
9
|
Геометрия
|
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Информатика
|
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Общественно-научныепредметы
|
История
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
11
|
Обществознание
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
География
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Основыдуховно-нравственной культуры народовРоссии
|
Основы духовно-нравственнойкультуры народовРоссии
|
1/0
|
|
|
|
|
0,5
|
Естественно-научныепредметы
|
Физика
|
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Химия
|
|
|
|
2
|
2
|
4
|
Биология
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Изобразительноеискусство
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
4
|
Технология
|
Технология
|
2
|
2
|
1
|
1
|
|
6
|
Физическая культура иосновы безопасностижизнедеятельности
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
15
|
Итого
|
30,5
|
31
|
33
|
34
|
34
|
162,5
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
1,5
|
2
|
2
|
2
|
2
|
9,5
|
Максимально допустимая недельная нагрузка
|
32
|
33
|
35
|
36
|
36
|
172
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*
|
|
|
|
|
|
|
* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.
Базисный учебный план основного общего образования
Вариант № 4
Предметные области
|
Учебные пред-
меты
Классы
|
Количество часов в неделю
|
V
|
VI
|
VII
|
VIII
|
IX
|
Всего
|
|
Обязательная часть
|
|
Филология
|
Русский язык
|
5
|
6
|
4
|
4
|
5
|
24
|
Родной язык литература
|
5
|
6
|
4
|
4
|
5
|
24
|
Иностранный язык
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
15
|
Математика и информатика
|
Математика
|
5
|
5
|
|
|
|
10
|
Алгебра
|
|
|
3
|
3
|
3
|
9
|
Геометрия
|
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Информатика
|
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Общественно-научныепредметы
|
История
|
2
|
2
|
2
|
2
|
3
|
11
|
Обществознание
|
1
|
1
|
1
|
1
|
1
|
5
|
География
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Основыдуховно-нравственной культуры народовРоссии
|
Основы духовно-нравственнойкультуры народовРоссии
|
1/0
|
|
|
|
|
0,5
|
Естественно-научныепредметы
|
Физика
|
|
|
2
|
2
|
2
|
6
|
Химия
|
|
|
|
2
|
2
|
4
|
Биология
|
1
|
1
|
2
|
2
|
2
|
8
|
Искусство
|
Музыка
|
1
|
1
|
1
|
|
|
3
|
Изобразительноеискусство
|
1
|
1
|
1
|
1
|
|
4
|
Технология
|
Технология
|
2
|
2
|
1
|
1
|
|
6
|
Физическая культура иосновы безопасностижизнедеятельности
|
Основы безопасности жизнедеятельности
|
|
|
1
|
1
|
1
|
3
|
Физическая культура
|
3
|
3
|
3
|
3
|
3
|
15
|
Итого
|
30,5
|
32
|
33
|
34
|
35
|
164,5
|
Часть, формируемая участниками образовательного процесса
|
1,5
|
1
|
2
|
2
|
1
|
7,5
|
Максимально допустимая недельная нагрузка
|
32
|
33
|
35
|
36
|
36
|
172
|
Внеурочная деятельность (кружки, секции, проектная деятельность и др.)*
|
|
|
|
|
|
|
* Время, отводимое на внеурочную деятельность, определяется образовательным учреждением.
В каждом из этих планом предусмотрены часы части, формируемой участниками образовательного процесса, из которых один час отводится на преподавание предмета «Культура и история родного края», таким образом, этот предмет изучается в 5, 6, 7, 8, 9 классах по одному часу в неделю.