Актуальным направлением образования в настоящее время является формирование начал национального самосознания, уважительного и доброжелательного отношения к людям других национальностей, интереса к национальной культуре и традициям. Их решение обеспечивается за счет обучения ребенка второму языку, использования краеведческого материала в содержании произведений национальной культуры: народного фольклора, декоративно-прикладного творчества, музыкального искусства и литературы.
Реализуя республиканскую Программу образования ребенка-дошкольника (2006г.) коллективы дошкольных образовательных учреждений республики проводят работу по приобщению ребенка к отечественной истории и культурному национальному наследию. Учитывая, что в дошкольный период детям следует прививать уважение к законам и обычаям предков, передаваемым из поколения в поколение МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №156» г. Чебоксары (заведующий – Степанова Г.Ю., музыкальный руководитель – Филиппова Н.В., воспитатель – Михайлова Э.К., инструктор по физической культуре – Тимофеева Л.В.), МБДОУ «Детский сад №9 комбинированного вида» г. Канаш (заведующий – Захарова Т.Г., музыкальный руководитель – Анина С.Н., воспитатель – Николаева Л.В., помощник воспитателя – Гусельникова Г.М.) активно проводят развлечения познавательного характера. С большим интересом, как для детей, так и для слушателей курсов повышения квалификации прошли развлечения «Ниме». У воспитанников названных детских садов сформированы представления о ниме, как коллективной форме труда чувашей, которые устраивались в тех случаях, когда требовалось быстрое и дружное выполнение какой-либо работы, непосильной одной семье (строительство дома, валка домашнего сукна, посадка картофеля, уборка хмеля и др.).
МБДОУ «Центр развития ребенка - детский сад №177 «Мерчен» г. Чебоксары (заведующий – Антонова М.К., музыкальные руководители – Ермолаева В.В., Сабирова Л.Ж., воспитатель – Афанасьева Л.Ю.) формирование начал национального самосознания видят введении элементов народной культуры в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения, которые определяют нормы поведения ребенка в полиэтнической среде и обуславливают его активную деятельность в освоении традиционной культуры. В детском саду на протяжении ряда лет ведется целенаправленная и систематическая деятельность по приобщению ребенка-дошкольника к чувашской народной культуре. В соответствии с задачами реализуемой Программы в дошкольном образовательном учреждении организуют развлечения: Сурхури, Акатуй, Улах и др. У детей старшего дошкольного возраста сформированы представления об отдельных календарных праздниках, обычаях и традициях чувашского народа. С большим интересом в детском саду прошел праздник Сурхури. В ходе развлечения дети, собираясь группами, обходили подворно импровизированную деревню. Праздник сопровождался обрядами, призванными обеспечить урожай и приплод скота. Заходя в избу, дети подбрасывали вверх горох, пели песни с заклинаниями, желая хозяину благополучия, за что их одаривали кушаньями. Коллектив детского сада, максимально используя естественно-природный потенциал, ежегодно проводит музыкально-спортивный праздник Акатуй с целью закрепления представлений воспитанников детского сада о весеннем празднике чувашей, посвященном завершению весенних полевых работ. На территории детского сада устанавливается длинный шест с полотенцем на верхнем конце акатуй ялаве (флаг акатуя). Одним из центральных моментов на празднике является состязание в беге, прыжках, метании и др. Учитывая, что в старину праздник Акатуй украшали разнообразными шуточными соревнованиями типа «бега в мешке» педагоги их устраивают и для дошкольников. Силу и ловкость дети показывали в таких играх, как бой с мешками на бревне, различного рода перетягивания. Все победители спортивных состязаний получают призы. В названном учреждении учитываются национальные традиции и в оформлении фасада здания, функциональных помещений для занятий этнопедагогической деятельностью (музей народного быта и др.).