Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Проект «Тьютор для особых детей» - 10.2016-05.2019

Республиканский проект  «Тьютор для особых детей» реализуется с октября 2016 года на базе  БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии. Основанием для разработки и реализации проекта послужил дефицит подготовленных специалистов в области тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья. Решение проблемы подготовки тьюторов и/или педагогов с тьюторскими компетенциями является ключевой идеей проекта.

Цель проекта:  профессиональное развитие тьюторов и педагогов, работающих с детьми с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного и интегрированного образования.

Сроки реализации проекта: октябрь 2016 года – май 2019 года. Проект планируется реализовать в 4 этапа (подготовительный этап - октябрь 2016г. - май 2017 г.; обучающий – май 2017г. - май 2018 г; практический – июнь 2018г. – апрель 2019 г.; заключительный –  май 2019г.)

Организатор проекта: Центр развития тьюторских практик  кафедры педагогики и практической психологии БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования «Минобразования Чувашии.

Руководитель проекта (приказ № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии от 12.01.18): Никулина Татьяна Григорьевна, тьютор Центра развития тьюторских практик кафедры педагогики и практической психологии. 

Координаторы проекта (приказ № 5 БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии 12.01.18):

Гаврилова Елена Аликовна, старший воспитатель БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии;

Иванова Татьяна Николаевна, тьютор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии.

Ведущие консультанты проекта - Трофимова Валентина Ивановна, заведующий кафедрой специального (коррекционного) и инклюзивного образования БУ ЧР ДПО «Чувашский республиканский институт образования» Минобразования Чувашии; Осипова Евгения Юрьевна, директор БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа № 3» Минобразования Чувашии; Удина Татьяна Николаевна, директор МБУ «Центр ППМСС «Содружество» г.Чебоксары.

Соорганизаторы проекта:

1.Чувашское региональное отделение межрегиональной общественной организации «Межрегиональная тьюторская ассоциация» (руководитель Т.Г.Никулина);

2. Кафедра специального (коррекционного) и инклюзивного образования института образования (зав.кафедрой В.И.Трофимова);

3. МБУ «Центр ППМСС  «Содружество» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор Т.Н.Удина);

4. БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии (директор Е.Ю.Осипова);

5. МАОУ «Гимназия № 5» г.Чебоксары Чувашской Республики (директор И.В.Исаева);

6. МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары Чувашской Республики (заведующий Н.В.Спиридонова).

Участники проекта:

1.Образовательные организации Чувашской Республики, реализующие адаптированные образовательные программы, адаптированные основные общеобразовательные программы и образовательные организации, реализующие инклюзивные практики, представители которых являются участниками проекта;  

2.Тьюторы, сопровождающие детей с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью в условиях инклюзивного образования, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении  программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

3.Специалисты сопровождения (педагоги-психологи, учителя-дефектологи, учителя-логопеды и т.д.),    имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении  программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью;

4.Педагогические работники (социальные педагоги, учителя-предметники, воспитатели, классные руководители и т.д.), работающие с детьми с ОВЗ и инвалидностью, имеющие удостоверение установленного образца, свидетельствующего об освоении  программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа, направленной на изучение  технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью; 

5.Родители (законные представители), воспитывающие детей с ОВЗ и инвалидностью.

Опорные профессиональные площадки проекта:

  • БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии  (директор Е.Ю.Осипова);
  • МАДОУ «Детский сад №7 «Созвездие» г. Чебоксары (заведующий Н.В.Спиридонова);
  • МАОУ «Гимназия № 5» г. Чебоксары (директор И.В.Исаева);
  • МБДОО «Детский сад № 7 общеразвивающего вида «Солнечный город» Цивильского района Чувашской Республики (заведующий Н.В.Волчкова).

Промежуточные результаты реализации первого и второго этапов проекта  

На первом, подготовительном этапе (октябрь 2016 года – май 2017 года):

- разработана и экспертирована дополнительная профессиональная программа (повышения квалификации) «Тьютор в  инклюзии в условиях ФГОС»; данная программа предлагает освоение технологий тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений;

- разработана модель профессионального развития  педагогических работников,   работающих детей с ОВЗ и инвалидностью;

-разработана программа сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих детей с ОВЗ и инвалидностью, на этапе становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций;

- сформирован состав опорных профессиональных площадок;

-на стадии разработки находится Навигатор участника проекта и учебно-методический комплекс (УМК) для обеспечения сопровождения тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций по тьюторскому сопровождению детей ОВЗ и инвалидностью;

- сформирован пакет нормативно-правовых документов, регламентирующих деятельность тьютора;

- организована в рамках республиканского тьюторского бенчмаркинг-салона «Живая практика. Лучшее» работа тьюторской гостиной для тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ (31.11.17 -01.12.17).

На втором, обучающем этапе (май 2017 года – май 2018 года):

- проведена курсовая подготовка тьюторов, специалистов сопровождения и педагогических работников образовательных организаций для реализации задач тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и инвалидностью  с получением удостоверения установленного образца на 72 часа (июнь 2017 года - подготовлена  - 24 человека, январь 2018 года –  23 человека; апрель 2018 года – 20 человек). Итого 67 человек.

Проведена серия обучающих семинаров (30.10.17;  31.11.12; 07.02.18;  02.04.18,  27.04.18) на базе опорной профессиональной площадки БОУ «Чебоксарская начальная общеобразовательная школа для обучающихся c ограниченными возможностями здоровья № 3» Минобразования Чувашии и МАДОУ «Детский сад № 7 «созвездие» г.Чебоксары.

- сформирована  группа участников проекта (3 тьютора-супервизора, 7 тьюторов, 14 педагогов, развивающих тьюторские компетенции).

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов и/или педагогов, развивающих тьюторские компетенции (в кратком изложении).

В процессе реализации проекта будут учитываться особенности качественного состава участников проекта, формально состоящего из двух  групп. В первой группе участников – тьюторы, то есть педагогические работники, работающие в должности «тьютор».  Их на сегодня наименьшее количество. Во второй группе - специалисты (учителя-дефектологи, учителя-логопеды, педагоги-психологи, социальные педагоги  и т.д.) и педагоги, являющиеся воспитателями групп детского сада,  классные руководители, работающие в классных коллективах, где обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью.

Для реализации в рамках проекта предлагается модель сопровождения профессионального развития  тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов, работающих в условиях инклюзивного и интегрированного образования,  направленная на осуществление трех процессов:

  1. Процесс первый - освоение тьюторами, специалистами сопровождения и педагогами, работающими с детьми с ограниченными возможностями здоровья, дополнительной профессиональной программы (повышения квалификации) «Тьютор в условиях инклюзивного и интегрированного образования» (3 группы, 60-75 человек); данная программа предлагает освоение технологий сопровождения детей с ОВЗ, имеющих разные типы нарушений, с учетом требований  ФГОС ОВЗ.
  2. Процесс второй - обеспечение сопровождения профессионального развития тьюторов, специалистов сопровождения и педагогов на этапе становления в новой должности «тьютор» и на этапе формирования тьюторских компетенций в формате профессиональных (тьюторских) проб и стажировок. Сопровождение планируется осуществлять только по отношению к  педагогам, получившим удостоверения установленного образца (освоение программы ДПО (повышения квалификации) не менее чем на 72 часа), добровольно  вошедшими впроект «Тьютор для особых детей». Предполагается работа с группой подготовленных специалистов в 15-25 человек.

          Участникам проекта предстоит в условиях реальной практики осуществить  профессиональные (тьюторские) пробы в количестве от 3-х до 5 проб, включая в обязательном порядке пробы сопровождения детей (1-3 пробы) и пробы работы с родителями (1 проба).  А также на выбор 1 профессиональную пробу работы со специалистами, сопровождающими ребенка с особенностями (с командой сопровождения) или 1 профессиональную пробу работы с ребенком и родителями в формате «клубной деятельности».

          Далее участники проекта в добровольном порядке могут представить, подготовив и описав на основе проведенных проб авторскую практику  тьюторского сопровождения  детей с ОВЗ.  На этом этапе реализации проекта с педагогами будет организованна специальная работа по обучению их письменному оформлению авторских практик. Лучшие практики будут предложены на рассмотрение федеральным экспертам Правления МТА.  

          Завершится третий практический этап реализации проекта  представлением авторских практик на межрегиональном тьюторском форуме «Тьюторство для особых детей», где участникам форума, включая представителей других регионов, будет предложено знакомство с практиками сопровождения одаренных детей и детей с особенностями развития. 

  1. Процесс третий  - обеспечение сопровождения опорных профессиональных площадок проекта, на базе которых будет осуществляться основная практическая деятельность проекта, а в постпроектный период возможна организация стажировок для тьюторов и педагогов других образовательных организаций.

Модель сопровождения профессионального развития тьюторов/педагогов на этапе его становления в должности «тьютор» и/или на этапе формирования тьюторских компетенций планируется осуществить  каскадным методом. Механизм каскадного сопровождения тьюторов/педагогов предполагает следующее:

  • формирование группы тьюторов-супервизоров (3 человека);
  • формирование специальной группы - тьюторов в составе 5-7 человек, обеспечивающих сопровождение участников проекта;
  • формирование 5-7 микрогрупп педагогов из участников проекта (по 2-3 человека в группе), сопровождение которых обеспечивают тьюторы из числа специальной группы тьюторов.

В рамках данной модели создается Ресурсная служба проекта, объединяющая специалистов, консультирующих тьюторов по  вопросам, которые вызвали затруднения. В случае обнаружения сложной проблемы или проблемы, затрагивающей большинство участников проекта, проводятся обучающиеся семинары с участием специалистов республики и/или вебинары с участием приглашенных  высококвалифицированных  специалистов из городов Москва, Санкт-Петербург и др.

Параллельно в рамках проекта планируется организация работы Школы родителей, в условиях которой участниками проекта будут проведены профессиональные пробы и апробирована модель клубной деятельности  детей с ОВЗ и их родителей.

Также в рамках проекта планируется создать Экспертную службу проекта, специалисты которой окажут помощь авторам тьюторских практик в подготовке описания практик и в прохождении всех этапов экспертизы.

Организационная модель реализации проекта предполагает использование разных форматов: тьюториалов,  индивидуальных тьюторских часов,  индивидуальных и групповых   консультаций, обучающих семинаров и вебинаров, профессиональных проб, публичное представление авторских практик, церемонии открытия и закрытия проекта,  рабочие встречи соорганизаторов проекта, релаксационные сеансы для родителей, участников проекта.          

Ожидаемые результаты проекта

  1. Наличие апробированной программы «Тьютор в инклюзии в условиях ФГОС».
  2. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ (70-85% от общего количества участников проекта).
  3. Группа тьюторов и педагогов сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ и представивших свои авторские практики на межрегиональном образовательном форуме «Тьюторство для особых детей» (50-70%) и/или прошедших федеральную экспертизу (5-7%);
  4. Группа тьюторов и педагогов, сопровождающих детей с ОВЗ, являющихся авторами практик тьюторского сопровождения детей с ОВЗ, способных и готовых к обучению  педагогов из других образовательных организаций (10-15%).
  5. Наличие стажировочных площадок (от 3-х до 7), готовых к организации повышения квалификации тьюторов и педагогов республики, желающих развивать тьюторские компетенции, в модели «Стажировка как самостоятельная форма повышения квалификации» на базе своих образовательных организаций (без выдачи документов и с выдачей удостоверений установленного образца при наличии лицензии на организацию образовательной деятельности).   
  6. Пакет нормативно-правовых документов, учебно-методических материалов проекта и публикаций по вопросам  индивидуализации и тьюторского сопровождения тьюторского сопровождения детей с ограниченными возможностями здоровья.
  7. Практика проведения межрегионального образовательного форума по вопросам развития индивидуализации и тьюторства в инклюзии.

Итоги реализации проекта планируется подвести на заключительном событии проекта, в дни проведения межрегионального тьюторского форума «Тьюторство для особых детей», который состоится в мае 2019 года.  В программе форума планируется представление педагогических и тьюторских практик сопровождения  детей с ограниченными возможностями здоровья, а также – представление практик сопровождения детей, обладающих одаренностью или талантами в разных сферах деятельности.  На форум планируется пригласить тьюторов и педагогов, работающих с особыми детьми, из разных российских регионов.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика