Данилов Дмитрий Витальевич - заведующий кафедрой новых информационных технологий, федеральный эксперт программы «Учимся с Intel» в Чувашской Республике
С сентября по декабрь 2006 г. 23 учителя информатики из различных городов и районов Чувашской республики проводили свои занятия с учащимися 5-9 классов в рамках проекта «Учимся с Intel». Предварительно для учителей были проведены тренинги тьюторами из Новосибирска Ливенец М.А. и Банновым А.М. Каждый участник проекта был оснащен пособием для учителя, а также учебниками и руководством по практической работе для учащихся. Использование данного учебного курса в рамках преподавания предмета «Информатика и ИКТ» являлось экспериментальным.
Проект направлен на решение учебно-воспитательных задач в трех областях: формирование технологической грамотности (работа в графическом и текстовом редакторах, подготовка и обработка электронных таблиц, создание и редактирование презентаций), обучение приёмам совместной деятельности (педагогика сотрудничества) и развитие критического мышления (умение принимать решения, делать выбор, задавать вопросы и ставить цели). Решение этих задач объединено в рамки проектного метода (дети создают проект в составе малой группы). Темы проектов выбираются учащимися совместно с преподавателем на основе проблем, волнующих как самих детей, так и окружающих их людей. Они затрагивают вопросы краеведения, экологии, благоустройства территории школы и т.д. Комплексный подход является наиболее интересной характеристикой проекта, поскольку не только обеспечивает формирование навыков работы с компьютером, но и способствует развитию умений адаптироваться в обществе, осуществить выбор профессии, установить в процессе деятельности контакт с другими людьми. Предлагаемая методика является инновационной и требует от учителя понимания и принятия новых технологий и приемов работы с детьми.
Следует отметить, что проект ориентирован на детей, не имевших ранее возможности обучаться работе на персональном компьютере или имеющих ограниченный доступ к компьютерной технике.
В целом анализ работы по данной программе позволяет утверждать, что предложенные подходы преподавания информационных технологий оказывают положительное влияние на развитие навыков применения и использования компьютеров в учебной деятельности учащимися, публичного представления и защиты результатов своей деятельности в условиях двуязычного обучения, как в Чувашии – русского и чувашского (как родного).
Исследование деятельности учителей на этапе применения данной методики в учебном процессе позволяет сформулировать следующие рекомендации:
1. Эффективность проведения занятий достигается при проведении сдвоенных уроков, чтобы учащиеся смогли выполнить и защитить задания в течение занятий.
2. Проведение занятий лучше организовывать в форме кружковой работы.