Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Домрачева В.А. "Некоторые аспекты курсовой подготовки педагогов (из опыта работы кафедры русского языка и литературы ГОУ «Чувашский республиканский институт образования»)"

Домрачева Валентина Алексеевна – доцент кафедры русского языка и литературы

 

Из школы человек должен выносить более или менее ясный взгляд, что такое он сам, что такое жизнь вокруг него, какие задачи его деятельности; основы его убеждений и мировоззрения, миропонимания и жизнепонимание должны быть заложены.

П.Ф. Каптерев (1849 – 1922гг.), русский педагог, психолог

 

 

Российская система образования, какому бы реформированию она не подвергалась, без сомнений, одна из совершеннейших в мире. Не случайно устойчивыми стали выражения: русский характер, загадочная русская душа, русская культура…

Научное представление о мире и обществе дают преподаватели общественных дисциплин, любовь к культурным ценностям – предметники образовательной области «Искусство». Основы нравственных ценностей, вечных, незыблемых, и сегодня формирующих человека как личность, закладываются на уроках литературы. И только все вместе мы можем помочь ребенку постичь науку добра. Еще французский философ, писатель М. Монтень (1533 – 1592гг.) изрек: «Тому, кто не постиг науки добра, всякая иная наука приносит лишь вред». О том, что «в жизни ценнее всего доброта, и при этом доброта умная, целенаправленная», писал уже в ХХ веке академик Д.С. Лихачев.

Стратегически важной задачей для учителя-предметника сегодня является повышение уровня его педагогической культуры, культуры интеллектуальной деятельности, культуры общения и поведения, так как на общую культуру человека проецируется его социально-профессиональная компетентность. Настоящий педагог понимает это и строит свою концепцию обучения в соответствии с этой задачей. Культурологический подход в преподавании русского языка и литературы определяет тематику ведущих направлений исследовательской работы нашей кафедры. Наряду с такими актуальными темами как «Новые информационные технологии в филологии» (проектная и исследовательская деятельность, блочно-модульное обучение и другие), «Структура и проблемы функционирования и развития языка» учителям предлагаются и темы частного характера. Объектом исследования многих является литература последних десятилетий. Неподдельный интерес вызывают «новые герои» современной прозы, «мысль семейная» в новейшей русской литературе, новая проза о войне, пути эксперимента современной поэзии, синтез «массового» и «элитарного», феномен литературы русского Интернета, жанровая специфика постмодернистских и постпостмодернистских творений, традиции и новаторство. Л. Петрушевская и Т. Толстая, Л. Улицкая и И. Полянская, В. Маканин и С. Довлатов, В. Пелевин и А. Королев, С. Каледин и Тимур Кибиров, О. Сульчинская и В. Токарева, А. Слаповский и Ю. Буйда, М. Веллер и Б. Екимов и многие другие также известны нашему читателю, как В. Распутин, В. Астафьев, Ф. Искандер.

Осознанное восприятие жизни эпохи «постмодерна» и начала ХХI века, себя в этом мире приходит через осмысленное прочтение, интерпретацию и анализ текстов писателей-современников. А в отдельных образовательных учреждениях республики, как МОУ «Средняя общеобразовательная школа №10 имени Героя Советского Союза летчика-космонавта А. Николаева» г.Чебоксары, стало традицией проведение научно-практических конференций по творчеству современных авторов. Есть и авторская программа по современной русской литературе, разработанная Ж.А.Решеткиной. Семинары, мастер-классы, творческие мастерские, создание авторских программ и программ элективных курсов по современной литературе – таков результат совместной работы.

Билингвальная и бикультурная среда, где изучение русской литературы, истории и культуры происходит в сравнении с родной чувашской, дают возможность сопоставлять те или иные явления. Интересное исследование на тему «Бродячие» сюжеты в русской и чувашской литературе» провела А.А. Григорьева, филолог МОУ «Средняя общеобразовательная школа №55» г.Чебоксары. «При изучении произведений устного творчества чувашского народа вспоминаем сказки, легенды других народов; при знакомстве с автобиографической повестью М.Д. Трубиной «Детство» вспоминаем повести «Детство» М. Горького и Л. Толстого; параллельно с изучением рассказа И.С. Тургенева «Певцы» анализируем рассказ С. Фомина «Воскресение Орфея»; а с поэмой К.В. Иванова «Нарспи» - драмы «Гроза» и «Бесприданница» А. Островского; поэмой Н.А. Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» - роман народного писателя Чувашии Н.Ф. Ильбекова «Черный хлеб»; повестями И.С. Тургенева «Ася» и «Первая любовь» - повесть Ю.И. Скворцова «Красный мак»; со стихами Б.Л. Пастернака – стихи Геннадия Айги; с произведением «Матренин двор» А.И Солженицына – рассказ «Герасим-золотоискатель» и повесть «Черные грузди» А.В. Емельянова; со стихами П.П. Хузангая – произведения С. Есенина и В. Маяковского и т. д…» - пишет автор.

О научном характере преподавания русского языка в гимназии проводит исследование А.Н. Калля, учитель Гимназии №46 г.Чебоксары. «Система решений лингвистических задач как средство углубления знаний по русскому языку» – так называется ее работа, а также серия уроков по теме. Это решение проблемы личностно-ориентированного образования как одного из ведущих направлений развития системы образования, где в центре внимания педагога личность ученика, а ведущей является познавательная деятельность, а не просто преподавание.

Обобщается опыт работы педагогов и по таким направлениям, как «Разноуровневое обучение на уроках русского языка и литературы», «Нетрадиционные методы преподавания русской литературы и языка». В 2007 году по рекомендации кафедры слушателями курсов повышения квалификации издано три пособия: «Культура речи. Подготовка к ЕГЭ» Н.А. Григорьевой, учителя МОУ «Шоршелская СОШ», «Игротека» (лингвистические игры для учащихся 5 – 8 классов) З.А. Николаевой, учителя МОУ «Ибресинская СОШ №2», «Союз прекрасных муз» Л.П. Красновой, учителя МОУ СОШ №22 города Чебоксары, - и два электронных пособия по подготовке к ЕГЭ Е. В. Селезневой (город Алатырь) и С.А. Тимковой (МОУ СОШ №49 ). Готовится к изданию сборник «Элективные курсы образовательной области «Филология».

В течение нескольких лет кафедра и творческая группа учителей-экспериментаторов под руководством доктора филологических наук профессора Г.А. Ермаковой работали над созданием пособия «Русский язык на концентрической основе», которое вышло в Чувашском книжном издательстве в 2006 году. Учителями разработана серия уроков к данному пособию.

Сотрудничество с педагогами республики продолжается и по окончании курсов повышения квалификации. Многие принимают активное участие в работе семинаров, дают открытые уроки, мастер-классы для своих коллег. Интересные, методически грамотные уроки для учителей русского языка и литературы республики дали филологи средних общеобразовательных школ №59, 50, 40, гимназии №4 города Чебоксары, гимназии № 6 города Новочебоксарска и другие.

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика