Никифорова Вера Николаевна - доцент кафедры русского языка и литературы
Важная роль в раскрытии реальной диалектики этики и эстетики принадлежит искусству, которое А. И. Герцен назвал «эстетической школой нравственности». Любое общественное явление, поступок или мотив человеческой деятельности обладают одновременно эстетическим и этическим значением (ценностью) и могут быть оценены, с одной стороны, как прекрасное или безобразное, с другой стороны, как добро или зло. При этом издавна в общественном и индивидуальном сознании нравственное и прекрасное мыслятся как некое органическое единство, фиксируемое даже словесно (напр., древиегреч. понятие «калокагатия» означает одновременно и «доброе» и 'прекрасное», а понятие «прекрасное» в русском эпосе и сказках применяется для обозначения физического совершенства, душевной силы и нравственной чистоты). Такое взаимопроникновение двух относительно самостоятельных понятий отражает важнейшую ценностную установку, выработанную исторически развивающимся общественным сознанием; с гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека, а нравственное не может быть признано морально-добрый, если оно внутренне не связано с прекрасным. Именно внутреннее родство, сущностное единство этической и эстетической сфер обусловили смысловую специфику понятий «возвышенное», «низменное», «героическое» и др,, где этическая и эстетическая оценки явления или поступка выступают нераздельно, слитно, Диалектика взаимоотношений эстетического и этического, однако, не исчерпывается их единством.
При анализе произведения особо важен сравнительно-типологический подход, который позволяет выявить общее и национально-специфическое в родной и русской литературе.
Методологической основой учебников-хрестоматий, как и преподавания русской литературы в любой (в русской или нерусской) аудитории, является философское положение о диалектике «всеобщего, особенного и отдельного». Это триединство позволяет обосновать особенности подхода к анализу текста художественного произведения, а также к особенностям преподавания русской литературы в любой нерусской аудитории. Оно заключается в том, что в равной мере важны общечеловеческое содержание русской литературы, ее национальное своеобразие и воплощение в индивидуальном творчестве писателя.
Данное положение можно рассмотреть на примере положения о разветвленной системе интерпретаций-ответов на вопрос: Что есть Красота? Что есть Истина? Что есть Добро? Ответы на него от поколения к поколению будут модифицироваться и множиться, образуя причудливое поле языковой игры. Иными словами, можно полагать, что внутри языка и культуры существует место (вызов, приглашение), и высказывания о красоте и безобразии являются ответными реакциями, создаваемыми средствами же языка на такой вызов. Можно также утверждать, что существует готовность языка и культуры отвечать на вопрос: Что есть красота? - каждый раз обновляя, модифицируя, трансформируя содержание ответов.
В данной статье рассмотрим названную выше проблему на примере культурной семантики концепта КРАСОТА. Как и большинство концептов идеалистического языка, например, понятие красота остается вечно дискуссионным. Его культурная семантика, так же, как и семантика концептов Истины и Добра, заключает в себе вопрос: «Что есть?». Красота амбивалентна, что свойственно многим культурным концептам. Ответы могут выражать не только разные, но и различающиеся позиции, например: (1)- До какой-то границы я с вами. Но Лев Николаевич говорит, что чем больше человек отдается красоте, тем больше отдаляется от добра. — А вы думаете, что наоборот? Мир спасет красота, мистерии и тому подобное, Розанов и Достоевский? (Борис Пастернак. Доктор Живаго).(2) Обман и, может быть, величайший из женских секретов... (...) заключается в том, что красота кажется этикеткой, за которой спрятано нечто неизмеримо большее, нечто невыразимо более желанное, чем она сама, и она на него только указывает, тогда как на самом деле за ней ничего особого нет... Золотая этикетка на пустой бутылке... (В. Пелевин. Чапаев и пустота).
Вместе с тем можно предположить, что существует определенная логика в развитии концепта и в смене утверждений, касающихся красоты. Возникают вопросы: Какие описания / утверждения попеременно заполняют всегда пустующее, всегда востребованное и посылающее свой импульс-запрос место? Как можно оценить содержание ответов, формирующих в социуме представление о красоте?
1.Образ красоты: метафорическое представление о космосе, жизни, свете.
Греческое слово космос включает в себя такие смысловые компоненты как: «наряд», «украшение», «краса». Их полный перечень имеет следующий вид: космос — «порядок», «упорядоченность»; «строение», устройство»; «государственный строй», «правовое устройство», «надлежащая мера»; «мировой порядок», «мироздание», «мир»; «наряд»; «украшение», «краса» [Топоров 1992, с. 9]. Это показывает согласованность мирового порядка и красоты. Ср. также следующие высказывания: древнегреческий Космос актуализирует идею эстетически отмеченного порядка, украшенности [Топоров 1992, с. 9]; образ красоты [в мифологии Древней Греции. — И. Б.] являл собой метафорическое представление о космосе [Фрейденберг 1997, с. 220].
2.Красота как миф о творении
Миф о творении также соотносится с представлениями о красоте. Это соотношение обсуждается в литературных текстах.Устойчивые (стереотипные) словосочетания в современном русском языке красота и совершенство мира, природы. Вселенной...; красота земная, небесная.
3.Красота как космический порядок.
Таким образом, в разных типах дискурса красота семантически объединена с гармонией, порядком и противопоставлена хаосу, коррелирующему с деструкцией, дисгармонией, беспорядком.
4.Красота – жизнь, уродство- смерть
В мифологии красота связана с жизнью, уродство — со смертью. Уродство примета хтоническая, и все его варианты имеют одну и ту же семантику, отходя в комедию, фарс и «реальные» жанры, рядом с преобладанием красоты в жанрах высоких [Фрейденберг 1997, с. 220]. Реактуализация этих представлений, в соотнесенности красоты и жизни прослеживается в литературных текстах: «Взгляните на эти деревья, на небо, отовсюду веет красотою и жизнью; а где красота и жизнь, там и поэзия» (И. Тургенев. Рудин).
Связь красоты и жизни подчеркивается также противопоставлением смерти и красоты.
5.Красота-свет-жизнь
Смысловые отношения между красотой и космосом обнаруживаются также в характерной для разных культур, в том числе и традиционных, связи между красотой и счетом, небесными светилами и в первую очередь главным светилом — солнцем.
В фольклорном дискурсе славян красота символически соотнесена с красным, белым и золотым цветами. Все эти цвета также символизируют солнце. Это показано в работе А. А. Потебни [Потебня 1989], который проанализировал славянские народные песни, ср.: «Красное солнце» - прежде всего светлое, потом — прекрасное». Лицо человеческое представляется светлым, т. е. прекрасным, как солнце.
Основываясь на фольклорной образности, можно выстроить параллель: красота — солнце, солнечный свет. Здесь также обнаруживается импликативная цепочка: красота — свет — жизнь.
6.Олицетворение эстетической оценки. Образы красавиц.
Образы красивых женщин, красавиц, выступают как олицетворенная эстетическая оценка и референциально связаны с «космическим началом» красоты. Эстетическая оценка олицетворена в образе космической красавицы («космической Афродиты»). Ее можно рассматривать как персонифицированный образ Вселенной. В красоте богов, богинь угадывался образ Вселенной, черты эстетически отмеченного космоса ср., например, пушкинское описание царевны Лебеди: За морем царевна есть, II Что не можно глаз отвесть: II Днем свет божий затмевает, II Ночью землю освещает, И Месяц под косой блестит, II А во лбу звезда горит. Образ царевны Лебеди ближе к богине, чем к царице и сближается с образом Вселенной.
Эстетическая оценка воплощена в образах смертных женщин, наследующих власть: цариц I царевен, принцесс, героинь. Оценка реализуется в образах «природных» красавиц, получивших социальный статус. Если богине присуща красота арпоп, царице — по праву наследования (как наместнице богини на земле), то смертная женщина (не царица) обретает социальный статус красавицы путем прохождения через ритуал. Об эзотеричности ритуальной красоты, в огличие от «природной», писал Ж. Бодрийяр.
Статус красавицы предполагает легитимацию, осуществляемую через общественное признание. «Природная» красавица должна быть замечена. Право считаться, называться красавицей утверждает социум. Социум — это коллективный глаз, выносящий вердикт, а также коллективный язык и коллективное ухо, создающие красоте легитимность. (В некотором смысле слова красавица — что королева, избранная демократическим путем.) Слухи I молва I слава о ее красоте разнеслись... — фразы, описывающие процесс обретения «природной» красавицей социального статуса. Она слывет красавицей, она — известная, знаменитая, светская... красавица — фразы, утверждающие / подтверждающие статус красавицы, В процитированных выше пушкинских строках: «Свет мой, зеркальце, скажи...», — зеркало совмещает две функции. Оно отражает «природную» красавицу и оценивает (точнее, утверждает) ее социальный статус: первой красавицы.
Образ абсолютной красавицы часто создается посредством указания на уникальность красоты. Об абсолютной красавице говорят: первая красавица, единственная такая во всем мире, свет не видывал тактой красавицы... Эта позиция содержит нарративное ожидание: Абсолютная красавица, как правило, становится героиней текстов (легенд, преданий, сказок, романов, а также рекламы, газетных заметок, слухов, сплетен и т. д.). Уникальность красоты часто описывается с помощью прилагательных, содержащих отрицание: неслыханная, невиданная, неописуемая, несказанная... красота.
Посвящения, мадригалы, комплименты служат для публичною подтверждения статуса красавицы. Вне такой оценки красавица оказывается как бы без зеркала и без прав.
Красавица, как и другие фигуры власти, может быть включена в ритуал увековечивания: живопись, скульптура, стихи, посвящения. Техника и технология XX века, прежде всего фотография и кино, значительно расширили границы социокультурной памяти. Это касается и памяти о красавицах, поскольку возникли новые формы их увековечивания. Статус красавицы перестал находиться в прямой зависимости от текущего момента, появилась возможность «отложенного» признания.
Развитие визуальных средств в XX веке способствовало появлению красавицы нового типа — виртуальной красавицы, являющейся продуктом массовой культуры.
7.Красота (красавица) - сила и власть.
Персонификация эстетической оценки ведет к социализации и к более четкому обозначению семантических отношений: красота (красавица) - сила и власть. Концептуальная близость красоты и власти проявляется в семантической структуре космоса, в которой компоненты «государственный строй», «правовое устройство» образуют общий ряд с «украшением», «нарядом», «красой».
Оказалась первой красавицей и была провозглашена самой красивой женщиной королевства. В тгом сюжете помимо мотива красавицы, которая таковой себя не осознает и как бы не существует вне социального признания, можно увидеть встречающуюся в фольклорных, мифологических. Литературных текстах трансформацию безобразного в прекрасное. Ср., Например: гадкий утенок - прекрасный лебедь, лягушка-царевна. В рассказе А. Куприна изменяется не внешность героини, а ее окружение и социальный контекст. Несмотря на свое «ослепляющее» воздействие, красота притягивает взоры. На красавиц заглядываются, засматриваются, глядят во все глаза. На красоту невозможно наглядеться: красота ненаглядная.
Помимо устойчивого уподобления красоты свету, как правило, яркому, существует также устойчивый, традиционный мотив соперничества красоты со светом, когда красота столь ярка, ослепительна, что свет меркнет перед ней. Красавица способна затмевать.
Образ абсолютной красавицы, выстроенный с помощью световых и «царственных» эпитетов: блестящая, Клеопатра, мраморная краса, ослепительна — противопоставлен иной силе и иной красоте, которую невозможно затмить, например, красоте Татьяны. Нечто похожее (конечно, с некоторыми оговорками) можно усмотреть и в другой паре: Элен Безухова — Наташа Ростова.
На концептуальную близость красоты и власти указывают также метафоры и сравнения. Красивую женщину называют или сравнивают с богиней, ангелом, мадонной, царицей, королевой, царевной, принцессой. Образу красавицы приписывается величие: величавая красавица. Красавица, концептуально связанная с гармонией и порядком, наделяется способностью влиять на мироустройство, совершенствовать человека.
Пассивное начало красавицы проявляется в том, что, будучи персонифицированным образом мужского влечения, желания, она выступает как объект желаемого обладания, как чистая причинность. Она не действует, но подвергается воздействию, точнее, притягивает к себе действие. Она создает вокруг себя поле соблазна и поле действия. Она выступает как сюжет, образующее начало.
Мифопоэтические тексты дают нам образы: спящей красавицы - ее надо разбудить; царевны Несмеяны - ее надо рассмешить: красавицы Елены - ее надо украсть, а потом ее надо отвоевать. На этом строятся сюжеты многих сказок, легенд. Красавиц добиваются, домогаются, крадут, во имя ее идут на подвиги, из-за них ведут войну. Красавица становится объектом экономического обмена: купли - продажи. В роли покупателя выступают разные персонажи: от простых смертных до повелителя тьмы.
Красавица включена в разные дискурсивные практики. При этом общим остается восприятие красоты как ценности. Ценностные характеристики советской женщины исчерпывающе обозначены в шутливой фразе: Студентка, комсомолка, спортсменка и, наконец, просто красавица! — которая стала крылатой после фильма Л. Гайдая «Кавказская пленница».
В народно-поэтическом дискурсе красота и счастье сопоставляются как ценности разного порядка: Не родись красивой, а родись счастливой. Это не противоречит тому, что красавица является одной из центральных фигур в текстах традиционной культуры.
И традиционная, и элитарная, и массовая культура, создающие разные образы/облики/лики красоты, имеют общий модус: воспроизводят ценностный конструкт красоты. В масскультуре, благодаря визуальным средствам, происходит тиражирование образов красавиц. Это формирует и оформляет, с одной стороны, желание стать красавицей, с другой стороны, рост массового потребительского спроса на красоту и ее коммерциализацию.
…«В последние пятнадцать-двадцать лет литературоведам пришлось многое пересмотреть в своих взглядах и убеждениях. Жизнь побуждает искать новые методологические ориентиры, находить новое в тех понятиях и категориях, которые в недавние времена казались незначительными и несущественными. Постепенно от нас отдаляется время, когда копья ученых ломались в основном на поприще разрешения проблем творческого метода» (Федоров Г.И., Чебоксары, 1996).В результате таких изменений «обрели право на самостоятельность и на полнокровную жизнь другие, мыслимо с характером человека единицы художественного мышления» (Федоров Г.И., там же, с.4).
Таким образом, эстетическая практика художественной прозы показывает, что писатели в своей деятельности обращаются и к созданию типологизированных образов не только людей, но и общественных ситуаций (Гулыга, 1987, с.179).
Каждая литература имеет свой эстетический потенциал, определяемый особенностями «месторазвития» и местопространства», характером национальной жизни, народной философии. Как видим, типологизированные образы, характеры, сюжеты, слово, культурная семантика концепта во многом зависят и от определенных черт мироощущения, культурных, исторических традиций народа, от особенностей эстетических процессов в различные эпохи. Общеизвестно, каждый язык обладает гибкой системой эстетических принципов, норм используемых в художественной речи.
Многообразие конкретных случаев несовпадения этического и эстетического, как правило, является результатом нарушения гармонии в отношениях между реальным и идеальным, а также природным и духовным, внутренним и внешним в самой человеческой жизнедеятельности. В сфере поведения личности и отношений между людьми это выражается а недооценке «формы» поступка или общения, которая может быть вежливой или грубой, изящной или вульгарной, либо, напротив, в пренебрежении «содержательной» стороной поведения и общения, что наиболее наглядно проявляется и «чистых» формах этики и эстетики (этикет, мода).
В реальной жизни порок, пошлость, духовная нищета и ограниченность нередко маскируют свою подлинную сущность внешней красивостью формы, манер, слов. Поэтому отличие подлинной красоты от красоты мнимой выявляется через ее отношение к добру, т. е. через установление ее собственно человеческого содержания. Нравственная оценка события, факта или поступка органически входит в состав и структуру эстетической характеристики любого социального явления.
При анализе художественного текста желательно учитывать и этическое, и эстетическое, так как такое взаимопроникновение двух относительно самостоятельных понятий отражает ценностную установку, выработанную исторически развивающимся общественным сознанием: с гуманистической точки зрения прекрасным является то, что нравственно, морально, что возвышает и облагораживает человека.
Литература
Алпатов В.М. Волошинов, Бахтин и лингвистика.432 с.2005.
Брагина Н.Г. Память в языке и культуре.- М.: Языки славянских культур, 2007.
Бранко Тошович. Экспрессивный синтаксис глагола русского и сербского/хорватского языков. 560 с. 2006.
Ермакова Г.А. Постижение тайны слова. Чебоксары: Изд-во ЧРИО, 2001.-260 с.
В. Н. Топоров. Из истории русской литературы. Т. II: Русская литература второй половины XVIII века: Исследования, материалы, публикации. М. Н. Муравьев: Введение в творческое наследие. Кн. 1.912 с. 2001. Кн. П. 928с. 2003.
В. Н. Топоров. Исследования по этимологии и семантике.Т. I: Теория и некоторые частные ее приложения. 816 с.2004.
Т. II: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн. 1. 544 с. 2006.
Т. П: Индоевропейские языки и индоевропеистика. Кн, 2. 728 с. 2006.
О. Н. Трубачев. Труды по этимологии: Слово. История. Культура. Т. 1.800с. 2004. Т. 2. 664с. 2005.
Н. М. Тупиков. Словарь древнерусских личных собственных имен: С прил. 1032 с. 2005.
Б. А. Успенский. Часть и целое в русской грамматике. 128 с.
2004. Б. А. Успенский. Историко-филологические очерки. 176 с. 2004.
С. В. Чирков. Археография в творчестве русских ученых конца XIX — начала XX века. 320 с. 2005.
Федоров Г.И.Художественный мир чувашской прозы. Чебоксары, 1996).
Т. Б. Юмсуыова. Язык семейских — старообрядцев Забайкалья. 288с. 2005.
Е. М, Юхименко. Старообрядческий центр за Рогожской заставою. 240 с. 2005.
Язык. Личность. Текст: Сб. ст. к 70-летию Т. М. Николаевой. 976 с. 2005.
Б. И. Ярхо. Методология точного литературоведения: Избранные труды по теории литературы. 927 с. 2006.