Краснова Светлана Гурьевна - методист кафедры дошкольного и начального образования
Детей с общим недоразвитием речи отличает недостаточное развитие мелких движений руки, нарушение моторики (тремер, синкинезия), замедленность движений глазных яблок. Кроме того, детям с ОНР характерны неуравновешенность, раздражительность.
С целью развития у детей мелкой моторики руки, ориентировки в пространстве, обучения навыкам письма педагогом-воспитателем детского сада №112 г. Чебоксары Т.Г.Толстовой разработана игра-пособие, представляющее собой плоскостной конструктор «Умники и умницы».
Работа с конструктором состоит из нескольких блоков. Первый блок включает выработку у детей обобщенного зрительного образа предмета (обводка плоских фигур конструктора по опорным точкам), формирование второй половины конструкции. Второй - включает формирование тактильного образа (выкладывание мелкими предметами, горохом, рисом геометрических фигур по деталям конструктора), конструирование различных форм (вазы для цветов, чайника, самовара и т. д.), преобразование фигур букв, цифр из одного в другое (п – н – к – т).
Следующий, третий блок, включает выработку обобщенного образа предмета: показ конкретных предметов жестом. При помощи пантомимы показывается ряд действий, например, забивание гвоздя.
Дальнейшая работа нацелена на развитие навыков конструирования по образцу, замыслу, условию.
Перед каждым занятием с плоскостным конструктором дети выполняют комплекс гимнастики для кистей рук и пальцев, включающий упражнения с карандашом, массажёрами из природного и бросового материала.
Пособие включает в себя 23 элемента печатных букв и детали цифр от 1 до 20. При конструировании букв и цифр дети учатся изображать углы, параллельные, пересекающиеся линии, дуги, окружности, овал. В ходе конструирования дети получают представление о симметрии. Использование конструктора кроме того, предполагает работу с большим количеством слогов, составление слова целиком.
Использование конструктора способствует развитию у детей фонематического восприятия, речевого слуха (известно, чем тоньше слух, тем меньше допускаются у них ошибки в произношении), способствует дифференциации акустических и артикуляторно-сходных фонем, развитию умения производить звукобуквенный и слоговой анализ слова. У детей сокращается опора на действия с предметами, а рассказ вслух о своих действиях заменяется мысленным проговариванием. Слоговой и звукобуквенный анализ и синтез слов различной структуры с использованием условно-графических схем способствует становлению навыков грамотного письма.
Игровая форма проведения занятий с конструктором увлекает ребенка, вызывает у него удовлетворение результатами, развивает усидчивость и целеустремленность, вызывает живой интерес к познанию, формирует способность к оценке результата своей деятельности. Самостоятельная тренировка глазомера активирует кору больших полушарий мозга, повышая умственную работоспособность.