Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Терентьева Г.Г. "Проблемы интеграции истории и КРК с другими дисциплинами в средней школе. Воспитательный потенциал интегрированных уроков"

Терентьева Галина Георгиевна –старший преподаватель кафедры истории

 

Идея интеграции в обучении имеет глубокие корни. Первым заговорил об этом классик мировой педагогики Я.А. Коменский: «Все, что находится во взаимосвязи, должно преподаваться в такой же взаимосвязи». (Коменский Я.А. Избранные произведения. – Москва. – 1955). Если вспомнить этапы становления и развития науки и искусства, начиная с глубокой древности, то видно, что в прошлом не было деления на виды, роды и жанры. Все развивалось в единстве и взаимосвязи человека и природы. В Древней Греции все ученые и мыслители – и Пифагор, и Демокрит, и Геродот, и Аристотель, и многие другие были своего рода энциклопедистами – они наблюдали природные явления, путешествуя, описывали новые неведомые земли, изучали прошлое народов, их культуру, пытались найти закономерности развития природы и человека. Но при этом мы считаем Аристотеля великим философом, хотя это был и великий естествоиспытатель и великий педагог, Геродота мы называем «отцом истории», хотя с таким же успехом мы можем его назвать и великим географом, Гиппократ у нас «отец медицины», хотя его вклад в мировую науку врачеванием не ограничивается. Эти примеры можно продолжать, вспоминая ученых и последующих столетий.

Но время неумолимо идет вперед и то, что раньше было частью общего взгляда на мир, становится отдельной отраслью знаний, выделяются науки о природе и науки о человеке, подразделяются на множество направлений химия, физика, география и т.д. В 20 веке знания человечества значительно расширяются, углубляются; сейчас уже нельзя охватить в полной мере, как это когда-то удавалось Ломоносову, и естественные и гуманитарные науки, и искусство. Но, тем не менее, несмотря на то, что сейчас в науке необходима узкая специализация, нельзя обойтись и без интеграции, так как иногда открытия делаются в тех отраслях науки, которые являются стыком специализаций, например, все больше открытий делается в биохимии и т.д. Интегрирование науки неизбежно порождает необходимость интегрирования процесса обучения. Дети должны овладеть совокупными знаниями, которые избавят их от односторонности развития. Разрозненные знания сейчас несовместимы с требованиями времени. Отсутствие интегрированных знаний приводит к тому, что некоторые узковедомственные решения принесли огромный вред природе. Печальным примером тому служит трагедия Арала.

Еще в 19 веке известный русский педагог К.Д. Ушинский высказал мысль о том, что обособленные знания приводят к омертвению идей и понятий. В советской педагогической науке теория интеграции была разработана П.П. Блонским. Идея Блонского о построении обучения на основе «познавательных тем» получила широкое распространение в зарубежной педагогике. В нашей стране до середины 80-х годов педагоги шли по пути установления межпредметных связей, и только в последние 15 лет стал возрождаться интерес к интеграции. Многие учителя разрабатывают программы интегрированных курсов, проводят интегрированные уроки, но, несмотря на это, проблема интеграции еще нерешена.

Многое из того, что было создано в начале 90-х годов, было утрачено из-за перехода на новую структуру исторического образования. Значительные изменения претерпела и программа по литературе. Многие произведения были из нее исключены, на другие отведено так мало времени, что учащиеся не в состоянии получить представление об их содержании, что уж говорить о привитии любви к литературе, о воспитании патриотизма, нравственности, гуманности! Классические произведения нашей литературы, рассказывающие о великих людях и их делах, о славных и трагических страницах нашей истории, учащиеся не изучают, не читают, а именно «проходят», а в итоге – отрывочные представления, падение общего уровня культуры и образованности. И поэтому слова «гуманизация и гуманитаризация образования» - не пустые фразы. По нашему мнению это – наиболее важные цели современного образования и одним из средств их достижения является интеграция не только предметов гуманитарного, но естественно-научного цикла.

Различаются горизонтальные и вертикальные виды интегрирования. Если под горизонтальным интегрированием понимается довольно распространенный способ объединения сходного материала разных предметов, то под вертикальным интегрированием понимается сквозное объединение материала, который изучается в разные годы обучения, на разном уровне сложности. При изучении истории по концентру это очень удачно можно воплотить в жизнь в старших классах, когда происходит углубленное повторение и обобщение исторического материала, изученного в 5-9-х классах. Причем, можно рассматривать не только сходные, но и различные, даже концепции, построив урок на основе технологии дебатов. Есть такие темы, например, «Происхождение жизни на Земле», которые изучаются и в курсе истории и обществознания, и в курсе биологии и других предметов, кроме того, вопросы эти рассматриваются в религиозных и философских учениях. Поэтому целесообразно рассматривать эту проблему с различных точек зрения – с естественно-научной, с религиозной, с исторической, с философской.

Знания, получаемые на таких уроках, особенно если они получены не пассивно, через рассказы учителей, а активно, через самостоятельный поиск литературы, через анализ, через спор, в котором каждый отстаивает свою точку зрения, будут не только разносторонними, но и очень прочными. Кроме того, проходя через подготовку к подобным урокам, мы вырабатываем у наших учеников навыки самостоятельной работы с источниками информации, вызываем интерес к науке, учим их культуре научного спора, развиваем коммуникативные навыки. Такие уроки запоминаются надолго и пользу от такой формы подачи материала трудно переоценить.

Школьный курс «обществознание» является интегративным по своей сути. Это - синтез многих гуманитарных дисциплин – истории, экономики, психологии, философии, политологии, социологии, культурологии, правоведения. Здесь каждый урок – интегрированный. Конечно, не каждый учитель может одинаково качественно рассмотреть все вопросы этого сложнейшего курса так, чтобы это было понятно ученикам, так, чтобы им было интересно заниматься. Поэтому одним из вариантов работы является поведение интегрированных уроков одновременно несколькими специалистами. Невозможно вопросы культуры рассматривать без использования записей музыки, показа репродукций, фотографий, без обращения к произведениям литературы. Нельзя всесторонне (в рамках школьного курса, конечно) рассмотреть вопросы психологии человека, не зная биологии. Этот перечень можно продолжать. Но каждый учитель, какой бы предмет он не преподавал, жалуется на нехватку времени. И если тщательно разработать перед началом учебного года на совместных заседаниях методических объединений учителей разных специальностей совместную программу проведения интегрированных уроков, то можно добиться и более качественного преподавания и экономии времени.

Когда мы спрашиваем учителей, занятых разработкой программ интегрированного обучения или интегрированных уроков, как они собираются использовать сэкономленное время, они говорят, что собираются повторять и закреплять изученный материал или углублять полученные знания. При этом повторять надо дифференцированно, в соответствии с уровнем усвоенного и неусвоенного материала.

Очень важным моментом является использование краеведческого материала. Особенно это касается уроков истории. Очень часто бывает так, что наши ученики хорошо знают события, происходившие в других странах, но совершенно не представляют, что происходило в это же время на территории родного края. Часто учителя ссылаются на нехватку времени, на отсутствие литературы и т.д. Но в тех школах, где учителя работают, используя на уроках истории местный материал, не только выше качество знаний, но, и что самое главное, дети понимают, что их город, деревня, поселок, наконец, они сами, их жизнь – это тоже история. Очень большое значение имеет то, с чего начинается изучение истории. В большинстве школ Чувашии история как предмет появляется в 5 классе, хотя уже в начальных классах должен быть курс «Введение в историю» или как его еще называют пропедевтический курс истории. По нашим данным, историю в начальных классах начинают изучать там, где ведется работа по системе развивающего обучения и в тех школах, где руководители школ понимают, что без этого курса изучение истории в 5 классах становится очень проблематичным, потому что историю нужно изучать не с древневосточных цивилизаций, а с родной истории, с истории семьи, с истории школы, улицы, села, города и т.д. И только потом приступать к знакомству с историей Отечества, с историей других народов и цивилизаций.

Часто в ходе интегрированных уроков используется такая форма работы, как экскурсия, где учащиеся могут попробовать себя в роли экскурсоводов. На первый взгляд эта работа кажется им простой, но когда они знакомятся с ней ближе, то понимают, насколько трудно дать четкое и ясное, но в то же время достаточно лаконичное описание, например, памятника архитектуры или какой-либо достопримечательности. Им приходится не только искать нужный материал, но и научиться, так преподнести его, чтобы это было доступно, интересно и полезно. Такая работа способствует развитию интеллекта, речи.

В средней школе N 36 г. Чебоксары мы занимаемся проблемой интеграции более 10 лет.

За это время накоплен большой опыт. Проведено много уроков, которые смогли увидеть и оценить не только учителя школы, но и слушатели курсов учителей истории, географии.

Вместе с учителем географии Алексеевой С.З. нами были разработаны и проведены интегрированные уроки по истории, географии и КРК с использованием литературы, музыки, произведений изобразительного искусства. Это такие уроки, как «Волга в прошлом и настоящем», « Петербург – Петроград - Ленинград-Петербург. Город – музей, город - труженик, город – герой», « Москва! Как много в этом звуке для сердца русского слилось!» в 9 классе. Если бы учителя истории и географии отдельно рассматривали эти темы, то получилось бы однобокое освещение материала, но когда усилия были объединены, то выяснилось, что нельзя рассказывать об истории великого волжского пути без упоминания о природных особенностях Поволжья, о ресурсах, о животном и растительном мире, потому что именно природа диктовала человеку условия жизни, заставляла заниматься теми или иными промыслами, причем особенно хорошо это можно показать на изделиях чувашских мастеров; проанализировав чувашскую мифологию, можно понять, почему предки чувашей обожествляли силы природы, какие сходства и различия имеются в мифологии чувашского народа и народов, населяющих другие земли. И уж конечно нельзя обойтись без истории, рассказывая, какие отрасли экономики развиты в тех или иных городах Поволжья.

История нашей Северной столицы – это история борьбы со стихией, история культуры, причем не только русской, но и мировой, это история революций, это история мужества тружеников и защитников города. Поэтому нельзя обойтись на уроке без «Гимна Великому Городу» Р.Глиэра, без стихов А.С.Пушкина – « На берегу пустынных волн, стоял он дум великих полн…». Нельзя также обойтись без показа иллюстраций, дающих представление о красоте Петербурга и его пригородов, о мастерстве его создателей. Но при этом нужно обязательно упомянуть, что историческое прошлое, памятники архитектуры – это еще и туризм, который дает доход и городу и государству.

 Вместе с учителем литературы Кулаевой Т.В. в 2002 году был проведен урок «Забавней кошки зверя нет», где было показана роль этого небольшого, но верного человеку животного, как в жизни древних цивилизаций, так и сейчас. Дети не только нарисовали своих любимых питомцев, написали маленькие сочинения об их повадках. Они подобрали в библиотеках литературу о разных породах кошек, под руководством учителей изучили мифы и сказания разных народов, где кошкам отведено не последнее место, При подготовке к уроку выяснилось, что многие писатели и поэты делали кошек героями своих произведений. Это и Р.Киплинг, и С.Я. Маршак, и К. Паустовский и многие другие.

В чувашских сказках и преданиях тоже можно найти много интересного о роли этих маленьких, но незаменимых животных. На уроке присутствовали и учителя истории, и учителя литературы, и учителя биологии. И каждый увидел что-то новое для себя, посмотрел на знакомые литературные произведения, исторические сведения, биологические особенности по-новому. Но самое главное – ребята уже в 5 классе поняли, что сделать урок интереснее могут и они сами, если не ждать пассивно, что кто-то что-то тебе расскажет, а и самому заняться поиском дополнительной информации. Хочется надеяться, что подобные уроки для большинства из них станут стимулом для поддержания интереса к учебе, помогут им полюбить литературу, не как предмет, по которому «проходят» какие-то произведения, а как сокровищницу мировой мудрости, помогут им понять историю не как череду бесконечных войн, а как совершенствование культуры, науки, достижений человеческого разума. Проводились нами и уроки, совмещающие в себе историю и математику – это уроки о развитии науки (прежде всего математики и астрономии) в 5,6 и 7 классах. На этих уроках мы вместе с ребятами решаем задачи, которые могли решать древние египтяне, вавилоняне и индийцы, при этом нами используются древние математические знаки и символы. А как приятно решать задачу, если ее условие древние индийцы сформулировали в стихах:

«Есть кадамба цветок.

На один лепесток

Пчелок пятая часть опустилась.

Рядом тут же росла

Вся в цвету семенгда

И на ней третья часть поместилась.

Разность их ты найди, ее трижды сложи

И тех пчел на Кутай посади.

Лишь одна не нашла себе места нигде,

Все летала то взад, то вперед, то везде, ароматом цветов наслаждаясь.

Назови теперь мне, подсчитавши в уме,

Сколько пчелок всего здесь собралось?»

Вот на этом примере можно легко показать, как можно «алгеброй поверить гармонию».

Это только несколько примеров из системы работы, Каждый год приносит новые идеи, новые удачи и неудачи. То, что получилось, мы, немного трансформируя, повторяем на следующий год, а если нас постигает какая-то неудача, то стараемся сделать анализ и выяснить, почему это произошло, ведь в науке и отрицательный результат – тоже результат.

Конечно, интегрированные уроки нельзя проводить очень часто. Практика показывает, что лучше всего планировать их в начале года совместно учителям разных предметов и периодичность их должна быть – не больше 1 урока в четверть, потому что сами эти уроки и от учителей и от учеников требуют основательной подготовки, работы с дополнительной литературой и документами и т.д. Но этот труд не исчезает бесследно, так как яркие впечатление, полученные на таких уроках, особенно если сами ученики активно принимали участие в их создании, гарантируют прочное усвоение знаний и обеспечивают у большинства учеников повышение интереса к предметам, которые были интегрированы, переплетены в ходе этой работы. А это значит, что наш труд дает реальный результат, пробуждает мысли и чувств учащихся.

Что же все-таки дают интегрированные уроки? Это и ликвидация дублирования тем, и снятие излишней перегрузки учащихся; знания даются на более высоком уровне обобщения и в то же время концентрируются. Это развивает интеллект учащихся, способствует целостности знаний, ведет к осознанию закономерностей, по которым развивается природа и человечество.

В самом начале работы учителя на интегрированных уроках ограничивались в основном изложением нового материала, методы и приемы работы были бедноваты, но теперь, когда интегрирование стало распространяться на закрепление, на повторение, на зачетную систему, стали открываться новые возможности, которые дает интеграция, гораздо богаче стали уроки с методической точки зрения. Да и приходом в школы новых информационных технологий, Интернета, значительно расширяются возможности учителей.

Думается, что современный педагог должен так строить свою работу, чтобы была живая связь всех средств воспитания и обучения, чтобы мы могли растить настоящих граждан, любящих свою страну, знающих ее историю и культуру, любящих ее литературу, гордящихся ее наукой, но при этом уважающих историю, культуру и религию других народов. Очень хочется надеяться, что нам удастся воспитать не разрушителей, а созидателей, развить в них новый творческий способ мышления, но при этом не утратить духовности.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика