Львова В.Ю., ЧРИО, канд. пед. наук, доцент Центра духовного и нравственного развития личности
Важнейшим критерием выраженности профессиональной культуры учителя является его общение с учащимися.
Общение в школе несет в себе более глубокую функцию, нежели просто контакты между людьми. Любой вид общения в паре «учитель-ученик», независимо от ситуации, является воспитывающим. Учитель не имеет права разделять общение на «учебное» и «неучебное».
По мнению психологов, успех общения в целом зависит преимущественно от трех слагаемых:
- как мы вступаем в него;
- как поддерживаем диалог;
- как его завершаем.
Поэтому важно рассмотреть нормы речевого этикета в ответственные моменты обращения (приветствия), ведения диалога и прощания.
Недопустимой и невежливой является форма обращения к ученику, стоящему у доски, типа «Стоп!, «Эй!», «Ты!». Перечисленные формы вульгарного обращения – не авторская фантазия, а то, что приходится слышать из уст студентов-практикантов, так и педагогов – профессионалов. Подавляющее большинство учителей школ великолепно усвоили безадресную форму обращения к детям:»Берем тетради! Записываем условие задачи…» Такая форма общения, как и безликая тональность, никак не располагают к установлению контактов. Ныне общепризнанны следующие формы общения:
в служебном помещении - коллеги;
на званом ужине - друзья;
в классе - по именам;
в общении с родителями учащихся - по имени, отчеству.
Надо помнить, что самое дорогое для любого человека слово – его имя. Неплохо поэтому, идя в класс даже впервые, заранее ознакомиться со списком учащихся по журналу и запомнить хотя бы 4-5 имен, а затем при случае на первом же уроке удивить этим класс.
Вторая составная часть любого урока – поддержание диалога. Можно выделить две главные причины, из-за которых многие дети не хотят идти в школу:
- они устали от школьной скуки,
- они устали от учительских окриков.
Отсюда легко сделать два важных вывода:
- урок должен быть разнообразным по форме обучения и увлекательным по содержанию;
- в любой, даже критической ситуации учитель не должен кричать, ведь кричит тот, кто чувствует свою беспомощность.
Кричащий учитель внешне не импозантен, не привлекателен, чаще всего – смешон, лишен собственного достоинства. В США родители вправе подать в суд на учителя, который осмеливается кричать на детей. Мы, к сожалению не привыкли к таким принципам, потому что чаще всего забываем о достоинстве и самоценности каждого ребенка.
Необходимо помнить, что учащиеся любят похвалу. Поощряйте их в процессе занятия за хорошие ответы и поступки. Благодарите их за хорошие ответы и удачно проведенные уроки, ведь ни один урок не может быть хорошим, если дети не помогают учителю.
Одобрение и похвала рождают энтузиазм. Давно известно, что от человека можно большего добиться, если хвалить его добрые поступки, чем если ругать плохие. Одобрение помогает человеку удовлетворить, во-первых, потребность в признании и оценке, во-вторых, дает ему силы для самораскрытия, реализации своих способностей. Одобрение и похвала окрыляют, пробуждают творческое отношение к себе, укрепляют самоуважение. Такой человек будет к другим относиться с большим сочувствием. Доброе слово, сказанное о действительно имеющихся плюсах и сильных сторонах, может послужить сильнейшим стимулятором к саморазвитию. Похвалить можно не только за крупные дела, они и так всем видны. Гораздо приятнее, когда подмечаются мелочи или ценные качества человека. Например: «Наш Петя молчит-молчит, но уж если скажет – так в точку!» Петя получает приятную для себя информацию. Его считают серьезным человеком, который зря слов на ветер не бросает. Признают его ум и проницательность, считают остроумным и тонким.
Необходимо считаться с тем, что темперамент учащихся может не совпадать с темпераментом учителя, поэтому терпеливо ждите полного ответа даже от ученика-флегматика.
Умейте в любом ответе учащегося найти достоинства и назовите их вслух. Этим вы поощрите инициативу учащихся. При ответе слабого ученика подсказывайте ему тактично, чтобы и он, и все присутствующие сделали вывод, что к правильному решению он подошел сам.
Работать в классе нужно со всеми, а не только с самыми слабыми или только с сильными. Профессионализм учителя состоит именно в умении «озадачить» всех, чтобы каждый ребенок почувствовал свою причастность к учебному процессу, каждый справился с заданием. Поэтому задания должны даваться в классе не в одном и не в двух вариантах, а во множестве.