Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Домрачева В.А., Илларионова А.Н. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательной области «Филология»

Домрачева В.А., доцент кафедры русского языка и литературы

Илларионова А.Н., методист кафедры русского языка и литературы

 

Процесс компьютеризации образования ознаменовался появлением разнообразных инновационных технологий, развитие которых выстраивается на основе новых принципов взаимодействия участников образовательного процесса. В связи с этим интеграция современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) является важным условием для совершенствования процесса обучения.

Становится актуальным вопрос об использовании цифровых образовательных ресурсов (ЦОР) в преподавании всех предметов, в том числе филологического цикла. Использование ЦОР в преподавании русского языка и литературы позволяет решать следующие задачи:

1) активизация познавательной деятельности учащихся;

2) интенсификация учебного процесса;

3)формирование образовательных компетенций: языковой (развитие с помощью педагогических программных средств орфографических и грамматических умений учащегося), лингвистической (самостоятельное получение школьником информации об ученых-лингвистах, о ведущих научных положениях), коммуникативной (обогащение понятийного аппарата, повышение уровня умений работать с информацией различных источников, баз данных; осуществление самообразования; формирование информационной культуры школьников). Таким образом, ЦОР нацелены на ведение обучения на новом качественном уровне.

Какими цифровыми ресурсами пользуется современный учитель русского языка и литературы? С одной стороны, на сегодняшний день рынок электронных образовательных ресурсов предлагает преподавателю десятки программ учебного назначения, разработанных для использования в качестве средства обучения, размещенных на ПК, DVD, CD или в сети Интернет. Это электронные учебники: прототипы традиционных учебников, оригинальные электронные ресурсы, предметно обучающие системы, разработанные по модульному принципу, которые могут быть основными инструментом для систематических занятий по предмету. Так, новый аудиоучебник «Литература. 11 класс. Компьютерная единая программа» (авторы Чалмаев В. и Зинин С.), разработанный ДиректМедиа, предлагает большие возможности для усвоения: ученик может прослушать интересующую тему дома, просмотреть изображение, воспроизвести материал на любом мультимедийном устройстве: MP3-плеере, КПК, мобильном телефоне. Наиболее часто учителя русского языка и литературы используют в своей работе электронные учебные пособия: репетиторы, тренажеры (обучающие, обучающе-контролирующие, игровые), интерактивные коллекции, словари, справочники; электронные издания для контроля знаний учащихся (тесты, тестовые задания). Это такие апробированные и зарекомендовавшие себя электронные ресурсы, как мультимедиа-комплект «1С: Репетитор. Русский язык» ЗАО «1С»; «Программа–тренажер по русскому языку «Фраза». Гуру. Софт; «Русский язык. Варианты ЕГЭ» ЗАО «1С»; ЦОР к учебнику «Русский язык. 5-9 классы» (автор В.В.Бабайцева); ИУМК «Русский язык. 5-7 классы» (авторы О.И.Руденко-Моргун и др.) ЗАО «1С»; электронное издание «Библиотека электронных наглядных пособий по дисциплине «Литература». 5-11 классы» Дрофа; «Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия» New Media Generation и др.

Глобальную сеть Интернет также можем рассматривать как часть информационно-коммуникационной среды, которая содержит богатейший материал к урокам русского языка и литературы. Размещенная на сайте http://school-collection.edu.ru Единая коллекция ЦОР, разработанная по поручению Министерства образования и науки РФ в рамках проекта «Информатизация системы образования», содержит не только учебные тексты, но и различные объекты мультимедиа (видео и звуковые файлы, фотографии, карты, схемы и др.), которые открывают огромные возможности по их использованию в педагогическом процессе. Значительную информацию можно получить на сайте Государственной публичной исторической библиотеки (http://www.shpl.ru), огромный каталог информационных ресурсов по русскому языку расположен на сайте «Словесник» (http://slovtsnik-oka.narod.ru). Часто учителя обращаются к материалам Грамота.ру (http://gramota.ru), при этом на занятиях помимо словарей активно используют предлагаемые интерактивные диктанты. Набор готовых учебных презентаций к урокам русского языка и литературы предложен на сайте сетевого объединения методистов Федерации Интернет-образования (http://center.fio.ru), коллекция учебных проектов с применением ИКТ – на сайте «Сеть творческих учителей» (http://it-n.ru), сценарии уроков, олимпиад, разработки тестов, контрольных работ - на методическом сайте http://www.1september.ru и др. Таким образом, использование Интернет-ресурсов значительно увеличивает объем информации, задействованной в преподавании русского языка и литературы, позволяет свободно реализовать современные интерактивные технологии, в том числе проектные и модульные.

С другой стороны, учитель русского языка и литературы – это мастер, творец, который всегда в методическом поиске. За последние годы словесниками нашей республики разработано большое количество оригинальных цифровых ресурсов, направленных на активизацию познавательной деятельности учащихся и повышение эффективности занятий. Это учебные проекты в виде мультимедийных презентаций к урокам, требующие не только технических умений и навыков, но и нетрадиционного подхода к проведению занятий, глубокого переосмысления материала; исследовательские мультимедиа-проекты учителей и учащихся; карточки-слайды к урокам; электронные тесты-тренажеры для подготовки старшеклассников к ЕГЭ по русскому языку.

На курсах повышения квалификации учителей, проводимых кафедрой русского языка и литературы ГОУ «Чувашский республиканский институт образования», словесники выступают с презентациями собственных мультимедийных проектов, авторских программ по проведению уроков русского языка и литературы, элективных курсов с использованием ИКТ. В целях раскрытия перед учителями новых возможностей для развития методов и организационных форм обучения школьников, совершенствования учебного процесса через внедрение новых технологий кафедра ежегодно проводит курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы в дистанционной форме с использованием образовательной среды Moodlle сети Интернет, интегрированные курсы повышения квалификации учителей русского языка и литературы (русский язык, литература, информатика), на которых учителями усваиваются технологии конструирования уроков с применением ИКТ, разработки проектов и их мультимедийных презентаций, основы сайтостроения.

Кандидатом педагогических наук, доцентом кафедры русского языка и литературы Никифоровой В.Н. разработаны модульные программы «Традиционные и компьютерные технологии на уроках гуманитарного цикла и во внеклассной деятельности (литературный салон, поэтическая студия, факультатив, элективные курсы)», «Методологические основы анализа классической литературы в 5-11классах: культура инноваций и интеграций».

Лучшие материалы учителя ежегодно представляют на Республиканском фестивале учителей-словесников «Открытый урок», республиканских научно-практических конференциях, организуемых кафедрой русского языка и литературы Чувашского республиканского института образования, на которых идет обмен опытом работы коллег по использованию ИТК в учебно-воспитательном процессе. По итогам конференций изданы сборники научных трудов: «Современные образовательные технологии в вопросах самореализации личности» (2007 год), «Образование XXI века. Классика, ИКТ и эстетическое воспитание современника» (2009).

Филологи принимают активное участие не только на республиканских, но и на всероссийских конкурсах, научно-практических конференциях.

Заслуживает внимания опыт работы отдельных учителей по созданию собственных электронных учебных и учебно-методических пособий, являющихся результатом многолетней деятельности словесников по решению той или иной педагогической проблемы. Так, разработаны электронные пособия «Проектная деятельность на уроках русского языка и литературы» (Михайлова С.В., МОУ «Комсомольская СОШ №1» Комсомольского района), «А.С.Пушкин. Жизнь и судьба» (Гончарова Л.Н., МОУ «Гимназия №4» г.Чебоксары), «К 180-летию Л.Н.Толстого» (Антипина М.В., МОУ «СОШ №3» г.Канаш), «Жизнь и творчество Н.В.Гоголя. К 200-летию» (Кириллова А.Г., МОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары), «Русская фразеология и искусство в свете евангельских текстов» (Сазонова С.Е., МОУ «Шомиковская ООШ» Моргаушского района), «Орфография и пунктуация в блоках-модулях» (элективный курс) (Тимкова С.А., МОУ «СОШ №49» г.Чебоксары) и др.

Электронное учебное пособие Гончаровой Л.Н. «А.С.Пушкин. Жизнь и судьба» - удавшаяся попытка автора вместить в него свое видение жизненного пути гения русской литературы и историческую правду о нем. Обращение к вечному и прекрасному – любовь, дружба, семья, поэзия – актуально во все времена, но еще большую актуальность этот материал имеет в связи с выходом его в год 210-летия со дня рождения А.С.Пушкина. «Все начинается с детства» - с главы «Детство» - и это пособие. Далеко не в каждом учебнике можно прочесть: «Пушкин был нелюбимым ребенком в семье…Детства он почти не помнил…» Смело, по-современному утверждает автор. И это факт. А вот лицей – лучшее время, по мнению самого поэта, поэтому следующая глава «Лицей» показывает становление А.Пушкина как личности, способной к самовыражению, к настоящей дружбе. Автору пособия удалось представить весь «цвет» Царскосельского лицея пушкинского выпуска. Портреты и краткие, но очень выразительные характеристики лицеистов, стихи самого поэта или выдержки из его писем, странички, посвященные преподавателям, - все остается в памяти зрителя. Последующие шесть глав также образно раскрывают каждый этап жизни великого поэта. Лаконично, ярко, образно и выразительно, а главное – компактно, - почти все о Великом русском поэте.

К 200-летию со дня рождения Н.В.Гоголя творческая группа МОУ «Гимназия №2» г.Чебоксары под руководством А.Г.Кирилловой выпустила электронное пособие для проведения интегрированных уроков по творчеству Н.В.Гоголя. Эта разработка заняла 1 место в городской научно-практической конференции, была отмечена Дипломом победителя в республиканской научно-практической конференции.

Мультимедийное приложение к урокам литературы в 11 классе под названием «Изучение жизни и творчества русских писателей ХХ века» вместе с учащимися подготовила Николаева Е.В., учитель высшей квалификационной категории русского языка и литературы МОУ «СОШ №50» г.Чебоксары. 80 презентаций по программе 11 класса – от модернизма начала ХХ века до писателей-постмодернистов(Т.Н.Толстая, В.О.Пелевин) – включает это электронное пособие. Не останавливаясь на этом, педагог сегодня работает над созданием нового - мультимедийного приложения к урокам литературы в 10 классе.

В сети Интернет появились сайты учителей-словесников нашей республики, содержащие уникальные методические находки-ЦОР, представляющие систему работы педагогов: http://marina.rusedu.net (сайт Антипиной М.В., учителя МОУ «СОШ №3» г.Канаш), http://svetlana-karchikova.narod.ru (сайт Карчиковой С.В., учителя МОУ «СОШ №20» г.Новочебоксарска), http://vipuskniku2006/narod.ru (сайт Михайловой С.В., учителя МОУ «Комсомольская СОШ №1» Комсомольского района), http://sch27.s36.ru (веб-страница учителя МОУ «СОШ №27» г.Чебоксары Ивановой Л.А.) и др.

Опыт работы Финчуриной Е.Б., учителя высшей квалификационной категории МОУ «Цивильская СОШ №2» Цивильского района, по применению ИКТ в преподавании предметов гуманитарного цикла обобщен на республиканском уровне, издано учебное пособие «Методика использования ММ комплекса «1 С Репетитор. Русский язык», содержащее необходимую информацию о применении инновационных технологий в преподавании предметов гуманитарного цикла, направленных на расширение возможностей учителя по организации самостоятельной работы учащихся через приобщение их к работе со справочной электронной литературой и Интернет-ресурсами.

Таким образом, информационно-коммуникационные технологии способны стимулировать познавательный интерес к предмету, придать учебной работе проблемный, творческий, исследовательский характер, во многом способствовать обновлению содержательной стороны предметов «Русский язык» и «Литература», индивидуализировать процесс обучения.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика