Казакова Е.В., к.п.н.
доцент кафедры управления образованием
Пояснительная записка
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее – Стандарт) представляет собой совокупность требований, обязательных при реализации основной образовательной программы начального общего образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.
Стандарт включает в себя требования:
к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;
к структуре основной образовательной программы начального общего образования, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объему, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;
к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям.
Требования к результатам, структуре и условиям освоения основной образовательной программы начального общего образования учитывают возрастные и индивидуальные особенности обучающихся на ступени начального общего образования, самоценность ступени начального общего образования как фундамента всего последующего образования.
С 1 сентября 2011 года в общеобразовательных учреждениях Чувашской Республики вводится федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (далее - ФГОС). В связи с этим предстоит большая работа по подготовке высококвалифицированных кадров.
Проблема введения ФГОС не может быть решена без качественной подготовки педагогических и управленческих кадров.
Цель программы:
- Подготовка руководителей учреждений общего образования по вопросам управления введением новых ФГОС.
- Усвоение новых требований ФГОС к структуре образовательных программ, условиям их реализации и результатам их освоения.
Выпускной работой являются сетевые графики и дорожные карты по обеспечению введения ФГОС на муниципальном и институциональном (уровень образовательного учреждения) уровнях.
Результатом обучения является готовность образовательных учреждений и их руководителей к введению ФГОС начального общего образования.
Целевая аудитория: директора всех общеобразовательных учреждений.
Форма обучения: очная, дистанционная (семинары, круглые столы, вебинары).
Продолжительность обучения: 18 часов.
Учебная программа
Модуль 1. Стандарт как совокупность трех требований
Тема 1. Социальные, научные, идеологические и методологические основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования
Тема 2. Требования к структуре основной образовательной программы (ООП) и технология ее разработки
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основная образовательная программа начального общего образования содержит обязательную часть и часть, формируемую участниками образовательного процесса.
Обязательная часть основной образовательной программы начального общего образования составляет 80 %, а часть, формируемая участниками образовательного процесса, – 20 % от общего объема основной образовательной программы начального общего образования.
Основная образовательная программа начального общего образования должна содержать следующие разделы:
1) пояснительная записка;
2) планируемые результаты освоения обучающимися основной образовательной программы начального общего образования;
3) учебный план начального общего образования;
4) программа формирования универсальных учебных действий у обучающихся на ступени начального общего образования;
5) программы отдельных учебных предметов, курсов;
6) программа духовно-нравственного развития, воспитания обучающихся на ступени начального общего образования;
7) программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;
8) программа коррекционной работы;
9) система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.
Тема 3. Требования к результатам ООП
Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:
личностным, включающим готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки обучающихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности.
метапредметным, включающим освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.
предметным, включающим освоенный обучающимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.
Тема 4. Требования к условиям реализации ООП
Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования представляют собой систему требований к кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования и достижения планируемых результатов начального общего образования.
Интегративным результатом реализации указанных требований должно быть создание комфортной развивающей образовательной среды:
обеспечивающей высокое качество образования, его доступность, открытость и привлекательность для обучающихся, их родителей (законных представителей) и всего общества, духовно-нравственное развитие и воспитание обучающихся;
гарантирующей охрану и укрепление физического, психологического и социального здоровья обучающихся;
комфортной по отношению к обучающимся и педагогическим работникам.
Модуль 2. Нормативно-правовая база внедрения ФГОС
Тема 1. Тема 1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ, на федеральном, республиканском, муниципальном и школьном уровнях
Тема 2. Осуществление контроля и надзора в сфере образования по выполнению требований ФГОС
Тема 3. Готовность образовательных учреждений к внедрению ФГОС
Образовательное учреждение может принять решение о переходе на ФГОС начального общего образования, если обеспечена готовность к реализации основной образовательной программы начального общего образования.
Критерии готовности образовательного учреждения к введению ФГОС:
· разработана и утверждена основная образовательная программа начального общего образования образовательного учреждения;
· нормативная база образовательного учреждения приведена в соответствие с требованиями ФГОС (цели образовательного процесса, режим занятий, финансирование, материально-техническое обеспечение и т. п.);
· приведены в соответствие с требованиями ФГОС начального общего образования и новыми тарифно-квалификационными характеристиками должностные инструкции работников образовательного учреждения;
· определен список учебников и учебных пособий, используемых в образовательном процессе в соответствии с ФГОС начального общего образования;
· разработаны локальные акты, регламентирующих установление заработной платы работников образовательного учреждения, в том числе стимулирующих надбавок и доплат, порядка и размеров премирования в соответствии с НСОТ; заключены дополнительные соглашения к трудовому договору с педагогическими работниками;
· определена оптимальная для реализации модель организации образовательного процесса, обеспечивающая организацию внеурочной деятельности обучающихся (например, модель взаимодействия с учреждениями(ем) дополнительного образования детей);
· разработан план методической работы, обеспечивающей сопровождение введения ФГОС;
· осуществлено повышение квалификации всех учителей начальных классов (возможно поэтапно по мере введения ФГОС начального общего образования);
· обеспечены кадровые, финансовые, материально-технические и иные условия реализации основной образовательной программы начального общего образования в соответствии с требованиями ФГОС.
Учебный план
Модули и темы |
Всего часов |
Лекции |
Практич.занятия |
Другие виды |
Модуль 1. Стандарт как совокупность трех требований |
12 |
|
|
|
Тема 1. Социальные, научные, идеологические и методологические основы Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования |
2 |
|
|
2 (Круглый стол) |
Тема 2. Требования к структуре основной образовательной программы (ООП) и технология ее разработки |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 3. Требования к результатам ООП |
4 |
2 |
2 |
|
Тема 4. Требования к условиям реализации ООП |
2 |
2 |
|
|
Модуль 2. Нормативно-правовая база внедрения ФГОС |
6 |
|
|
|
Тема 1. Нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность ОУ, на федеральном, республиканском, муниципальном и школьном уровнях |
2 |
|
2 |
|
Тема 2. Осуществление контроля и надзора в сфере образования по выполнению требований ФГОС |
2 |
2 |
|
|
Тема 3. Готовность образовательных учреждений к внедрению ФГОС |
2 |
|
2 |
|
Итого: |
18 |
8 |
8 |
2 |