Лебедев Ю.Б.
к.и.н., доцент
Текст Посланий предоставляют превосходный материал для организации самостоятельных учебно-исследовательских работ учащихся. Вот некоторые возможные темы: «Глобализация и ее последствия для нашей республики»; «Воздействие мирового кризиса на экономику и жителей Чувашии»; «Мировой кризис в нашем городе (селе)»; «Как бытовое поведение влияет на здоровье и благосостояние людей нашего села (разных районов Чувашии, регионов России)»; «Демография современной России и Чувашии» и т.д.
Представляется целесообразным использовать Послание на классном часе: «Что мы, ученики нашего класса, можем сделать в школе (селе, поселке) для процветания родной республики». Учащиеся при поддержке учителя находят в тексте темы возможных и конкретно-актуальных социальных проектов. Например: «Наша школа – умный дом», «Компъютерный ликбез для наших бабушек», «Наше село – завтрашний биоэкополис» и т.д. Тем самым делается первый шаг к развертыванию проектной деятельности учащихся, реализации современных интерактивных технологий обучения с высоким воспитательным потенциалом.
На уроках обществознания Послание Президента можно использовать для проведения занятий (в форме дискуссионного круглого стола, парламентских дебатов, групповой аналитической работы с выполнением тематических презентаций и т.д.) по следующим проблемам:
- почему в условиях кризиса сохраняется приоритетность реализации социальных программ? Какие это программы? На какие группы населения они нацелены?
- какие основные задачи и приоритеты экономико-технологической модернизации Чувашии сформулированы в Послании? Почему выделены именно эти задачи и приоритеты? Какие первые шаги уже сделаны на пути их реализации?
- В чем Послание видит императивность экологизации мировоззрения и поведения всех жителей Чувашии?
- Какие направления социокультурной модернизации Чувашии выделены в Послании?
Нужно иметь в виду, что интересный сравнительный материал содержится в Посланиях Президента ЧР за ряд предшествующих лет.
Использование текстов этих Посланий на уроках обществознания, истории Отечества, культуры родного края позволяет:
- актуализировать, конкретизировать и углубить изучаемое содержание таких тем, как «Роль экономики в жизни общества», «Демография современной России и Чувашии», «Быт и бытовые отношения», «Образование», «Массовая культура».
- научить разбираться в реальных неадаптированных текстах, с которыми человек и гражданин встречается в практической деятельности, а выпускники школ сталкиваются при выполнении заданий ЕГЭ;
- организовать эффективную работу по обогащению понятийно-терминологического тезауруса учащихся;
- ввести в изучаемые курсы обществознания, истории, КРК актуальную информацию по злободневным проблемам, не находящим отражения в стабильных учебниках;
- реализовать на уроках национально-региональный компонент исторического и обществоведческого образования;
- поднять уровень самостоятельной работы учащихся, создает условия для организации творческо-поисковой деятельности на уроке;
- осуществить индивидуальный подход и уровневую дифференциацию, предлагая самым подготовленным учащимся более сложные задания учебно-исследовательского и творческого характера.
Изучение ежегодных посланий Президента может быть организовано в режиме групповой работы по их контент-анализу. Данные количественного анализа текстов президентских посланий дают сведения о количестве упоминаний наиболее значимых терминов, характеризующих основные сферы жизни общества: экономическую, социальную и духовную. Учащиеся должны проранжировать ключевые термины по степени упоминаемости, прокомментировать возможные причины позиции Президента по данному вопросу, привести примеры, опираясь на знания по курсу истории Чувашии и России.
Изучение послания Президента Чувашии 2009 г. на одном из уроков обобщения и предэкзаменационного повторения может быть организовано в форме деловой игры «Пресс-конференция». Методика проведения таких учебных занятий учителями истории и обществознания хорошо отработана. Данная форма урока активизирует познавательный интерес старшеклассников, является эффективным способом характеристики социальных групп современного российского общества в учебной ситуации.
Возможные роли:
- «Представитель Президента», который озвучивает, при необходимости, основные положения Послания.
- «Депутаты Государственного Совета»,
- «Министры – члены Правительства ЧР», которые могут представить, каким образом будут реализованы предложения Президента в последующей политической практике – корректировка бюджета, финансирование целевых программ, реализация приоритетных проектов.
- «Журналисты» - представители СМИ различной направленности, которые могут обращаться к остальным участникам за разъяснением положений послания, давать оценку общественной значимости президентских инициатив.
Для подготовки докладов и сообщений учащихся можно рекомендовать материалы печатных СМИ, а также Интернет-ресурсы.
http://eco.rian.ru/ecovideo/20091228/201983941.html
http://www.fondrgs.ru/press/news_detail.php?ID=2344