Т.И. Лушина, заведущий Центром духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО
Н.В. Рябинина, методист Центра духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО
В 2009 году ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» отмечает значимую дату – 75- летний юбилей. Для большинства педагогических работников образовательных учреждений Чувашской Республики это один из ведущих ВУЗов, осуществляющих повышение уровня профессиональной компетентности педагогов через курсовую подготовку, проведение обучающих семинаров, круглых столов, научно-практических конференций. Здесь работают лучшие работники системы образования, владеющие на высоком профессиональном уровне современными методиками и технологиями обучения и воспитания подрастающего поколения. В институте на сегодняшнее время функционируют 17 структурных подразделений, одним из которых является Центр духовно- нравственного и творческого развития личности.
Наш Центр был образован в Год Духовного просвещения - в январе 2006 года с целью создания системы повышения квалификации педагогических работников, организующих воспитательную работу в образовательных учреждениях. Возглавил деятельность структурного подразделения Савин Сергей Михайлович, педагог-практик, имеющий большой опыт в области обучения и воспитания подрастающего поколения. В настоящее время структурным подразделением руководит Лушина Татьяна Ивановна. Сотрудниками Центра являются Рябинина Наталия Варсонофьевна - методист, Львова Валентина Юльевна– к.п.н., доцент, Никифорова Татьяна Геннадьевна – к.п.н., доцент, старшие преподаватели – Герасимова Елена Анатольевна, Федорова Наталия Владимировна, Роганина Ирина Николаевна. Все преподаватели имеют большой опыт работы в образовательных учреждениях республики, на высоком профессиональном уровне владеют современными технологиями воспитания, являются экспертами республиканских конкурсов и программ.
Следует отметить, что до 2006 года учителя республики проходили курсовую подготовку только как предметники. Вопросы воспитания в ходе проведения курсов повышения квалификации рассматривались как отдельные модули и не давали полного представления о деятельности классного руководителя. В связи с изменившейся социально-экономической обстановкой воспитание стало рассматриваться как первостепенный приоритет в образовании. В первую очередь воспитательные функции в образовательных учреждениях выполняют классные руководители, которые должны владеть современными технологиями воспитания, уметь создавать программы развития коллектива учащихся с учетом индивидуальных особенностей развития воспитанников.
В связи с этим, Центр выступил организатором курсовой подготовки специалистов, организующих воспитательную работу в образовательных учреждениях республики. Это классные руководители, старшие вожатые, социальные педагоги, воспитатели групп продленного дня, педагоги и методисты дополнительного образования.
ЦДНТРЛ осуществляет курсовую подготовку на основании заявок от отделов образования районов республики, образовательных учреждений и индивидуальных заявок слушателей. Учебно-тематические планы повышения квалификации составляются с учетом современных требований и тенденций воспитания и включают в себя модули, наиболее востребованные педагогическими работниками системы образования. Все курсы и семинары имеют практико-ориентированную направленность. Практические занятия проводятся в форме мастер-классов, коммуникативных площадок, тренингов, деловых игр, круглых столов, интерактивных занятий и т.д. Лекционные занятия организуются в интерактивном режиме (лекции - диалоги, постановка и разрешение проблем воспитания в классных коллективах, решение педагогических нестандартных ситуаций, возникающих в ходе взаимодействия с учащимися и педагогами и др.)
На современном этапе сотрудники Центра организуют повышение квалификации по следующим программам:
- «Использование ИКТ - технологий в профессиональной деятельности методиста и педагога дополнительного образования»
- «Формирование профессиональной компетентности педагога и методиста дополнительного образования»
- «Современный классный руководитель: формы работы и IT-компетентность»
- «Современная модель воспитательной деятельности классного руководителя»
- «Повышение профессиональной компетентности социального педагога в условиях гуманизации образования»
- «Профессионально-педагогическая деятельность старшего вожатого в системе воспитательной работы школы»
- «Организация творческой деятельности в образовательной среде»
- «Деятельность классного руководителя в условиях модернизации образования»
- «Повышение профессионального мастерства классных руководителей в организации работы с родителями».
Все эти программы были неоднократно апробированы и оценены на высоком уровне педагогами- воспитателями республики.
Ежегодно в Чувашской Республике проводится конкурс «Самый классный классный» во исполнении подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 г.г. Уже четвертый год в состав экспертной группы входят Лушина Т.И., Савин С.М., Панченко Н.Л., Федорова Н.В., которые являясь экспертами данного конкурса, пришли к выводу, что классные руководители, прошедшие курсовую подготовку и повысившие свою профессиональную компетентность как педагоги-воспитатели через ЦДНТРЛ ЧРИО, в ходе проведения конкурсных испытаний выделяются среди всех участников логикой изложения материала, грамотным оформлением и представлением документов, насыщенностью сайтов классных коллективов, четким определением цели и задач воспитания и достижением высоких результатов с учетом индивидуальных особенностей учащихся.
По поручению Министерства образования и молодежной политики Чувашской Республики сотрудники Центра духовно-нравственного и творческого развития личности экспертируют сайты и программы работы с семьей участников республиканского этапа конкурса «Самый классный классный», авторские образовательные программ педагогов дополнительного образования; конкурсные работы талантливой молодежи, претендующие на Гранд Президента ЧР, материалы представленные на Республиканский этап Конкурса воспитательных систем. Принимают участие в проведении Республиканского конкурса «Социальный педагог года», Республиканского конкурса старших вожатых и лидеров ученического самоуправления ОУ ЧР «Горящие сердца», Республиканской ярмарки методической продукции по организации воспитательной деятельности, Республиканского этапа Всероссийского конкурса социальных проектов «Я – гражданин России», Республиканского конкурса на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольном оздоровительном лагере.
Лушина Т.И., Федорова Н.В., Панченко Н.Л. являются разработчиками новой подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Чувашской Республике» на 2011-2020 годы.
Помимо вышеперечисленных направлений деятельности сотрудники Центра занимаются проведением 3 этапа аттестации педагогических работников на первую и высшую квалификационные категории: в 2006-2007 учебном году оценили результативность профессиональной деятельности 63 методистов и педагогов дополнительного образования детей, в 2007-2008 г.г. – 54 методистов и педагогов дополнительного образования, в 2008-2009 г.г. – 102 специалистов (социальных педагогов, воспитателей ГПД и общежития, педагогов-организаторов, методистов и педагоги дополнительного образования).
Курируя повышение квалификации в области воспитания в Чувашской Республике, хочется отметить, что в этом направлении существует еще много проблем. Это связано с тем, что специалистов в области воспитания насчитывается около 10000 человек. За период деятельности ЦДНТРЛ обучением были охвачены 1642 человека, что составляет 16,5 %. Еще остается более 80 % педагогов, которым необходимо повысить профессиональную компетентность в области воспитания, познакомить с технологией составления программ индивидуального развития учащихся и коллектива класса с учетом возрастных особенностей и потребностей детей и подростков в новых социально-экономических условиях.
Воспитание – это процесс непрекращающийся на протяжении всей жизни, и от того, насколько педагоги-воспитатели сегодня смогут в каждом ребенке разглядеть личность, создать условия для его творческого роста и самоопределения, настолько у школьников будет сформирована гражданская ответственность и правовое самосознание, духовность и культура, инициативность, самостоятельность, толерантность, способность к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда. Главная задача Центра духовно-нравственного и творческого развития личности – оказать квалифицированную помощь педагогам-практикам и методическое сопровождение процесса воспитания в образовательных учреждениях республики.