Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Лушина Т.И. Воспитательная работа в пришкольных лагерях / Т.И. Лушина, Н.В. Рябинина // Народная школа. – 2009. - №4.

Т.И. Лушина, заведующий Центром духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО

Н.В. Рябинина, методист Центра

 

Летние каникулы составляют четвертую часть учебного года и имеют важное значение для развития и саморазвития детей и подростков. Во время каникул для каждого ребенка должны быть созданы условия, которые позволят ему выбрать значимую для себя деятельность в зависимости от своих потребностей, желаний и возможностей, увидеть много интересного, найти новых друзей, отдохнуть. До недавнего времени большинство специалистов, организующих воспитательную работу в летних лагерях, в первую очередь уделяли внимание оздоровлению и организации досуга детей, забывая, что за период летних каникул дети должны не только отдохнуть, но и получить определенный багаж знаний. Это представляется возможным через организацию профильных смен.

Во исполнение подпрограммы «Модернизация системы воспитания детей и молодёжи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы, а так же в целях развития системы детского отдыха, оздоровления и занятости в каникулярный период в мае - июне 2009 года был проведен Республиканский конкурс на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях.

Координатором данного конкурса выступил Центр духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО при поддержке Министерства образования и молодежной политики ЧР.

На первый этап конкурса было подано 67 заявок от образовательных учреждений республики по следующим номинациям:

- пришкольный лагерь, расположенный в городской местности (12 заявок);

- пришкольный лагерь, расположенный в сельской местности (51 заявки);

- лагерь, организованный на базе учреждения дополнительного образования (4 заявки).

На экспертизу были представлены 52 программы по следующим профилям: экологический, краеведческий, спортивно-оздоровительный, художественно-эстетический, этно-культурный, оздоровительный, технический, патриотический, смена юных пожарных, туристический, лидерский, лингвистический, математический, информационно-коммуникационный.

Программы воспитательной работы в пришкольных лагерях оценивались экспертной группой в составе Андреевой Т.С.(специалиста-эксперта МО МП ЧР), Лушиной Т.И.(зав. ЦДНТРЛ ЧРИО), Рябининой Н.В. (методиста ЦДНТРЛ ЧРИО) по следующим критериям:

наличие профиля; структура программы; паспорт; актуальность; цель и задачи; направления деятельности; механизм реализации; предполагаемые результаты реализации.

Представленные программы оценивались по 10- бальной шкале.

Финалистами 1 заочного этапа Конкурса стали:

В номинации «Пришкольный лагерь, расположенный в городской местности»: МОУ «СОШ № 6» г.Шумерля , МОУ «Гимназия № 8» г.Шумерля , МОУ «СОШ № 5» г.Канаш МОУ «СОШ № 3» г.Шумерля, МОУ «СОШ № 57» г.Чебоксары, МОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары

В номинации «Пришкольный лагерь, расположенный в сельской местности»: МОУ «Нискасинская СОШ» Моргаушского района, МОУ «Новоачакинская начальная школа-детский сад» Канашского района, МОУ «Караклинская СОШ» Канашского района, МОУ «Новошимкусская СОШ» Яльчикского района, МОУ «Порецкая СОШ» Порецкого района, МОУ «Аликовская СОШ» Аликовского района, МОУ «СОШ п. Опытный Цивильского района, МОУ «Абызовская СОШ» Вурнарского района

В номинации «Лагерь, организованный на базе учреждения дополнительного образования»: МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Канаш, МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Шумерля, МОУ ДОД «Козловский Центр детского и юношеского творчества» Козловский район

Экспертная группа в составе Лушиной Т.И., Рябининой Н.В., Львовой В.Ю., изучив представленные программы и определив 17 участников второго очного тура, с 1 июня 2009 года приступила к изучению практической деятельности пришкольных лагерей с выездом на места.

В июне 2009 года был посещен пришкольный оздоровительный лагерь МОУ «Аликовская СОШ» Аликовского района. В данном лагере работа осуществлялась по различным профилям: спортивный, экологический, военно-патриотический, музыкальный, информационно-коммуникационный. Эксперты конкурса особо выделили информационно-коммуникационный профиль, который был организован по многочисленным заявкам со стороны родителей и учащихся школы. В ходе реализации данной смены дети и подростки имели возможность усовершенствовать свои знания и умения в области использования ИКТ-технологий, познакомиться с новыми компьютерными программами. Ребята под руководством опытных педагогов создали презентации смены, сайты отрядов и пришкольного лагеря, изготовили буклеты, и оказали помощь детям из младших отрядов, не владеющих компьютерной грамотностью в освоении основ работы в различных программах.

Эксперты познакомились с работой пришкольного краеведческого лагеря МОУ «Абызовская СОШ» Вурнарского района. В данном образовательном учреждении на протяжении ряда лет осуществляет свою работу школьный краеведческий музей, в котором собраны экспонаты материальной и духовной культуры жителей села Абызово. Профильная смена пришкольного лагеря была направлена на пополнение фонда школьного музея, обновление стендов, составление летописи родного края. Деятельность детей осуществлялась по следующим направлениям: «Моя родословная», «Край родной на век любимый», «Россия- Родина моя». Ребята работали над созданием «Книги памяти с. Абызово.

Пришкольный лагерь МОУ «СОШ № 5» г. Канаш имеет этнокультурную направленность. В данном учебном заведении обучаются представители 17 различных национальностей: русские, чуваши, татары, таджики, армяне, индусы и т.д. Основой воспитательного процесса в смене является личностно – ориентированный подход, где ребенок любой национальности воспринимается как уникальная, неповторимая личность со своими достоинствами и потенциальными возможностями, которые педагоги раскрывают и развивают. С ребятами проводились различные мероприятия: мастер - классы, изучение и проигрывание обычаев, игр различных народов, интеллектуальные викторины и конкурсы, работа в творческих мастерских, занятия в вокальных и танцевальных кружках. Результатом реализации данной смены стало укрепление связей между разнонациональными группами детей, развитие толерантного взаимодействия, повышение духовной культуры детей и подростков.

МОУ ДОД «ДДТ г. Канаш» осуществлял работу по художественно-эстетическому направлению с одаренными детьми 7-14 лет. Многие из ребят, отдыхающих в лагере, занимаются в студиях и объединениях на базе Дома творчества. С ними работают наиболее талантливые и творчески устремленные педагоги и методисты дополнительного образования, ведущие психологи города. Деятельность лагеря осуществлялась по следующим направлениям: художественно-эстетическое, спортивно-оздоровительное и коммуникативное. Педагоги-воспитатели делали акцент на приобретение детьми дополнительных знаний и умений по декоративно-прикладному и художественно-эстетическому творчеству. Следует отметить, что большинство ребят являются призерами, лауреатами городских, республиканских и межрегиональных конкурсов и фестивалей.

МОУ «Новоачакасинская начальная школа – детский сад» представила на данный конкурс программу «Танцующее лето» для учащихся 7-12 лет. В данной школе с 1997 года ведутся уроки ритмической гимнастики. Дети с удовольствием посещают их. При выборе профиля смены желания детей и возможности педагогического коллектива совпали. Так родилась программа, направленная на развитие творческих способностей через приобщение к танцевальному искусству. Ребята в ходе смены разучили латиноамериканские и спортивные танцы, познакомились с историей их возникновения и культурой народов, где они появились, проявили свои лидерские способности через работу в качестве тренера-хореографа.

Пришкольный лагерь «Солнышко» МОУ «СОШ № 57» г. Чебоксары, работал над развитием творческих способностей детей, формированием у ребят навыков общения и толерантности. Программа реализовывалась по 4 направлениям: музыкальное, танцевальное, сценическое и художественное. Через коллективно-творческие дела, игры, конкурсы, инсценировки дети смогли открыть в себе таланты, получили возможность раскрыть свой творческий потенциал и с пользой провести время.

В пришкольном экологическом лагере МОУ «Нискасинская СОШ» Моргаушского района в ходе реализации профильной смены была создана экологическая тропа «Школа – Родник». Ребята 8 классов организовали группу волонтеров-экскурсоводов по ее маршруту. В течение лагерной смены учащиеся очистили родник, создали музей под открытым небом, научились правильно высаживать цветочно-овощную рассаду, собирали лекарственные растения, поддерживали порядок на территории школы, Парка Победы и сквера.

МОУ «Порецкая СОШ» Порецкого района реализовывала программу профильной смены «Народные промыслы». Во время учебного года в школе работает кружок «Художественная роспись». По просьбам учащихся и родителей была организована данная смена, в ходе которой ребята имели возможность заниматься любимым делом каждый день. Под руководством опытного педагога дополнительного образования дети постигли искусство лепки и художественной росписи, познакомились с промыслами и ремеслами. Результатом реализации смены стала отчетная выставка творческих работ. В школе созданы прекрасные условия для оздоровления и отдыха детей, имеется физкультурно-оздоровительный комплекс с плавательным бассейном, конноспортивная школа.

Оздоровительный лагерь на базе МОУ ДОД «Козловский ЦДиЮТ» работал над развитием творческих способностей детей и подростков. Программа смены была ориентирована на решение задач формирования общей культуры ребенка, расширение знаний о мире и о себе, развитие социального опыта, удовлетворение познавательного интереса, обогащение навыками общения и умениями совместной творческой деятельности. Основными формами работы являлись: беседы, дискуссии, КТД, тематические часы, походы, экскурсии, конкурсы, турниры, викторины, игры.

В МОУ «СОШ № 3» г. Шумерля был организован экологический практикум в условиях пришкольного лагеря, целью которого выступило развитие навыков практической работы на местности и в предметной лаборатории, формирование исследовательских навыков. Профильная программа была направлена на создание детям, занимающимся экологией, условий для полноценного отдыха, гармонично сочетающего физическое оздоровление, культурный досуг и продолжение образования в сфере их творческих интересов. Основная деятельность организации экологического профильного лагеря заключалась в экологическом проектировании и исследовательской деятельности. Ежедневно в лагере функционировали объединения по следующим модулям: ландшафтоведение, ботаника и зоология, водная экология, спорт и оздоровление, информационный цикл, художественно-эстетический.

МОУ «СОШ № 6» г. Шумерля реализовывала программу «Азбука юного пешехода». Воспитанники постигали навыки безопасного поведения на улицах и дорогах, отрабатывали практические умения и навыки ориентации в дорожных ситуациях. Данная школа не первый год работает по профилактике дорожно-транспортного травматизма и является призером городского конкурса юных инспекторов движения. Сложилась система работы с привлечением инспекторов ГИБДД, что позволяет эффективно реализовать концепцию, заложенную в программе. Создано необходимое материально-техническое обеспечение (стенды по ПДД, карты, ЦОРы и т.д.). Для детей проводились инструктажи, беседы с привлечением инспекторов ГИБДД, экскурсии по городу, ролевые игры, просмотр фильмов по ПДД, практические занятия в автогородке.

Пришкольный лагерь МОУ «Гимназия № 8» г. Шумерля работал по программе «Техноград». Профильная смена по техническому моделированию позволила повысить у детей уровень знаний, создать базу для дальнейших факультативных или самостоятельных занятий в течение учебного года. Ребята каждый день занимались в различных секциях, клубах, где постигали азы технического творчества. Опытные учителя технологии, руководители кружков проводили различные мастер-классы. Каждый день с детьми организовывались клубные часы, посвященные техническому творчеству. В ходе реализации смены акцент был сделан на развитие ученического самоуправления.

МОУДОД «ДДТ» г. Шумерля в 2009 г. реализовывал программу «Шаг в будущее», направленную на расширение знаний школьников о профессиях, наиболее востребованных в регионе. Программа была рассчитана на детей младшего и среднего школьного возраста. С ребятами проводились экскурсии на предприятия города, встречи с представителями разных профессий, практические занятия в группах по интересам, интеллектуально-познавательные и ролевые игры, трудовой десант на прилегающих к ДДТ территориях, творческие дела (конкурсы рисунков, плакатов, песен, сказок и т.д.)

В МОУ «Караклинская СОШ» Канашского района летний отдых и оздоровление были направлены на организацию деятельности школьников по изучению правил пожарной безопасности и привлечения их к пропаганде пожаробезопасного поведения. Программа предусматривала овладение навыками и умениями по предупреждению и тушению пожаров, оказанию практической помощи в сохранении собственности, жизни и здоровья во время пожара, овладению умениями оказания первой медицинской помощи пострадавшим. В рамках смены была создана Дружина юных пожарных. Участники смены посетили пожарное ДЕПО, библиотеку, Караклинский ФАП. Учебные теоретические и практические занятия с дружинниками проводились воспитателями и работниками пожарной охраны.

Программа военно-патриотического лагеря «Русич» МОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района была составлена для успешного овладения ребятами основами военной службы, прикладной физической подготовки и туристических навыков. Курс обучения помимо теории включал практические занятия, экскурсии в пожарную часть, спортивные соревнования, туристические походы, психологические тренинги. Данная профильная смена была направлена на подготовку юнармейцев к районным играм «Орленок» и «Зарница». Основное содержание программы включало в себя следующие направления: организационная структура Вооруженных сил РФ; Уставы Вооруженных сил РФ; строевая, огневая, тактическая, прикладная физическая подготовка.

Профильная смена МОУ «СОШ № 9» г. Чебоксары разработана для активизации общественной и творческой деятельности детей и формирования лидерского ядра в детских объединениях. С ребятами проводились творческие конкурсы, деловые игры, мастер-классы, экскурсии, школа актива самоуправления. Занятия имели направленность на развитие навыков общения и взаимодействия, выработку партнерских и лидерских качеств, коммуникативных умений и навыков, повышение творческой и деловой активности ребят.

В МОУ «Новошимкусская СОШ» Яльчикского района действовала эколого-краеведческая программа для учащихся 13-16 лет. Выбор данного профиля был обусловлен тем, что в школе с 1985 г. функционирует уникальный историко-краеведческий музей, в фондах которого хранится более 3000 экспонатов. Деятельность в лагере была направлена на изучение традиций, обычаев, истории родного края, исследование малоизученных фактов, подготовку к очередной научно-практической конференции. За лагерную смену дети очищали от бытового мусора территорию рукотворного леса, который был посажен их родителями 20 лет назад. Администрация школы, педагогический коллектив и учащиеся в период лагерной смены начали работу по закладке Парка культуры и отдыха им. Б.Н. Атаманова, уроженца с. Новые Шимкуссы, мастера спорта СССР, директора Дворца спорта г. Новочебоксарск.

Экспертная группа на местах оценивала практическую деятельность пришкольных лагерей по 5 критериям: соответствие программы заявленному профилю, ресурсное обеспечение, промежуточные результаты реализации программы, отзывы детей и родителей, документация.

Изучив и обобщив практический опыт лагерей, вышедших в очный этап Республиканского конкурса, экспертная группа пришла к выводу, что в Чувашской Республике летний отдых и оздоровление реализуется через программы разноплановых профильных смен, которые организуются по заявкам родителей и детей и решают наиболее актуальные проблемы воспитания. Деятельность пришкольных лагерей соответствует заявленным профилям и организуется на высоком уровне. К осуществлкению программ привлекаются высококвалифицированные специалисты: как работники образовательных учреждений, так и социальные партнеры. Отрадно, что большое внимание уделяется работе с «трудными» детьми и подростками, которые в каникулярное время имеют возможность поправить свое здоровье и принять участие в социально-значимой деятельности.

Суммируя баллы, были подведены следующие итоги Республиканского конкурса на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях:

В номинации «Пришкольный лагерь, расположенный в сельской местности»

1 место – МОУ «Новошимкусская СОШ» Яльчикского района

2 место – МОУ «Порецкая СОШ» Порецкого района

 МОУ «Аликовская СОШ» Аликовского района

3 место – МОУ «Новоачакасинскаяначальная школа-детский сад» Канашского района

 МОУ «Абызовская СОШ» Вурнарского района

В номинации «Пришкольный лагерь, расположенный в городской местности»

1 место – МОУ «СО № 6» г. Шумерля

2 место – МОУ «СОШ № 3» г. Шумерля

3 место – МОУ «СОШ № 5» г. Канаш

В номинации «Лагерь, организованный на базе учреждения дополнительного образования»

1 место – МОУ ДОД «Дом детского творчества» г. Канаш

2 место – МУДО «Дом детского творчества» г. Шумерля

3 место - МОУ ДОД «Козловский ЦДиЮТ» Козловского района

Члены экспертной комиссии вышли с предложением в Министерство образования и молодежной политики наградить грамотами за организацию воспитательной работы на высоком профессиональном уровне и инновационные подходы при организации профильных смен по следующим номинациям:

- «За лучшую организацию экологической смены» - МОУ «Нискасинская СОШ» Моргаушского района

- «За лучшую организацию смены юных пожарных» - МОУ «Караклинская СОШ» Канашского района

- «За лучшую организацию военно-патриотической смены» - МОУ «СОШ п. Опытный» Цивильского района

- «За лучшую организацию смены по техническому творчеству» - МОУ «Гимназия № 8» г. Шумерля.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика