Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Лушина Т.И. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения / Т.И. Лушина, Н.В. Рябинина // Народная школа. – 2009. - №1.

Лушина Татьяна Ивановна, заведующий Центром Духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО

Рябинина Наталия Варсонофьевна, методист Центра Духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО

 

Одним из основных документов, определяющих современное состояние системы воспитания в Чувашской Республике, является подпрограмма «Модернизация системы воспитания детей и молодежи в Чувашской Республике» Республиканской целевой программы развития образования в Чувашской Республике на 2006-2010 годы. Целью данной подпрограммы выступает обеспечение функционирования эффективных воспитательных систем, направленных на формирование у подрастающего поколения духовности, культуры, гражданской ответственности и правового самосознания, инициативности, самостоятельности, способности к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда.

Ожидаемыми результатами реализации подпрограммы к 2010 году должны стать:

- создание пакета нормативных правовых актов и организационно- мето­дических документов, обеспечивающих эффективную деятельность воспитательных систем;

- изменение качества воспитательных систем в 90 процентов образовательных учреждений;

- создание инновационных воспитательных систем в 50 процентов образовательных учреждений;

- качественное психолого-педагогическое сопровождение воспитательных систем;

- повышение уровня методической культуры педагога-воспитателя, практическое применение 80 процентов педагогов новых форм и методов организации воспитательной деятельности;

- создание и функционирование системы мониторинга, оценки эффективности и результативности воспитательных систем.

В рамках реализации подпрограммы в мае - сентябре 2008 года был проведен республиканский этап IV Всероссийского конкурса воспитательных систем образовательных учреждений по следующим номинациям:

1. дошкольные образовательные учреждения;

2. общеобразовательные учреждения;

3. специальные (коррекционные) образовательные учреждения;

4. образовательные учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, специальные учебно-воспитательные учреждения открытого и закрытого типа;

5. учреждения начального профессионального образования;

6. учреждения среднего профессионального образования;

7. учреждения высшего профессионального образования;

8. образовательные учреждения дополнительного образования детей.

В конкурсе приняли участие только 39 образовательных учреждений. Эта цифра говорит о том, что в Чувашской Республике на данном этапе воспитательные системы созданы и функционируют далеко не в каждом образовательном учреждении, специалисты, курирующие и организующие воспитательный процесс не владеют технологией создания инновационных систем. В связи с этим сотрудники Центра духовно- нравственного и творческого развития личности в целях обновления научно-методического обеспечения развития воспитания в системе образования, внедрения современных форм и методов воспитательной деятельности, повышения воспитательного потенциала образовательных учреждений предлагают следующие практические рекомендации по созданию воспитательных систем.

Термин «воспитательная система» предложен А.Т. Куракиным и Л.Н. Новиковой. В настоящее время данный педагогический феномен изучается большой группой специалистов, возглавляемой В.А. Караковским, Л.И. Новиковой, Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой.

Под воспитательной системой понимается целостный социальный организм, который возникает в процессе взаимодействия основных компонентов воспитания и обладает рядом интегративных характеристик, направленных на целостность педагогического процесса, обеспечивающего в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. Признаками воспитательной системы являются целенаправленность, целостность, структурность, динамизм, взаимодействие с внешней средой и другими системами. Компонентами воспитательной системы являются цели, деятельность, субъекты деятельности, отношения между субъектами, воспитательное пространство, управление системой. Содержанием управления при создании воспитательной системы являются моделирование, организация совместной деятельности детей и взрослых, ориентация на общечеловеческие ценности, гуманизация отношений между людьми. Воспитательные системы могут создаваться на основе различных системообразующих видов деятельности. В своём становлении система проходит ряд этапов, которые характеризуются последовательно сменяющими друг друга дифференциацией и интеграцией отношений и деятельности, различной прочностью внутренних связей, разным характером взаимодействия с внешней средой, различным характером и способами управления. Смыслом управления развития воспитательной системы является развитие личности человека, включённого в систему, что требует управления взаимодействием и взаимовлиянием системы и личности, а также определяет выбор средств и способов управления.

Человек есть цель, объект, субъект воспитательной системы, её результат и показатель эффективности. Воспитательное пространство является главным средством управления развития личности ребёнка. Основные ошибки в управлении воспитательной системой связаны с доминированием нормативного подхода педагогов к организации воспитательного процесса.

Модель воспитательной системы образовательного учреждения – это описание той будущей системы, которую намерены создать педагоги, учащиеся и их родители. Этапы создания модели воспитательной системы:

1.                  Разработка исходной концепции (концепция – это совокупность тех идей, которые будут лежать в основе построения системы, то есть идеология),

2.                  Создание образа школы, в рамках которой будет строиться система (прогнозирование условий).

3.                  Построение описательной модели как модели будущего состояния воспитательной системы (компоненты, связи между ними, назначение компонентов).

При разработке концепции должны быть сформулированы цели (цель), ради которых создаётся система. При этом надо помнить следующую особенность: важна не столько сама система, сколько результат её воздействия на ребёнка и педагога. Далее следует выбрать одну или несколько идей, являющихся основной для создания системы. Затем определяется вид деятельности, в ходе которой будет реализовываться выбранная цель.

Образ школы особенно важен для учащихся, так как это модель школы, в которой хотели бы учиться дети. Образ школы создаётся в большей степени на эмоциональном уровне с помощью сочинений, рисунков, обсуждений. При построении описательной модели не следует чрезмерно детализировать саму модель. Важно получить целостную картину, каркас. Уже созданная воспитательная система будет боле многообразной и многоаспектной.

            Важную роль в управлении становлением и развитием воспитательной системы играет деятельность детей и взрослых по реализации поставленных задач. Всё происходящее в школе должно быть педагогически целесообразно. Создавая воспитательную систему, следует определиться с ведущей деятельностью, характером предполагаемых отношений, законов, норм, которые будут регулировать школьную жизнь. Для этого необходимо изучить материальную базу школы, кадровый состав, культурный и профессиональный уровень педагогического коллектива, уровень развития школы, знать личные предпочтения инициатора создания системы. При создании воспитательной системы надо учитывать социальное окружение школы (город, село, где работают жители, какие предприятия и учреждения имеются).

            Любая воспитательная система развивается поэтапно. Для каждого этапа характерны свои задачи, виды деятельности, организационные формы, системообразующие связи. В развитии воспитательной системы выделяют четыре этапа.

Первый этап - становление системы. В качестве важной составляющей этого этапа следует выделить прогностическую стадию. Именно здесь осуществляется разработка теоретической концепции будущей воспитательной системы, моделируется ее структура и связи между ее элементами.

Главная цель первого этапа - отбор ведущих педагогических идей, формирование коллектива единомышленников. Компоненты системы работают отдельно, внутренние связи между ними недостаточно прочны, преобладают организационные аспекты, осуществляется педагогический поиск, формируются стили отношения между всеми участниками образовательного процесса, нарабатываются технологии, зарождаются традиции. Взаимодействие с окружающей средой чаще всего носит стихийный характер. Темп продвижения здесь должен быть достаточно высоким.

Второй этап - отработка системы. На этом этапе происходит развитие школьного коллектива, органов само- и соуправления, определяются ведущие виды деятельности, приоритетные направления функционирования системы, идет отработка наиболее эффективных педагогических технологий. Главная трудность педагогического управления воспитательной системой на этом этапе состоит в согласовании темпов развития ученического и педагогического коллективов. Последний должен быть инициатором в организации жизнедеятельности школьного коллектива.

Третий этап - окончательное оформление системы. На данном этапе школьный коллектив - это содружество детей и взрослых, объединенных общей целью, общей деятельностью, отношениями сотрудничества, творчества. В центре внимания - воспитание свободной, гуманной, духовной, творческой, практичной личности, развитие демократического стиля руководства и отношений. Система накапливает и передает от поколения к поколению свои традиции. Воспитательная система школы и среда активно и творчески взаимодействуют друг с другом.

Четвертый этап - перестройка воспитательной системы. Она обусловлена усилением дезинтегрирующих явлений, которые приводят к так называемому "кризису" системы. Могут возникнуть недовольство состоянием основных видов деятельности, сбои в установившемся порядке жизни школы и т.д. Причины возникновения кризисных явлений различны, но чаще всего сводятся к возникновению скуки в коллективе, отсутствию творчества в деятельности, дефициту новизны.

А. М. Сидоркин считает, что в результате кризиса могут произойти:

• смена ведущих видов деятельности, способствующая восстановлению целостности системообразующих связей и приводящая к новому этапу субъектного развития;

• возникновение на базе прежней воспитательной системы новой, сохраняющей некоторые ценности и традиции старой системы;

• исчезновение системы, когда нет нового витка развития, разрушаются все основные системообразующие связи и формы.

Этапы развития воспитательной системы сообразуются с этапами развития коллектива, являющегося его ядром. Так, на этапе становления системы происходит и становление коллектива. В процессе упорядочения содержания деятельности и структуры системы коллектив становится инструментом массового воспитания, а на этапе ее функционирования в заданном режиме - субъектом воспитания личности. Создание в школе коллектива - это появление нового интегративного качества воспитательной системы, свидетельствующего о ее целостности.

Технология создания и развития воспитательной системы школы складывается из следующих элементов: выявление ведущей идеи, формулировка основных целей и задач, разработка на их основе теоретической концепции, конкретизация составляющих системы и механизмов их взаимодействия, определение соответствующих теоретической концепции инновационных педагогических технологий и возможностей их реализации в рамках предполагаемых подструктур, проектирование необходимых для этого условий и воплощение их на практике, продуктивное освоение среды.

Для определения уровня сформированности воспитательной системы школы Л. К. Гребенкина предложила использовать две группы оценок: критерии факта и критерии качества. Первая группа позволяет ответить на вопрос, есть ли в данной школе воспитательная система, а вторая дает представление об уровне ее сформированности и эффективности.

Критерии факта могут быть представлены такими показателями, как:

• упорядоченность жизнедеятельности школы (соответствие содержания, объема и характера учебно-воспитательной работы возможностям и условиям данной школы);

• наличие сложившегося единого школьного коллектива;

• интеграция воспитательных воздействий, концентрация педагогических усилий.

Критерии качества складываются из таких показателей, как:

• степень приближенности системы к поставленным целям, реализация педагогической концепции, идей и принципов, лежащих в основе воспитательной системы;

• общий психологический климат школы, стиль отношений, самочувствие ученика, его социальная защищенность, внутренний комфорт;• уровень воспитанности учащихся.

Данные критерии условны, они могут быть конкретизированы применительно к той или иной воспитательной системе школы.

В современном мире существуют многообразные воспитательные системы. Каждая из них имеет свою теоретическую модель. Назовем некоторые хорошо известные воспитательные системы российских педагогов-практиков:

1 . Системное построение процесса воспитания (авторы: В.А. Караковский, Л. И. Новикова, Н.Л. Селиванова)

Цель: Всестороннее гармоничное развитие личности.

Задачи:

1. Формирование пред­ставлений о себе и целостной картине мира.

2. Формирование гражданского самосознания.

3. Приобщение к. общечеловеческим ценностям.

4. Развитие креативности и «творческости».

5. Формирование самосознания, собственного «я», самореализация.

2. Системно-ролевая теория формирования личности ребенка (автор: Н.М. Таланчук)

Цель: Формирование гармонически развитой личности, готовой и способной полноценно выполнять систему социальных ролей.

Задачи:

I. Формирование супружеской, педагогической культуры, чувства долга, ответственности перед родителями.

 2. Формирование профессиональных ЗУН, трудолюбия, экономической, организаторской, коммуникативной культуры.

3. Воспитание патриотизма, национально-интернациональной, политической, экологической, правовой культуры.

4. Воспитание здоровых потребностей.

5. Формирование ЗУН в самообразовании, самовоспитании, психологической саморегуляции, творческих способностях.

3. Воспитание как педагогический компонент социализации ребенка (авторы: М.И. Рожков, Л. В. Байборовова, О. С. Гребенюк, С.Л. Паладъев. В. Б. Успенский и др.)

Цели:

1. Идеальная (гармоническое развитие личности).

 2. Реальная (соответствие особенностям детей и условий).

Задачи:

1. Формирование гуманистического мировоззрения.

2. Развитие потребностей и мотивов нравственного поведения.

3. Создание условий для реализации мотивов и стимулирование нравственных поступков.

4. Формирование образа жизни, достойной человека (автор: Н.Е. Щуркова)

Цель воспитания — это личность, способная строить свою жизнь достойную Человека.

5. Воспитание ребенка как человека культуры (автор: Е.В. Бондаревская)

Цель — это целостный человек культуры, воплощенный в личностном образе ребенка.

6. Самовоспитание школьника. (автор: Г. К. Селевко)

Цель: Воспитание активного, инициативного, самостоятельного гражданина, просвещенного, культурного человека, заботливого семьянина и мастера в споем профессиональном деле, способного к постоянному самосо­вершенствованию.

Задачи:

- в области обучения;

- в области воспитания;

- в области психического развития.

7. Педагогическая поддержка ребенка и процесса его развития (авторы: О.С. Газман, Т.В. Анохина, В.П.Бедерханова, И.Б. Крылова, Н.Н. Михайлова, С.Д. Поляков, С.М. Юсфин.)

1. Идеальная цель - формирование гармоничной, всесторонне развитой личности.

2. Реальная цель – дать каждому ребенку базовое образование и культуру.

8. Система школы самовыражения личности (автор: Е.Н. Степанов)

Цель: эффективно содействовать актуализации, развитию и проявлению ребенком своих личностных качеств, формированию его индивидуальности, субъективности, способности к нравственной и творческой реализации своих возможностей. Школьное сообщество создает условия для развития самоактуализированной личности ребенка и взрослого.

Таким образом, воспитательная система – это сложная педагогическая система, которая призвана интегрировать все воспитательные воздействия, направленные на ребенка, в целостный педагогический процесс, обеспечивающий в конкретных социально-педагогических условиях реализацию целей и задач воспитания. Как показывает практика, наиболее эффективным способом организации процесса воспитания в образовательном учреждении является создание на его базе инновационной воспитательной системы. В связи с этим необходимо постоянно повышать профессиональную компетентность специалистам, курирующих и организующих воспитательный процесс в образовательных учреждениях. С этой целью Центр духовно-нравственного и творческого развития личности включает в программы курсов повышения квалификации модули, направленные на овладение педагогами знаниями и умениями, необходимыми для создания, развития и управления воспитательной системой в образовательном учреждении при организации своей профессиональной деятельности в условиях модернизации образования.

 

Список использованной литературы:

1.       Григорьев Д.В. Воспитательная система школы: от А до Я. –М., 2006.

2.       Педагогика: Учебное пособие / Сластенин В.А. и др. - М.: Школа-Пресс, 1997.

3.       Степанов Е.Н. Моделирование воспитательной системы образовательного учреждения: теория, технология, практика. - Псков, 1998.

4.       Сергеева В.П. Технология деятельности классного руководителя в воспитательной системе школы. – М., 2007

5.       Т.И. Шамова, Г.Г. Шибанова. Воспитательная система школы: сущность, содержание, управление. М., 2005.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика