Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Лушина Т.И. Программа профильной смены как модель будущей деятельности пришкольного летнего лагеря в условиях модернизации образования / Т.И. Лушина, Н.В. Рябинина // Народная школа. – 2009. - №3.

Т.И. Лушина, заведующий Центром духовно-нравственного и творческого развития личности ЧРИО

Н.В. Рябинина, методист Центра

 

Успех работы летнего пришкольного  лагеря во многом зависит от уровня подготовки педагогических кадров, их правильной ориентации на современного ребенка, профессиональных знаний, умения общаться с детьми и сотрудничать в творческой деятельности. Это должны быть высококвалифицированные специалисты в области воспитания, владеющие технологиями организации профильных смен. Но, к сожалению, на современном этапе педагоги-воспитатели, курирующие летний отдых и оздоровление в районах и городах Чувашской Республики испытывают затруднения при проектировании профильных смен, в ходе реализации  которых можно получить конкретные результаты в виде практической отработки детьми знаний, умений и навыков в определённом виде социального, художественного, научно-технического видов творчества, здоровьесбережения и т.д.

Уже четвертый год Центр духовно-нравственного и творческого развития личности проводит обучающие семинары для специалистов, организующих отдых и оздоровление детей в каникулярный период.  28 апреля 2009 года сотрудники ЦДНТРЛ совместно с Министерством образования и молодежной политики собрали в стенах ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» методистов отделов образования, курирующих на местах работу пришкольных лагерей. На семинаре присутствовали начальник Отдела воспитания и молодежной политики МО И МП ЧР Соловьева М.А. и главный специалист-эксперт Андреева Т.С., которые определили приоритеты в организации летнего отдыха детей в 2009 году. Особый акцент был сделан на создании профильных смен, взаимодействии с различными учреждениями:  домами и центрами творчества, военно-патриотическими клубами, социальными службами и т.д. Было внесено предложение по созданию сайтов пришкольных лагерей, на страницах которых будет отражена их деятельность и результативность. Участники  семинара обсудили проект Положения Республиканского конкурса на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях в 2009 году. Было решено провести конкурс в 2 этапа: заочный и очный. На первом этапе конкурсная комиссия оценивает представленные программы профильных смен и определяет участников очного этапа. На втором этапе эксперты выезжают в образовательные учреждения для практического ознакомления с результатами деятельности пришкольных лагерей. Участники семинара отметили, что при организации летнего отдыха особую трудность вызывает создание программ по тому или иному профилю. В связи с этим, мы даем некоторые рекомендации для их составления.

Программа лагеря это:

- документ, в котором  должны   быть отражены содержание и система работы пришкольного лагеря  на определенный период;

- модель будущей деятельности лагеря, которая должна давать ответы на вопросы:

1) каково реальное положение  лагеря сегодня (педагогический и социально-экономический аспекты)?

2) какой хотелось бы видеть деятельность лагеря в течение смены?

3) какие формы и методы воспитательной работы позволят приблизить  реальное состояние к планируемому?

Программа нужна для того чтобы привести в систему     деятельность педагогического и детского коллективов  лагеря, т.к. при ее  разработке происходит осмысление администрацией и педагогами сущности своей воспитательной позиции,  педагогической  деятельности  и ее влияния на конечный  результат.

Программа должна  показать, как с учетом конкретных условий в лагере создается нетрадиционная   модель организации   воспитания, оздоровления и развития детей, которая помогает всем участникам воспитательного процесса осознать цель их совместных действий и скоординировать  совместную   работу.

Существует несколько типов программ. Рассмотрим типы программ по их направленности (комплексные и профильные) и по продолжительности (долгосрочные и краткосрочные). Итак, первая группа:

Комплексная программа  - программа разноплановой деятельности лагеря, объединяющая различные направления отдыха, оздоровления и воспитания детей в специфических условиях пришкольного лагеря.

Профильная (специализированная) программа - программа с одним, ведущим направлением деятельности. Такими являются, например,  социально-педагогические проекты лагерей для подростков с девиантным поведением, юных лидеров детских организаций, экологические,  военно-патриотические, краеведческие и другие  программы.

Вторая группа программ: долгосрочные и краткосрочные.

К долгосрочным программам следует отнести программы, рассчитанные  на реализацию в течение ряда лет.

Краткосрочные  программы  - программы, реализуемые  в течение небольшого  срока (оптимальный период - лагерная смена).

Следует упомянуть  и  о таких  типах  программ  как   авторские и адаптированные. На современном этапе получают распространение программы  авторские, т.е. разработанные командой лагеря для успешной реализации в своем коллективе. Такая программа должна иметь оригинальную идею, нетрадиционный подход в организации жизнедеятельности детей и взрослых  в  лагере. В  то  же  время  педагоги используют адаптированные программы, которые кем-то уже созданы, но переработаны исходя из конкретных условий своего лагеря.

Программа лагерной смены должна отвечать следующим требованиям:

 актуальность программа должна быть ориентированна на решение наиболее важных в сложившихся условиях для пришкольного  лагеря проблем с учетом требований времени, региона, родителей, детей и т.п.

целостность - программа должна объединить в единое целое воспитательную систему от выдвижения концептуальной идеи, целеполагания  до описания предполагаемого результата деятельности лагеря.

прогностичность - программа  должна работать  на перспективу, на предполагаемый результат.

реальность она  должна быть выполнимой, оптимальной для реализации творческого, духовного, физического, личностного роста детей с учетом их возрастных  и индивидуальных особенностей.

оригинальность - качество программы должно отражать специфику лагеря, его  своеобразие, нетрадиционный подход к решению поставленных проблем.

Программа лагерной смены  может иметь следующую структуру:

- титульный лист

- паспорт программы

- пояснительная записка

- цель, задачи и сроки реализации программы

- содержательные блоки (направления деятельности)

- ожидаемые результаты реализации программы, основные индикаторы ее эффективности

- ресурсное обеспечение реализации программы

- механизм реализации программы

- список литературы

-  приложения

На титульном листе рекомендуется указывать: наименование ОУ; где, когда и кем утверждена программа; название программы; Ф.И.О., должность автора(ов)  программы; название города, населенного пункта, в котором она реализуется; год разработки.

Паспорт программы может  включать разделы:

- основание для разработки программы (федеральные и региональные законодательные и нормативные акты и документы)

- государственный заказчик программы (Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, отдел образования района и т.д.)

- организация - исполнитель программы (МОУ «СОШ № …», пришкольный оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей по профилю …)

- авторы программы (Ф.И.О., должность)

- срок реализации программы

- целевые группы (дети в возрасте …лет)

- количество воспитанников

- система организации контроля за исполнением программы (Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики, отдел образования района и т.д.)

В пояснительной записке раскрываются направленность программы; новизна, актуальность, педагогическая целесообразность; отличительные особенности данной программы с учетом условий конкретного лагеря (социум, возрастные особенности воспитанников, материально-техническая база и т.п.), основные содержательные идеи, принципы программы  и направления деятельности (хотя они могут войти и в отдельный блок).

Программа  должна иметь одну цель и несколько конкретизирующих  их задач. Главное, чтобы задачи согласовывались с целью программы. Формулировка цели зависит от исходных положений. Цель должна быть сформулирована настолько ясно, четко и конкретно, чтобы по ней прочитывался весь смысл программы, её специфика и предполагаемый результат. Цель программы конкретизируется задачами. Каждая задача должна быть ориентирована на достижение очень конкретного определенного результата. Формулируя задачи, одновременно прогнозируются  результаты реализации программы. Задачи необходимо формулировать так, чтобы решение или нерешение их можно было, так или иначе, зафиксировать по завершению программы.

Сроки реализации программы могут быть краткосрочными (лагерная смена) и долговременными.

Раздел «содержательные блоки» включает описание форм  и  методов, направлений деятельности, тематических блоков содержания программы,  с  помощью  которых предполагается реализовать цели и задачи. Обычно, исходя из задач, содержание   разбивается  на  отдельные   части   (блоки, модули, подпрограммы, направления и т.д.), представляющие относительно самостоятельные разделы.

Сформулированные цели педагогической программы воплощаются в конкретных ожидаемых результатах развития личности, которые достигаются в процессе реализации содержания воспитания. Предполагаемый результат является следствием поставленных цели и  задач, но раскрыть его следует максимально конкретно, применительно к каждому из основных этапов  реализации  программы. В программах лагерной смены предполагаемый результат оформляется в  виде перечня знаний, умений и навыков, которые приобретаются детьми в ходе реализации задуманной идеи смены, которые можно отследить и замерить  с помощью индикаторов, определяющих эффективность ее реализации.

Ресурсное обеспечение реализации программы включает методический ресурсы (методическая литература, цифровые образовательные ресурсы, используемые при составлении программы), кадровые ресурсы (специалисты, участвующие  в разработке и реализации программы)  и материальное обеспечение (материально-техническая база и финансирование).

Механизм реализации программы обычно представляется в виде плана-сетки по направлениям деятельности (если они определены) с указанием конкретных мероприятий по воплощению в жизнь идеи программы, сроков выполнения, ответственных, промежуточных результатов (примечания).

Должен быть представлен список использованной литературы, который содержит перечень публикаций, изданий, источников, использованных авторами программы.

В приложении помещаются дополнительные материалы, которые способствуют лучшему пониманию полученных авторами результатов.

Надо отметить, что предложенная выше структура программы универсальна и может быть использована при разработке программы любой профильной смены пришкольного оздоровительного лагеря. Мы не случайно так подробно раскрыли составные части программы. Являясь второй год экспертами Республиканского конкурса на лучшую организацию воспитательной работы в пришкольных лагерях, мы пришли к выводу, что данный вопрос вызывает определенные  трудности у педагогов, разрабатывающих  модели профильных  лагерных смен. Приведем в качестве примера, какие акценты следует сделать при создании программ этнопедагогического  и военно-патриотического лагеря.

Этнопедагогическую программу лагерной смены можно создать,  основываясь на  этнопедагогических принципах разработанных Г.Н.Волковым. Программу следует составлять с учетом региональных особенностей, обычаев, традиций народов, населяющих Чувашскую Республику.  Особенно важно учесть желания и  возможности детского, педагогического и родительского коллективов, так как в ходе реализации данной программы необходимо  полное включение всех  этих групп для успешного воплощения задуманной идеи. Основой всего воспитательного процесса в смене должен стать   личностно – ориентированный подход, где ребенок любой национальности воспринимается как уникальная, неповторимая личность, со своими достоинствами и потенциальными возможностями, которые педагоги, должны разглядеть и помочь их раскрыть и развить. Для этого предусматривается вовлечение детей в разнообразную творческую, исследовательскую, поисковую деятельность, в ходе которой воспитанники знакомятся  с этническими особенностями, обрядами, играми, праздниками, промыслами и ремеслами  на примере русского, чувашского, татарского, мордовского народов. Основными формами проводимых мероприятий могут быть: мастер - классы, изучение и проигрывание обычаев, игр различных народов, работа в творческих мастерских, вокальной группе, танцевальном  коллективе с  руководителями - педагогами дополнительного образования. В ходе интеллектуальных викторин, конкурсов дети смогут больше узнать о культуре народов, представителями которых они являются. Разнообразные спортивные мероприятия позволят детям физически окрепнуть и получить заряд положительных эмоций. Педагоги-воспитатели должны обладать  знаниями по проблематике разрабатываемой смены и в ходе реализации программы через проводимые мероприятия суметь донести главную идею смены - уважительное отношение  детей  друг к другу, принятие каждого ребенка вне зависимости от его национальной принадлежности.  При разработке содержания программы,  надо учитывать,   что в ходе её реализации через  конкретные  виды деятельности  по изучению традиций, обычаев, культуры  народов  с определённой сюжетной линией, развивающейся в течение  всей смены,  дети  смогут духовно обогатиться и использовать полученные знания  во время учебной деятельности.

На современном этапе патриотическому воспитание детей и молодежи отводится ключевая роль, что отражено в государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 годы». Одной из задач программы выступает повышение качества патриотического воспитания в образовательных учреждениях через превращение их в центры патриотического воспитания подрастающего поколения. В связи с этим при организации летнего отдыха и оздоровления актуально создавать профильные военно-патриотические смены. Они могут быть разработаны как для детей с высоким патриотическим сознанием, так и для детей асоциального поведения и детей, находящихся в трудной жизненной ситуации. Данная смена должна быть направлена на физическое оздоровление детей, обучение школьников основам военного дела, получение навыков адаптации к любой среде в экстремальных условиях, формирование у подростков морально-психологических качеств, основанных на здоровом национально-патриотическом духе. В военно-патриотической смене могут быть запланированы мероприятия следующей направленности: школа выживания в экстремальных условиях, парашютно-десантная подготовка, военно-тактическая подготовка, эколого-туристическая подготовка, медико-психологические тренинги, школа юных санитаров, спортивные мероприятия и т.д.

 Для успешности  данной   профильной смены необходимо создать ряд условий:

- кадровые ресурсы (должны привлекаться тренера, работники  военкомата, участники боевых действий, сотрудники силовых ведомств, сотрудники Министерств здравоохранения, физической культуры, спорта и туризма, образования и т.д.)

- материально-техническое обеспечение (могут использоваться игровые, тренажерные  и спортивные залы,  кабинеты для практических и теоретических занятий, стадионы, бассейны и.т.д.

- экипировка и атрибуты (эмблема, муляжи, форма, штандарты, государственные символы России и т.д.)

Летний военно-патриотический лагерь позволяет привлечь к обучению асоциальных подростков, зачастую не участвующих в общественной жизни, тем самым, отвлекая их от улицы и предоставляя возможность найти место в жизни  и выбрать дальнейшую профессию.

Подводя итоги, хотелось бы отметить, что в летний период 2009 года Министерство образования и молодежной политики Чувашской Республики и ГОУ «Чувашский республиканский институт образования» выдвигает приоритетным создание профильных смен на базе пришкольных лагерей, рекомендует отражать происходящие события лагерной смены на сайтах образовательных учреждений и отделов образования. Для более успешной и качественной реализации программ необходимо предусмотреть диагностику и мониторинг на начало и конец лагерной смены с целью отслеживания результативности и корректировки воспитательного процесса для успешности развития творческих способностей , лидерских качеств и духовно-нравственного роста  всех его  участников.

 

Литература:

 

1.                    Организация летнего отдыха детей (учебно-методическое пособие). Сост. Осокина Т.В., Савчук Н.Ю., Шаронова Е.Г.-Чебоксары: ЧГПУ им. И.Я.Яковлева,2004.-129с.

2.                    Таран Н.Ю.Каникулы: социально-педагогические ориентиры. Н.Новгород: изд-во ООО «Педагогические технологии»,2006.-112.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика