РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА - учебная программа, разработанная на основе примерной (типовой) учебной программы применительно к конкретному образовательному учреждению с учетом национально-регионального компонента стандарта.
Рабочие учебные программы разрабатываются образовательными учреждениями на основании Закона «Об образовании» (ст. 32. пп.6-7.), однако в Законе не определены требования к рабочей программе.
Каждый педагог выбирает самостоятельную форму записей, текстового варианта рабочей программы, а также может внести коррективы во все структурные элементы программы с учетом особенностей своего образовательного учреждения и особенностей учащихся конкретного класса.
Порядок разработки рабочей учебной программы в Чувашской Республике рекомендован Письмом МО и МП ЧР от 16.04.2009 № 10/11-2005.
На основании вышеизложенного рабочая программа является локальным документом (созданным для определенного образовательного учреждения) и индивидуальным (разработанным учителем для своей деятельности) документом каждого учителя.
Исходными документами для составления рабочих программ учебных курсов являются:
· федеральный компонент государственного образовательного стандарта, утвержденный Приказом Минобразования РФ от 05 03 2004 года № 1089;
· примерные программы, созданные на основе федерального компонента государственного образовательного стандарта;
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденный приказом Минобразования РФ № 1312 от 09. 03. 2004.
· Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Чувашской Республики, утвержденный приказом МО и МП ЧР № 473 от 10. 06. 2005.
· Федеральный перечень учебников, утвержденных приказом от 23 декабря 2009 г. № 822, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих программы общего образования;
· требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.
При составлении рабочей программы необходимо соблюдать требования к структуре программы.
Структура рабочей программы
1. Титульный лист - структурный элемент программы, представляющий первоначальные сведения о программе.
Титульный лист программы включает:
1.1. Наименование образовательного учреждения, реализующего программу.
1.2. Грифы рассмотрения, согласования и утверждения рабочей программы с указанием протокола и даты рассмотрения на заседании методического объединения (кафедры) учителей, должности, Ф.И.О. руководителя методического объединения (кафедры) учителей, заместителя директора по УВР, директора образовательного учреждения.
1.3. Название курса, для изучения которого написана программа;
1.4. Срок реализации программы.
1.5. Указание параллели, на которой реализуется курс.
1.6. Ф.И.О. учителя.
1.7. Название города, населенного пункта.
1.8. Год составления программы.
2. Пояснительная записка раскрывает общую концепцию, замысел программы.
В пояснительной записке должны быть отражены сведения:
- О целях и задачах, решаемых при реализации программы.
Цель – это некое концентрированное описание планируемого результата.. Задачи – этапы, необходимые для достижения цели. Цели формулируются на языке качества, задачи – на языке действия.
- Об адресности программы (на кого рассчитана, целевая группа).
-. Об учебной программе (примерная или авторская) с указанием наименования, автора и года издания, на основе которой разработана рабочая программа.
-. О количество учебных часов, на которое рассчитана рабочая программа, в т.ч. количество часов для проведения контрольных, лабораторных практических работ, экскурсий, проектов исследований. (Можно указать резервное время).
-.Об используемом учебно-методическом комплекте и дополнительной литературе (название основного (базового) учебника, класс, Ф.И.О. автора, издательство, год издания, аналогично - дополнительная литература, Интернет-ресурсы).
-О внесенных изменениях в рабочую программу и их обосновании.
-. О методах и формах решения поставленных задач (практические и лабораторные работы, самостоятельная работа, тренинги и т.д.),
-. О формах контроля (промежуточной и итоговой аттестации)
-. Планируемые результаты.
3. Содержание программы - структурный элемент программы, включающий толкование каждой темы, согласно нумерации в календарно-тематическом плане.
Содержание раскрывается через краткое описание тем или разделов с указанием общего количества часов по каждому разделу, а также с указанием тем лабораторных, практических работ, демонстраций и используемого оборудования.
Рабочая программа допускает возможность корректировки и видоизменения тематического содержания в процессе обучения, чтобы обеспечить каждому из учащихся возможность индивидуальной образовательной траектории.
4. Календарно-тематический план - структурный элемент программы, включающий следующие э
-.Номер урока.
-. Сроки (дату) проведения. При составлении календарно-тематического планирования дата проведения урока планируется, а при проведении и заполнении классного журнала делается запись фактического проведения урока. В случае планирования блока уроков дата проведения определяется на каждый урок.
Необходимое требование: совпадение даты урока по плану, фактического проведения и записи в классном журнале и ученических тетрадях.
- Перечень разделов, тем.
Применяется сплошная нумерация уроков с целью показать соответствие в количестве часов рабочей программы и учебного плана, а также их реализацию.
-Количество часов по каждой теме с разбивкой на теоретические и практические виды занятий.
- Тип урока с указанием формы организации работы учащихся (вида урока).
Например: в рамках традиционного обучения определены уроки следующих типов: Урок ознакомления с новым материалом. Урок закрепления изученного. Урок применения. знаний и умений. Урок обобщения и систематизации знаний. Урок проверки и коррекции знаний и умений. Комбинированный урок. В случае блока уроков – тип урока планируется на каждый урок.
Вид урока (практическая, лабораторная работа, экскурсия и т.д.).
- Планируемые результаты
Формулируются в деятельностной форме (знать, уметь, называть, осознавать, иметь представление и т.д.).
Формулировка выносится из Примерной или авторской программы и полностью соответствует элементам содержания. В случае блока уроков – требования планируются на весь блок.
- Элементы содержания.
Отбор элементов содержания осуществляется на основе образовательного стандарта (Примерной программы).
- Использование на уроке ТСО, ЦОРов и др.
-Вид контроля.
Измерители. Планируется на каждый урок, может быть с индивидуальным, фронтальным и групповым оцениванием. Основные виды контроля: тест, самопроверка, взаимопроверка, самостоятельная работа, математический диктант, орфографический диктант, словарная работа, контрольная работа, работа по карточкам и т.д.
- Домашнее задание в письменной или цифровой форме (§__, стр___).
По мере прохождения материала педагог имеет право перераспределить домашнее задание между уроками, но обязан выполнить весь объем.
5. Требования к уровню подготовки обучающихся - структурный элемент программы, определяющий основные знания, умения и навыки, которыми должны овладеть учащиеся в процессе изучения данного курса.
6. Характеристика КИМ, используемых при оценивании уровня подготовки учащихся по предмету.
7. Приложения (по усмотрению учителя).
Источники:
- Закон Российской Федерации ОБ ОБРАЗОВАНИИ» от 10 июля 1992 года № 3266-1. Текст с изменениями и дополнениями на 2010 год. Электронный ресурс: http://www.fictionbook.ru/author/kollektiv_avtorov/zakon_rossiyiskoyi_federacii_ob_obrazova/
- http://62school.ru/content/view/112/52/
- // http://www.edu.ru/index.php?op=word&page_id=50&wid=378