Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Программа развития классного коллектива «Я и мир вокруг» (Автор - Флегонова Ирина Владимировна, учитель МБОУ «СОШ №10» г. Новочебоксарск)

ПРОЕКТ

 

Программа развития классного коллектива «Я и мир вокруг».

                                                                                                                                                                                                            Флегонова Ирина Владимировна,

                                                                              учитель МБОУ «СОШ №10»

                                                                              г. Новочебоксарск

 

Проблема: Трудности в организации экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности.

Цели: Разработать содержание экологического направления Программы развития классного коллектива во внеурочной деятельности.

Задачи:

1.      Изучить примерную программу внеурочной деятельности и требования к ней.

2.      Подобрать методические рекомендации для организации работы по Программе формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

3.      Отобрать материал и выстроить систему работы по экологическому образованию во внеурочной деятельности во 2 классе.

Ожидаемый результат: Готовность учителя к реализации Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни.

Конечный продукт: Программа развития классного коллектива «Я и мир вокруг». Экологическое направление. 2 класс.

 

Введение

Чтобы беречь Землю, природу,

надо ее полюбить;

чтобы полюбить, надо узнать,

узнав – невозможно не полюбить.

Сладков А. Н. (1920–1995) –

 российский ученый-ботаник, педагог.

 

Согласно Приказу Министерства  образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373», в начальной школе экологическое образование реализуется как одно из направлений Программы формирования экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. Предусмотренный стандартом образовательный механизм позволил включить в его документы ряд задач экологического образования, которые становятся реально достижимыми, а именно: «формирование представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды»,  «формирование познавательного интереса и бережного отношения к природе»; «формирование умений безопасного поведения в окружающей среде и простейших умений поведения в экстремальных (чрезвычайных) ситуациях» (п.19.7 данного Приказа). Важно, что стандартом не только предусматривается механизм достижения этих задач, но и технологичные способы измерения их решения.  Программа экологического образования (далее – Программа) в соответствии с определением ФГОС − комплексная программа формирования у обучающихся знаний, установок, личностных ориентиров и норм поведения, способствующих познавательному и эмоциональному развитию ребёнка.

   Программа направлена на развитие мотивации и готовности обучающихся повышать свою экологическую грамотность, действовать предусмотрительно, осознанно придерживаться экологически безопасного образа жизни, вести работу по экологическому просвещению, ценить природу как источник духовного развития, информации, красоты, здоровья, материального благополучия.

   Главным компонентам формирования экологической культуры обучающихся является просветительская работа не только с их родителями (законными представителями), но и с другими социальными партнерами через привлечение их к совместной социально-экологической работе. Предоставляя личностную и профессиональную свободу педагогу, Программа очерчивает основные направления и формы деятельности по формированию личности, обладающей экологической культурой и экологическим мышлением.

 ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ

  1. Наименование Программы

«Я и мир вокруг»

  1. Основания для разработки Программы

Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»;

Федеральный закон "Об охране окружающей среды" от 10 января 2002г. №7-ФЗ;

Закон Чувашской Республики "О внесении изменений в Закон Чувашской Республики «Об образова­нии» и некоторые законодательные акты Чувашской Республики" от 5 мая 2008 г. № 16.

Приказ Министерства  образования и науки РФ от 22.09.2011 №2357 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373»

  1. Заказчик Программы

Родители класса, администрация школы

  1. Основной разработчик Программы

Флегонова Ирина Владимировна – классный руководитель,

члены родительского комитета класса

  1. Координатор Программы

Заместитель директора по учебно-воспитательной работе – Гаврилова Людмила Владимировна

  1. Цель Программы

Создание  условий для развития здорового, жизнелюбивого человека, обогащенного знаниями, способного к активной и эффективной жизнедеятельности  в окружающем мире, для воспитания экологического сознания и навыков младших школьников в области природоохранных знаний, формирования экологической культуры

  1. Задачи Программы

1.      Проанализировать понятие первоклассников об экологии и мнения о практике их взаимоотношений с окружающей природной средой.

2.      Продумать единую систему  постепенного формирования экологической культуры и экологического сознания у младших школьников.

3.      Разработать план совместных с родителями природоохранных и здоровьесберегающих мероприятий,  цикл бесед и занятий-практикумов во внеурочное время.  

4.      Сроки реализации Программы

1 учебный год – 2 класс

5.      Исполнители мероприятий Программы

Классный руководитель, учащиеся и их родители

6.       Ожидаемые конечные результаты Программы

1.      Информированность обучающихся  о природных богатствах родного края.

2.      Обогащение знаний и расширение опыта экологически грамотного общения с природой, организация и участие в природоохранных мероприятиях.

3.      Оценка эффективности Программы

1.      Состояние уровня  информированности и навыков самостоятельного  выбора предпринимаемых детьми мер   в разных экологических ситуациях.

2.      Участие в школьных, районных выставках и конкурсах, научно - практической конференции, интеллектуальных играх, в республиканских и всероссийских конкурсах.

3.      Активность учеников во внеурочной природоохранной и общественно-полезной деятельности.

4.      Вовлеченность в систему дополнительного образования.

5.      Уровень удовлетворенности  родителей

 

 ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

   Экологическое образование – проблема актуальная. Это связано с тревожной экологической ситуацией на Земле, которая определяет настоятельную необходимость формирования нового экологического мышления. Одна из причин такого положения – экологическая неграмотность большей части населения и неумение предвидеть последствия вмешательства человека в природу. Стремление извлечь сиюминутную выгоду, не думая об ущербе, наносимом природе и обществу, крайняя ограниченность нравственных ценностей и многое другое указывает на низкую экологическую культуру взаимоотношения с окружающей средой.

Экологическое образование должно начинаться с раннего детства. Дети восприимчивы к добру, они очень любознательны, поэтому именно в эту пору следует закладывать нравственные основы, развивать чувство прекрасного и умение видеть красоту природы. Младший школьный возраст – этап формирования этих основ. Базовым в развитии экологической культуры первоклассника выступает уровень, приобретённый им в дошкольном возрасте. Новая ступень развития ребёнка связывается с приобретением:

- экологически ориентированного личного опыта за счёт наблюдений различных состояний окружающей среды, сопровождающихся разъяснениями учителя;

- выполнения предложенных правил поведения и обращения с представителями животного и растительного мира;

- эмоциональных переживаний;

- эстетического наслаждения красотой природы и творческого воплощения своих впечатлений в устных рассказах, рисунках;

- ощущения потребности в знаниях экологического содержания;

- бережного отношения к используемым предметам, продуктам питания и т.д.;

- наблюдения за деятельностью взрослых по улучшению окружающей среды и собственного посильного участия в ней.

Чтобы полноценно осуществлять экологическое развитие детей, система работы в начальной школе должна сочетаться с работой семьи в этом направлении. Ведь именно в семье закладываются основы гуманного отношения к природе. Для изучения ситуации в данном коллективе в мае 2011 года  была проведена анкета «Как ты относишься к природе».

В результате исследования было выявлено множество вопросов и неясностей в организации внеурочной деятельности, чтобы она была увлекательной и интересной всем, помогала сохранять экологическое равновесие в окружающей природе. Исходя из такой ситуации, была сформулирована проблема проекта:

 Трудности в организации экологического образования младших школьников во внеурочной деятельности.

    В рамках УВК «Экополис. Культура. Здоровье» МБОУ СОШ №10 проблема экологического воспитания и образования является важной и необходимой составляющей частью при обучении детей. Приоритетным направлением воспитательной программы класса на 1 учебный год было выбрано экологическое воспитание.

 ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ

   Работа по экологическому воспитанию проводится как на уроках, так и во внеурочное время. На начальном пороге обучения  детям, прежде всего, даются знания о мире людей и мире природы, как ближайшем окружении самого ученика и это очень важно, так как эти элементарные знания должны обеспечить ученику естественные, социальные и познавательные потребности. Ребенок через окружающий мир должен познать разнообразие форм, красок, различных проявлений, состояний природы, животный мир, мир растений, сезонные изменения, свое важное и значимое место в этом мире.

   Наиболее действенным средством экологического воспитания является разнообразная деятельность детей (учебная, познавательная, художественная, творческая, игровая). Особую роль играет природоохранительная деятельность школьников. Виды ее многообразны:

- по защите природной среды (подкормка животных; спасание животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц);

- по предупреждению дурных поступков в природе и борьбе с ними (участие в совместных с родителями "зеленом" и "голубом" патрулях, рейдах в природу);

- по улучшению природной среды (посадка цветов на школьные клумбы, озеленение школьного двора);

- по пропаганде и разъяснению идей охраны природы (беседы с товарищами, родителями, взрослыми, изготовление плакатов, выпуск стенгазет);

- по сохранению и использованию эстетических ценностей природы (сбор природного материала, изготовление панно, поделок из природного материала).

   Ежемесячно в план работы класса включена «Зелёная неделя», третья неделя месяца, в течение которой вся деятельность строится на получении экологических знаний через тематические задания на уроках русского языка, математики, окружающего мира, ИЗО, чтения (физкультминутки, тематические задачи, пословицы). Ежегодно весной и осенью учащиеся работают на пришкольном участке: освобождают территорию от листьев, от мусора, ухаживают за растениями, подкармливают птиц осенью и зимой. И, конечно, экологическое воспитание происходит через внеурочную деятельность. В зависимости от времени года, дети получают задания по наблюдению за природой, посещают выставки и мастер-классы в Художественном музее города Новочебоксарска. На школьную научно-исследовательскую конференцию, ребята готовят работы, связанные с природой.

   Творческие конкурсы по составлению кроссвордов о птицах (совместная работа с родителями), активное участие в спортивных соревнованиях, походах выходного дня  и т.д.

   Совместная деятельность сообщества Ученик-Учитель-Родитель.

Тематические классные часы, внеклассные мероприятия, направленные на решение актуальных воспитательных задач.

   Изучение семей учащихся, вовлечение родителей в мероприятия класса, просвещение родителей, способствующее развитию педагогического мышления и воспитательных умений родителей, изменению восприятия собственного ребенка в их глазах.

Привлечение к работе с учащимися  психолога и социального педагога.

   Результативность участия ребят можно проследить по ПОРТФОЛИО учеников, разнообразию конкурсов.

В ходе реализации программы были использованы следующие педагогические технологии: 

    педагогика гуманизма (Сухомлинский В.А.)

    концепция поликультурного образования (Малькова З.М., Макаев В.В., Супрунова Л.Л.)

    педагогика сотрудничества (Иванов И.П., Караковский В.А.)

    педагогика педагогической поддержки (Газманов О.С.)

    гуманно-личностная технология (Амонашвили Ш.А.)

    личностно-ориентированная педагогика

    игровые технологии

 

Для реализации программы обучающиеся были задействованы в следующие формы организации детского досуга:

 

Экскурсии и наблюдения.

Уроки доброты.

Уроки мышления.

Конкурсы.

КВН, аукцион, марафон, викторина, игра "Поле чудес".

Экологические акции.

Обсуждение и проигрывание ситуаций.

Трудовой десант.

Зелёный патруль.

Составление экологических карт.

Ведение "Панорамы добрых дел".

Ведение календарей природы.

Коллекционирование.

Экологические выставки и экспозиции.

Музей.

День (неделя) экологического творчества.

Экологические праздники и фестивали.

Экологические игры (дидактические, игры моделирования экосистем, соревновательные, путешествия и т.д.)

Экологические сказки, инсценировки и т.д.

Экологические тренинги.

 

План проведения «Зеленой недели»

(3-я неделя каждого месяца)

(фрагмент)

 

День недели

Внеклассные мероприятия

Учебные занятия

Сентябрь

Понедельник

Классный час - беседа «Что такое экология?»

 

Вторник

Ельниковская роща. Тематическая экскурсия  «Палитры осени».

 

Среда

Конкурс осенних букетов. Конкурс рисунков «Здравствуй осень!».

Экологическое чтение.  Рассказы  М. Пришвина.

Четверг

Час загадок «Волшебный мир природы».

 

Пятница

Внеклассное мероприятие «Огонь – друг или враг?»

 

Суббота

Экологический десант «Очистим планету от мусора» (работа на пришкольном участке).

 

Октябрь

Понедельник

Классный час.  Проведение анкетирования учащихся по теме «Ваше отношение к природе».

 

Вторник

«Зеленый уголок».  Уход за комнатными растениями в классе.

 

Среда

Викторина «В мире растений и животных».

 

Экологическое чтение. Л.Н.Толстой. «Птичка».

Четверг

Выпуск экологических листовок в защиту природы.

 

Пятница

Праздник «Осенины».

 

Суббота

Трудовой десант на пришкольном участке.

Интегрированный урок: ОМ и развитие речи. «В гости к осени». Сочинение «За что я люблю осень».

 

 

Индикаторы оценки эффективности реализации программы

п/п

Наименование индикатора

В начале года

В конце года

1.

Количество детей в классе

25ч.

25 ч.

2.

Доля детей занимающихся в кружках и секциях в школе

60%

90%

3.

Доля детей занимающихся в кружках и секциях в учреждениях дополнительного образования

15%

25%

4.

Доля учащихся принимающих участие в творческих конкурсах

50 %

85 %

5.

Доля учащихся принимающих участие в школьной научно-практической конференции

 

32 %

 

 

45 %

6.

Доля родителей  принимающих участие в жизни класса

50 %

85 %

 

Заключение

 Программа была апробирована во втором классе МБОУ «СОШ №10» г. Новочебоксарска в 2011/2012 учебном году. Для школьной научно-практической конференции учащиеся подготовили исследования по экологической теме, которые получили высокую оценку членов жюри. Силин П. выступил с исследовательской работой «Аптека под ногами», в которой описал исследование растений, растущих на приусадебных и пришкольном участках, был удостоен диплома 1 степени.   Сухов И. представил проект  «Деревья нашего двора», Питанова Д. – исследовательский проект «Есть ли кожа у воды?» (Диплом I степени).

Результативность  проводимой работы  подтверждается также участием второклассников в общешкольных  выставках рисунков и плакатов. В конкурсе «Сохраним ель» Шагалин Кирилл занял 1 место, Ермолаев Егор – 2 место.

Анализ оценки эффективности реализации этой программы показывает, что увеличилось количество и качество творческих, проектных и исследовательских работ, повысилась общая экологическая культура учащихся и родителей,  у школьников формируется  позитивное отношение  к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура). Программа внеурочной деятельности школьников «Я и мир вокруг» направлена на достижение образовательных результатов стандартов второго поколения и представляет собой один из компонентов их научно-методического обеспечения, поэтому учителями начальных классов может рассматриваться как  вариант  организации одного из направлений внеурочной  деятельности.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Базарнов В.Ф. Экскурсия как форма экологического образования. - Томск, 1997. - 65 с.
  2. Бойко. Л.А. Воспитание экологической культуры детей.// Начальная школа. – 2005. - № 6.
  3. Воронова Е.А. «Воспитательная работа в современной школе»// изд. Феникс, 2009
  4. Господникова М.К. «Совместные воспитательные проекты»// изд. «Учитель», 2009
  5. Дежникова Н.С., Иванова Л.Ю., Клемяшова Е.М., Снитко И.В., Цветкова И.В. Воспитание экологической культуры у детей и подростков: Учебное пособие. - М.: Педагогическое общество России, 2001. - 64 с.
  6. Деревянко В.А., Савельева С.С., Бабанский И.Т. Уроки экологического творчества // Начальная школа. - 1989. - № 12. - С.40-44.

7.      Дзятковская Е. Н., Захлебный А. Н.  Государственный образовательный стандарт: новая функция экологического образования. //Экологическое образование. - № 4, 2009  – с. 6 - 10

  1. Зверев И., Захлебный А. Экологические знания на уроках и после уроков. Народное образование, 1985 г.
  2. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России. М.: Просвещение, 2010. (Стандарты второго поколения).
  3.  Лушина Т.И. Современные подходы к составлению программ воспитания. Народная школа .- 2008, № 2.
  4.  Плешаков А.А. Экология для младших школьников.
  5.  Этические беседы по экологии с младшими школьниками. - Начальная школа. -  1999,  № 5.

 

Приложение

Внеклассное занятие "Поможем природе"

 

Цель: Формировать у детей знания о разнообразных видах деятельности школьников по защите природы, помочь осознать причастность каждого и ответственность за сохранность экологического равновесия  в природе.

Оборудование: плакаты на тему охраны природы; памятки «Что должен уметь юный друг природы»; мультимедиа презентация.

 

Ход занятия

-Ребята, вы уже знаете, что природа нуждается в нашей защите, нашей помощи. Об этом сейчас думают ученые, инженеры, все население нашей страны и планеты. Почему же проблема охраны природы стала такой важной и необходимой? Если мы срочно не окажем помощь природе, она умрет. Что же тогда будет на земле?! Как вы считаете, охрана природы - дело только взрослых людей, или школьники тоже могут внести свой посильный вклад? Что же могут делать и делают школьники? Да, школьники могут многое. Их деятельность в природе разнообразна. Например, защита природной среды: подкормка и спасение животных, попавших в беду; борьба с мусором; изготовление кормушек и домиков для птиц; подкормка зверей и птиц; установление табличек в местах распространения охраняемых растений; оказание помощи больным деревьям.

Показ слайдов

-Вы знаете, существует даже поговорка о том, что человек не зря прожил свою жизнь, если посадил и вырастил за свою жизнь хотя бы одно дерево. Не зря в народе говорят: «Посадившего дерево поблагодарят и внуки, погубившего проклянут и дети».

-А кто нам подскажет, как правильно сажать деревья? (В зависимости от ситуации учитель знакомит учащихся с правилами посадки растений или напоминает о них.)

            Подготовленный ученик читает стихотворение:

 

Мы посадим липы и клены,

Будет город нарядный, зеленый.

Тополя мы посадим рядами,

Станут площади наши садами.

Окружим мы деревьями школу-

Пусть звенит над ней гомон веселый.

Любят зелень счастливые дети.

Любят видеть деревья в расцвете.

Пусть цветет с каждым годом все краше

Молодая планета наша.

                                 (Н.Кутов)

 

- Все любят отдыхать в тени деревьев, слушая шум листвы, но, к сожалению, не все участвуют в посадках деревьев, например, как этот мальчик.

Этот мальчик любит в зной

Отдыхать в тени лесной.

А скажи-ка ты ему:

Если лес тебе так мил,

Сам нигде ты почему

Деревца не посадил?

                      (М.Миршакар)

 

- Дети, важно не только посадить растение, но и бережно и заботливо ухаживать за ним, оберегать от поломки, от вредителей, регулярно поливать.

У красы-березки платье серебрится,

 У красы-березки зеленые косицы.

 Со двора к березке выскочили козы,

 Стали грызть березку, а березка- в слезы.

 Защищать березку стали мы гурьбою,

 Чтоб краса-березка выросла большою.

                            (П.Воронько)

 

-Ранней весной можно увидеть такую картину.

 

Ученик:

Пастух кору надрезал у березы,

 Склоняясь, тянет сладкий сок.

 За каплей капля падает в песок

 Березы кровь, прозрачная, как слезы.

                                         (Ф.Сологуб)

 

- Кору деревьев резать нельзя! Больно сжимается сердце, когда видишь покалеченное дерево, - ведь оно живое! Что же станет с деревом дальше? Оно увянет к следующему году, постепенно будет иссыхать ствол и ветви, помертвеют корни в почве.

-Очень большую помощь оказывают школьники березовым лесам во время весеннего сбора сока. Они замазывают ранки глиной и разъясняют сборщикам сока, какой вред они наносят деревьям.

Какой-то мальчишка поранил березку,

 Изрезал ножом на березке бересту.

 Березка, не плачь: за аптечкой схожу,

 Глубокую ранку бинтом завяжу.

                                          (В.Суслов)

Запомните!

Ранки на деревьях замазывают воском, садовым варом, глиной, замазкой или пластилином. Ранку следует забинтовать.

- Как вы понимаете пословицу: «Много леса - береги, мало леса - не губи, нет леса - посади?»

- А зимой нужно помогать зимующим птицам: делают кормушки, ведут подкормку птиц, как это описано в стихотворении О.Высоцкой.

 

1-й ученик:                           Для гостей на окно

 Сыплет Костя пшено,

 Воду льет на блюдце:

 Пусть они напьются.

 

2-й ученик:                           Мерзнут лапки у синичек:

 Плохо им без рукавичек,

 Да и голодно в мороз…

 Я им семечек принес:

 Посмотрите-ка сюда,

 Это вкусная еда!..

 На ладонь ко мне садятся.

 Греют лапки. Не боятся.

 

- Найдутся дела у школьников и летом.

- А как вы помогали природе летом, в лагере, в деревне у бабушки или в нашем городе?

            Главная забота летом для взрослых и детей - борьба с сорняками. Издавна не любят их в народе. Не случайно говорят:

Сорную траву - из поля вон!

 Сорная трава на корню крепка.

 

- Какие вы знаете сорные растения?

Вырос в поле злой и колкий,

Во все стороны иголки. (Репейник)

Колюч, да не еж,

Вцепится, коли мимо пройдешь. (Репейник)

Только тронь и отдернешь ладонь,

Обжигает трава, как огонь! (Крапива)

 

-Крапива - коварная трава.

Прячется в траве крапива,

 Жжет детишек терпеливо.

 Злых и добрых - всех кусает,

 Никого не пропускает!

- Существует много видов сорных растений, среди них мятлик луговой, пырей ползучий, овсюг, костер, тимофеевка луговая, осот, крапива двудомная, подорожник и т.д. Сорные растения встречаются на полях и огородах. Сорные растения необходимо удалять, так как они мешают росту культурных растений, посаженных на огородах, клумбах, полях и т.д. Культурные растения, не прополотые вовремя, дают более низкий урожай, плоды становятся мелкими, и сами растения приобретают маленькие размеры. Иногда не прополотые растения могут даже погибнуть.

Ожидаешь урожая -

 Не ленись пораньше встать!

 Если ж ты запустишь грядки,

 Не прополешь, не польешь -

 Ни одной морковки сладкой

 В огороде не найдешь!

                           (Т.Белозеров)

 

- Ребята, всегда ли школьники правильно оказывают помощь природе? В чем чаще всего они ошибаются? (Учитель работает с плакатами, отражающими ошибки детей в природоохранной деятельности.)

- Одно из направлений природоохранной деятельности – сохранение богатств природы: экономное использование воды, газа, бумаги, тепла, электричества; сбор металлолома и макулатуры.

 

Знаете ли вы, что…

Сбор макулатуры сохраняет лес? 60 кг макулатуры спасает жизнь одной ели.

 

- Ребята, как вы понимаете то, что здесь изображено? (Учитель демонстрирует плакаты о бережном отношении к природным ресурсам.)

- О том, как друзья природы борются с дурными поступками, написана сказка-быль Е.Арефьевой «Природа и ее друзья». (Учитель читает сказку.)

 

«В лесу возле старого-престарого дуба бил из-под земли маленький родничок Весельчак. А в этом родничке жила капелька Искорка со всеми сестренками. Они весело плескались в своем домике, сияли всеми цветами радуги, когда солнышко протягивало к ним свои ласковые лучи, и грустили, если солнышка долго не было. Но минуты печали были короткими, потому что дождик добавлял в родничок новые капли, которые быстро знакомились с Искоркой и ее сестрами и становились совсем родными.

   Искорка и ее сестры-капельки были очень маленькие, но это не мешало им заботиться друг о друге и о своем родничке. Чем больше капелек, чем дружнее они, тем звонче был Весельчак.

   В этот заповедный уголок леса часто прибегали разные зверушки попить свежей водички и поболтать с Весельчаком, прилетали голосистые птицы и пели свои песенки, развлекая капелек, и сам родничок подпевал птицам. Получался удивительный лесной хор! Все в этом лесу жили дружно и заботились друг о друге. Но однажды к старому дубу подкатила машина, из нее вышел человек. Родничок обрадовался. Теперь он будет полезным и человеку! Но большой человек, казалось, и не замечал, как старательно родничок пытается привлечь к себе его внимание, как приветливо поют птицы и радостно шумит старый дуб.

   Неожиданно человек начал рубить ветки у молодых березок. Увидев это, капельки заплакали в своем домике, а старый дуб грозно заскрипел. Но чем они могли помочь деревцам? В лесу почему-то сразу стало тихо, не слышно было птиц, а лишь раздавался стук топора.

   Вдруг Весельчак и старый дуб услышали веселую песню, которую пели мальчики и девочки, идущие на полянку. Это были ребята из «Зеленого патруля» - настоящие друзья природы. Они увидели, как человек рубит ветки, и грозно двинулись на него. «Как вам не стыдно портить прекрасный уголок леса?! Такой большой и не знаете, что природу надо охранять!» И взрослый дядя вдруг застыдился, сел в машину и уехал.

   Березкам уже ничем нельзя было помочь, ребята бережно сложили ветки в сторонке. Затем, увидев родничок, они поторопились к нему. Капельки играли и сверкали на солнце. Искорка предложила ребятам выпить вкусной и свежей водицы. Друзья природы с удовольствием приняли это предложение. Вода действительно было очень вкусной и пахла лесом.

   В ветвях старого дуба - хранителя родничка - появились птицы, которым было приятно познакомиться с ребятами. Недалеко зашуршала трава, и на полянку выкатились два комочка: колючий и пушистый - ежик и заяц. Они прибежали выпить воды из родничка и поболтать с искоркой и ее сестрами. Ребята познакомились и с этими обитателями леса. А затем все вместе они сидели под дубом, слушали разговоры Весельчака и ветерка, который тихо шелестел в ветвях старого дуба.

   Ребята пообещали, что они будут часто наведываться в лесной уголок и встречаться с его жителями. И еще они сказали, что всегда будут охранять природу, не давать ее в обиду».

 

-Многое могут сделать дети для улучшения природной среды, например, сажать деревья, цветы, озеленять классные комнаты и школьные дворы. А знаете ли вы, что природную красоту можно сохранить, чтобы любоваться ею дома? Кто из вас видел панно, картины и другие поделки, изготовленные из природного материала? Показ слайдов

-Ребята, а что вы чувствуете, о чем думаете, когда делаете добрые дела в природе? Вы испытываете радость? Конечно, вам очень радостно, приятно. Вот как описывает чувство девочки, которая помогает природе, Л.Никитина в своем рассказе «Радостные минуты».

 

«Весной в холодные, ненастные дни, я постоянно слежу за птицами и подкармливаю их. Чаще всего посещают кормушку синицы. Слышать песенку повеселевшей маленькой птички - большая радость!

 

В лесу я нашла несколько муравейников и огородила их. Один из муравейников был кем-то разрушен, снесена вся верхняя часть купола. Я сгребла в кучу весь разбросанный строительный материал и сделала из него вершину. Муравьишки быстро занялись ремонтом дома, а через некоторое время он приобрел нормальный вид, хозяева успокоились. А для меня- радостная минута!

   На нашей улице рабочие прокладывали трубы и повредили много деревьев. Я убрала поваленные деревца, которые уже нельзя было спасти, а у остальных осторожно удалила сломанные ветви, кое-где замазала ранки, поставила подпорки. Думаю, что спасла их от гибели, а это тоже радостно.

   Увидела мальчика, который поймал маленького птенца трясогузки. Я настояла, чтобы он отпустил его на том же месте, где взял. Мы посадили птенца на ветку, отошли немного и стали ждать, когда прилетят родители. Скоро раздался голос трясогузки, птенец оживился, стал трясти хвостиком, пискнул. И тут же прилетели две взрослые трясогузки с кормом, стали по очереди засовывать в жадно раскрытый клювик птенца принесенных гусениц. И снова радость - и для меня, и для мальчика!»

 

- Ребята, любая помощь человеку, растению или животному приносит радость, удовлетворение, счастье.

           

В заключение беседы учитель дает детям задание: разъяснить младшим товарищам и родителям, какую помощь они могут оказать природе. Беседа заканчивается словами М. Андронова:

 

Всех ребят мы в большие походы

 Звонкой песней сумеем завлечь.

 Охранять зорко нашу природу -

 Это Родину, значит, беречь.

 

Список использованной литературы

Чистякова Л.А. Формирование экологической культуры. – Урал: ГАРК, 1998.

Хафизова Л.Н. Как знакомить детей с правилами поведения в природе //Начальная школа. – 1988. – №8.

Хафизова Л.М. Экологическое воспитание младших школьников //Начальная школа. – 1989. – №3.

Цветкова И.В. Экология для начальной школы. Игры и проекты. –Ярославль: Академия развития, 1997.

 

 

 

 

 

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика