ИСТОКИ – стратегическая программа, направленная на развитие социокультурного пространства России.
ИСТОКИ – апробированная образовательно-воспитательная и дидактическая систе, призванная сформировать личность на основе духовно-нравственных и социокультурных российских традиций.
ИСТОКИ – соединение научения ума с воспитанием души и возрастанием духа.
ИСТОКИ – уникальный учебно-методический комплекс, развивающий социокультурный приоритет образования и общества в России.
ИСТОКИ – программа активного «восполнения питания» от Истоков отечественной цивилизации.
Основное предназначение Программы «Истоки»
в основной школе – объединение общественных сил, заинтересованных в стабилизации и единении нашего общества на основе устойчивых ценностей и идеалов российской цивилизации.
Итак, целью курса «Истоки» (1–11 классы) является освоение школьниками системы ведущих ценностных ориентаций отечественной цивилизации, присоединение к ее устойчивому «ядру», «коду» и «смыслам» родной культуры.
Курс направлен на развитие внутреннего, духовного мира ученика ради осознания себя деятельным субъектом сохранения и приумножения духовно-нравственного и социокультурного опыта Отечества.
Исходя из вышеназванной цели предлагается
решение следующих задач:
- В плане личностного развития учащихся курс «Истоки» призван воспитывать качества патриотизма, гражданственности, устойчивой и бескорыстной привязанности к своему Отечеству, малой Родине, семье и соотечественникам, формировать ориентацию школьников на базовые духовно-нравственные ценности российской культуры и на этой основе помогать выработке у учащихся собственной жизненной позиции.
- В плане социализации учащихся курс «Истоки» призван способствовать их ориентации в современной социокультурной среде, в отечественном духовном и культурном наследии, содействовать формированию их гражданской и культурной идентичности; воспитывая в учащихся достойных представителей своей культуры, знающих, чувствующих и принимающих ее идеалы и ценности, курс в то же время создает условия для формирования у учащихся навыков толерантности и сотрудничества в современном полиэтническом и поликультурном социуме, стремления к социальной консолидации и стабильности российского общества.
- В плане подготовки учащихся к профессиональной деятельностикурс «Истоки» призван расширить их культурологическую компетентность, привести их к пониманию духовно-нравственных смыслов важнейших видов человеческой деятельности (труда, предпринимательства, служения, творчества и др.), формировать добросовестное отношение к труду.
Целью курса «Истоки» в начальной школе было и есть – введение духовно-нравственной основы в содержание образования, развитие системы духовно-нравственных ценностей внешнего и внутреннего мира ребенка.
Задачи:
– раннее и системное приобщение ребенка к истокам родной культуры, духовному пространству на основе развития восприятия, мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– присоединение семьи к школе;
– формирование ощущения своего изначального родства окружающему социокультурному и духовному пространству на основе развития восприятия мышления, чувствования и духовного опыта ребенка;
– подведение к истокам духовности, морали, нравственности и этики и знакомство с истоками русских традиций как важнейшими механизмами сбережения и трансляции базовых социокультурных ценностей отечественной цивилизации.
В начальной школе завершается первый концентр ознакомления с учебным курсом «Истоки».
Развитие духовной основы личности
в младшем школьном возрасте
создает необходимые предпосылки для самоутверждения ребенка в средней и профессиональной школе.
В основной школе открывается новый, второй концентр в познании социокультурных истоков: учащиеся присоединяются к тем устойчивым идеалам, формам и нормам социокультурной практики, которые веками придавали российской цивилизации стабильность, преемственность, уникальность и самобытность.
В 5 классе эта задача решается посредством цикла «Семь чудес России», в рамках которого идет знакомство с семью выдающимися памятниками отечественной культуры и образа жизни, в каждом из которых прочитывается тот или иной основополагающий идеал (лад, мерность, преображение, соборность, согласие, державность и т.д.). Например, экскурсии и учеба в краеведческом музее, Музее крестьянского быта, Троице-Сергиеву Лавру; осмотр Собора Василия Блаженного; экскурсия в Третьяковскую галерею, Московский Кремль, Исторический музей.
В 6 классе (цикл «Слово и Образ Отечества») ученик уясняет «код» пространства (края и земли, рубежи и пределы, образы территорий, памятные и приметные места и т.п.) и «ритмы» времени (календарные системы, годичный, жизненный цикл, духовное и метафорическое прочтение времени) как важнейшие цивилизационные ценности, учится видеть диалектику священного и мирского, религиозного и светского.
В 7 классе (цикл «Дело и подвиг Отечества») ученик призывается осознать истоки мастерства и предназначения дела (земледелие, ремесло, ратное дело, священство, управление), а также смысл подвига в его традиционном прочтении.
В 8 классе (цикл «Истоки творчества») школьник осваивает важнейшие проявления творческой деятельности человека и ее плоды (литературу, искусство, музыку, иконопись, зодчество и др.), учится прочитывать язык знака – символа – образа в отечественной культуре и искусстве, осознавать культуру как текст, понимать ее духовные, эстетические и этические идеалы
В 9 классе (цикл «На пути к истине») учащиеся знакомятся с путями к истине, которыми веками шел русский человек, осознают роль и место мифа, религии, научного знания, подводятся к пониманию социокультурных смыслов науки, уяснению смысла религии и науки в ценностном ядре цивилизации.
В 10 классе (цикл «Истоки управленческой культуры») учащиеся знакомятся с основными категориями и ценностями управленческой культуры, осознают смысл первоначального контекста категорий «Истоков».
В 11 классе (цикл «Возрождение») происходит осмысление социокультурного опыта нашего народа, основанного на преемственности неизменных ценностей.
В старших классах (10–11 классы) акцент учебного курса «Истоки» переносится на развитие социокультурных истоков управленческой культуры.
Программа «Истоки» оснащена учебно-методическим комплектом (учебные пособия, рабочие тетради, научно-методические издания — сборники «Истоковедение», методические пособия для учителей,
книги для развития детей дошкольного возраста (3–7 лет) и
учащихся общеобразовательной школы, система активных форм работы с родителями).
Содержание программы, учебные пособия «Истоки», дидактические и методические материалы, сопутствующие издательские
программы обладают большим воспитательным потенциалом.
По насыщенности духовно-нравственными и этическими категориями программа «Истоки» не имеет аналогов в современном образовании.
В основе программы «Истоки» социокультурный системный подход к истокам в образовании Социокультурный системный подход к истокам в образовании позволяет:
– объединить содержание обучения и воспитания в целостный образовательный процесс на основе единой цели и единых социокультурных ценностей;
– обеспечить естественное гармоничное духовно-нравственное развитие личности, объединяя в одну сложную структуру школу, семью и
учащегося;
– развивать социокультурную основу во всех звеньях образования и, таким образом, обеспечить преемственность дошкольного образования, начальной, средней, профессиональной и высшей школы;
– использовать принципиально новый инструментарий образования и систему подготовки на основе активных форм обучения; – развивать образование как открытую организационную систему, способную стать важным фактором как внутрирегионального, так и межрегионального единения
ИСТОКОВЕДЕНИЕ:
– интегрирующее направление в образовании, утверждающее духовный потенциал России;
– направление, способное на практике осуществить межпредметные связи во всех звеньях образования и развить единое образовательное пространство; – возрождает первоначальный контекст категорий и ценностей в обществе; имеет новую педагогическую технологию гармоничного развития личности; – выводит на новое понимание качества образования, включающего не только освоение содержания, но и развитие духовности, коммуникативных, управленческих способностей, мотивации на достижение значимых результатов на основе социокультурного опыта.
«Истоки» содействуют не только осознанному выбору того или иного профиля, но и делают акцент на ценностные ориентации любого вида творчества, будущей профессиональной деятельности. Это поможет увидеть глубинные истоки различных творческих сфер, осознать их духовно-нравственные основы, принять многовековую традицию общественного служения.
Преподавание учебного курса в основной школе обеспечено следующим социокультурным учебно-методическим комплексом:
Камкин А. В. Истоки: 5 класс. – М., 2001.
Камкин А. В. Истоки: 6 класс. – М., 2000.
Камкин А. В. Истоки: 7 класс. – М., 2003.
Камкин А. В. Истоки: 8 класс. – М., 2004.
«ИСТОКИ» представляет собой интегративный учебный курс, ориентированный на систематизацию знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте. В центре его – феноменология российской цивилизации, общий контекст ее основополагающих ценностей и идеалов, форм и норм социокультурной практики.
Учебный курс «Истоки» сформировался на стыке таких научных областей, как социальная и культурная антропология, этнология и этнопсихология, культурология и теология, философия и педагогика. В этом состоит концептуальная новизна учебного курса, не имеющего аналогов в современном образовании.
В связи с интегративным характером учебный курс «Истоки» не является принадлежностью какой-либо одной образовательной области, а является надпредметным, то есть способным на практике осуществить межпредметные связи во всех звеньях образования, интегрировать знания гуманитарных и естественнонаучных дисциплин в единое образовательное пространство. Интеграция осуществляется на основе единой системы социокультурных категорий и ценностей, заложенных в содержании учебного курса «Истоки».
|