Деманова Елизавета Анатольевна, МОУ «Кувакинская гимназия» Алатырского района
Сидорова Наталья Михайловна, МОУ « Стемасская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района
Кусакина Лариса Александровна, МОУ «Междуреченская средняя общеобразовательная школа» Алатырского района
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА:
Сформировать глубокие и разносторонние представления участников проекта о праве на труд подростков и научить их пользоваться своими правами. Выяснить соответствия уровня закономерного регулирования права на труд современным потребностям общества.
Одно из основных направлений модернизации российского образования – обеспечение выпускникам школы возможности продолжить обучение по одному из выбранных профилей, наиболее полно соответствующему личности подростка. Это направление в педагогической науке и практике разрабатывается достаточно интенсивно. Но при этом мало учитывается тот факт, что значительная часть подростков после школы, как основной, так и средней, сталкивается с еще более сложной проблемой – выбором профессии. И именно стихийность этого выбора приводит к тяжелым последствиям: одни не справляются с учебой, другие разочаровываются в ней, третьи вообще приходят к выводу, что выбранная профессия им не подходит, другими словами, возникает внутриличностный конфликт, а иногда и конфликт со средой обитания. Таким образом, адекватность выбора и уровень освоения профессии влияют на все стороны и общее качество жизни. В связи с тем, что в современных условиях, для которых характерен невиданный динамизм во всех сферах жизни, проблема профессиональной подготовки молодежи особенно важна, изменения, происшедшие в обществе требуют не только поэтапного увеличения объема знаний и умений, но также высокого профессионального мастерства по избранной профессии.
Исследования, проведенные нами в школе с учащимися 9 классов, привели нас к выводу о том, что учащиеся нашей школы не знают о многих профессиях, которые сегодня востребованы на рынке профессий. Анкеты были составлены таким образом, чтобы учащиеся могли дать неоднозначный ответ. Большинство учащихся на вопрос: «Какие профессии популярны и востребованы на рынке?», называли такие профессии, как юристы, экономисты, социальные работники, медицинские работники (врачи – специалисты и медицинские сестры).
Мы пришли к выводу о том, что необходимо провести соответствующую просветительскую работу с учащимися.
Основное направление проектной деятельности – создание условий (материально-технические, информационные, межличностного взаимодействия) в образовательном учреждении для наиболее полного информирования учащихся о востребованных профессиях современного мира.
Субъекты проекта: учащиеся 9 классов, работники службы занятости, представители работодателей, учителя-предметники, работающие в 9 классах, родители.
Ценность настоящего проекта в том, что должно произойти объединение усилий педагогов и общественности для решения вопросов профессионального ориентирования учащихся. При этом педагогический коллектив будет более полноценно реализовывать проблемы предпрофильной подготовки и профильного обучения учащихся. А учащиеся получать возможность выбора востребованных профессий.
Задачи:
- Познакомить учащихся с миром профессий.
- Определить роль здоровья школьников, как ценность, при выборе своей будущей профессии.
- Помочь учащимся выявить в себе интересы, склонности, способности, которые нужны при выборе профессии.
- Помочь учащимся развить навыки общения, креативности.
- Помочь каждому члену классного коллектива определиться в выборе своей будущей профессии.
Организация групповой работы.
- Организационный сбор учащихся. Индивидуальное обдумывание и групповое обсуждение темы проекта.
- Постановка проблемы по профильной ориентации учащихся.
- Исследование данной проблемы:
- 1 группа-сбор и обмен информацией о профессиях;
- 2 группа- исследования рынка труда и востребованности профессий;
- 3 группа-получение информации от других лиц:
- опрос сверстников (одноклассников, учеников школы, соседей);
- анкетирование среди учащихся 9 класса;
-выяснение, как на практике решаются вопросы трудоустройства несовершеннолетних через интервью с лицами, связанными с приёмам на работу ( работниками отдела кадров, государственных предприятий и частных фирм, сотрудники службы занятости);
- 4 группа- оформление наглядных материалов ( стендовые плакаты, видеоматериалы, книжная и фотовыставка и т.д.).
Организационная деятельность учителя.
- Экскурсии на предприятия села, района и города.
- Встречи с представителями разных профессий.
- Круглый стол с приглашением руководителей предприятий расположенных на территории сельской администрации.
- Посещение с учащимися Центра занятости населения.
- Пресс-конференция(защита презентации учащимися)
План реализации проекта.
№ |
Название мероприятия |
Вид мероприятия |
Срок проведения |
ответственный |
I
|
Подготовительный этап
|
1
|
|
Создать инициативные группы для работы над проектом |
сентябрь |
Кл.руководитель |
2 |
|
Подготовить необходимый инструментарий для проведения аналитической работы |
сентябрь |
Кл.руководитель |
3 |
|
Утверждение плана работы групп
|
сентябрь |
Кл.руководитель |
II |
Основной этап
|
1 |
Профессия и человек |
Анкетирование |
сентябрь |
Кл.руководитель |
2 |
Многообразие мира профессий |
беседа |
октябрь |
библиотекарь |
3 |
Познай себя |
ориентировочная анкета |
октябрь |
психолог |
4 |
Профессия и судьба |
Встреча с представителями династий |
ноябрь |
Кл.руководитель |
5 |
Профессии, которые мы выбираем |
Встреча с работниками центра занятости |
ноябрь |
Соц. Работник. |
6 |
Где и как искать работу |
Посещение центра занятости |
декабрь |
Кл.руководитель
Соц. работник |
7 |
« Путёвка в жизнь» |
Экскурсия на предприятия района |
январь |
Классный руководитель |
8 |
«Человек, среда, машины и автоматы» |
Экскурсия на предприятия города |
февраль |
Классный руководитель |
III |
Заключительный этап
|
1 |
Калейдоскоп профессий |
Конкурс рисунков |
март
|
Учитель рисования, литературы |
2 |
Моя будущая профессия |
Конкурс сочинений, эссе |
март
|
Учитель литературы |
3 |
Все работы хороши, выбирай на вкус!
|
Устный журнал в 8 классе |
апрель |
Кл.руководитель |
4 |
Мы выбираем |
Круглый стол |
апрель |
Кл.руководитель |
5 |
Мы и профессия |
Кл.род.собрание совместно с учащимися
( под.итогов проектной деятельности) |
май |
Кл.руководитель |
Анкета
«Профессия и человек»
- Какие слова стоят рядом со словом «профессия»?
- Какие профессии были важны вчера?
- Какие профессии важны сегодня?
- Какие профессии нужны будут завтра?
- Какими качествами должен обладать человек, чтобы достичь профессионального успеха?
- Назовите несколько профессий, которые считаются сейчас престижными и популярными.
- В каких учебных заведениях можно получить образование, соответствующее данным профессиям?
- Для чего нужно знакомиться с различными профессиями.
- Можно ли познать мир профессий?
- Что такое профессия?
Ориентировочная анкета.
«Познай себя»
Методика определения типа ценностных ориентаций.
Инструкция: ниже представлен ряд суждений о профессиях. Выберите из них наиболее соответствующие вашим взглядам(не больше двух) и обведите их номера кружками.
Для меня самая предпочтительная профессия, которая позволяет:
1)в наибольшей степени реализовать свои физические возможности, проявить силу, ловкость, волевые качества;
2)достичь высокого общественного положения, известности, славы, получить признание окружающих;
3)работать в хороших условиях – в таких, чтобы работа не была утомительной, не вызывала отрицательных эмоций;
4)получать высокий заработок, обеспечивающий хорошие материальные условия;
5)проявлять творческую инициативу, полностью раскрыть свои интеллектуальные способности;
6)сохранить достаточно энергии и времени для разнообразного досуга, увлечений, общения с друзьями и близкими.
Данный список ценностей соответствует классификации по критерию отношения ценности к сфере профессиональной деятельности:
ценности, которые могут быть реализованы непосредственно в профессиональной деятельности(1 и 5);
ценности, которые реализуются за счет профессиональной деятельности(2 и 4);
ценности, которые могут быть реализованы вне профессиональной деятельности(3 и 6).
Определение типа ценностной ориентации
Непротиворечивый профессиональный: характеризует человека с четкой профессиональной доминантой. Он соответствует следующим сочетаниям вариантов выбора – 1 и 2, 1 и 4, 1 и 5, 1 и 6, 2 и 4, 2 и 5, 5 и 4, либо выбору только одной ценности – 1,2,4,5.
Противоречивый: характеризует человека, у которого доминируют и профессиональные, и противоречащие им внепрофессиональные ориентации, Этому типу соответствуют следующие сочетания вариантов выбора – 1 и 3, 2 и 3, 2 и 6, 3 и 4, 3 и 5, 4 и 6, 5 и 6.
Непротиворечивый внепрофессиональный: характеризует человека, ориентированного в основном на деятельность, не связанную с профессией. Этому типу соответствуют следующие варианты выбора – 3, 6 либо их сочетание.
Риски проектной деятельности:
- В районе многие предприятия и организации закрыты или находятся в «плачевном» состоянии, поэтому использование и реклама «местных» профессий может вызвать негативную оценку со стороны учащихся;
- Сложен процесс создания мотивации учащихся на новый вид деятельности.
- Отсутствие интереса местного сообщества на совместное решение насущных проблем;
- Неудачный подбор инициативной группы для работы в проекте;
Результаты проекта:
- Рефераты и презентации учащихся, посвященные описанию различных профессий;
- Видеоматериалы профессий, снятых на местном материале (о людях, проживающих в данной местности и добившихся высоких результатов в трудовой деятельности);
- Оформленный стенд в школьном музее о профессиях, востребованных в нашей местности;
- Презентативный материал о ходе проекта;
- Установленные позитивные контакты с представителями местного сообщества (с родителями, работодателями, главой местной администрации);
- Обобщенный материал проектной деятельности в работе с классным коллективом.
- Создание «Рекомендации для подростков, желающих начать самостоятельную трудовую деятельность» (юридические, психологические советы, пр.).
Литература.
- Профильное образование №4 2006
- Профильное образование № 5 2006
- Профильное образование № 9 2005
- Профильное образование № 6 2003
- Профильное образование № 1 2004
- Профильное образование № 2 2004
- Твоя профессиональная карьера (учебник 8-9 класс), М.С. Гуткин, Просвещение 2003
- Технология профессионального успеха ( учебник 10-11 класс), С.Н. Чистяков, Просвещение 2003
- Методика выявления готовности старшеклассников к выбору профиля обучения, С.Н. Чистяков, Просвещение 2003