Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Элективный курс «Технология исследовательской и проектной деятельности» (Из опыта работы Кузнецовой Н.А., учителя истории, обществознания и права МОУ «СОШ №62» г.Чебоксары)

ПРОГРАММА

элективного курса «Технология исследовательской и проектной деятельности» для 9-х предпрофильных классов

 

Н.А. Кузнецова, учитель истории, обществознания и права МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов»

 

I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

С каждым годом все большее внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. Научное исследование – очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного «высокого накала», работы с огоньком. Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с интеллектуальным подвигом, требующим максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.

Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие исследовательскую работу как научную, но и иметь хотя бы самое общее представление о методике научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика, у молодых исследователей на первом этапе овладения навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно теоретического характера. Им, прежде всего, недостает знаний и опыта использования методов научного познания, применения логических законов и правил, необходимых для организации своей работы.

Как показывает опыт, одной из главных трудностей молодых исследователей является неумение оформить исследовательскую работу и составить доклад. Нередко интересные, но неправильно оформленные работы отодвигаются экспертными комиссиями на дальний план. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.

Основная цель программы – формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков в процессе изучения общественно-гуманитарных дисциплин.

Задачи:

- мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной  деятельности;

- определение в учебных дисциплинах проблемных тематических блоков, актуализирующих исследование и творческий поиск;

- внедрение различных форм исследования (конспектирование источников, интерактивные, эксперимент и др.);

- развитие умений описания и обобщения результатов;

- формирования умений публичной защиты работы.

 

II. Содержание исследовательской и проектной деятельности

        Исследовательская и проектная деятельность ученика направлена на творческий самостоятельный поиск истины, подтверждения предположения с помощью учителя, своих сверстников. Здесь проверяются имеющиеся знания программы по предмету, активизируется их исследовательский потенциал, развивается поисковое научное мышление и на этой основе научное познание, формируется творческая личность.

В логике исследовательской работы необходимо отметить следующие этапы:

1 – общий замысел – «это нужно всем, обществу и важно для меня»;

2 – актуализация, т.е. выявление противоречий между имеющимися данными, знаниями об исследуемом объекте и очевидной невозможностью их широкого применения;

3 – выбор направления деятельности – «я знаю, как найти»;

4 – определение логики, плана исследования;

5 – выбор средств и методов;

6 – работа с литературой, источниками;

7 – оформление и представление проекта, результатов.

     В итоге интеллектуаль­ным, культурным приобретением в процессе научно-экспериментальной работы педагогов и учебно-исследова­тельской деятельности учащихся явля­ется:

- умение работать самостоятельно с литературой, иными источниками, анализировать позиции, вырабатывать свой взгляд;

   - приобщение к научным ценнос­тям, культурному опыту людей;

   - прививается общая методология

исследовательской деятельности;

   - вырабатывается навык логическо­го построения системы доказательств;

   - умение отстаивать и публично защищать свою точку зрения.

Ценность организации такой работы состоит в том, что багаж приоб­ретенных знаний и умений обеспечивает активность и самостоятельность учащихся во всем учебном процессе, готовит их к выбору будущей профессии.

  Технология научного исследования включает:

- умение видеть важность и определять актуальность будущего исследования;

- умение формулировать и ставить проблему исследования;

- составление плана иссле­дования

- анализ изученности проблемы, над которой надо работать в теории и практике;

- изучение и анализ литературных источников (научные, учебные, популярные издания; хрестоматии, архивные источники);

- исследование явления путем пря­мых наблюдений;

- уметь объяснять наблюдаемые яв­ления и строить гипотезы, которые за­тем подтверждать экспериментально;

   - проводить систематические исследования;

- подбирать измерительные прибо­ры и пользоваться ими в эксперимен­тальном исследовании;

   - делать выводы и заключения на основе проведенных исследований.

Важной частью исследовательской работы является письменное оформление результатов исследования. Здесь необходимо владение научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цели, задачи, методы и др.), раскрытие основных (ключевых) понятий, умение обобщать, анализировать, делать выводы и рекомендации.

Выступление с докладом о проведенной работе  входит в исследовательскую культуру учащихся, поэтому надо активно включать учащихся-исследователей в эту форму представления своих результатов (учебных, исследовательских) во время уроков, конференций. Этим приобретается опыт публичной защиты своего исследования.

Приступая к организации исследовательской работы с учащимися на первом этапе необходимо выявить желающих работать в исследовательском обществе. Ведущее место здесь принадлежит учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником помогает ему выбрать тему предполагаемого исследования, подобрать литературу, помогает определять круг проблем, требующих решения.

После того, как была выбрана тема и определены  постановка проблемы и мотивация, наступает второй этап реализации творческой идеи: по представлению педагога объединение учителей на своем заседании утверждает темы исследований. Здесь уже определяется, кто из специалистов-консультантов будет курировать работу над разрабатываемым проектом.

После завершения этого организационно-подготовительного этапа начинается третий этап, связанный с непосредственной работой самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.

Четвертый этап связан с представлением творческой работы на заседании соответствующей секции научного общества, а также объединения учителей. Эти заседания, как правило, проходят совместно, в них принимают участие учащиеся, преподаватели, научные консультанты, администрация. Одновременно в этим осуществляется в рамках Экспертного совета независимая экспертиза проектов. Наиболее удачные работы рекомендуются как к участию в итоговой школьной конференции, так и в предметных олимпиадах. Здесь же учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, оказывая учителю помощь в подготовке и проведении ряда занятий. Темы проектов, рекомендованных к участию в итоговой конференции учащихся, носят, как правило, междисциплинарный характер.

Итогом этой исследовательской работы является проводимая  конференция учащихся. В работе принимают участие не только сами учащиеся, но также и преподаватели, члены экспертного совета, научные руководители, представители школьного родительского комитета. Помимо общих пленарных заседаний, активная работа идет по секциям. В них докладчики выступают со своим проектом, отвечают на вопросы оппонентов (в числе которых учащиеся, учителя, эксперты), заслушивается мнение рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения в каждой секции экспертный совет подводит итоги конференции, и определяют победителей по каждой из номинаций, которые награждаются почетными дипломами  и призами.

Надо отметить, что работа в исследовательском обществе имеет для учащихся школы­ свою практическую направленность. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В­-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных семинарах и конференциях, в-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь.

 

II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

п/п

Тема

Кол-во часов

Виды деятельности

Умения и

Навыки

1.      

Введение в учебно-исследовательскую работу учащихся. Виды исследовательских работ

1

Лекция, выставочный обзор

Расширение учебных умений и навыков, их научно-практическая ориентированность

2.      

Структура учебно-исследовательской работы. Общие требования по оформлению учебно-исследовательских работ (рефератов, проектов)

2

Лекция, моделирование, групповая работа

Понимание логики научного исследования, абстрактное мышление,

владение научной терминологией

3.      

Научный аппарат исследо­вания, его логика

1

Лекция

Аналитические

 

4.      

Проектный метод в школе. Индивидуальная или груп­повая работа с целью разработать или осуществить проект

4

Лекция-презентация, «мозговой штурм»

Пректировоч­ные, моделирова­ние, аналити­ческие

5.      

Стендовая защита

2

выступление

Научная аргу­ментация, на­выки публич­ного выступ­ления

 

III. СОДЕРЖАНИЕ

Тема 1. Введение в учебно-исследовательскую работу учащихся. Виды исследовательских работ

Тема 2. Структура учебно-исследовательской работы. Общие требования по оформлению учебно-исследовательских работ (рефератов, проектов и др.).

Тема 3. Научный аппарат исследо­вания, его логика.

Тема 4. Проектный метод в школе. Индивидуальная или груп­повая работа с целью разработать или осуществить проект.

Тема 5. Стендовая защита

Скачать перезентацию

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика