ПРОГРАММА
элективного курса «Технология исследовательской и проектной деятельности» для 9-х предпрофильных классов
Н.А. Кузнецова, учитель истории, обществознания и права МОУ «Средняя общеобразовательная школа № 62 с углубленным изучением отдельных предметов»
I. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
С каждым годом все большее внимание уделяется научно-исследовательской работе учащихся. Научное исследование – очень трудоемкий и сложный процесс, который требует постоянного «высокого накала», работы с огоньком. Если исследование выполняется равнодушно, то оно превращается в ремесленничество и никогда не дает ничего существенного. Недаром научное творчество иногда сравнивают с интеллектуальным подвигом, требующим максимального напряжения всей энергии человека, его мысли и действия.
Для начинающих исследователей весьма важно не только хорошо знать основные положения, характеризующие исследовательскую работу как научную, но и иметь хотя бы самое общее представление о методике научного творчества, ибо, как показывает современная учебная практика, у молодых исследователей на первом этапе овладения навыками научной работы больше всего возникает вопросов именно теоретического характера. Им, прежде всего, недостает знаний и опыта использования методов научного познания, применения логических законов и правил, необходимых для организации своей работы.
Как показывает опыт, одной из главных трудностей молодых исследователей является неумение оформить исследовательскую работу и составить доклад. Нередко интересные, но неправильно оформленные работы отодвигаются экспертными комиссиями на дальний план. Поэтому имеет смысл рассмотреть эти вопросы более подробно.
Основная цель программы – формирование у учащихся поисково-исследовательских творческих умений и навыков в процессе изучения общественно-гуманитарных дисциплин.
Задачи:
- мотивация учащихся к поисковой исследовательской и проектной деятельности;
- определение в учебных дисциплинах проблемных тематических блоков, актуализирующих исследование и творческий поиск;
- внедрение различных форм исследования (конспектирование источников, интерактивные, эксперимент и др.);
- развитие умений описания и обобщения результатов;
- формирования умений публичной защиты работы.
II. Содержание исследовательской и проектной деятельности
Исследовательская и проектная деятельность ученика направлена на творческий самостоятельный поиск истины, подтверждения предположения с помощью учителя, своих сверстников. Здесь проверяются имеющиеся знания программы по предмету, активизируется их исследовательский потенциал, развивается поисковое научное мышление и на этой основе научное познание, формируется творческая личность.
В логике исследовательской работы необходимо отметить следующие этапы:
1 – общий замысел – «это нужно всем, обществу и важно для меня»;
2 – актуализация, т.е. выявление противоречий между имеющимися данными, знаниями об исследуемом объекте и очевидной невозможностью их широкого применения;
3 – выбор направления деятельности – «я знаю, как найти»;
4 – определение логики, плана исследования;
5 – выбор средств и методов;
6 – работа с литературой, источниками;
7 – оформление и представление проекта, результатов.
В итоге интеллектуальным, культурным приобретением в процессе научно-экспериментальной работы педагогов и учебно-исследовательской деятельности учащихся является:
- умение работать самостоятельно с литературой, иными источниками, анализировать позиции, вырабатывать свой взгляд;
- приобщение к научным ценностям, культурному опыту людей;
- прививается общая методология
исследовательской деятельности;
- вырабатывается навык логического построения системы доказательств;
- умение отстаивать и публично защищать свою точку зрения.
Ценность организации такой работы состоит в том, что багаж приобретенных знаний и умений обеспечивает активность и самостоятельность учащихся во всем учебном процессе, готовит их к выбору будущей профессии.
Технология научного исследования включает:
- умение видеть важность и определять актуальность будущего исследования;
- умение формулировать и ставить проблему исследования;
- составление плана исследования
- анализ изученности проблемы, над которой надо работать в теории и практике;
- изучение и анализ литературных источников (научные, учебные, популярные издания; хрестоматии, архивные источники);
- исследование явления путем прямых наблюдений;
- уметь объяснять наблюдаемые явления и строить гипотезы, которые затем подтверждать экспериментально;
- проводить систематические исследования;
- подбирать измерительные приборы и пользоваться ими в экспериментальном исследовании;
- делать выводы и заключения на основе проведенных исследований.
Важной частью исследовательской работы является письменное оформление результатов исследования. Здесь необходимо владение научным аппаратом исследования (актуальность, проблема, объект, предмет, цели, задачи, методы и др.), раскрытие основных (ключевых) понятий, умение обобщать, анализировать, делать выводы и рекомендации.
Выступление с докладом о проведенной работе входит в исследовательскую культуру учащихся, поэтому надо активно включать учащихся-исследователей в эту форму представления своих результатов (учебных, исследовательских) во время уроков, конференций. Этим приобретается опыт публичной защиты своего исследования.
Приступая к организации исследовательской работы с учащимися на первом этапе необходимо выявить желающих работать в исследовательском обществе. Ведущее место здесь принадлежит учителю-предметнику, который в процессе индивидуальной работы с учеником помогает ему выбрать тему предполагаемого исследования, подобрать литературу, помогает определять круг проблем, требующих решения.
После того, как была выбрана тема и определены постановка проблемы и мотивация, наступает второй этап реализации творческой идеи: по представлению педагога объединение учителей на своем заседании утверждает темы исследований. Здесь уже определяется, кто из специалистов-консультантов будет курировать работу над разрабатываемым проектом.
После завершения этого организационно-подготовительного этапа начинается третий этап, связанный с непосредственной работой самого ученика над проектом под руководством учителя и при помощи консультантов.
Четвертый этап связан с представлением творческой работы на заседании соответствующей секции научного общества, а также объединения учителей. Эти заседания, как правило, проходят совместно, в них принимают участие учащиеся, преподаватели, научные консультанты, администрация. Одновременно в этим осуществляется в рамках Экспертного совета независимая экспертиза проектов. Наиболее удачные работы рекомендуются как к участию в итоговой школьной конференции, так и в предметных олимпиадах. Здесь же учащиеся имеют возможность выступить со своими сообщениями в классах, оказывая учителю помощь в подготовке и проведении ряда занятий. Темы проектов, рекомендованных к участию в итоговой конференции учащихся, носят, как правило, междисциплинарный характер.
Итогом этой исследовательской работы является проводимая конференция учащихся. В работе принимают участие не только сами учащиеся, но также и преподаватели, члены экспертного совета, научные руководители, представители школьного родительского комитета. Помимо общих пленарных заседаний, активная работа идет по секциям. В них докладчики выступают со своим проектом, отвечают на вопросы оппонентов (в числе которых учащиеся, учителя, эксперты), заслушивается мнение рецензентов на представленные работы. По результатам обсуждения в каждой секции экспертный совет подводит итоги конференции, и определяют победителей по каждой из номинаций, которые награждаются почетными дипломами и призами.
Надо отметить, что работа в исследовательском обществе имеет для учащихся школы свою практическую направленность. Во-первых, школьники приобщаются к миру науки, приобретают навыки исследовательской работы, во-вторых, у них появляется возможность наиболее интересные из работ опубликовать в научных сборниках и периодической печати. В-третьих, есть возможность представить свои работы для участия в городских и международных семинарах и конференциях, в-четвертых, работая в тесном контакте с научными консультантами, учащиеся имеют возможность познакомиться с научными школами города, выбрать свой профессиональный путь.
II. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН
№
п/п |
Тема |
Кол-во часов |
Виды деятельности |
Умения и
Навыки |
1. |
Введение в учебно-исследовательскую работу учащихся. Виды исследовательских работ |
1 |
Лекция, выставочный обзор |
Расширение учебных умений и навыков, их научно-практическая ориентированность |
2. |
Структура учебно-исследовательской работы. Общие требования по оформлению учебно-исследовательских работ (рефератов, проектов) |
2 |
Лекция, моделирование, групповая работа |
Понимание логики научного исследования, абстрактное мышление,
владение научной терминологией |
3. |
Научный аппарат исследования, его логика |
1 |
Лекция |
Аналитические
|
4. |
Проектный метод в школе. Индивидуальная или групповая работа с целью разработать или осуществить проект |
4 |
Лекция-презентация, «мозговой штурм» |
Пректировочные, моделирование, аналитические |
5. |
Стендовая защита |
2 |
выступление |
Научная аргументация, навыки публичного выступления |
III. СОДЕРЖАНИЕ
Тема 1. Введение в учебно-исследовательскую работу учащихся. Виды исследовательских работ
Тема 2. Структура учебно-исследовательской работы. Общие требования по оформлению учебно-исследовательских работ (рефератов, проектов и др.).
Тема 3. Научный аппарат исследования, его логика.
Тема 4. Проектный метод в школе. Индивидуальная или групповая работа с целью разработать или осуществить проект.
Тема 5. Стендовая защита
Скачать перезентацию