Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Классный час «Толерантность – путь к миру» (Автор – Брусянина Е.Ю., воспитатель РГОУ «Ибресинская С(К)ОШ»)

Целевая группа: Учащиеся 7 класса средней общеобразовательной школы.

Цель:

  • познакомить учащихся с понятием “толерантность”, с основными чертами толерантной и интолерантной личности. Развить способности адекватно и полно познавать себя и других людей.

Задачи:

  • дать учащимся возможность оценить степень своей толерантности;
  • развивать внимание, память, творческое мышление учащихся;
  • воспитание чувства коллективизма, сплочённости; способствовать развитию уважительного отношения между учащимися.

Форма проведения: “круглый стол” с сюжетно-ролевыми задачами, проблемными вопросами.

Время проведения: 40-45 минит.

Предварительная работа: учащимся заранее сообщается тема данного мероприятия, даётся специальное задание (в словарях найти определение слова толерантность; как слово толерантность определяется на разных языках земного шара). Подготавливается музыка для проведения занятия. Учитель заранее готовит необходимое оборудование, задания на листочках.

Ход классного часа:

Упражнение "Снежный ком" (слайд 4)

Участники группы сидят в кругу.

Первым представляется ведущий. Затем сидящий слева от него называет имя ведущего и свое имя. Каждый следующий участник называет по очереди имена всех, представлявшихся до него. Таким образом, участнику, замыкающему круг, предстоит назвать имена всех членов группы.

- Сегодня наш разговор посвящён толерантности. Не всем, может быть, знакомо это, и, на первый взгляд, звучит оно совершенно непонятно. Но смысл, который оно несёт, очень важен для существования и развития человеческого общества. Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими. Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

- Нашу встречу я бы хотела начать с разговора о вечном, о любви.

Звучит музыка, рассказывается сказка.

Жила-была на земле девушка по имени Любовь. Скучно ей было жить на свете без подружки. Вот и обратилась она к старому, седому, прожившему сто лет волшебнику:

- Помоги мне, дедушка, выбрать подружку, чтобы я могла дружить с ней всю отпущенную мне Богом жизнь.

Подумал волшебник и сказал:

- Приходи ко мне завтра утром, когда первые птицы запоют, и роса ещё не просохнет...

Утром, когда алое солнце осветило землю, пришла Любовь в условленное место... Пришла и видит: стоят пять прекрасных девушек, одна другой краше.

- Вот выбирай, - сказал волшебник, - одну зовут Радость, другую – Удача, третью – Красота, четвёртую – Печаль, пятую – Доброта.

- Они все прекрасны, - сказала Любовь. – Не знаю, кого и выбрать...

- Твоя правда, - ответил волшебник, - они все хороши, и ты в жизни ещё встретишься с ними, а может, и дружить будешь, но выбери одну из них. Она и будет тебе подружкой на всю твою жизнь.

Подошла Любовь к девушкам поближе и посмотрела в глаза каждой. Задумалась Любовь.

А кого выбрали бы вы? Почему? (Звучит музыка и продолжение сказки):

Любовь подошла к девушке по имени Доброта и протянула ей руку.

Почему Любовь выбрала Доброту? (Ответы)

Набирает обороты третье тысячелетие. Прогресс неумолимо движется вперед. Техника пришла на службу человеку. Казалось бы, жизнь должна стать размереннее, спокойнее. Но мы все чаще и чаще слышим слова: беженец, жертва насилия… В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойствен максимализм, стремление к простым и быстрым решениям сложных социальных проблем. В последнее время в подростковой и молодежной среде наблюдается катастрофический рост всевозможных форм асоциального поведения. Продолжает увеличиваться подростковая преступность. Растет количество антиобщественных молодежных организаций радикального толка, вовлекающих неискушенную молодежь в экстремистские группировки. Любой человек совершает в жизни разные поступки. В одних ситуациях он поступает правильно и проявляет свои хорошие качества, но иногда бывает и наоборот…

(слайд 5, 6) - Описать толерантность довольно трудно, возможно, из-за того, что в разных языках она определяется по-разному, а как я вам расскажу в ходе нашего занятия.

- Скажите, мне пожалуйста, как вы понимаете слово МИР?

(обсуждение ответов детей)

- Мир – это вселенная. Мир – это наша Земля. Это наша страна. Наш поселок. Наша школа. Мир – это я. Как разнообразен мир вокруг нас. Мы все такие разные: взрослые и дети, блондины и брюнеты, добрые и злые, толстенькие и худые, лысые и с косичками, умные и не очень. И все мы должны жить и понимать друг друга. Существует такое красивое слово «толерантность» (слово появляется на доске). Как вы его понимаете?

Определение толерантности (слайд 7)

Толерантность – это уважение, принятие и правильное понимание богатого многообразия культур нашего мира, форм самовыражения и способов проявления человеческой индивидуальности.

Проявлять толерантность – это значит признавать то, что люди различаются по внешнему виду, положению, интересам, поведению и ценностям и обладают правом жить в мире, сохраняя при этом свою индивидуальность.

Толерантность – глобальная проблема, и наиболее эффективным способом формирования у подрастающего поколения является воспитание.

Воспитание в духе толерантности способствует формированию у молодежи навыков независимого мышления, критического осмысления и выработки суждений, основанных на моральных ценностях.

Современный культурный человек – это не только образованный человек, но человек, обладающий чувством самоуважения и уважаемый окружающими.

Толерантность считается признаком высокого духовного и интеллектуального развития индивидуума, группы, общества в целом.

Разные религии описывают это одним языком.(слайд 8,9)

Ислам:
“Никто из вас не станет верующим, пока не полюбит своего брата, как себя самого”

Буддизм:
“Человек может выразить свое отношение к родственникам и друзьям пятью способами: великодушием, учтивостью, доброжелательностью, отношением к ним, как к себе и верностью своему слову”.

Христианство:

“Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними”

(Показ слайда 10)

Терпимость к чужим мнениям, верованиям, поведению

Сострадание

Принятие другого таким, какой он есть

Прощение

Толерантность

Принятие другого таким, какой он есть

Уважение прав других

Сотрудничество, дух партнерства

Милосердие, Уважение человеческого достоинства

Термин толерантность объясняется как терпимость, стремление и способность к установлению и поддержанию общения с людьми.

Определение слова «толерантность» на разных языках земного шара звучит по-разному:

Определение слова «толерантность» (слайд11)

В испанском языке оно означает способность признавать отличные от своих собственных идеи и мнения;

Во французском – отношение при котором допускается, что другие могут думать или действовать иначе, нежели ты сам;

В английском – готовность быть терпимым, снисходительным;

В китайском – позволять, принимать, быть по отношению к другим великодушным;

В арабском – прощение, снисходительность, мягкость, милосердие, сострадание, благосклонность, терпение, расположенность к другим;

В русском – способность терпеть что-то или кого-то (быть выдержанным, выносливым, стойким, уметь мириться с существованием чего-либо, кого-либо).

 

( слайд 12) - Вопросы к учащимся:

1.     Какое из определений вам импонирует более всего?

2.     Почему на ваш взгляд, в разных странах определения различны?

3.     А что же объединяет эти определения?

4.     Почему так актуальна толерантность в настоящее время?

(показ слайда 13)

-  А сейчас я назову Международные соглашения, в которых раскрываются основные понятия и принципы толерантности.

ЭТО:

  1. Декларация принципов толерантности ЮНЕСКО.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Международный пакт о гражданских и политических

     правах.

4.  Международная конвенция о ликвидации всех форм

     расовой дискриминации.

  1. Конвенция о предупреждении преступления геноцида и

     наказании за него.

  1. Конвенция о правах ребёнка.
  2. Декларация о ликвидации всех форм нетерпимости и

     дискриминации на основе религиозных убеждений.

  1. Декларация о правах лиц, принадлежащих к национальным

     или этническим, религиозным или языковым меньшинствам.

 

Смысловая поддержка (работа в парах)

- Сейчас мы поработаем в парах. У каждой пары на столе лежат положения, взятые из мировых религий. Подумайте, о чем говорит каждая из них.

·              «Не делай другому того, от чего больно тебе».

·              «Во всем, как хотите, чтобы с вами поступали люди, так поступайте и вы с ними».

·              «Считай успех соседа своим успехом, а потерю соседа своей потерей».

·              «В счастье и страдании, в радости и горе мы должны относиться ко всем существам, как относимся к самим себе».

- Передайте эти мысли своими словами.

- Какой общий смысл есть в этих высказываниях?

- Люди должны быть снисходительными друг к другу, терпимее, уважать мнение других. Они должны быть толерантными друг к другу.

- Но ведь у толерантности должно быть лицо! Как вы думаете, как должна выглядеть толерантность? Давайте попробуем составить образ толерантности.

 

 (слайд 14) - Образ толерантности (работа в группах)

Ребята могут нарисовать образ, сделать аппликацию, слепить композицию из пластилина, использовать фотографии, мягкие игрушки.

После выполнения задания каждая группа защищает свой образ толерантности.

Ученики рассматривают свои плакаты, высказывают свое мнение.

- На земле должны дружить маленькие и большие, толстые и худые, белые и черные, кошки и собаки, взрослые и дети, Африка и Евразия, … они должны уметь договариваться между собой.

 

 (слайд 15) - Качества толерантности (работа в группах)

- Образ толерантности мы составили. Теперь давайте попробуем дать характеристику человеку, который обладает толерантным отношением.

У вас на столах лежат конверты с различными качествами человека. Попробуйте выбрать пять качеств, которые, по вашему мнению, соответствуют человеку с толерантным отношением.

Конверт 1: снисходительность, злорадство, эгоизм, конфликт, доброта, уважение, понимание, миролюбие, бессердечность, сострадание, великодушие, бестактность.

Конверт 2: доброта, сердечность, хвастовство, равенство, грубость, милосердие, зазнайство, сострадание, благосклонность, уважение, великодушие.

Конверт 3: миролюбие, бессердечность, прощение, равенство, уважение, милосердие, вспыльчивость, диалог, раздражение, сердечность, конфликт, великодушие.

Конверт 4: поддержка, миролюбие, сотрудничество, равенство, сострадание, скупость, ложь, согласие, зависть, милосердие, великодушие, доброта.

 

Качества, которые чаще всего встречаются,  крепятся на плакат.

- Подумайте, а все ли мы обладаем этими качествами? Все ли мы можем спокойно выслушать друг друга? Поддержать в трудную минуту, понять непохожих на нас людей, разрешить конфликты мирным путем?

-А можем ли мы изменить себя? Можем ли мы воспитать в себе те качества, о которых сегодня говорим? Как мы можем это сделать?

 

 (слайд 16) - Учимся ценить индивидуальность (работа в группах)

А какие мы сами? Чем мы отличаемся друг от друга? Ученики рассаживаются по кругу, у каждого есть бумага и карандаш.

Ведущий: «Мы часто хотим быть такими же, как и все остальные, и
страдаем, чувствуя, что отличаемся от других. Иногда действительно
хорошо, что мы - как все, но не менее важна и наша индивидуальность.
Ее можно и нужно ценить».

Ведущий предлагает каждому написать о каких-то трех признаках, ко­торые отличают его от других. Это может быть признание своих досто­инств или талантов, жизненных принципов.


(Ученики записывают свои имена и выполняют задание. Ведущий предупреждает, что записи зачитает вслух, а группа будет от­гадывать, кто автор утверждений).
собираются листочки и еще раз отмечает положительные аспек­ты того, что люди не похожи друг на друга: мы становимся интересны друг другу, можем найти нестандартное решение проблемы, учимся друг у друга.

- Сделав добро, человек сам становится лучше, чище, светлее. Если мы будем внимательны к любому человеку, с которым вступаем во взаимодействие, будь то случайный попутчик, бродяга или друг, - это и будет проявление доброты.

Показ слайда (17)

Есть два пути развития личности:

Толерантный

Интолерантный

Учащиеся класса делятся на две группы. Первая группа будет описывать основные черты, присущие толерантной личности, вторая – черты, присущие интолерантной личности.

Толерантная личность

Интолерантная личность

уважение мнения других
доброжелательность
желание что-либо делать вместе
понимание и принятие
чуткость, любознательность
снисходительность
доверие, гуманизм

непонимание
игнорирование
эгоизм
нетерпимость
выражение пренебрежения
раздражительность
равнодушие
цинизм
немотивированная агрессивность

Вывод:
Толерантный путь – это путь человека, хорошо знающего себя, комфортно чувствующего себя в окружающей среде, понимающего других людей и готового всегда прийти на помощь, человека с доброжелательным отношением к иным культурам, взглядам, традициям.

Интолерантный путь характеризуется представлением человека о собственной исключительности, низким уровнем воспитанности, чувством дискомфортности существования в окружающей его действительности, желанием власти, непринятием противоположных взглядов, традиций и обычаев.

Физкультминутка.

            Всем учащимся предлагается выполнить физкультминутку:

Учитель произносит слова и выполняет движения, дети повторяют за ним.

Здравствуй, мир! (руки верх)

Это – я! (к себе)

А вокруг – страна моя! (вокруг себя)

Солнце в небесах  - горит! (руки верх)

И земля у ног – лежит! (наклон)

Там – леса! (влево руки в замке)

А там - поля! (вправо руки из замка)

Здесь – друзья! (влево руки из замка)

И здесь – друзья! (вправо руки из замка)

Я легко к земле нагнусь, (наклоны в низ)

К каждой травке прикоснусь, (несколько наклонов)

Распрямлюсь и встану гордо! (руки через верх на пояс)

И вздохну я грудью полной! (вращение руками и на пояс)

Вправо (поворот головы), влево (поворот головы) оглянусь

По округе пробегусь (поворот во круг себя)

Стал я бодрым (рывки руками перед грудью)

И веселым, (рывки руками раскрытыми вправо)

Как ребята (рывки руками перед грудью)

С нашей школы! (рывки руками раскрытыми вправо)

Здравствуй, город самый лучший! (вперед)

Здравствуй, край родной, могучий! (вращение руками и вперед)

Здравствуй же, страна моя! (вращение руками вперед)

Здравствуй, мир! (ладони в чаш)

Встречай меня! (ладони к груди)

- Спасибо всем, предлагаю продолжить дальше наш классный час.

     Упражнение "Лукошко"

Материалы(готовятся заранее): лукошко или пакет с мелкими предметами (например, игрушками из "киндер-сюрпризов", значками и т. п.). Количество предметов должно превышать количество участников группы.

Процедура проведения. Ведущий проходит по кругу с лукошком, в котором находятся различные мелкие предметы. Участники, не заглядывая в лукошко, берут какой-то один предмет. Когда все готовы, ведущий предлагает каждому найти какую-нибудь связь между этим предметом и понятием толерантности. Рассказ начинает участник, первым получивший игрушку. Например: "Мне достался мячик. Он напоминает мне земной шар. Думаю, что толерантность должна быть распространена по всему миру ".

Рефлексия: Какие качества присущи толерантной личности?

                    Каково преимущество толерантного общения?

                     Трудно ли поставить себя на место другого человека и понять его переживание?

Составить с учащимися правила толерантного общения: (слайд 18)

  1. Уважай собеседника.
  2. Старайся понять то, о чем говорят другие.
  3. Отстаивай свое мнение тактично.
  4. Ищи лучшие аргументы.
  5. Будь справедливым, готовым принять правоту другого.
  6. Стремись учитывать интересы других.
  7. Класс – это маленькая семья. И хотелось бы, чтобы в нашей семье всегда царила доброта, уважение, взаимопонимание, не было бы ни ссор, ни ругани. А что же для этого нужно?

Китайская притча «Ладная семья» (слайд 19)

Жила-была на свете семья. Она была не простая. Более 100 человек насчитывалось в этой семье. И занимала она целое село. Так и жили всей семьей и всем селом. Вы скажете: ну и что, мало ли больших семейств на свете. Но дело в том, что семья была особая – мир и лад царили в той семье и, стало быть, на селе. Ни ссор, ни ругани, ни, Боже упаси, драк и раздоров. Дошел слух об этой семье до самого владыки страны. И он решил проверить, правду ли молвят люди. Прибыл он в село, и душа его возрадовалась: кругом чистота, красота, достаток и мир. Хорошо детям, спокойно старикам. Удивился владыка. Решил узнать, как жители села добились такого лада, пришел к главе семьи; расскажи, мол, как ты добиваешься такого согласия и мира в твоей семье. Тот взял лист бумаги и стал что-то писать писал долго – видно, не очень силен был в грамоте. Затем передал лист владыке. Тот взял бумагу и стал разбирать каракули старика. Разобрал с трудом и удивился. Три слова были начертаны на бумаге:

*                   любовь;

*                   прощение;

*                   терпение.

И в конце листа: сто раз любовь, сто раз прощение, сто раз терпение. Прочел владыка, почесал, как водится, за ухом и спросил: - И все? - Да, - ответил старик, - это и есть основа жизни всякой хорошей семьи. И, подумав, добавил: - И мира тоже.

Вот и подошло наше занятие к завершению, мне бы хотелось узнать ваше мнение, что нового интересного вы сегодня получили во время нашей встречи? А для этого я беру газету, скомкаю ее в шар и буду передавать вам, вы же получив этот шар говорите свое мнение.

Учитель в завершение подводит общий итог о ходе занятия.

 (показ слайда 20, 21) -Вывод. Человек должен стремиться к тому, чтобы изменить себя в лучшую сторону, жить в мире с собой.

 

Используемые ресурсы:

http://tolerance.fio.ru/forum.php

http://festival.1september.ru/2004_2005/index.php?subject=9

http://festival.1september.ru/2005_2006/index.php?subject=6

 

СКАЧАТЬ ПРЕЗЕНТАЦИЮ

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика