Эта версия сайта устарела. Перейти на новый сайт >>>

Орфографическая ошибка в тексте

Послать сообщение об ошибке автору?
Ваш браузер останется на той же странице.

Комментарий для автора (необязательно):

Спасибо! Ваше сообщение будет направленно администратору сайта, для его дальнейшей проверки и при необходимости, внесения изменений в материалы сайта.

Методические рекомендации по использованию БУП с новыми поправками (от 30.08.2010г приказ №889)

По итогам заседания Совета при Президенте Российской Федерации по развитию физической культуры и спорта,  подготовке и проведению XXII Олимпийских зимних игр и  XI   Параолимпийских зимних игр 2014 года в г. Сочи,  XXVII  Всемирной летней универсиады 2013 года в г. Казани, внесены изменения в федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования.

Школьный курс химии состоит из трех концентров: пропедевтического, базового и профильного.

Пропедевтический концентр курса химии может быть реализован за счет компонента образовательного учреждения с 7 (6) класса в объеме 1 час в неделю. Пропедевтический курс способствует формированию у учащихся естественнонаучной картины мира, преемственности химического образования на различных ступенях общего образования.

Первое направление реализации пропедевтического этапа – введение интегрированного курса естествознания, предваряющего изучение предметов естественного цикла. Наиболее  известен курс «Естествознание», разработанный под руководством А.Г. Хрипковой (Естествознание: Учеб. для 6–7 кл. общеобразоват. учреждений/ А.Г. Хрипкова, Р.Г. Иванова, Т.В. Иванова и др.; Под ред. А.Г. Хрипковой. – М.: Просвещение, 1997). Химическая составляющая курса представлена первоначальным знакомством с веществами (знаками химических элементов, химическими формулами, валентностью), классами неорганических соединений (кислотами и основаниями) и химическими явлениями, происходящими с ними (условиями протекания химических реакций, основными типами химических реакций – разложения, соединения, горения).

Идею интеграции учебных предметов «Физика» и «Химия» реализует пропедевтический курс А.Е. Гуревича и др. [Физика. Химия. 5-6 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/ А.Е. Гуревич, Д.А. Исаев, Л.С. Понтак. – М.: Дрофа, 2005.]. Этот курс знакомит учащихся 5-6 классов с учебным предметом «химия», строением вещества и химическими явлениями, научными методами познания, применяемыми в химии.

Курсы А.Г. Хрипковой и А.Е. Гуревича обеспечены полным учебно–методическим комплектом.

Второе направление реализации пропедевтического этапа соответствует названию учебного пособия, предназначенного для пропедевтического изучения предмета, «Введение в химию» (Чернобельская Г.М., Дементьев А.И. Введение в химию: мир глазами химика: 7 кл.: учеб. пособие для общеобразоват. учеб. заведений. – М.: Владос, 2003).

Это учебное пособие знакомит семиклассников практически со всеми разделами школьного курса химии основной и средней школы, а также с началами химического эксперимента. Пособие включает в себя 27 лабораторных опытов.

Курс «Введение в химию» (авт. Г.М. Чернобельская) дает учащимся представление о химии, как науке о веществах и их превращениях. Курс составлен из отдельных логически завершенных учебных блоков.

Блок «Вещество» дает учащимся представление: о чистых веществах и смесях, способах их разделения; о химическом элементе и химической символике (знаках и формулах), об относительной атомной и молекулярной массах.

Блок «Химическая реакция» знакомит учащихся с признаками химических реакций и химическими уравнениями; дает первоначальное представление о скорости химической реакции.

Блок «Химические вещества и планета Земля» содержит информацию о кислороде (химическом элементе и веществе), воде и составе воздуха; на примере кислорода рассматривается явление аллотропии.

Блок «Химия в быту» содержит первоначальные сведения об органических соединениях (белках, углеводах, жирах, витаминах, лекарствах), препаратах бытовой химии и косметики. Содержание учебного материала позволяет осуществлять профилактику алкоголизма и наркомании.

Третье направление реализации пропедевтического этапа реализует авторский коллектив под руководством О.С. Габриеляна [Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Ахлебинин А.К.  Химия.7 кл. Вводный курс – М.: Дрофа, 2007;  Габриелян О.С., Шипарева Г.А. Химия. 7 класс: Метод. пособие. – М.: Дрофа, 2007].

Курс состоит из четырех тем.

Первая тема курса – «Химия в центре естествознания» - позволяет актуализировать химические знания учащихся, полученные на уроках природоведения, биологии, географии, физики и других наук о природе. Параллельно проводится мысль об интегрирующей роли химии в системе естественных наук, значимости этого предмета для успешного освоения смежных предметов. В конечном счете, такая межпредметная интеграция способствует формированию единой естественнонаучной картины мира уже на начальном этапе изучения химии. Рассматриваются такие понятия, как эксперимент, наблюдение, измерение, описание, моделирование, гипотеза, вывод. Для отработки практических умений и навыков авторы отобрали несложные и психологически доступные для семиклассников лабораторные и практические работы (устройство физического штатива, нагревательных приборов, элементарной химической посуды, которую они применяли на более ранних этапах обучения, выращивание кристаллов, наблюдение за коррозией металлов и др.).

Вторая тема курса «Математика в химии» позволяет формировать у учащихся расчетные умения и навыки, необходимые при решении химических задач (определение массовой доли химического элемента в сложном веществе, нахождение массовой и объемной долей компонентов в смеси).

Раздел курса «Явления, происходящие с веществами» актуализирует знания учащихся о физических и химических явлениях, готовит их к изучению химических процессов на старшей ступени обучения.

Тема курса «Рассказы по химии» описывает яркие, занимательные, эмоционально насыщенные эпизоды становления и развития химии (этюды о великих русских химиках, рассказы об отдельных химических веществах и химических реакциях), что способствует формированию у школьников интереса к изучению предмета.

Четвертое направление реализации пропедевтического этапа реализует идею раннего систематического изучения химии как составной части школьного курса химии, разгруженного за счет перенесения части учебного материала из курса 8-го класса в 7-ой. Этот курс разработан авторским коллективом под руководством И.Г. Остроумова [О.С. Габриелян, Остроумов И.Г. Химия. 7 кл.: Введение в химию: Вещества.: учеб. пособие для общеобразоват. учреждений. – М.: Сиринъ, 2006; Остроумов И.Г., Аксенова И.Б. Химия. 7 кл.: Методические рекомендации к изучению курса «Введение в химию. Вещества». – М.: Сиринъ, 2006].

Перенесение части учебного материала из 8-го класса в 7-ой позволяет:

-          уменьшить интенсивность прохождения учебного материала курса химии;

-          добиться возможности изучать, а не проходить этот материал, иметь время для отработки и коррекции знаний учащихся;

-          формировать устойчивый познавательный интерес к предмету.

Курс включает шесть разделов.

Первый раздел «Предмет химии и методы ее изучения» знакомит учащихся с краткой историей и содержанием предмета, понятиями «физическое тело» и «химическое вещество». В разделе дается представление о физических и химических явлениях, об естественнонаучных методах познания.

Раздел «Строение веществ и их агрегатные состояния» продолжает межпредметную интеграцию с физикой, биологией и географией, формируя устойчивое представление о частицах вещества (атомах, ионах, молекулах), основных характеристиках веществ в газообразном, жидком и твердом состояниях, о взаимных переходах веществ из одного агрегатного состояния в другое.

Следующий раздел «Смеси веществ и способы их разделения» знакомит учащихся с чистыми веществами и смесями, вводит количественное выражение состава смесей и расчеты на их основе, рассматривает способы разделения смесей и очистки веществ.

Четвертый раздел «Состав веществ. Химическая символика» рассматривает понятия «химический элемент», «простые и сложные вещества», «химические формулы и расчеты на их основе».

Раздел «Простые вещества» дает представление о классификации простых веществ, о важнейших представителях металлов и неметаллов.

Шестой, заключительный раздел «Сложные вещества» содержит информацию об основных классах неорганических соединений и важнейших представителях этих классов.

Базовый концентр химического образования реализуется в основной школе.  Инвариантной частью ОБУП (приказ ГУОиН от 01.07.2004 г. №02-678, поправки от30.08.10 приказ №889) на изучение базового систематического курса химии 8-9 класса отводится 2 часа в неделю.

Профильный этап изучения курса химии на старшей ступени школы (10-11 классы) может осуществляться в нескольких вариантах.

Вариант 1 – химия может изучаться на базовом уровне как самостоятельный курс в объеме 70 учебных часов (1 час в неделю). Этот вариант рекомендуется для следующих профилей: социально-экономический, гуманитарный, информационно-технологический, художественно-эстетический.

Вариант 2 – курс химии может изучаться на профильном уровне в объеме 140 учебных часов (2 часа в неделю). Этот вариант рекомендуется для физико-математического, агротехнологического и биолого-географического профилей.

Вариант 3 –  изучение химии как профильного предмета в объеме 210-350 учебных часов, т.е. 3-5 часов в неделю (за счет компонента общеобразовательного учреждения). Этот вариант рекомендуется для классов химико-биологического и физико-химического профилей.

Преподавание общеобразовательного курса в непрофильных по отношению к химии классах предполагает двухкомпонентную структуру содержания химического образования: инвариантное ядро и вариативную составляющую.

Инвариантное ядро содержания включает в себя основные химические понятия, законы, теории, факты, которые необходимы для объяснения явлений живой и неживой природы.

Вариативная составляющая содержания школьного курса химии для гуманитарных классов предполагает нравственный, историко-мировоззренческий, эстетический, искусствоведческий, прикладной, экологический, региональный компоненты. При реализации данных компонентов целесообразно включать литературные фрагменты при формировании различных систем знаний школьного курса химии:

– о веществе (напр. Ф. Романцева «Рожденная атомом», В. Брюсов «Мир электрона»);

– об элементе (И. Сельвинский «Изотопы», Л. Кар «О природе вещей», А. Куприн «Суламифь», Г. Уэллс «Человек, который делал алмазы...», И. Ефремов «Алмазная труба», А. Дойль «Случай с переводчиком», И. Федосеев «Вода»,

К. Паустовский «Кара-Бугаз», А. Беляев «Продавец воздуха», Н.Г. Чернышевский «Что делать?», Ж. Верн «Таинственный остров»);

– о химической реакции (К. Паустовский «Бросок на юг», Г. Хаггард «Клеопатра», Г. Адамов «Тайна двух океанов», Л. Буссенар «Похитители бриллиантов»);

– о производстве (Ж. Верн «Таинственный остров», Г. Андерсен «Стойкий оловянный солдатик»).

Гуманитарный компонент должен проявиться при отборе химического эксперимента и содержания химических задач.

В классах с углубленным изучением химии особое внимание нужно уделить следующим разделам: «Агрегатные состояния вещества», «Газовые законы», «Физико-химические закономерности протекания химических реакций», «Окислительно-восстановительные реакции в неорганической и органической химии».

Преемственность преподавания предмета на различных ступенях общего образования обеспечивается государственными образовательными стандартами на основе концентрического подхода, а также итоговой аттестацией в форме ЕГЭ.

Концентризм на уровне пропедевтики предполагает изучение материала, затрагивающего вопросы химии, в курсах природоведения или естествознания, а также тем, касающихся химии, в курсах биологии (например, химическая организация клетки), географии (например, химический состав минералов и горных пород), физики (например, основные положения молекулярно-кинетической теории).

В 8-9 классах этот материал изучается в базовом курсе химии системно, то есть на другом уровне. При изучении базового систематического курса химии в старшей школе происходит развитие, расширение и углубление знаний, полученных учащимися в основной школе. В первую очередь, это касается сведений об органических веществах, с которыми выпускники основной школы познакомились в 9-м классе.

В рамках принятой в РФ концентрической системы построения учебной дисциплины «Химия», разработано три стандарта химического образования:

·   стандарт основного общего образования (8-9 классы);

·   стандарт базового среднего общего образования (10-11 классы);

·   стандарт профильного среднего образования (10-11 классы ).

Стандарт основного общего химического образования включает шесть содержательных блоков:

·    методы изучения веществ и химических явлений;

·    вещество;

·    химическая реакция;

·    элементарные основы неорганической химии;

·    первоначальные представления об органических веществах;

·    химия и жизнь.

В связи с введением в практику работы школ нормативного документа «Федеральный компонент образовательного стандарта для основной школы (приказ МОиН РФ № 1089 от 05.03.04 г.) учителя химии должны знать, что из содержания учебных программ в основной школе исключены следующие разделы.

1.        Электронные орбитали. Стандарт предусматривает лишь знакомство со строением электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы – распределение электронов по энергетическим уровням и строение внешнего электронного слоя. Например, для серы:

                                                        16S 2e,8е,6е.           или          16S   2)8)6)

2.        Химические производства. Учащиеся рассматривают лишь химические реакции, лежащие в основе получения серной кислоты, аммиака и.т.д.

3.        Скорость химической реакции, химическое равновесие и способы его смещения. О скорости химической реакции дается лишь представление, как о быстроте протекания химического процесса, которым можно управлять с помощью катализатора.

4.        Некоторые типы расчетных задач: на выход продукта реакции, на избыток одного из реагентов, на вывод формул.

5.        Минеральные удобрения.

6.        Коррозия металлов.

7.        Гидролиз солей.

8.        Окислительно-восстановительные реакции рассматриваются только на уровне общих представлений: процессы окисления и восстановления, вещества (элементы) окислители и восстановители. Понятие об электролизе расплавов солей дается на примере хлорида натрия.

9.        Значительно сокращено содержание концентра “Органические вещества” в 9-м класс.

Стандарт базового среднего общего химического образования структурирован по пяти содержательным блокам:

·    методы познания химии;

·    теоретические основы химии;

·    неорганическая химия;

·    органическая химия;

·    химия и жизнь.

Введение раздела «Химия и жизнь» обеспечивает усиление практической направленности химического образования.

 

 скрипт счетчика посещений       

 

 

Система управления контентом
428001, г. Чебоксары, пр. М.Горького, 5. Режим работы: пн-пт 8.00-17.00
Телефон: (8352) 58-45-22
Факс: (8352) 58-45-22
TopList Сводная статистика портала Яндекс.Метрика