ЦДиК методические рекомендации

Отдел образования Батыревского района

 Чувашской республики

ЦДиК методические рекомендации

 

Отношения  детьми между собой

 

            Для любого социального педагога в какой-то момент становится задача определения эмоциональных связей в классном коллективе, определения неформальных лидеров, иерархической структуры класса, что позволит заранее предотвратить появление отверженных и изолированных членов группы, которые впоследствии могут стать детьми «группы риска».

            Помощь в этом вопросе вам может оказать социометрия и нижеприведенный социометрический тест. При необходимости полный анализ теста вам поможет провести школьный психолог.

Социометрический тест

 

            Инструкция: «Ответь, пожалуйста, на приведенные ниже вопросы. Постарайся быть искренним, иначе вся работа потеряет смысл. Нам очень хотелось бы знать твое собственное мнение. Обещаем, что искренность не обернется тебе во вред.

            Читай каждый вопрос и сразу отвечай на него. Для фамилий, которые ты будешь записывать, после каждого вопроса оставлены специальные места.  

            Прежде чем начинать работу, напиши свое имя, фамилию и класс. Успеха!»

 

Фамилия и имя _____________________________________________

Класс _____________________________________________________

Дата тестирования __________________________________________

 

            1. Если бы тебе пришлось перейти учиться в другую школу, кого из нынешних одноклассников ты бы взял новый класс? Назови, пожалуйста, пять человек.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

 

            2. А кого из нынешних одноклассников ты бы не взял в свой новый класс? Укажи пять фамилий.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

 

            3. Как ты думаешь, кто из одноклассников взял бы тебя в свой новый класс, если бы перешел в другую школу? Укажи пять фамилий.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

 

            4. Укажи, пожалуйста, фамилии тех одноклассников, которые не захотят, по твоему мнению, взять тебя в свой новый класс. Запиши пять фамилий.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

 

            5. Если бы тебе предложили посмотреть ответы на эти вопросы пятерых твоих одноклассников, то чьи ответы ты хотел бы увидеть? Напиши их фамилии в порядке значимости для тебя. Под первым номером – фамилию того, чьи ответы хочется знать больше всего, и так далее.

  1.  
  2.  
  3.  
  4.  
  5.  

 

 


 

Как помочь ребенку и себе преодолеть негативные эмоции?
Как научить ребенка владеть собой?

 

  Многие взрослые, не говоря уже о детях, не могут описать, что творится в их душе, чем они недовольны. А ведь если человек умеет оценить свое душевное состояние, будет легче и окружающим, и ему самому.
Попробуйте следующие упражнения для развития умения понимать себя.
(Вы тоже можете делать их вместе с ребенком).

    Скажите ребенку: «Прислушайся к себе. Если бы твое настроение можно было покрасить, то какого бы цвета оно стало? На какое животное или растение похоже твое настроение? А какого цвета радость, грусть, тревога, страх?» Можно вести «дневник настроений». В нем ребенок каждый день (можно и несколько раз в день) будет рисовать свое настроение. Это могут быть рожицы, пейзажи, человечки, что ему больше понравится.

   Нарисуйте контур человечка. Теперь пусть ребенок представит, что человечек радуется, пусть он заштрихует карандашом то место, где, по его мнению, в теле находится это чувство. Затем также «прочувствуйте» обиду, гнев, страх, счастье, тревогу и т.д. Для каждой эмоции ребенок должен выбрать свой цвет. Зарисовывать можно и одного человечка, и разных (например, если счастье и радость малыш захочет расположить в одном месте).

    Обсудите с ребенком способы выражения гнева. Пусть он (и Вы сами) попробует ответить на вопросы:
1.Что тебя может разозлить?
2. Как ты себя ведешь, когда злишься?
3. Что чувствуешь в состоянии гнева?
4. Что ты сделаешь, чтобы избежать неприятностей в эти минуты?
5. Назови слова, которые говорят люди, когда злятся.
6. А если ты слышишь обидные для себя слова, что чувствуешь, что делаешь?
7. Какие слова для тебя самые обидные?
   Желательно записывать ответы, чтобы потом обсудить с ребенком. Например, какие слова можно употреблять, разозлившись, а какие не стоит, т.к. они слишком резкие, неприятные.

                                  Чтобы научиться справляться с гневом,

                             существуют специальные методики и упражнения.
1. Стройте вместе с малышом «рожицы» перед зеркалом. Изображайте различные эмоции, особо обратите внимание на мимику гневного человека.
2. Нарисуйте вместе запрещающий знак «СТОП» и договоритесь, что как только ребенок почувствует, что начинает сильно сердиться, то сразу достанет этот знак и скажет вслух или про себя «Стоп!» Вы сами тоже можете попробовать использовать такой знак для обуздания своего гнева. Использование данной методики требует тренировки в течение нескольких дней, чтобы закрепился навык.
3. Чтобы научить ребенка спокойно общаться с людьми, поиграйте так: возьмите в руки какой-нибудь привлекательный предмет (игрушка, книга). Задача ребенка – уговорить Вас отдать этот предмет. Вы отдаете вещь, когда захотите. Игру потом можно усложнить: ребенок просит только с помощью мимики, жестов, но без слов. Можно поменяться местами – Вы просите у ребенка. После окончания игры обсудите, как легче просить, какие приемы и действия повлияли на Ваше решение отдать игрушку, обсудите чувства, которые испытывали игроки.
4. Учите ребенка (и себя) выражать гнев в приемлемой форме.
Объясните, что обязательно надо проговаривать все негативные ситуации с родителями или с друзьями. Научите ребенка словесным формам выражения гнева, раздражения («Я расстроен, меня это обидело»).
Предложите воспользоваться «чудо–вещами» для выплескивания негативных эмоций:

– чашка (в нее можно кричать);

– тазик или ванна с водой (в них можно швырять резиновые игрушки);

– листы бумаги (их можно мять, рвать, с силой кидать в мишень на стене);

– карандаши (ими можно нарисовать неприятную ситуацию, а потом заштриховать или смять рисунок);

– пластилин (из него можно слепить фигурку обидчика, а потом смять ее или переделать);

– подушка «Бобо» (ее можно кидать, бить, пинать). Выделите отдельную подушку «для разрядки», можно пришить к ней глаза, рот; не стоит использовать для этой цели мягкие игрушки и кукол, а вот боксерская груша подойдет.
Все эти «чудо-вещи» могут быть использовании и взрослыми!!!
5. Средство «быстрой разрядки» Если видите, что ребенок перевозбужден, «на грани», то попросите его быстро побегать, попрыгать или спеть песенку (очень громко).
6. Игра «Обзывалки».
Чтобы исключить из повседневного общения обидные слова, обзывайтесь! Кидая друг другу мяч или клубок, обзывайтесь необидными словами. Это могут быть названия фруктов, цветов, овощей. Например: «Ты –одуванчик!», «А ты тогда – дыня!» И так до тех пор, пока поток слов не иссякнет.
Чем помогает такая игра? Если Вы разозлитесь на ребенка, захотите его «проучить», вспомните веселые «обзывалки», возможно даже назовите ребенка, ему не будет обидно, а Вы получите эмоциональную разрядку. Когда, имея навык такой игры, малыш назовет обидчика «огурцом» (а не ...), Вы, несомненно, почувствуете удовлетворение.

Учите управлять ребенка своим эмоциями (с пяти лет)

   Можно сильно сжать кулаки, напрячь мышцы рук, затем постепенно расслабляться, «отпуская» негатив. Можно представить себя львом! «Он красив, спокоен, уверен в своих силах, голова гордо поднята, плечи расправлены. Его зовут как тебя (ребенка), у него твои глаза, тело. Ты – лев!»

Сильно-сильно надавить пятками на пол, все тело, руки, ноги напряжены; зубы крепко сцеплены. «Ты – могучее дерево, очень крепкое, у тебя сильные корни, которые уходят глубоко в землю, тебе никто не страшен. Это поза уверенного человека.»

Если ребенок начинает злиться, попросите его сделать несколько медленных вдохов-выдохов или сосчитать до 5-10.

 

        Вы уже поняли, что загонять эмоции внутрь, пытаться их скрывать, очень вредно? Следствие таких действий – заболевания сердца, неврозы, повышенное давление в старшем возрасте плюс непонимание окружающих, высокая раздражительность, агрессивность, проблемы общения. Поэтому учите ребенка и учитесь сами показывать эмоции, «выплескивать» их без вреда для окружающих. Эмоциональная разрядка необходима для сохранения здоровья (физического и психического), а умение рассказать о своих проблемах поможет налаживать контакты с окружающими, понимать самого себя.

31 января                                                                               Педагоги – психологи ЦДиК РОО



 

 


 

 

 

Анализ  анкетирования по проблеме толерантности

  учащихся 10-х классов    (29 человек)

 

Пол:    ? мужской -13(44%)         ?  женский -16(56%)             

1. Знаете ли Вы, что Конституция РФ (Основной закон России) закрепляет равенство всех людей, независимо от пола, расы, национальности и др.?

  • Да- 10(100%)
  • нет, так как никогда не читал(а) Конституцию;
  • нет, никогда не обращал(а) на это внимание;
  • мне все равно, что там написано;
  • затрудняюсь ответить.

 

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • Школа – 22 (77%)
  • родители
  • средства массовой информации – 4 (13%)
  • самообразование- 3 (10%)
  • соседи рассказывали;
  • от друзей
  • затрудняюсь ответить.

2. Ксенофобия – это:

  • боязнь Ксенона – 12 (43%)
  • нетерпимость (плохое, несправедливое отношение) к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания- 11 (37%)
  • заболевание, при котором часто снятся ночные кошмары
  • боязнь потерять свою национальную культуру – 3 (10%)
  • затрудняюсь ответить- 3(10%)

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ВУЗ – 13 (47%)
  • родители – 2 (6%);
  • средства массовой информации - 5 (17%)
  • самообразование – 5 (17%)
  • соседи рассказывали
  • от друзей;
  • затрудняюсь ответить -4 (13%)

3. Толерантность – это:

  • редкое заболевание глаз;
  • смирение и непротивление злу;

-     уважительное отношение к людям другой национальности, взглядов, вероисповедания и др.;-22(76%)

  • процесс разрушения национальных культур и замещение их однородной "попсой";
  • затрудняюсь ответить – 7 (24%).

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ВУЗ- 13(54%)
  • родители- 3(10%)
  • средства массовой информации – 2 (6%)
  • самообразование – 1 (3%)
  • соседи рассказывали;
  • от друзей – 3 (10%)
  • затрудняюсь ответить – 7 (24%)

4. Как вы считаете, националист – это тот, кто:

  • нарушает правила дорожного движения за границей;
  • считает представителей своей национальности лучше всех других людей;-14(49%)
  • досконально знает свою национальную культуру;-7(24%)
  • пишет книги о достоинствах и недостатках представителей своей национальности – 8 (27%)
  • затрудняюсь ответить.

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ВУЗ – 14 (51%)
  • родители;
  • средства массовой информации – 6 (20%)
  • самообразование- 1 (3%)
  • соседи рассказывали ;
  • от друзей- 6 (20%)
  • затрудняюсь ответить- 2 (6%)

5. Мигранты и беженцы - это в первую очередь:

  • люди, готовые на все ради переезда – 1 (3%);
  • преступники, скрывающиеся в бегах – 2 (6%)
  • люди, вынужденные по политическим или экономическим причинам покинуть свое постоянное место жительство – 26 (91%)
  • попрошайки на улицах;
  • затрудняюсь ответить.

 

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ВУЗ – 20 (70%)
  • родители;
  • средства массовой информации – 3 (10%)
  • самообразование – 5 (17%)
  • соседи рассказывали;
  • от друзей;
  • затрудняюсь ответить – 1 (3%)

6. Жители Кавказа - это, в первую очередь:

  • торговцы на рынках – 10 (34%)
  • весельчаки, любящие хорошее вино
  • сотни народов, населяющие Кавказ – 18 (63%)
  • злобные, постоянно воюющие бородатые террористы – 1 (3%)
  • затрудняюсь ответить.

 

 

Откуда вы получили знания, которые помогли вам ответить на данный вопрос?

  • школа/ВУЗ- 14 (51%)
  • родители – 1 (3%)
  • средства массовой информации- 3 (10%)
  • самообразование – 8 (27%)
  • соседи рассказывали – 1 (3%)
  • от друзей
  • затрудняюсь ответить – 2 (6%)

7.       Поддерживаете ли вы практику  милиции проверять документы на улице у людей не-славянской внешности?

– да,  это нужно делать обязательно- 23 (81%)

- да, нужно проверять документы у всех  подряд – 3 (10%)

- нет, это не приемлемо ни в каких условиях – 1 (3%);

- мне все равно- 1(3%)

- в некоторых случаях – 1 (3%), если ведут себя подозрительно    

       - иное __________________________________

8. Как Вы обычно относитесь к тому, что в Вашем доме / городе живут люди другой национальности или религии:

  • это плохо, потому что с ними трудно найти общий язык -6 (20%)___________(почему?);
  • это хорошо, потому что можно  узнать о них больше   - 9 (31,5%)_____________(почему?);
  • мне все равно, потому что они мне не мешают

- 9 (31,5%)_________________________(почему?);

  • затрудняюсь ответить – 5 (17%)

9. К Вам когда-нибудь относились хуже, чем к другим людям по какому-либо признаку?

  • Никогда- 23 (80%)
  • да, по национальному признаку
  • да, по имущественному признаку;
  • да, по другим признакам  

 __________________________ (каким?);

  • затрудняюсь ответить -6 (20%).

10. Вы когда-нибудь проявляли нетерпимость к представителям какого-либо меньшинства?

  • Никогда – 17 (60%)
  • да, по национальному признаку;
  • да, по имущественному признаку;
  • да, по другим признакам – 1 (3%)
  • затрудняюсь ответить – 11 (37%).

11. Поддерживаете ли вы организации, которые выступают против миграции и за «Россию для  русских»?

  • полностью поддерживаю и готов быть членом такой организации – 6 (20%)
  • вообще согласен, но вступать в организацию не хочу – 8 (27%)
  • не поддерживаю такую позицию – 14 (50%)
  • считаю, что такие организации надо запретить – 1 (3%)
  • иное         ___________

12. Вы сталкивались со случаями унижения достоинства человека из-за его национальности или вероисповедания?

  • да, наблюдал лично  
  • да, испытал на себе;
  • да, слышал от знакомых – 4 (13%)
  • да, читал в газете – 1 (3%)
  • да, видел по телевизору – 18 (64%)
  • нет, не сталкивался – 6 (20%)
  • никогда не обращал внимания

13. По вашему мнению, существует ли в вашем районе нетерпимое отношение к людям другой национальности и вероисповедания?

  • да, и это большая проблема 1 (3%)
  • да, но встречается редко и не является проблемой -8 (27%)
  • нет, у нас ко всем относятся одинаково хорошо -5 (17%)
  • нет, у нас ко всем относятся одинаково плохо – 1 (3%)
  • я не хочу об этом думать – 2 (6%)
  • не знаю – 12 (44%).

14. Встречали ли вы следующие проявления нетерпимости: (можно выбрать любое количество ответов)

? Да, встречал – 3 (10%)

  • распространение фашистской символики в виде листовок, плакатов, надписей – 1 (33%)
  • фашистская литература  
  • митинги, сборы и др. публичные выступления националистов, фашистов  
  • публикации в прессе, оскорбительные для какой-либо национальности или религии
  • прямое физическое насилие (избиение и т.п.)- 2 (67%)

? Нет, не встречал – 26 (90%).

15. Считаешь ли ты деятельность молодежных антифашистских организаций полезной?

  • да, они борются с неонацизмом и неофашизмом -5 (17%)
  • да, они дают молодежи возможность выразить свою позицию – 15 (53%)
  • да, они могут влиять на принятие властями решений – 5 (17%)
  • нет, не считаю – 4 (13%)

16. В каких антифашистских действиях вы готовы принять участие?

  • в уличной акции – 3 (10%)
  • в семинаре или дискуссии - 3(10%)
  • в подписании обращения к властям – 3 (10%)
  • в проведение этого опроса среди друзей-15 (53%)
  • иное – 5 (17%)  «ни в каких»

Эта анкета для тебя:

? бессмысленна – 6 (20%)                                                        ?- невероятно скучна – 1 (3%)

? полезна для меня – 17 ( 60%)                                                   ? иное  

? полезна для организаторов этого исследования – 5 (17%)

 

Анализ анкетирования

1. Пожалуйста, напротив каждого пункта отметь привлекательность для Вас данной профессии/ образа жизни, вне зависимости от Ваших реальных способностей по 200-бальной шкале (от -100 до 100).

-100 - « ненавижу, ни при каких обстоятельствах»                    + 100 - « мечтаю, умру, если не стану»   (даны средние баллы по профессиям)

·      юристом       40

·      учителем     -8

·      врачом  15

·      священником  -77

·      правозащитником  22

·      журналистом  24

·      художником  7

·      гуманитарным технологом    6

·      музыкантом  28

·      предпринимателем  58

·      продавцом бананов  -52

·      политиком  23

·      лидером общественной  организации - 23

·      астрологом  9

писателем (поэтом)  -8

·      военным  8

гангстером  -44

·      финансистом  29

·      крестьянином  -53

·      рантье -38

·      магом  -35

·      колдуном  -58

·      ремесленником  -46

·      программистом  26

·      шпионом  -27

·      спасателем  17        

·      актером  30        

·      охотником  -20

·      домовладельцем  24

киллером  -66

·      шоуменом  6

·      алхимиком  -29

·      дворянином (принадлежать к аристократии)  -25

революционером  -45

·      строителем  -15

·      космонавтом  -2

·      бомжом   -100

·      отшельником  -79

·      монахом -81

·      пилигримом -57

·      домохозяйкой

(домохозяином)  8

садовником  -33

·      пастухом  -74

·      психоаналитиком  -9

толкователем снов  -25

·      проституткой ( жиголо) -99

·      карточным шулером -69

·      вором в законе  -70

·      президентом РФ  48

·      губернатором  31

·      математиком 0,6  

·      физиком  -13

·      специалистом в естественнонаучной области (биология, география и т.п.) -14

 

 

2. Как вы воспринимаете людей: (отметьте галочкой по 5 бальной шкале, если 1 – меня это раздражает, 5 – мне интересны такие люди)

 

1

2

3

4

5

Разговаривающих на другом языке,

 

1 (3%)

8 (27%)

7 (24%)

14 (46%)

Придерживающихся другой религии,

8 (27%)

5 (17%)

14 (50%)

1 (3%)

1 (3%)

Имеющих другой цвет кожи,

4 (13%)

8 (30%)

6 (20%)

6 (20%)

5 (17%)

Имеющих другой цвет глаз,

 

1 (3%)

6 (20%)

8 (27%)

14 (50%)

Обладающих способностями, которых нет у вас,

 

 

2 (6%)

2 (6%)

25 (88%)

Другого стиля жизни

1 (3%)

3 (10%)

4 (13%)                                                     

4 (13%)

17 (61%)

 

 

 

 

 

Опросный лист «Историческая память»

1. К какой нации Вы себя относите? ___К чувашской – 22 (75%), к русской – 7 (25%)

2.  Ваш пол?

мужской

13(44%)

 Женский

16(56%).

3. Ваш возраст?_15 лет – 12 (41%), 16 лет -9 (31%), 17 лет – 8 (28%)

 

4. Интересует ли Вас историческое прошлое России? (Выбрать один вариант ответа)

очень интересует – 13 (44%)

скорее интересует, чем нет – 16 (56%);

совсем не интересует - переход к вопросу № 11.

5. Какие эпохи в истории России особенно интересны для вас? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

Эпоха Петра I -9 (31%);

Великая Отечественная война -12 (41%);

Времена царствования Екатерины I-Екатерины II -5 (17%);

Период перестройки и реформ 90-х годов – 9 (31%);

Киевская Русь -7 (24%);

Период 1950-х-1980-х гг. – 1(3%;

Россия в ХIХ веке – 4 (13%);

Революция 1917 г. и гражданская война в России 1918-1922 гг -6 (20%).;

Советский период 20-х – 30-х годов – 1 (3%)

Война с Наполеоном -11 (37%);

Создание централизованного русского государства – 8 (27%);

Россия в начале ХХ века ее участие в Первой мировой войне – 15 (51%);

другое – 2 (6%) война с Японией_____________________________________________________________

6. Что в истории России вызывает у Вас наибольший интерес? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

великие люди российской истории – 11 (37%);

экономическое развитие страны – 11 (37%);

события военной истории  - 12 (41%);

становление и развитие российского государства -11 (37%);

достижения в литературе или искусстве, в науке или технике, социально-политические потрясения (крестьянские бунты, перевороты) -12 (41%);

другое________________________________________________________________________

7. Из каких источников Вы получаете знания об истории России? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

учебники  - 28 (96%);

кинофильмы – 23 (79%);

телепередачи – 19 (65%);

мемуары, художественная литература – 3 (10%);

журналы и газеты – 9 (31%);

музеи и экскурсии – 17 (58%);

рассказы людей старшего поколения- 13 (44%);

специальная историческая литература – 11 (37%);

радиопередачи – 7 (24%);

семейные архив – 4 (13%)

другое________________________________________________________________________

8. Искажается или нет отечественная история в современных публикациях (книгах, журналах, газетах, телепередачах)? (Выбрать один вариант ответа)

нет – 1 (3%)

отчасти – 10 (34%);

во многом искажается – 5 (17%);

затрудняюсь ответить – 13 (46%)

 

9. Если история искажается, то каких периодов? (Можно выбрать несколько вариантов ответа)

Всех периодов – 3 (10%);

Великая отечественная война -12 (41%);

Времена царствования Екатерины I-Екатерины II – 3 (10%);

Период перестройки и реформ 90-х годов – 16 (55%);

Киевская Русь – 3 (10%);

Период 1950-х-1980-х гг – 1 (3%);

Россия в ХIХ веке -4 (13%);

Революция 1917г. и гражданская война в России 1918-1922 гг. – 5 (17%);

Советский период 20-х – 30-х годов – 4 (13%);

Война с Наполеоном -4 (13%);

Создание централизованного русского государства – 1 (3%);

Россия в начале ХХ века ее участие в  Первой мировой войне – 5 (17%);

другое – 3 (10%) участие в войнах

10. Отметьте в таблице «галочкой» в каждой строке, какие из указанных преобразований в отечественной истории последних веков, на Ваш взгляд ускорили прогресс России, а какие не имели исторического значения или задержали ее развитие?

Преобразования

Ускорили прогресс России

Не имели исторического значения или задержали развитие России

Реформы Петра I

23 (80%)

6 (20)

Отмена крепостного права

26  (90%)

3 (10%)

Октябрьская революция

13 (46%)

16 (54%)

Перестройка, начатая М.С. Горбачевым

7 (24%)

22 (76%)

Реформы 90-х годов, начатые Б.Н. Ельциным

17 (59%)

12 (41%)

11. Как Вы оцениваете место России в мире? (Один ответ)

Россия была и остается великой мировой державой – 15 (52%);

Россия перестала быть великой мировой державой, но может стать ею – 9 (31%);

Россия перестала быть великой мировой державой и уже не станет ею - 0

затрудняюсь ответить – 5 (17%).

 

12. Как Вы думаете, в каких областях жизни Россия оказала влияние на мировое развитие? (Отметьте в таблице «галочкой» в каждом столбце)

 

В области культуры

 

В области науки

 

В области защиты

прав человека

очень большое влияние

17 (59%)

17 (59%)

6 (20%)

не очень большое

9 (31%)

9 (31%)

14 (50%)

не оказала влияние

0

0

7 (24%)

затрудняюсь ответить

3 (10%)

3 (10%)

2 (6%)

13. Какими достижениями в России, по Вашему мнению, можно гордиться      «Полётом в космос»- 16 (55%), военной техникой – 10 (34%), природными богатствами – 1 (3%), культурой – 1 (3%), открытиями в науке – 1 (3%)

14. Какие события в истории России вызывают у Вас горечь и стыд?    «Никакие»- 1 (3%);  распад СССР – 6 (20%), сталинские репрессии – 1 (3%), правление Ельцина – 1 (3%), феодальная раздробленность Руси – 1 (3%)

15. Хотели бы Вы уехать из России в другую страну? (Один ответ)

предпочитаю жить в России даже при плохом развитии событий- 21 (74%);

хочу временно уехать и собираюсь это сделать- 3 (10%);

хочу навсегда уехать и собираюсь это сделать-  0

хотел бы иммигрировать, но нет возможности- 1 (3%);

затрудняюсь ответить- 4 (13%).

16. Выберите, с какими из следующих высказываний Вы согласны?

Русский народ – освободитель- 6 (20%);

Русский народ – завоеватель- 8 (27%);

Русский народ – строитель- 14 (48%);

Русский народ – разрушитель- 0;

Русский народ – высоконравственный – 3 (10%);

Русский народ – безнравственный - 0

Русский народ – технически передовой- 9 (31%);

Русский народ – технически отсталый – 1 (3%);

Русский народ – защитник народов- 14 (48%);

Русский народ – угнетатель народов - 0;

Русский народ – создатель великой культуры- 14 (48%);

Русский народ – не является создателем великой культуры - 0

17. Как Вы оценивание роль следующих государственных деятелей и военачальников в судьбе России? (Отметьте в таблице «галочкой» в каждом столбце)

Деятели

Александр Невский

Дмитрий Донской

Иван Грозный

Петр I

Екатерина II

Суворов

Николай II

Ленин

Сталин

Жуков

Брежнев

Горбачев

Ельцин

положительная

5 (17%)

13 (46%)

21 (74%)

28 (97%)

13 (47%)

24 (85%)

23 (81%)

23 (80%)

18 (64%)

27 (94%)

23 (80%)

10 (34%)

18 (63%)

незначительная

12 (43%)

4 (13%)

4 (13%)

0

11 (37%)

2 (6%)

3 (10%)

5 (17%)

6 (20%)

2 (6%)

0

5 (17%)

8 (27%)

отрицательная

2 (6%)

3 (10%)

0

0

1 (3%)

2 (6%)

2 (6%)

1 (3%)

3 (10%)

0

3 (10%)

12 (43%)

3 (10%)

затруднились ответить

10 (34%)

9 (31%)

4 (13%)

1 (3%)

4 (13%)

1 (3%)

1 (3%)

0

2 (6%)

0

3 (10%)

2 (6%)

0

 18. Знаете ли Вы, в каком году был основан город (поселок, село), в котором вы сейчас живете?

да, знаю- 24 (83%);

знаю приблизительно- 5 (17%);

не знаю - 0.

19. Знаете ли Вы имя и отчество Ваших дедов, прадедов?

 

дедов

прадедов

да, знаю

27 (94%)

9 (31%)

знаю, но не всех

1 (3%)

14 (49%)

не знаю

 

1 (3%)

6 (20%)

20. Сохранились ли в Вашей семье следующие реликвии?

фотографии бабушек, дедушек, более далеких предков- 28 (96%);

ордена, медали, почетные грамоты, наградные знаки родителей и других родственников- 21 (72%);

предметы домашней утвари- 16 (55%);

старинные вышивки, кружева, другие украшения- 20 (68%);

старинные картины – 6 (20%);

ничего не сохранилось- 1 (3%);

другое________________________________________________________________________

21. Как Вы относитесь к широкому использованию иностранных слов в газетных и журнальных публикациях, в радио – и теле передачах? (Один ответ)

очень положительно - 0

положительно- 12 (44%);

безразлично- 3 (10%);

отрицательно- 11 (37%);

очень отрицательно – 1 (3%);

затрудняюсь ответить – 2 (6%).

22. Должно ли телевидение отдавать предпочтение российским программам перед иностранными?

да-23 (81%);

нет-2 (6%);

затрудняюсь ответить- 4 (13%).

23. Нужно ли сегодня расходовать деньги на восстановление памятников истории и культуры?

безусловно, нужно- 27 (94%);

совсем не нужно - 0;

затрудняюсь ответить – 2 (6%).

24. Представителем, какой культуры Вы себя считаете? (Один ответ)

русской- 21 (74%);

русской многонациональной- 6 (20%);

советской многонациональной

другого народа России- 2 (6%);

западноевропейской;

американской;

другой;

затрудняюсь ответить-

 

 

 

 


 

 

Полезные советы по обучению чтению

Где искать золотой ключик?

Все методики по обучению детей чтению направлены на выработку умения переводить буквенные значки в звуки, звуки - в слова, а слова - в предложения. Но если понимать под чтением не бойкое движение по букварю под руководством воспитателя дошкольной прогимназии или гувернера, а чтение книг (т. е. чтение в собственном смысле слова), то умение это является хоть и необходимым, но недостаточным. Кроме того, и оно таинственным образом зависит не только от прогрессивности и совершенства тех методов и приемов, при помощи которых малыша обучают читать, и не только от виртуозных качеств учителя, но и от наличия у самого ребенка внутреннего желания читать. Это внутреннее желание психологи называют мотивом и утверждают, что именно он, а не что-либо иное, определяет успех любой человеческой деятельности. Иными словами, чтобы научиться читать, ребенок должен хотеть это делать.

Почему же он должен хотеть читать?

Мы являемся свидетелями очень интересного процесса современности - перехода чтения, особенно чтения классической и высоко художественной литературы, в разряд элитных занятий.

При этом золотые ключики от потайной дверцы в мир чтения лежат не в учительском кармане, а в кармане... читающего родителя

Чтобы ребенок хорошо говорил, с ним надо разговаривать: так задаются образцы устной речи. Чтобы ребенок научился быть внимательным, ему надо читать и рассказывать сказки: так задаются образцы восприятия слова. Чтобы книга воспринималась как необходимый элемент жизни, она должна жить в доме и быть востребованной взрослым. Так задаются образцы определенного жизненного стиля. Если после работы вас хватает только на то, чтобы шевелить кнопками телевизионного пульта, приготовьтесь к тому, что ребенок будет вести себя так же, не задаваясь вопросом, при чем тут усталость. Вы - образец. Какие могут быть к нему претензии?

В читающих семьях ребенок (опять подчеркиваю - в случае нормального развития) обучается читать сам собой, так же, как обучается ходить и говорить. Потому что чтение внутри его семьи является столь же необходимым видом деятельности, как хождение и говорение. Окружающая его среда насыщена буквенными символами, начиная от вывесок и газетных заголовков и кончая теми самыми кубиками с буквами, которые, конечно же, вам подарит друг семьи с педагогическими склонностями.

Совершенствование малыша в технике чтения - это другое, отдельное дело.

Во-первых, надо обеспечить ребенка соответствующей библиотекой, состоящей из книг с картинками в размер страницы и с коротенькими текстами под этими картинками (наподобие сказок Сутеева). Буквы обязательно должны быть большими - даже тогда, когда вы знаете, ребенок справляется и с маленькими. Процесс чтения не должен напоминать разгрузку вагонов. Самостоятельно ребенок должен читать более легкие книжки, чем он, по идее, мог бы, а сложный словесный мир будет, как и раньше, открываться ему через ваше ежедневное (не менее получаса) чтение

Во-вторых, важно помнить, что у маленького ребенка умение читать связано с умением писать, и письмо функционально предшествует беглому чтению. Подписи с орфографическими ошибками под его картинками, почему-то приводящими вас (а в особенности - бабушек) в ужас, не менее важны для процесса обучения чтению, чем страдания над букварными страницами. Забудьте про ошибки. Сейчас ребенок осваивает другой, крайне важный принцип: буквы - значки для звуков. Это и есть самообучение. А ваша задача - стимулировать его на этом пути всеми возможными способами. Помогайте малышу сшивать "книжки" из подписанных картинок, радуйтесь каждому "облачку" со словами "ой" и "ха-ха-ха", вылетающему изо рта героя нарисованного им комикса.

Желание ребенка читать, а потом и писать, заниматься сочинительством - две ветки одного дерева. Их корень - интерес ребенка к живой жизни слова.

Н.Н.Фёдорова,учитель-дефектолог ЦДиК


 

Активное слушание

 

Когда ребенок расстроен, обижен, потерпел неудачу, когда ему больно, стыдно, страшно, когда с ним обошлись грубо, несправедливо, когда он очень устал, то надо ему понять, что вы знаете о его переживании (состоянии), «слышите» его.

Для него это лучше всего сказать  назвать по имени его чувство или  переживание.

Если у ребенка эмоциональная проблема, его надо активно выслушать.

Активно слушать ребенка – значит возвращать ему в беседе то, что  он вам поведал, при этом обозначив его чувство.

Недостаток в воспитании: оставлять ребенка наедине с его переживаниями. Своим советом и критическими замечаниями  родители как бы сообщают ребенку, что его переживание неважно, оно не принимается в расчет. Родитель, поняв внутреннюю ситуацию ребенка готов услышать  о ней больше, принять ее.

Такое буквальное сочувствие  родителя производит на ребенка совершенно особое впечатление. Родители, которые потребовали «озвучить» чувство ребенка, рассказывают о неожиданных, чудодейственных результатах.

Правила беседы по способу активного  слушания.

  1. Если вы хотите послушать ребенка, обязательно  повернитесь к нему лицом.
  2. Важно,  чтобы его и ваши глаза находились на одном уровне.

Ваше положение по отношению к нему  и ваша поза  - первые и самые сильные сигналы о том, насколько вы готовы его слушать  и услышать.

3.  Если вы беседуете с расстроенным или огорченным ребенком, не следует задавать ему вопросы.

4. Очень важно в беседе «держать паузу». После каждой реплики лучше всего помолчать. Это время принадлежит ребенку; не забивайте его своими соображениями  и замечаниями. Пауза помогает  ребенку разобраться  в своем переживании и полнее почувствовать,  что  вы рядом.  Помолчать хорошо и после ответа ребенка – может он, что-то добавит. Если глаза ребенка смотрят не на вас, а в сторону или вдаль, то продолжайте молчать, в нем происходит  очень важная  и нужная внутренняя работа.

5. В вашем ответе важно повторить то, как вы поняли, что случилось с ребенком, а потом обозначить  его чувство.

Ребенок, убедившись, что взрослый  готов его слушать, начинает рассказывать о себе все больше.

Постепенно родители начинают обнаружить изменения  более общего характера:

1. Родители  сообщают, как о чуде, что дети  сами довольно быстро начинают активно слушать их.

2. Успех окрыляет родителей; они замечают в себе что-то новое; чувствуют, что становятся более чувствительными к нуждам и горестям  ребенка, легче принимают его «отрицательные» чувства. Родители начинают находить в себе больше терпения, меньше раздражаются. «Техника» активного слушания оказывается  средством преображения родителей.

Мы думаем, что «применяем»  ее к детям, а она меняет нас самих. В этом ее чудесное свойство.

                                                                       

                                                                                     

 

                                                       Педагог-психолог ЦДиК С.А. Каштанова


 

Детская психология

Некоторые особенности развития речи ребенка из многодетной семьи

 

Число детей в семье, интервал между их появлением на свет и порядковый номер рождения, начиная с первого, самого старшего ребенка, - все это оказывает влияние на психическое развитие ребенка в многодетной семье. В частности, чем больше детей в семье, чем выше порядковый номер рождения малыша, чем меньше интервал между появлениями детей на свет, тем, как правило, ниже интеллект ребенка.

Появление в семье каждого нового ребенка изменяет ее структуру и взаимодействие между ее членами. Так, снижается качество общения детей с родителями: общение с родителями заменяется общением со старшими братьями и сестрами.

Подобное изменение чревато прежде всего отставанием в развитии речи у детей. И это подтвердил эксперимент в Ульяновске в 1993-1994 годах, проведенный с помощью Гейдельбергского теста, выявляющего, как ребенок усваивает и использует грамматические, морфологические, семантические (смысловые) структуры языка.

К эксперименту привлекли сорок многодетных (от четырех и больше) семей и двадцать семей с одним ребенком (в качестве контрольных). Психологов прежде всего интересовало речевое развитие 7-летнего ребенка, у которого есть старшие и младшие братья и сестры.

Многодетные семьи были разделены поровну на две экспериментальные группы. В первую вошли семьи с минимальной, порядка двух лет, разницей в возрасте (в интервале) между 7-летним ребенком и его старшими и младшими братьями и сестрами. То есть, на момент эксперимента в 20 семьях были дети пяти, семи, и девяти лет, и уровень развития речи определялся у каждого.

Во второй экспериментальной группе интервал между рождением 7-летнего ребенка и его старшими и младшими братьями и сестрами был больше - четыре года, то есть детям было по три, семь и одиннадцать лет. В этих семьях особенности развития речи определялись как и в контрольных семьях, только у семилетнего ребенка. Результаты эксперимента показали, что уровень развития речи у детей контрольной группы соответствует нормальному возрастному уровню. А вот дети из многодетных семей - независимо от возраста и от интервала в рождении между ними - отстают в развитии тех или иных способностей от нормального возрастного уровня.

У всех детей из многодетных семей прежде всего плохо развита способность образовывать различные слова от одного корня и способность выражать разные признаки предметов в соответствии с правилами. Способность понимать и передавать смысл текста плохо развита у детей 7 и 9 лет (независимо от интервала -2 или 4 года -между рождениями). Кроме того, 7-летний ребенок первой экспериментальной группы, где интервал рождения составлял 2 года, отстает от нормального возрастного уровня в развитии таких способностей, как:

· понимание сложных высказываний;

· запоминание сложных предложений;

· понимание смысла текста (эта способность плохо развита и у детей второй экспериментальной группы, а у детей первой группы вообще практически не развита) ;

· определение единственного и множественного числа в соответствии с морфологическими правилами;

· узнавание аналогии в значении слов;

· учитывание ролевых признаков при формировании высказывания в различных ситуациях.

Таким образом, дети из многодетных семей - независимо от возраста и интервала между рождениями - испытывают большие или меньшие трудности в усвоении речи. Следовательно, на уровень развития речи оказывает влияние не только число детей в семье, но и интервал рождения между ними. А это значит, что родителям большого числа детей в семье следует уделять особое внимание развитию их речи, особенно если интервал между рождениями детей близок к минимальному.

Данный пример еще раз доказывает, что для развития речи необходимо в первую очередь индивидуальное общение взрослого с ребенком.

Почему же дети часто "коверкают" слова, не могут грамотно построить предложения, выразить свою мысль?

Причин множество: родовые травмы, различные заболевания, неблагоприятные условия воспитания. Доказано, что недоразвитие речи чаще всего наблюдается у детей, которые воспитываются вне семьи: в детских домах, домах ребенка, детских дошкольных учреждениях с круглосуточным пребыванием. В тот период, когда ребенку необходимо общение с близкими людьми, он оказывается лишен такой возможности.

Но вот что замечают учителя начальных классов в последние годы: в первый класс приходит все больше детей с ограниченным словарным запасом, невнятной и невыразительной речью. И это дети из семьи, нередко, внешне совершенно благополучной. В чем дело? Оказывается в том, что дома заботу о ребенке понимают весьма своеобразно: накормить-напоить, обуть-одеть. Биологические потребности наследника - вот главная задача папы и мамы. А вот как быть с другой потребностью ребенка - потребностью в общении? И дело здесь не только в родительской занятости и поглощенности собственными проблемами. Часто взрослые не задумываются над тем, что мало окружить ребенка яркими игрушками. Нужно приложить усилия для того, чтобы ребенок научился ими играть. Это особенно важно для тех малышей, у которых нет товарищей для игр. Таким товарищем для них должен стать взрослый. В процессе совместных игр возникают диалоги, во время которых можно научить сына или дочку понятно формулировать свои просьбы и желания, выслушивать своего партнера по игре, договариваться о совместных действиях. Это поможет не только развить речь ребенка, но и научить общаться со сверстниками. Ведь очень часто ссоры среди дошкольников случаются потому, что они не понимают друг друга, а потом "невербальное общение" становится чертой характера и закрепляет в поведении ребенка привычку завоевывать руками то, что он не может получить в результате разговора.

 

Н.Н.Фёдорова, учитель дефектолог ЦДиК


За что и как хвалить ребенка
 

 

Похвала - один из способов помочь ребенку справляться с жизненными трудностями. Чем более ребенок капризен, невоспитан и требователен, чем меньше его физические возможности, чем он беспомощнее, боязливее и ленивее, чем меньше у него веры в себя, а у окружающих - в него, тем важнее и полезнее для него похвала.
    Похвала дает ребенку надежду на то, что он обязательно справится, воспитается, выучится, станет, захочет, сможет, узнает и будет. Она говорит ему о том, что он ЕСТЬ, МОЖЕТ, ХОЧЕТ И ЗНАЕТ. Она дает веру. Вера дает силы.
Самая большая проблема для взрослых заключается как раз в том, что капризного ребенка, который "не умеет играть", "не дорожит игрушками" и вечно что-то выпрашивает, или подростка, который плохо учится, сидит целыми днями перед телевизором или компьютером, "ничем не интересуется" и постоянно пререкается с родителями, при этом выпрашивая денег, "не за что" хвалить.
    Однако
очень важно, чтобы родители нашли, за что похвалить ребенка даже в самых критических ситуациях, таких как:
- плохое поведение и отвратительная учеба;
- проваленные контрольные и экзамены;
- склонность к воровству и бродяжничеству;
- болезненность и мнительность;
- ссоры с друзьями и разлады с любимыми;
- изгнание из компаний и неуважение в классе;
- неумение читать и красиво писать прописи;
- плохой аппетит и худосочность или обжорство и лишний вес;
- отсутствие талантов и несообразительность.
    Во всех этих случаях похвала не просто полезна, а необходима, как лекарство!
Речь вовсе не идет о вранье или о подхалимаже. Просто обычно все взрослые привыкли хвалить детей за то, что они СДЕЛАЛИ, а в сложных для ребенка ситуациях хвалить можно и необходимо не за то, что ребенок сделал, а за то, что он просто ЕСТЬ, просто СУЩЕСТВУЕТ.
    Мамы и папы, на самом деле, умеют это делать, они уже хвалили своего ребенка, когда ему было полгодика или год, за "ясные глазки", за солнечную улыбку, за то, что проснулся, за то, что сказал "агу", за то, что ОН У НИХ ЕСТЬ. Потом мамы и папы забывают это свое умение, но ведь это умение СУЩЕСТВУЕТ, а значит, может быть снова "вспомнено"!
    Капризного, неумелого, ноющего ребенка можно и нужно хвалить:
- за то, что он составляет компанию маме (даже если мама уже была бы рада куда-нибудь выйти одна);
- за то, что он вымыл руки (даже если он вымыл без мыла и под строгим взглядом родителей);
- за то, что он пришел домой с прогулки (даже если его пришлось тянуть с улицы за руку);
- за то, что он выбрал для себя хорошую игрушку (даже если покупка не входила в планы мамы);
- за то, что он умеет переключать каналы телевизора (даже если при этом он не дает маме смотреть ее любимую программу).
    Подростка-троечника - длинного, нескладного и некоммуникабельного, шмыгающего носом и выпрашивающего денег на компьютерные игры - можно и нужно хвалить:
- за доброту;
- за то, что сходил в магазин;
- за рисунок;
- за высокий рост;
- за интересный рассказ о просмотренном фильме;
- за то, что влюбился в такую симпатичную (добрую, умную и т. д.) девушку...
    Всегда найдется, за что похвалить ребенка. Если ребенок болен, физически ослаблен, эмоционально травмирован, похвала - это лекарство, без которого его просто нельзя оставлять ни на один день.
    Для того чтобы похвалить ребенка, вовсе не обязательно ему все время что-то говорить. Похвалой для него может быть:
- история из маминой жизни, рассказанная перед сном;
- семейное обсуждение за ужином будущей поездки на море или воспоминания о прошлой;
- домашнее животное, которое любит ребенка и играет с ним;
- подарок любого размера и любого содержания и многое другое.
   
Даже если у ребенка что-то не получается - стоит авансировать его начинание похвалой. Это похоже на то, как старательно и душевно родители выбирают ребенку портфель, одежду, ручки и краски к первому сентября. Ведь они еще не знают, как ребенок станет учиться, но уверены в том, что он достоин и прекрасных разноцветных вещей, и цветов, и их улыбок.

                                                                                     С.А.Каштанова ЦДиК Отдел образования

 


 

страничка   Учителя логопеда                                страничка      Педагога психолога 

 

 

НАЦИОНАЛЬНЫЙ ФОНД ПОДГОТОВКИ КАДРОВ. ИНФОРМАТИЗАЦИЯ СИСТЕМЫ ОБРАЗОВАНИЯ.
Сайт сделан по технологии "Конструктор школьных сайтов".